Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей в системе ДПО по направлению «Преподаватель высшей школы» в области дистанционного обучения'

Подготовка преподавателей в системе ДПО по направлению «Преподаватель высшей школы» в области дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC TEXT-BOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Асия Вафовна

В статье рассматриваются вопросы подготовки преподавателей в системе дополнительного профессионального образования по направлению «Преподаватель высшей школы» в области дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF APE ON THE SPECIALTY «TEACHER OF HIGHER SCHOOL» IN THE AREA OF DISTANCE LEARNING

In the article author views the questions of preparation of teachers in the system of additional professional education on the specialty «Teacher of higher school» in the area of distance learning.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей в системе ДПО по направлению «Преподаватель высшей школы» в области дистанционного обучения»

А.В. Юсупова

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы подготовки преподавателей в системе дополнительного профессионального образования по направлению «Преподаватель высшей школы» в области дистанционного обучения.

Ключевые слова: педагогические технологии, дистанционное обучение, электронные учебники.

Информационное общество характеризуется активным использованием общественного продукта нового качества - информации, созданием высокоорганизованной информационной среды, включающей множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распространения информации, организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Чем более совершенна информационная среда, тем быстрее происходит формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, интеллектуализация сферы образования, изменение структуры взаимоотношений и взаимосвязей. В сфере становления информационного общества происходит математизация и информатизация отдельных предметных областей, становится возможным развитие новых образовательных технологий, в частности - дистанционного обучения, при котором можно заниматься в удобное для себя время, в удобном месте, выбрать удобный темп освоения дисциплины и обучение параллельное с профессиональной деятельностью.

В системе дистанционного образования, также как и в других образовательных системах, имеется наличие целей, задач, содержания, методов, организационных форм, средств обучения, но все эти компоненты реализуются специфичными средствами Интернет-технологий, принципиально отличными от тех, которые используются при существующих формах очного, вечернего и заочного обучения. Таким образом, педагогическая сущность дистанционного обучения не сводится лишь к смене форм транспортировки учебных материалов, это новая технология обучения, которую нужно рассматривать как самостоятельную систему. Для самостоятельной системы необходимо создание единого информационно-образовательного пространства, которое обязательно включает в себя виртуальные библио-

теки, базы данных, службы консультаций, электронные учебники, методические материалы [2].

Рассмотрим более подробно такой элемент дидактического обеспечения дистанционного обучения как электронные учебные материалы. Совершенно ясно, что это не может быть простым преобразованием текстов лекций, учебников, учебных пособий в электронные аналоги. Однако, существующие отечественные оболочки, предназначенные для создания электронных учебных материалов, зачастую не учитывают элементарных дидактических требований. Многие термины и определения, связанные с электронными учебниками, претерпели за последние годы ряд изменений. Понятия учебного электронного издания (УЭИ) и электронного учебника (ЭУ) не всегда разведены и иногда учебное электронное издание выдается за электронный учебник. Учебное электронное издание может содержать: графическую, текстовую, цифровую, звуковую, музыкальную, видео- и фото- информацию, относящуюся к конкретной области знаний. Совокупность всех этих видов информации обеспечивает высокое качество обучения.

Электронный учебник, обладая всеми вышеперечисленными качествами учебного электронного издания, должен, кроме того, полностью соответствовать федеральной составляющей государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, содержит систематическое изложение учебной дисциплины, он должен быть утверждён в качестве данного вида издания. Электронное учебное пособие - пособие, полностью заменяющее или дополняющее электронный учебник и официально утверждённое в качестве данного вида издания. С 1998 года существует Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям.

Разработка электронных учебников является дорогостоящим продуктом, требующим больших временных затрат и участия коллектива, включающего специалистов из той области знания, к которой относится электронный учебник, программистов, специалистов по мультимедиа.

Перечислим основные этапы создания электронных учебников и электронных учебных пособий.

1. После выбора учебного курса, по которому планируется создание электронного учебника, необходимо проанализировать существующие традиционные учебники, методические пособия и разработки по выбранному учебному курсу с целью отбора наилучшего, с точки зрения авторов электронного учебника, материала.

2. Необходимо определить, для какой аудитории предназначен будущий учебник, будет ли предполагаемый учебный курс общеобразовательным или специальным. И в том и другом случае желательно преду-

смотреть уровень подготовки обучаемых, например, с помощью входного тестирования, для оценки имеющихся знаний и соответствующей настройки подачи материала электронного учебника. Можно предусмотреть различные варианты представления учебного материала в зависимости от психологического типа обучаемого, в этом случае необходимо провести входное психологическое тестирование, определяющее психологический тип пользователя.

