НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ В КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ
УДК 539.3
Б01 10.26732/^12022.4.05
ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ ПОД СКЛЕИВАНИЕ С ДЕТАЛЯМИ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Л. С. УдодИ, В. Н. Наговицин
АO «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», г. Железногорск, Красноярский край, Российская Федерация Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Российская Федерация
Разработан способ подготовки поверхности титановых сплавов, обеспечивающий увеличение прочностных характеристик клеевых соединений титан-композит. При подготовке поверхности деталей из титановых сплавов недостаточно применение только механической обработки, а при сочетании с химической обработкой поверхности возможно образование прочных связей. Для получения на деталях из титановых сплавов более развитой поверхности с целью повышения адгезии производят подготовку перед склеиванием вновь разработанным комбинированным механохимическим способом. Подготовка поверхности осуществляется за счет формирования рельефной структуры посредством нанесения рифления на станке с последующим удалением окисной пленки и формированием высокой степени микрошероховатости при помощи травления в смеси кислот. Подготовка поверхности титановых поверхностей новым методом позволяет минимизировать влияние человеческого фактора, улучшить адгезионные характеристики поверхностей деталей, увеличить временной интервал между механической подготовкой и склеиванием. Проведены исследования по определению предела прочности при сдвиге, изгибе, кручении, сжатии, растяжении, а также по определению влияния разрыва временных интервалов между механической подготовкой поверхности и склеиванием на прочностные характеристики клеевого соединения на образцах титан-композит с различной подготовкой поверхности титана. Проведен анализ влияния способов обработки поверхностей деталей из титановых сплавов на прочность клеевого соединения с учетом влияния термического воздействия в условиях вакуума, имитирующего эксплуатацию космического аппарата в условиях космоса.
Ключевые слова: титановый сплав, обработка поверхности, клеевое соединение, шероховатость поверхности, испытания на прочность.
Введение
В современном мире развитие авиационной и ракетно-космической промышленности находится на таком уровне, когда дальнейший научно-технический прогресс требует новых кон-структорско-технологических решений. Одним из перспективных направлений является использование в разрабатываемых конструкциях полимерных композиционных материалов (ПКМ) [1-15]. ПКМ обладают такими важными свойствами, как: высокая удельная прочность и жесткость, малая плотность, высокая коррозионная стойкость и сопротивляемость длительным статическим и ди-
И [email protected] © Ассоциация «ТП «НИСС», 2022
намическим нагрузкам, вибростойкость, а также возможность эксплуатации в условиях высоких и низких температур, экстремальных нагрузок, повышенной влажности и др. [10].
Одним из наиболее сложных элементов космического аппарата (КА) с точки зрения изготовления является каркас солнечной батареи (БС). Жесткие ограничения по массе КА и высокие прочностные характеристики подразумевают применение конструкционных материалов, имеющих наименьший коэффициент теплового расширения и высокие удельную прочность и жесткость. Материалом такого класса является углепластик, коэффициент теплового линейного расширения которого близок к нулю в широком диапазоне температур. Существует множество способов соединения конструкций из ПКМ [11]. Можно выделить
Том 6
две основные группы - механические и клеевые. Механическое соединение обладает рядом недостатков из-за специфической структуры композиционных материалов. Например, из-за анизотропности и неоднородности материала после выполнения отверстий возможно снижение прочности и даже разрушение конструкции в целом [13]. Применение клеевых соединений позволяет обеспечить равномерную концентрацию напряжений, повысить эксплуатационную надежность и экономию массы КА.
В настоящее время в конструкциях перспек-264 тивных космических аппаратов применяют каркасы БС, штанги, в состав которых входят клеевые соединения труб из ПКМ и законцовок (фитингов) из титановых и алюминиевых сплавов с высокими техническими характеристиками, такими как высокая стойкость к перепаду температур, соотношение прочности сплава и его массы, радиационная стойкость. Поверхности деталей из титановых сплавов обладают низкой адгезией из-за слабой химической активности титана, на поверхностях деталей из алюминиевых сплавов легко образуются окисные пленки, что также приводит к снижению адгезионной прочности клеевого соединения. Поэтому для обеспечения прочностных характеристик и получения стабильности результатов при изготовлении штанг и каркасов БС необходимо уделять особое внимание подготовке поверхностей деталей перед склеиванием [12].
