Научная статья на тему 'Подготовка профессиональных кадров рыбохозяйственной отрасли в контексте перехода к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения'

Подготовка профессиональных кадров рыбохозяйственной отрасли в контексте перехода к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАДРЫ / ПОТЕНЦИАЛ / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОТРАСЛЬ / EDUCATIONAL STANDARD / WORKERS / POTENTIAL / FISH INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагуткина Лина Юрьевна, Лагуткин Олег Юрьевич

Нормативные документы по ведению образовательной деятельности имеют свою историю: внедрение Государственного образовательного стандарта, регламентирующего формирование основной образовательной программы при подготовке дипломированных специалистов по специальностям высшего профессионального образования (ГОС ВПО) ГОС ВПО второго поколения для всех ступеней ВПО, включая магистратуру внедрение ФГОС ВПО третьего поколения. Современные методы обучения в рыбохозяйственных учебных заведениях России рассчитаны на развитие общих и специальных способностей. Помощь обучающимся в овладении профессией предполагает специальную организацию их деятельности и применение наукоемкого инструментария комплексного обеспечения профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих методическую поддержку при получении профессиональных знаний. Введение новых образовательных стандартов и принятие соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании создают условия для развития подготовки кадров с учетом требований современного рынка труда. Таким образом, профессиональное образование в контексте перехода к федеральным образовательным стандартам нового поколения обеспечивает развитие кадрового потенциала рыбохозяйственной отрасли. Библиогр. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагуткина Лина Юрьевна, Лагуткин Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard documents of conducting educational activity have their own history from introduction of the SES HPE, regulating formation of the basic educational program by preparation of the qualified experts in specialities of the higher professional education, SES HPE of the second generation for all steps HPE, including a magistracy, before introduction of FSES HPE of the third generation. Modern methods of training in fishery educational institutions are aimed at the development of the general and special abilities. The help in trade mastering assumes special organization of their activity and application of the high technology toolkit of complex maintenance of vocational training of the workers providing methodical support in getting professional knowledge. Introduction of new educational standards and acceptance of the corresponding law about multilevel higher education create the conditions for development of a professional training taking into account requirements of the modern labour market. Thus, professional education in view of transition to federal educational standards of new generation provides development of personnel potential of fish industry.

Текст научной работы на тему «Подготовка профессиональных кадров рыбохозяйственной отрасли в контексте перехода к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 639.31.(075)

Л. Ю. Лагуткина, О. Ю. Лагуткин ПОДГОТОВКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Приоритеты государственной стратегии развития сельскохозяйственного производства в Российской Федерации на ближайшую перспективу достаточно четко обозначены в программе национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»: повышение рентабельности сельского хозяйства (в том числе промышленного рыбоводства), техническое перевооружение действующих предприятий, введение в эксплуатацию новых мощностей. В ряду сложных проблем, возникших в ходе реализации национального проекта, выделилась и приобрела большое значение проблема дефицита квалифицированных кадров, которые могли бы быстро и качественно претворить в жизнь основные программные мероприятия, осуществить трансфер инноваций (технологических и управленческих) в динамичных экономических условиях.

Проблема дефицита квалифицированных кадров остро ощущается в «агропромышленных» субъектах Южного федерального округа (ЮФО) РФ, принимающих на себя основную нагрузку по модернизации агропромышленного комплекса. Помимо прочего, стремление отдельных субъектов ЮФО к переходу к инновационным моделям развития формирует опережающую потребность в специалистах сельскохозяйственного, и в первую очередь рыбохозяйственного профиля (в связи с неуклонным увеличением наукоемкости технологий аквакультуры) «новой» формации, отвечающих требованиям профессионализма, мобильности, высокой мотивации на результат, компетентности в вопросах прогнозирования изменений экономической конъюнктуры и в вопросах внедрения инновационных технологий. Преодоление инерции в решении главных задач национального проекта невозможно без достаточного уровня производства (воспроизводства) профессиональных кадров.

