Научная статья на тему 'Подготовка проекта утилизационного предприятия'

Подготовка проекта утилизационного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТИЛіЗАЦіЯ / СУДНО / ВіДХОДИ / УТИЛіЗАЦіЙНОГО ПіДПРИєМСТВО / НАВКОЛИШНє СЕРЕДОВИЩЕ / УКРАїНА / ПРОЕК УТИЛіЗАЦії / СТАНДАРТИ ISO 30000

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пизинцали Людмила Викторовна

В статье рассмотрены вопросы экологии и утилизации основного принципа устойчивого развития государства. Рассмотрены этапы проекта утилизации судна, приведены обязательные требования к«утилизатору». Сделан акцент на то, что при разборке судна, основным критерием должно быть применение энергосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений; на каждое конкретное судно должна бать разработана программа утилизации, удовлетворяющая всем требованиям экологического иприродоохранного законодательства. Поднимается вопрос о возможности введения утилизационного сбора илипредоставления украинским судовладельцам утилизационного гранта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A DRAFT RECYCLING FACILITY

The article deals with environmental issues and waste the basic principle of sustainable development of the state. IThe stages of the draft ship recycling, given the mandatory requirements to "the exchanger." It emphasizes the fact that the dismantling of the vessel, the main criterion should be the use of energy-saving, low-waste and non-waste technology solutions; for each particular vessel should be designed Bat recycling program that meets all the requirementsof the environmental and nature protection legislation. It raises questions about the possibility of the recycling orcollection of Ukrainian shipowners scrappage grant

Текст научной работы на тему «Подготовка проекта утилизационного предприятия»

об'ектш, для яких був anpiopHO ввдомий дiагноз, з використанням описано! вище методики, в 266 випадках було отримано iстинний результат, що показуе високу ступiнь кореляци апрюрно1 i апостерюрно1 класифтацшно1 шформацп.

Список лггератури:

1. Yu. I. Bazhora, A. N. Komlevoy, M. M. Chesnokova, A. Nalazek, W. Zukow. Respiratory system estimation at the healthy children and children with bronchitis with the use of laser correlative spectroscopy // Journal of Health Sciences. - 2013. - Vol. 3. No. 7. - P. 135-150.

2. Комлевая Н.О., Комлевой А.Н., Чернега К.С. Проектирование специализированной компьютерной системы для проведения пульмонологического диагностирования. - Науковий журнал "Проблеми програмування". - Киев, 2014. - № 2 - 3. - С. 253 - 262.

3. Кавицкая В.С., Любченко В.В., Лысюк А.В. Модель представления знаний для систем

управления знаниями. - Пращ Одеського полтгехшчного ушверситету - Одеса, 2013. - Вип. 3. -С. 167 - 172.

4. Комлевая Н.О., Комлевой А.Н. Разработка информационной модели диагностирования состояния дыхательной системы. -Холодильна техшка i технология. - Одесса, 2011. -Вып. 2(130). - С. 75 - 79.

5. Комлевая Н.О. Построение системы диагностических признаков с использованием метода дискриминантного анализа в офтальмологических исследованиях. - Радюелектронш i комп'ютерш системи. - Харшв «ХА1», 2010. - Вип. 6 (47). - С. 250 - 253.

6. Комлевая Н.О., Комлевой А.Н., Тимченко Б.И. Сравнительный анализ двух подходов при решении задачи классификации. - Науко-техшчний журнал "Радюелектронш i комп'ютерш системи". - Харьков, 2014. - № 6(70). - С. 115 - 119.

Пизинцали Людмила Викторовна

Кандидат технических наук, доцент кафедры судоремонта, Одесский национальный морской университет

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА УТИЛИЗАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ П1ДГОТОВКА ПРОЕКТУ

УТИЛ1ЗАЦ1ЙНОГО П1Д

приемствА

PREPARATION OF A DRAFT RECYCLING FACILITY W^mi Людмила Вiкmорiвна Кандидат технiчних наук, доцент кафедри судноремонту, Одеський нацiональний морський утверситет Pizintsali L. V.