1. Анализ методов подготовки поверхности титановых сплавов перед склеиванием
Достаточно подробно проблема адгезии рассмотрена в работе [1], где авторы показали, что при обработке поверхностей материалов в связи с изменением характеристик поверхности (свободной поверхностной энергии, шероховатости или химического состава) повышаются их адгезионные свойства. Увеличение поверхностной энергии увеличивает смачиваемость подложки и способствует лучшему растеканию органического материала, это выражается в уменьшении значений краевого угла смачивания. Более развитые поверхности позволяют повысить взаимодействие клеевого материала с подложкой за счет увеличения площади контакта. Прочностные характеристики клеевого соединения с металлической поверхностью также зависят от химического состава подложки и клеевого материала [17]. Согласно химической теории адгезии это объясняется химической активностью материалов, благодаря чему возможно образование адгезионных связей. Для повышения адгезионных свойств можно выделить три основных группы способов подготовки поверхностей металлов: механические (дробеструйная, пескоструйная,
гидропескоструйная обработка, зачистка щетками с проволочной щетиной, наждачной бумагой) [17], химические (фосфатирование), электрохимические (анодном оксидировании в кислотных и щелочных электролитах) [2]. Применение механических способов подготовки поверхности под склеивание позволяет сформировать хорошо развитую поверхность, но не защищает от образования поверхностных окисных пленок, что существенно сокращает временные интервалы между механической подготовкой поверхности и склеиванием, а именно для титановых и алюминиевых сплавов этот временной интервал не должен превышать 24 часа [6]. Операция фосфатирования титановых сплавов относится к довольно сложным задачам в связи с особенностями реакции взаимодействия титана и раствора. Также применение электрохимических и химических способов [17] подготовки поверхности не позволяет сформировать достаточно развитую поверхность для обеспечения прочностных характеристик высоконагруженных узлов клеевых соединений [7].
В наше время работ с описанием различных способов обработки поверхности титановых сплавов для повышения адгезии и увеличения прочностных характеристик клеевых соединений известно довольно много. Существует способ [3] обработки деталей из титановых сплавов перед склеиванием, в котором с целью повышения качества и прочности клеевого соединения тонкостенных камер энергетических установок и тонколистовых обечаек поверхность детали после пескоструйной обработки нитроцементируют при высоких температурах. К недостаткам данного способа следует отнести то, что способ не исключает образование окисных пленок на поверхности деталей из титанового сплава. Известен способ подготовки поверхности полимерных материалов под склеивание, в котором после механического воздействия полимерный материал дополнительно подвергается воздействию тлеющего разряда [4]. К недостаткам данного способа следует отнести то, что способ не предназначен для использования в силовых конструкциях, т. к. рассчитан только для подготовки полимерного материала и исключает надежное сцепление с деталями из титанового сплава.
Существует способ склеивания инертных полимерных материалов с металлическими поверхностями, где при подготовке перед склеиванием на поверхности инертных полимерных материалов формируют рельефную структуру, далее формируют на ней металлическое покрытие путем термического вакуумного испарения металла на рельефную структуру [5]. К недостаткам данного способа следует отнести то, что в способе используется трудоемкий процесс - образование рельефной структуры на полимерном материале и формирование металлического покрытия путем
термического вакуумного испарения металла на рельефную структуру.
Механическая обработка поверхности применяется чаще всего для создания шероховатой поверхности и удаления части слоя окисла. В промышленности доведение поверхности до необходимого микропрофиля чаще всего достигается зашкуриванием деталей шкуркой шлифовальной с применением ручного труда. Этот процесс весьма трудоемкий и нестабильный, что отрицательно влияет на прочность клеевого соединения [8]. Однако при подготовке поверхности титановых сплавов недостаточно применение только механической обработки, а при сочетании с электрохимической или химической обработкой возможно образование прочных связей.