Наиболее перспективным в данном направлении является развитие непрерывного образования как действенного инструмента активной профессиональной самореализации (в рамках уже выбранной профессии), а также профессиональной ориентации (при выборе будущей профессии), увязанного со стратегиями социально-экономического развития территорий и планами кадрового обеспечения отраслей экономики.

Возможности системы непрерывного образования очень широки: система не только позволяет осуществлять подготовку «новых» профессиональных кадров, но и является эффективным инструментом стимулирования экономической активности большинства социальных и возрастных групп. За счет реализации программ повышения квалификации и переобучения даже в условиях сложной демографической ситуации можно восполнять квалифицированные трудовые кадры без привлечения новых человеческих ресурсов и, таким образом, гибко реагировать на изменения социально-экономических условий [1].

В настоящее время государство осуществляет активные шаги по модернизации образования с целью подготовки специалистов, соответствующих международным стандартам. Введение новых образовательных стандартов и принятие соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании призваны создать условия для развития подготовки кадров с учетом требований современного рынка труда.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) как документ, регламентирующий формирование основной образовательной программы при подготовке дипломированных специалистов высшего профессионального образования рыбохозяйственной отрасли по специальности, был введен в действие в 1995-1996 гг.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования первого поколения разрабатывался в сложной социально-экономической ситуации, и его содержание определялось в первую очередь требованиями академического (научно-педагогического) сообщества. Стандарт включал в себя:

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Важной особенностью государственного образовательного стандарта первого поколения являлось то, что, наряду с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной области, они содержали и общие требования к уровню развития личности.

Стандарты содержали также требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин, которые выступали в качестве основы для формирования инструментов оценки качества образования в вузе и выпускников (специалистов), и обучающихся (студентов).

В 2000 г. был введен в действие ГОС ВПО второго поколения, плюсами которого являлись:

— согласованность с тарифно-квалификационными характеристиками Министерства труда России;

— согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, исполняющими роль работодателей;

— одновременная разработка государственных образовательных стандартов для всех ступеней высшего профессионального образования, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и оптимизировало механизм введения их в практику.

Российская система высшего профессионального образования состоит из уровневой образовательной подсистемы, которая обеспечивает реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» (срок обучения 6 лет).

Таким образом, в отношении специалистов рыбохозяйственной отрасли в системе высшего профессионального образования в настоящее время действуют стандарты подготовки бакалавров и магистров и стандарт подготовки дипломированных специалистов.

Несмотря на сложности, связанные с практическим признанием степени «бакалавр» на рынке труда, выражающиеся, прежде всего, в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, объем подготовки бакалавров остается достаточно стабильным.

Проводником идеи о необходимости перехода к уровневой системе высшего профессионального образования является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Сторонники указанной инициативы считают, что в настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. И введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре (или на производстве) будет больше отвечать запросам быстро меняющегося рынка труда, что сделает систему высшего профессионального образования более гибкой в обеспечении потребностей общества. Логичным шагом на пути перехода к уровневой системе образования стало и выстраивание новой, современной, «унифицированной» системы стандартов подготовки бакалавров и магистров. Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в возрасте 17 лет, он не всегда может осознанно выбрать траекторию образования.

Уровневое высшее профессиональное образование позволяет студенту, после первых лет обучения по широкому направлению, более осознанно подойти к выбору профиля программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда как за счет продолжения обучения в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

В 2006 г. Министерство образования и науки РФ развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). Федеральный государственный образовательный стандарт - «стандарт третьего поколения», - не делится на компонен-

ты (федеральный, региональный), как его предшественники, а устанавливает определенные свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.

Поскольку уровневая система возводит в приоритет трудоустройство выпускников, ФГОС диктует необходимость приблизить подготовку студентов к текущим потребностям экономики: лидирующую роль должен играть профессиональный стандарт, т. е. требования, которые предъявляет к умениям, навыкам работника конкретная область трудовой деятельности. Именно эти требования закладываются в основу содержания подготовки.