Ph.D., assistant professor of ship repair, Odessa National Maritime University

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы экологии и утилизации - основного принципа устойчивого развития государства. Рассмотрены этапы проекта утилизации судна, приведены обязательные требования к «утилизатору». Сделан акцент на то, что при разборке судна, основным критерием должно быть применение энергосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений; на каждое конкретное судно должна бать разработана программа утилизации, удовлетворяющая всем требованиям экологического и природоохранного законодательства. Поднимается вопрос о возможности введения утилизационного сбора или предоставления украинским судовладельцам утилизационного гранта

Ключевые слова: утилизация, судно, отходы, утилизационное предприятие, окружающая среда, Украина, проекутилизации, стандарты ISO 30 000

Анотацiя. У статтi розглянутi питання екологН та утил1зацИ - основного принципу сталого розвитку держави. Розглянутi етапи проекту утилгзаци судна, наведено обов'язковi вимоги до «утилiзатору». Зроблено акцент на те, що при розбирант судна, основним критерieм мае бути застосування енергозберiгаючих, безвiдходних та маловiдходних технологiчнихршень; на кожне конкретне судно мае бути розроблена програма утилгзаци, що задовольняе всiм вимогам екологiчного та природоохоронного законодавства. Шдтмаеться питання про можливiсть введення утил1зацшного збору або надання укратським судновласникам утилгзацтного гранту

Ключовi слова: утилiзацiя, судно, вiдходи, утил1зацшного тдприемство, навколишне середовище, Укра'та, проек утил1зацИ, стандарти ISO 30000

Summary: The article deals with environmental issues and waste - the basic principle of sustainable development of the state. IThe stages of the draft ship recycling, given the mandatory requirements to "the exchanger." It emphasizes the fact that the dismantling of the vessel, the main criterion should be the use of energy-saving, low-waste and non-waste technology solutions; for each particular vessel should be designed Bat recycling program that meets all the requirements of the environmental and nature protection legislation. It raises questions about the possibility of the recycling or collection of Ukrainian shipowners scrappage grant

Key words: recycling, ship waste recycling facility, the environment, Ukraine, recycling projects, the ISO standards 30000

Постановка проблемы. Огромную роль в обеспечении экологической безопасности страны и мира в целом играет решение вопроса переработки, хранения и утилизации плавательных средств. Однако, в настоящее время, в Украине вопросам утилизации судов уделяется недостаточное внимание.

Анализ последних исследований и публикаций. В целом утилизация является одним из основных принципов устойчивого развития государства. С точки зрения удаления отслуживших срок судов имеется мало альтернатив утилизации -постановка судна на ремонт лишь откладывает решение вопроса; имеется лишь ограниченная возможность переоборудования судов для других видов использавния, таких, как сооружения для хранения, волноломы или туристическике аттракционы; преднамеренное потопления судна, строго регулируемое Лондонской конвенцией, не дает возможности утилизировать сталь и другие материалы, и оборудование судна. Таким образом, обычно утилизация является наилучшим вариантом удаления всех отслуживших срок судов[1].

Учитывая специфику деятельности

предприятий утилизирующих отходы надо сказать, что в настоящее время выдвигаются совершенно иные требования к качественному уровню управления деятельностью предприятия -утилизатора отходов, характеру решаемых при этом задач и к методам их решения. Появляется необходимость прогнозировать предполагаемые изменения во внешней среде, готовиться к ним и активно влиять на будущее состояние предприятия со своей стороны. И в этой связи прослеживается всевозрастающая роль перспективного анализа хозяйственной деятельности предприятий утилизирующих отходы. Предприятия, которые прогнозируют и учитывают гораздо раньше динамические изменения характерные для среды функционирования, получат более благоприятные шансы, которые заключены в рациональном использовании собственных сил и средств, основаны на стратегическом управлении, связаны с разработкой целевых стратегий для целей получения новых преимуществ в конкуренции [2].

