Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС / ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / TRAINING / COMPETENCE / MILITARY MEDICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL STABILITY / SPECIALIZED CLASS / FIRST AID

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свечникова Галина Ивановна, Горшкова-Лоскутова Ирина Николаевна, Метальникова Ольга Константиновна

Наличие у военнослужащего таких качеств, как умение в различных условиях обстановки мирного и военного времени своевременно оказывать первую помощь, что позволит сохранить раненым здоровье и жизнь в целом. Применение в процессе обучения тренажёров, имитаторов ранений поможет вызвать необходимый эмоциональный настрой, психологическую устойчивость и нацелить на оказание первой помощи в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свечникова Галина Ивановна, Горшкова-Лоскутова Ирина Николаевна, Метальникова Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PSYCHOLOGICAL STABILITY FORMATION OF PRACTICAL SKILLS IN THE TRAINING OF SOLDIERS IN THE CLASSROOM FOR MILITARY MEDICAL TRAINING

The presence of such qualities as the ability to provide timely first aid in various conditions of peace and war, which will save the wounded health and life in General. The use of simulators and injury simulators in the training process will help to evoke the necessary emotional mood, psychological stability and focus on first aid in extreme conditions. Keywords: training, competence, military medical training, psychological stability, specialized class, first aid.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

Г.И. СВЕЧНИКОВА,

И.Н. ГОРШКОВА-ЛОСКУТОВА,

О.К. МЕТАЛЬНИКОВА

G.I. SVECHNIKOVA, I.N. GORSHKOVA-LOSKUTOVA, O.K. METALNIKOVA

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УСТОЙЧИВОСТИ

PREPARATION OF PSYCHOLOGICAL STABILITY

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

FORMATION OF PRACTICAL SKILLS IN THE TRAINING OF SOLDIERS IN THE CLASSROOM FOR MILITARY MEDICAL TRAINING

Сведения об авторах: Свечникова Галина Ивановна - преподаватель кафедры управления подразделениями в мирное время филиала ВА МТО, к.т.н. (г. Пенза. E-mail: g.i. sv@mail. ru);

Горшкова-Лоскутова Ирина Николаевна - преподаватель кафедры управления подразделениями в мирное время филиала ВА МТО (г. Пенза. E-mail: gorshkova-loskutovai@mail. ru);

Метальникова Ольга Константиновна - преподаватель кафедры управления подразделениями в мирное время филиала ВА МТО, к.т.н. (г. Пенза. E-mail: Olga_Metalnikova@mail. ru).

Аннотация. Наличие у военнослужащего таких качеств, как умение в различных условиях обстановки мирного и военного времени своевременно оказывать первую помощь, что позволит сохранить раненым здоровье и жизнь в целом. Применение в процессе обучения тренажёров, имитаторов ранений поможет вызвать необходимый эмоциональный настрой, психологическую устойчивость и нацелить на оказание первой помощи в экстремальных условиях.

Ключевые слова: обучение, компетенции, военно-медицинская подготовка, психологическая устойчивость, специализированный класс, первая помощь.

Information about the authors: Galina Svechnikova - teacher of the Department of division management in peacetime of the VA MTO branch, Ph. D. (Penza. E-mail: g.i. sv@mail. ru);

Irina Gorshkova-Loskutova - teacher of the Department of division management in peacetime of the branch OF VA MTO (Penza. E-mail: gorshkova-loskutovai@mail. ru);

Olga Metalnikova - teacher of the Department of division management in peacetime of the branch OF the VA MTO, Ph. D. (Penza. E-mail: Olga_ Metalnikova@mail. ru).

Summary. The presence of such qualities as the ability to provide timely first aid in various conditions of peace and war, which will save the wounded health and life in General. The use of simulators and injury simulators in the training process will help to evoke the necessary emotional mood, psychological stability and focus on first aid in extreme conditions. Keywords: training, competence, military medical training, psychological stability, specialized class, first aid.

Keywords: training, competence, military medical training, psychological stability, specialized class, first aid.

Ш Ш Необходимо иметь истинное призвание к деятельности С С практического врача, чтобы сохранить душевное равнове-^ ^ сие при различных неблагоприятных условиях его жизни.

Нравственное развитие врача, практика поможет ему исполнить священный долг перед Родиной, сохранить то душевное равновесие, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни».

С.П. Боткин,

русский врач-терапевт, патолог, физиолог и общественный деятель

А лЦр

1 штаг

Военно-медицинская подготовка

является дисциплиной боевой подготовки. Для достижения одной из задач боевой подготовки военнослужащих необходимо выработать у личного состава высокую психологическую устойчивость, смелость, решительность, умение преодолевать трудности общевойскового боя, способность переносить физические и психологические нагрузки в сложных условиях обстановки. Военно-медицинская подготовка должна дать личному составу необходимые знания и практические навыки для своевременного и качественного оказания первой помощи.

При обучении военнослужащих на практических занятиях по военно-медицинской подготовке необходимо формировать компетенции - возможности применять знания, умения и навыки в сложной боевой обстановке. Способность к оказанию первой помощи является основным требованием по военно-медицинской подготовке.