На основе опыта разработки и реализации ГОС ВПО первого и второго поколения и с учетом нормативных документов Болонского процесса проект ФГОС ВПО предусматривает:

— формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

— формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной;

— разработку стандартов без их деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты с одновременным расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);

— установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;

— введение научно-исследовательской работы студента в качестве обязательного компонента ООП;

— установление трудоемкости (объема учебной работы студента) ООП в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

В макете ФГОС предусматривается переход при расчете учебной нагрузки студентов и преподавателей от «часов» к «зачетным единицам» (по типу ECTS), а приложение к диплому о высшем образовании изменится по типу европейского Diploma Supplement.

Предлагается сохранить цикловую структуру ФГОС ВПО (гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; практики и научно-исследовательская работа), при этом каждый цикл (в европейском варианте -«модуль») должен иметь базовую и вариативную части.

Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 74б Водные биоресурсы и аквакультура и магистров 47 м Водные биоресурсы и аквакультура содержат виды профессиональной деятельности, которые соответствуют задачам и целям основных образовательных программ. Единство образовательного пространства формируется определенными компетенциями, которые обеспечиваются единством требований к уровню подготовки как выпускника вуза (в виде компетенций) и единством требований к освоению цикла программы студентом. Так, основные образовательные программы состоят из учебных циклов, каждый из которых содержит базовую часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть позволяет получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности.

Более того, вузом совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса определяется конкретный вид деятельности.

Именно поэтому сопутствующей задачей подготовки является совершенствование образовательной программы; ориентация на наиболее «подходящие» виды деятельности; учет профессиональных требований, которые предъявляются к работнику, исходя из основного вида деятельности.

В настоящее время помощь обучающимся в овладении профессией предполагает специальную организацию вида деятельности - дисциплину региональной компоненты, включающую получение знаний, соотнесение качества полученных знаний с особенностями профессиональной деятельности. Дисциплина региональной компоненты при подготовке высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования рыбохозяйственного профиля рассчитана на выработку самостоятельных позиций, выявление и развитие общих и специальных способностей. Учитывая, что только при наличии интереса к определенному виду деятель-

ности можно рассчитывать на полное раскрытие потенциала специалиста, выбор таких дисциплин в современных учебных планах проводят посредством тестирования участников образовательного процесса и предложения альтернативной дисциплины.

Речь, следовательно, идет о целенаправленном формировании компетенций, обеспечивающих наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей обучающихся, ориентированных на будущую профессию.

Принимая во внимание то, что компетенции будущего профессионального работника рыбохозяйственной отрасли напрямую зависят от междисциплинарной специализации знаний, в рамках одной дисциплины при обучении могут освещаться вопросы экономические, правовые, экологического менеджмента и менеджмента качества в повседневной деятельности фермерских хозяйств при планировании стратегии собственного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зелетдинова Э. А., Лагуткин О. Ю. Характеристика миграционных процессов в Астраханской области в контексте изменения трудовой ресурсной обеспеченности // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. -2007. - № 5 (40). - С. 90-96.

2. Лагуткина Л. Ю., Лагуткин О. Ю. Формы организации отраслевого профильного обучения // Материалы Всерос. конф. «Инновационные технологии обучения в высшей школе», Сочи, 29 сентября 2009 г. - Сочи, 2009. - С. 196-199.

Статья поступила в редакцию 3.12.2009

PREPARATION OF SKILLED WORKERS IN FISH INDUSTRY IN VIEW OF TRANSITION TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION

L. Yu. Lagutkina, O. Yu. Lagutkin

Standard documents of conducting educational activity have their own history from introduction of the SES HPE, regulating formation of the basic educational program by preparation of the qualified experts in specialities of the higher professional education, SES HPE of the second generation for all steps HPE, including a magistracy, before introduction of FSES HPE of the third generation. Modern methods of training in fishery educational institutions are aimed at the development of the general and special abilities. The help in trade mastering assumes special organization of their activity and application of the high technology toolkit of complex maintenance of vocational training of the workers providing methodical support in getting professional knowledge. Introduction of new educational standards and acceptance of the corresponding law about multilevel higher education create the conditions for development of a professional training taking into account requirements of the modern labour market. Thus, professional education in view of transition to federal educational standards of new generation provides development of personnel potential of fish industry.

Key words: educational standard, workers, potential, fish industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.