Утилизация отходов в настоящее время приобретает особую значимость не только в Украине, но и во всем мире.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Возросшая угроза загрязнения окружающей среды в связи с ростом отходов, важность и актуальность указанных проблем, а также недостаточное их изучение и отражение в экономической литературе применительно к предприятиям-утилизаторам отходов предопределили выбор темы настоящей статьи.

Процесс утилизации одного судна отличается от других организационно и технологически, что не позволяет использовать универсальную, единую методику учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия-утилизатора отходов. Не решена и комплексная проблема учетно-аналитического обеспечения перспективного анализа финансово-

хозяйственной деятельности предприятий

утилизирующих отходы (плавательные средства).

Цель статьи. Разработка концептуальных основ проектирования предприятия по утилизации судов.

Изложение основной материал. Чтобы более подробно осветить процесс утилизации судна, следует судно, в целом, принять за вид отхода.

В большинстве юрисдикций, в том числе, относящихся к «удобным флагам» не подлежат регистрации суда старше 20 лет. Между тем механизмы избавления от устаревшего гражданского флота в мире, практически, отсутствуют.

Это приводит к тому, что каждая из стран справляется с проблемой по-своему: в Китае суда переплавляют «на наперстки» или «иголки», в Индии вытаскивают на берег, оставляя ржаветь, в Украине -бросают у причалов или в отдаленных, глухих частях речного или морского пространства Только в бассейне Днепра в районе Киева по приблизительным данным зотоплено и брошено несколько десятков барж, катеров и т.д.). Ни один из этих способов нельзя считать по-настоящему продуманным с позиции защиты окружающей среды, так же как не являются они привлекательными для судовладельцев, которые предпочитают продавать флот «до последнего», только чтобы избежать утилизации. Многие страны мира понимают нависшую угрозу экологии и здоровью человека. Например, ассоциация норвежских судовладельцев выступает против демонтажа судов, предназначенных на слом, методом "бичинга" -выбрасывание судов на берег.

Таким образом, Норвегия стала первой страной, которая задумалась о запрете этой практики, угрожающей окружающей среде и человеческому здоровью. Перед принятием такого решения данные об утилизации судов обрабатывала общественная организация NGO Shipbreaking Platform. Так, из 213 судов, отданных на слом во втором квартале текущего года, 136 закончили свои дни на побережье Южной Азии. 45 из них принадлежало европейским судовладельцам, учитывая двух норвежских и одного шведского участников Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA).

Судоразделочные заводы Южной Азии принимают на себя 90% нагрузки по утилизации крупных судов.

Проблема утилизации судов на пляжах - это вопросы экологической безопасности и труда рабочих. Во время работ грубейшим образом нарушаются трудовые права рабочих, многие из них гибнут или на всю жизнь остаются калеками.

Дурной славой пользуются площадки по утилизации судов в Бангладеш: с апреля по июль 2015 года там произошло шесть случаев смертей и три случая тяжелых ранений на производстве [3].

Общими положениями закона Украины «Об охране окружающей природной среды» Статья 51. Экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводе в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов предусмотрено, что

указанные в Статье процессы утилизации должны соответствовать требованиям защиты окружающей среды. На практике это означает, что утилизация должна проводиться в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах, исключая риск экологического загрязнения. На сегодняшний день утилизация производится на судостроительных верфях.

Равномерный вывод из эксплуатации старых судов и их замена новыми соответственно является естественным коммерческим процессом, который предоставляет возможность внедрения более безопасных и более экологически благоприятных проектов, повышения эксплуатационной

эффективности и снижения количества рисков эксплуатации. Загрязнение окружающей среды в основном несут старые суда. Это загрязнение нефтепродуктами, и льяльными водами, пищевыми и прочими отходами. Постоянное обновление флота в этой связи крайне необходимо. При этом старые суда должны быть утилизированы в интересах охраны окружающей среды.