Вооружённым Силам на сегодняшний день требуются военнослужащие, способные к инновационному мышлению, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности. Для реализации военно-профессиональных компетенций у военнослужащих необходимо развивать специальные способности. Важной составляющей военно-медицинской подготовки считается психологическая тренировка, призванная обеспечить психологическую устойчивость личного состава к внешним стрессовым раздражителям. Тяжесть комбинированных поражений в результате возможного применения современных видов оружия и террористических актов, большие потери в живой силе среди личного состава будут с огромной силой воздействовать на психику военнослужащих, обострять их эмоциональные впечатления и переживания.

Изучен опыт медицинской помощи в военных конфликтах в Аф-

ганистане (1979-1989), на Северном Кавказе (1994-1996 и 1999-2002).

Так, в вооружённом конфликте в Чеченской Республике (19941996) базу данных составили 11328 клинических наблюдений. В общей структуре боевых повреждений огнестрельные ранения составили 61,4%, травмы - 33,2%, ожоги -4,1%, отморожения - 1,3%. Более половины из них были лёгкими, 22,7% - тяжёлыми и крайне тяжёлыми. Множественные и со-четанные ранения были у 14,6 и 39,7% пострадавших соответственно. Наиболее часто встречались огнестрельные ранения конечностей, что характерно для всех вооружённых конфликтов, причём значительную часть ранений нижних конечностей составляла минно-взрывная травма (39,9%). Почти каждый четвёртый пострадавший имел ранение в голову (см. таблицу).

Были изучены жизнеугро-жающие последствия ранений. Наиболее жизнеугрожающими последствиями были наружное и внутреннее кровотечение.

При оказании первой помощи у 30-40% раненых развились различные осложнения. Летальные исходы на этапах эвакуации составили 9,1% в Афганистане, 7,2% -в первом конфликте и 5,8% - во втором. В Афганистане у 80% раненых первичные операции выполнялись в медицинских батальонах и гарнизонных госпиталях.

На Северном Кавказе значительная часть раненых (30-50%) сразу доставлялась в передовые

госпитали, откуда через 2-3 суток после первичных операций эвакуировалась в тыл. Значительная доля от числа летальных исходов была обусловлена тяжестью ранений и неэффективностью догоспитальной помощи. Большая часть раненых могла быть спасена, но погибла от жизнеугрожающих последствий, прежде всего кровотечения и осложнения ранений.

Установлено также, что кровоостанавливающий жгут в период военного конфликта в Чечне применялся у 18% раненых с повреждением магистральных сосудов конечностей, что в 2 раза реже, чем во время войны в Афганистане. Тем не менее, каждому третьему раненому жгут был наложен не по показаниям или неправильно. После наложения кровоостанавливающего жгута конечность сохранена меньше, чем у половины раненых (48,7%).

Учитывая опыт локальных конфликтов прошлых лет, стало понятно, что не все военнослужащие готовы к уверенным действиям по оказанию первой помощи в сложной боевой обстановке. Сказывается отсутствие той психологической подготовленности, которая помогает военнослужащим преодолеть боязнь крови, раны, судорог, криков и стонов раненых. Важно, чтобы в сложных ситуациях боевой обстановки личный состав мог применить приобретённые им навыки в оказании первой помощи раненым.

Поэтому очень важно при обучении военнослужащих

организовывать на занятиях обстановку, близко приближённую к боевой (использование военной техники, пиротехнических средств, выполнение нормативов по военно-медицинской подготовке с применением имитаторов ранений и поражений).

Занятия необходимо проводить методом упражнения, тренировки которого заключаются в многократном, сознательном повторении определённых приемов и действий с целью формирования навыков и умений.

Эффективность в формировании навыков и умений в последние десятилетия совершенно однозначно доказала такой метод обучения, как практический тренинг. Тренинги активно используются в зарубежных и российских организациях и позволяют сотрудникам за короткое время освоить новые навыки и применить полученные знания. Тренинг - групповой активный метод обучения, направленный на получение участниками тренинга успешных практических умений и навыков, необходимых им в практической работе.

Тренажи призваны решать следующие задачи:

- инструментальная: формирование определённых навыков и умений;

- гностическая: формирование знаний и развитие мышления обучаемых;

- социально-психологическая: развитие коммуникативных и командных навыков.

Для повышения эффективности тренажа его алгоритм должен отвечать определённым требованиям:

- тренаж должен соответствовать целям обучения;

- тренаж должен затрагивать практическую повседневную или чрезвычайную ситуацию, возникающую в подразделении (части);

- необходим определённый уровень теоретической подготовки обучаемых, соответствующий тематике тренажа;

- приветствуется нестандартное мышление для решения задач, при условии соответствия средств целям и предписаниям руководящих документов;

- преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор, и как консультант в процессе развития сценария тренажа.