3. Необходимо определить предполагаемые временные и финансовые затраты, а также состав специалистов-разработчиков.

4. Затем следует создание текста учебника, подбор иллюстративного и справочного материала, разработка сценария обучающей программы, разработка сценария видеофрагментов, разработка сценария анимационных фрагментов, разработка блока диагностики (тестовых заданий, контрольных заданий, расчетно-графических работ и т.д.)

5. Текст учебного курса необходимо проструктурировать, выделить темы, определить деление на главы и параграфы. До структуризации необходимо определить, какие знания, умения и навыки должен приобрести обучаемый и какие компетентности у него должны сформироваться в результате изучения данного курса. В тексте учебника необходимо усилить выводы, включить таблицы формул, основных положений, графические построения, использовать шрифтовые выделения, рисунки, звук, видеоряд в тех моментах, которые являются определяющими для формирования компетенций.

6. Отредактированный текст преобразуется в гипертекст, в который вводятся ссылки на темы, разделы, понятия, таблицы, графики, схемы, рисунки, анимацию, видео и аудиофрагменты.

При создании электронного учебника необходимо руководствоваться следующими принципами. Принцип квантования - разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, замкнутых по содержанию. Принцип полноты - каждый модуль должен содержать теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельной работы, контрольную работу, справку-помощь (Help). Принцип наглядности - каждый модуль должен содержать минимум текста и визуализацию, облегчающую понимание и запоминание новых понятий, формул и т.д. Принцип ветвления - каждый модуль должен быть связан гипертекстовыми ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип регулирования - обучаемый должен иметь возможность вызвать любое количество примеров, задач, контрольных вопросов, контрольных заданий, тестовых заданий и других элементов контроля. Принцип адаптивности -электронный учебник должен адаптироваться к нуждам отдельного поль-

зователя. Принцип собираемости - должна быть возможность дополнять электронный учебник новыми разделами, модулями, примерами, заданиями, контрольными вопросами, тестовыми заданиями и т.д. [2].

Электронный учебник предназначен для самостоятельной работы студента при любой форме обучения. В отличие от обычных учебников он облегчает понимание материала за счет воздействия на слуховую и эмоциональную память, предоставляет возможность для самопроверки качества усвоения на всех этапах работы, дает возможность быстро оформить результаты самостоятельной работы в виде файла или распечатки, предоставляет неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок. Можно сказать, что при дистанционном обучении электронный учебник в какой-то мере заменяет преподавателя, ведущего занятия, преподавателю остается роль руководителя и консультанта.

В системе дополнительного профессионального образования Казанского государственного энергетического университета по направлению «Преподаватель высшей школы» в перечне возможных тем выпускных квалификационных работ была предложена тема «Проектирование фрагмента электронного учебника по ...». Первое, что необходимо отметить, это небольшое количество слушателей, которые взялись за разработку электронных учебников по своим дисциплинам и за темы, связанные с дистанционным образованием. Было выполнено всего пять таких работ. Из них две работы реферативного характера , в которых был проведен анализ литературных источников по развитию дистанционного образования в высших учебных заведениях России и зарубежных стран. В одной работе создана электронная версия учебного пособия с системой навигации. Аудио- видеофрагменты не были включены из-за отсутствия на кафедре соответствующего программного обеспечения. Одна выпускная квалификационная работа была посвящена адаптированию имеющегося электронного учебника по «Основам маршрутизации». В учебнике имеется обучающая составляющая, средства для самоконтроля, возможность проведения тестового контроля усвоенных знаний. Еще одна работа выполнена в виде презентаций для курса лекций по дисциплине «Менеджмент».

Разработка электронных учебников становится темой дня. На наш взгляд, из перечисленных выше этапов создания электронных учебников к преподавателю-предметнику относятся первые пять этапов. И даже на этих этапах при разработке сценария видеофрагментов, анимационных фрагментов требуется консультация специалистов по мультимедиа, следовательно, в университете должна быть создана соответствующая группа, специалисты которой входили бы в коллективы по созданию электронных учебных материалов и электронных учебников.

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка электронных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.

2. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. М.: 2005.

3. Жилинкова А.П. Дистанционное обучение: этапы становления и перспективы. // Экономика образования. 2002, № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.