В этой связи с 01 января 2014 года вступил в силу стандарт ISO 30000 - 2013 «Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технологические требования к системе менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов». Этот стандарт устанавливает требования к системе менеджмента предприятий (организаций) по утилизации (разделке) судов, которые способствуют внедрению и применению процессов и методов достижения безопасных и экологически приемлемых работ по утилизации судов в соответствии с национальными и международными стандартами. Требования к системам менеджмента учитывают соответствующие юридические аспекты, стандарты безопасности, экологические условия, которые предприятия по утилизации должны выполнять для безопасной и экологически рациональной утилизации судов.

В обязанности судостроительных организаций входит разработка детального проекта утилизации судна, который, как правило, включает в себя следующие этапы [4]:

1. Отключение демонтируемых или деформируемых объектов от любых источников питания;

2.Удаление взрывоопасных, порошкообразных, химически агрессивных веществ и других веществ и микроорганизмов, оказывающих негативное воздействие на человека и окружающую среду;

3.Удаление самопроизвольно движущихся элементов, которые могут появиться после демонтажа пригодных для дальнейшего использования технических средств и оборудования.

Судно подлежит утилизации после его списания с баланса предприятия. Оно завершило свой технологический процесс и после этого оно становится «отходом». Для утилизации судна разрабатывается основной проект утилизации или несколько поэтапных проектов.

Произведение вышеуказанных процессов требует существенного вложения денежных средств от судовладельца: аренда специализированных помещений для демонтажа и утилизации, оплата услуг специалистов, перевозка и уничтожение материалов утилизации, часто обладающих вредоносными свойствами. Утилизация судов в странах поссоветского пространства превращена в коммерческую деятельность: услуги по утилизации предоставляют как сами судостроительные организации, так и частные лица. Многие из них действуют по «серым» схемам, не утруждая себя разработкой проектов в области охраны окружающей среды и природопользования, и экологической безопасности, и соблюдением экологических норм. Однако, из-за повышенной стоимости утилизации, интерес даже к «серым» схемам у судовладельцев отсутствует.

Разработка проекта утилизации судна - это очень сложный, трудоемкий процесс, предусматривающий несколько этапов:

1.Определение состояния судна и возможности его транспортировки (предусматриваются меры, которые исключат протечку топлива, масла и других опасных веществ в водную среду).

2.Выбор места хранения судна до транспортировки (если это необходимо).

3.Определение места утилизации судна, соответствующего всем нормам экологической безопасности и технической оснащенности.

4. Транспортировка судна, буксировка и швартовка судна на предприятии (где принимаются меры исключающие случаи загрязнения окружающей среды).

5.Подготовка судна к разделке (демонтаж оборудования, аппаратуры, конструкций, мебели, восстановление технических средств и т.д., которые могут быть использованы в дальнейшем, создание так называемого «секонд-хенда»).

6. Утилизация судна (вторичное использование, обезвреживание, уменьшение класса опасности, размещение на полигонах отходов, не подлежащих использованию и изменению и т.д.).

Списанное судно представляет собой комплекс отходов с разными классами опасности и разным агрегатным состоянием.

В соответствии с вышесказанным весь процесс утилизации - это процесс работы с отходами. Какие могут быть отходы:

1. Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

2.Отходы потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. Отходы производства и потребления являются вторичными материальными ресурсами, которые в настоящее время могут вторично использоваться в народном хозяйстве.

3. Токсичные и опасные отходы - содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких

количествах или в таких концентрациях, что они представляют потенциальную опасность для здоровья человека или окружающей среды.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности (ЗУ «Об исключении из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции»; Пункт 3 ст. 9 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г. № 1775-Ш (с изменениями и дополнениями)). По этому пункту в настоящее время подлежит лицензированию только обезвреживание и размещение отходов. То есть собственник судна может передать в собственность «утилизатору» судно, как отход.

Требования к «утилизатору» [4]:

1.Наличие профессионально подготовленных в техническом отношении кадров.

2.Наличие необходимых разрешительных допусков и удостоверений (электрики, сварщики, резчики, крановщики и т.д.).

3.Наличие автотранспорта для вывоза опасных отходов, или договора с предприятием по вывозу опасных отходов (на машины должно быть разрешения на транспортировку отходов по классу опасности), а водители иметь удостоверения, что дает право транспортировать опасные грузы.