Тренаж состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный. На

данном этапе преподаватель:

а) определяет содержание и основную задачу тренажа. А это может быть выработка навыков принятия решений в экстренных ситуациях, умение выполнять определённые приёмы первой помощи и т.п.;

б) формирует параметры ситуации. Место действия, погодные условия (при необходимости), состояние вооружения, техники и др.;

в) самостоятельно решает задачу, опираясь на свой личный опыт и руководящие документы. Фиксирует алгоритмы действий, решения и приказы, обеспечивающие оптимальное решение задачи, продумывает предполагаемые ответы и реплики;

г) информирует обучаемых о планируемом тренаже и рекомендует учебный материал и литературу для подготовки.

Основным рабочим документом руководителя тренажа является план проведения занятия. Он отрабатывается текстуально. В плане отображаются: исходные данные, порядок проведения занятия (содержание и последовательность отработки учебных вопросов с расчётом времени).

2. Непосредственная организация тренажа. Преподаватель проводит инструктаж с военнослужащими, сообщает правила и условия, в которые поставлен личный состав, вооружение и техника, распределяет роли.

3. Проведение тренажа, в результате которого должна быть решена поставленная задача. При проведении тренажа активно используется метод упражнений. Метод упражнений заключается в сознательных, многократных, всё более усложняющихся повторениях изучаемых приёмов и действий. С помощью упражнений у обучающихся формируются соответствующие навыки и умения, решаются многие задачи их развития, воспитания и психологической подготовки.

4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов тренажа как самими участниками, так и преподавателем.

Следует отметить, что в трена-жах используется не только игровой метод, как таковой. В процессе можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное

Таблица

Распределение огнестрельных ранений у раненых

Анатомическая область Число пострадавших, %

Голова 24,4

Шея 2,7

Позвоночник 2,3

Грудь 6,6

Живот 4,3

Таз 3,9

Конечности 55,8

Ш И Думайте, думайте: если вы не привыкните думать и не С С сделаете живой организм и весь ход жизни предметом ^^ настойчивого и страстного думанья, от всей вашей дальнейшей деятельности останется только ремесло, и оно вас разочарует и приведёт к отчаянию».

обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации.

Тренаж предусматривает достижение как учебных, так и воспитательных целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией службы в воинской части (в парке и т.п.).

Ожидаемая эффективность:

- познавательная: в процессе тренажа обучаемых знакомят с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией воинского коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;

- воспитательная: в процессе тренажа формируется сознание принадлежности её участников к воинскому коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по службе;

- развивающая: в ходе тренажа развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, командные навыки, навыки управленческой деятельности.

О результатах применения обучающих тренингов в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных

специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.

Занятия по теоретической части дисциплины «Военно-медицинская подготовка» необходимо проводить в специально оборудованном классе с современным мультимедийным сопровождением, наглядными пособиями, содержащими актуальную информацию, электронный вариант учебника, медицинские тренажёры, что даёт возможность для отработки практических навыков по оказанию первой помощи.

Отработку практических приёмов по проведению сердечно-лёгочной реанимации необходимо осуществлять на учебных тренажёрах, снабжённых датчиками контроля правильности выполнения базовых навыков. Наличие датчиков контроля позволяет повысить мотивацию обучаемых на правильное выполнение упражнения.

На практических занятиях необходимо применять комплекты «имитаторов ранений и поражений», симулирующих реалистичные модели ран. Преимущество обучения при помощи тренажёров, имитаторов ранений очевидны. Появляется возможность моделировать критические ситуации, действия по обучению могут быть неоднократно повторены для отработки навыков и умений и ликвидации ошибок.

Применение новых боевых средств поражения с неизвестными ранее поражающими факторами потребовало разработки соответствующих форм организации медицинской помощи с учётом

И.П. Павлов,

русский и советский учёный, физиолог

новейших достижений медицинской науки. Поэтому необходимо интенсивное обучение оказанию первой помощи с учётом особенностей современной боевой травмы, овладение в совершенстве необходимыми практическими навыками и способностями преодолевать психологический барьер при оказании первой помощи при различных поражениях. Военное образование должно удовлетворять всем современным требованиям, готовить специалистов, способных выполнить задачи любой сложности и в любой обстановке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов, Н.П., Пепеля-ев, А.В., Порфирьев В.А. Военно-медицинская подготовка курсантов: от войскового опыта к инновациям в обучении // Современные наукоемкие технологии, 2015. № 12. С. 548-551.

2. Зуев, ВЛ,, Фокин, ЮН,, Аха-дов, A.M. Результаты лечения огнестрельных ранений магистральных сосудов с учётом применения на догоспитальном этапе кровоостанавливающего жгута. Доклад Северо-Кавказской научно-практической конференции: тезисы. -Ростов-на-Дону, 2002.

3. Хирургия. Журнал им. Н. И. Пирогова, 2011.

4. Елисейкин, М.М. Технология профессионально-ориентированного обучения: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Бегуна. - СПб.: BMA, 2012.

5. КиберЛенинка: https:// суЬег1ептка.ш/агйс1е/п/ chastnaya-metodika-prepodavaniya-uchebnoy-distsipliny.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.