4.Наличие инструкции на транспортировку автомобильным транспортом (на каждый отход), так как требования по упаковке, транспортировке каждого отхода разные, в зависимости от агрегатного состояния, от класса опасности, и от физико-химических свойств отхода.

5.Наличие необходимого оборудования, транспортных средств, подъемного оборудования и т.д. (в аренде, лизинге, в собственности).

6.Наличие подготовленных кадров, прошедших курсы повышения квалификации по обращению с опасными отходами.

7.Наличие подготовленных кадров, прошедших курсы повышения квалификации по технике безопасности и охране труда, по пожарной безопасности.

8.Наличие на предприятии эколога, экологической службы или договора с экологическим предприятием об экологическом сопровождении.

9.Наличие разработанных должностных инструкций.

10. Наличие назначенных ответственных лиц по технике безопасности и охране труда, по пожарной безопасности, а также разработанных по данным направлениям инструкций (Инструкции по

охране труда должны быть разработаны на каждый класс опасности, с которым работает персонал, так как требование к спецодежде и к методам предотвращения попадания опасных веществ в органы дыхания разные).

11. Ведение журнала по ознакомлению персонала с инструкциями по каждому направлению.

12. Проведение мониторинга воздуха и воды в течение всего срока производственного процесса по разборке судна.

13. Иметь лицензию на размещение и обезвреживание отходов или договоров с предприятиями, имеющими лицензию на размещение отходов или на обезвреживание.

14. Наличие лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов или договора с предприятием, имеющим данную лицензию.

15. Наличие лицензии на реализацию «секонд-хенда»: мебели, оборудования, технических средств и т.д.

Рассмотрим этапы «утилизации» судна, один из которых - транспортировка. Для транспортировки судна надо определить его состояние, возможность самостоятельного транспортирования или при помощи буксирования. Для морской буксировки судна - отхода привлеченная организация должна иметь договор страхования гражданской ответственности. Здесь вопрос возникает в следующем: если судно это отход, а отход является опасным грузом, то для его транспортировки нужна лицензия на деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных грузов. Здесь главную роль играет место передачи судна. Если транспортировкой (судно на ходу) до места утилизации занимается собственник судна, то лицензия не нужна. А если его буксируют, то у предприятия, которое занимается буксировкой, должна быть лицензия. При большой изношенности судна встает вопрос о проведении работ по подготовке судна к транспортировке, здесь должны быть применены технологические решения для уменьшения негативного влияния на окружающую среду при дальнейшей транспортировке его к месту утилизации

[4].

Разрабатывается и утверждается инструкция по транспортировке опасного отхода-груза морским транспортом или речным в соответствии с правилами МОПОГ до места утилизации.

После постановки судна на разборку, возникает вопрос возможного дальнейшего использования мебели, оборудования, аппаратуры, нефтепродуктов, масел и т.д., а также незагрязненного лома содержащего черные и цветные металлы.

На использование отходов в данный момент лицензия не требуется. Если отход передается на использование, то предприятием, которое использует отход, обязательно должны быть разработаны ТУ и технологический регламент технологического процесса, при котором применяется данный отход. Место, где его будут утилизировать (доки, верфи и т.д.), являются объектами производственной деятельности и повышенной опасности для

окружающей среды. Поэтому, нужно разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны. Для производственной деятельности 1-3 класса опасности разработка проекта обязательна. Здесь подразумевается, что предприятие занимается производственным процессом - утилизацией судов постоянно. Требования ИСО 30000-2013 направлены именно на постоянный процесс, не что бы данным процессом занимались фирмы, которые не в состоянии организовать постоянный процесс, а только разовый.

Если для них это одномоментная разовая утилизация, они не будут соблюдать требования данного стандарта, не видя в этом целесообразности. Поэтому, не выполняя требования ИСО 30000-2013 они будут наносить непоправимый ущерб окружающей среде. На каждый отход разрабатывается паспорт опасного отхода.

При технологическом процессе - разборке судна - основным критерием должно быть применение энергосберегающих, безотходных и малоотходные технологических решений (например, применение гидроабразивной резки, импульсной резки и др.). Это уменьшит негативное влияние на окружающую среду. На каждый отход разрабатывается паспорт опасного отхода, на каждый этап работ разрабатывается и утверждается «Проект производства работ» и «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами». Если будет разработан общий порядок до начала работ, многие аспекты могут быть пропущены, так как иногда у участников отсутствует полная информация о схеме судна, об использовании материалов, которые заложены при его строительстве и т.д.

На каждое судно, которое утилизирует предприятие, должна быть разработана программа утилизации, так как каждое судно имеет свои особенности. И если она в себя будет включать все требования по ИСО 30000 - 2013 «Суда морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технологические требования к системе менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов», то данная программа будет удовлетворять всем требованиям экологического и природоохранного

законодательства.

Между тем, обязать судовладельца производить утилизацию в Украине нельзя: отсутствует государственный орган, ответственный за контроль над утилизацией, а гражданское законодательство напрямую предусматривает право собственника (судовладельца) попросту бросить свое имущество, отказавшись от права владения и распоряжения им.

Спасением процесса утилизации в Украине может стать ратификация Гонконгской международной конвенции по безопасной и экологически рациональной утилизации судов, принятой на Дипломатической конференции Международной морской организации (1МО) в 2009 году. Конвенция применяется к судам с валовой вместимостью 500 и более тонн, которые используются в гражданском, частном судоходстве. Основным принципом Конвенции является выдача международного сертификата о готовности судна к

утилизации, который предоставляется после проведения на судне удаления опасных материалов и иных действий, предусмотренных рекомендациями и протоколами Конвенции для наилучшей подготовки к утилизации. В странах, принявших решение подписать Конвенцию, должны быть внедрены разделочные предприятия, организации, уполномоченные осуществлять контроль по выполнению Конвенции и выдавать соответствующие свидетельства, как судам, так и разделочным предприятиям.

Конвенция вступает в силу через 24 месяца после даты, на которую будут выполнены следующие условия [4]:

1.Не менее 15 государств подписали ее без оговорки относительно ратификации, принятия или утверждения либо сдали необходимый документ о ратификации;

2. Общая валовая вместимость торговых судов этих государств составляет не менее 40 % валовой вместимости судов мирового торгового флота;

3.Суммарная годовая мощность предприятий для утилизации судов государств, упомянутых в пункте 1, в течение предшествующих 10 лет, составляли не менее 3 % от валовой вместимости торгового флота этих государств.

Остается лишь дождаться, пока Корея, Бангладеш, Турция или Индия, которые являются на сегодняшний день главными странами-специалистами по утилизации, ратифицируют Конвенцию.

Выводы и предложения. Проблема утилизации продолжает оставаться нерешенной и решать ее надо на государственном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наши предложения сводятся к следующему:

1. Рассмотрение вопроса о введении утилизационного сбора.

2. Предоставление украинским судовладельцам утилизационных грантов.

Смысл утилизационного гранта состоит в том, что судовладелец сначала утилизирует старое судно, после чего, предоставив подтверждающие утилизацию документы и доказательства понесенных расходов, получает возмещение в установленном законом размере (в %) от стоимости утилизированной единицы флота. Данные предложения должны повысить интерес к утилизации среди судовладельцев и на наш взгляд, это один из путей решения проблемы утилизации судов.

Список литературы

1. Резолюция А.962(23). Руководство ИМО по утилизации судов (Приложение).- 2003.

2. Научная библиотека диссертаций и авторефератов

disserCat http://www.dissercat.com/content/perspektivnYi -analiz-deyatelnosti-sovremennogo-utilizatsionnogo-predpriyatiya #ixzz 31GKX u6zQ

3. Утилизация судов. Archives/ http:/seafarers.com.ua/tag

4. Жданова В.Д.,Самохина И.Н. Пилить или не пилить? Правовое регулирование утилизации морских судов в РФ // Блог морского юриста, утилизация, нормативно-правовое регулирование, утилизационные гранты Компании: "Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга. - 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.