В работе [9] приведен сравнительный анализ прочностных характеристик клеевого соединения Т1-Т^ где видно влияние различной обработки поверхности на прочность склеивания (табл. 1).
Таблица 1
Результаты испытаний предела прочности при сдвиге соединения Т^Т^ склеенного клеем FM-73 при нормальных условиях
Способ обработки Т Прочность при сдвиге, МПа
Без обработки 10
Анодное оксидирование в хромовой кислоте 39,5
Дробеструйная обработка 32
Атмосферная плазма 26
Полимерное покрытие 21
Дробеструйная обработка + полимерное покрытие 37
В научной литературе достаточно широко исследованы методы подготовки титановых сплавов и прочностные характеристики клеевой пары Т^Т^ однако сведений о прочностных характеристиках клеевых соединений титановых сплавов и ПКМ крайне мало. Связано это в большей степени с тем, что прочность такого соединения во многом зависит от прочностных характеристик применяемого композиционного материала, а именно межслоевой адгезии. Также в большинстве работ не учитывается влияние на клеевое соединение термического воздействия в условиях вакуума, имитирующего эксплуатацию КА в условиях космоса.
2. Описание вновь разработанного метода подготовки поверхности
Цель настоящей работы заключалась в разработке метода подготовки поверхности деталей
из титановых сплавов под склеивание с деталями из композиционных полимерных материалов для силовых конструкций. Подготовка поверхности осуществляется за счет формирования рельефной структуры посредством нанесения рифления на станке и удаления окисной пленки и формирования высокой степени микрошероховатости при помощи травления в смеси кислот. Данный метод позволяет повысить адгезию титановых и алюминиевых сплавов, улучшив качество склеивания, а также увеличить временные интервалы между механической подготовкой поверхности и склеиванием. При выборе материалов руководствовались рабочими характеристиками используемых материалов в условиях космоса.
В качестве объекта исследований был изготовлен комплект образцов, представляющий собой: образцы клеевого соединения для определения предела прочности при сдвиге, состоящие из пластин из углепластика КМУ-М46J/5 и пластин из ВТ14, склеенных через шнур-чулок клеем ВК-9 (рис. 1); образцы конструкции фитинг-труба на изгиб, кручение, сжатие, растяжение, состоящие из фитингов из ВТ14 и трубы из углепластика, склеенных клеем ВК-9 через шнур-чулок (рис. 2). Также были изготовлены образцы для определения влияния разрыва времени между механической подготовкой поверхности и склеиванием на качество склеивания. Образцы были разделены на группы по характеру подготовки поверхности, также часть образцов была подвергнута термоциклированию в интервале температур от -150 до +110 °С, 5 циклов в условиях атмосферы и вакуума.
Критерием положительной оценки результатов испытаний образцов являлось превышение или соответствие разрушающего момента для соединения конструкции над расчетным для данного вида испытаний.
1 2 и
15 ±1 70
125 ±1
Рис. 1. Образцы клеевого соединения для определения предела прочности при сдвиге: 1 - пластина из сплава ВТ-14; 2 - клей ВК-9; 3 - шнур-чулок; 4 - пластина из углепластика КМУ-М46J/5
Испытания образцов на растяжение, сжатие и кручение проводились на разрывной машине INSTRON согласно технического описания и инструкции по эксплуатации. Перед началом стати-
265
Том 6
266
Рис. 2. Трубчатые образцы для испытаний: 1 - образец на изгиб; 2 - образец на кручение; 3 - образец на сжатие; 4 - образец на растяжение
ческих испытаний был проведен внешний осмотр рывную машину INSTRON [14]. Каждый образец образцов, собрана схема испытаний (рис. 3-6). труба-фитинг после опрессовки был нагружен Образцы поочередно были установлены в раз- расчетной нагрузкой. В процессе испытаний из-
Р
Рис. 3. Схема испытаний образцов на растяжение: 1 - неподвижная траверса; 2 - законцовка; 3 - образец; 4 - подвижная траверса
Рис. 4. Схема испытаний образцов на сжатие: 1 - подвижная траверса; 2 - шаровые опоры; 3 - образец; 4 - неподвижная траверса
Рис. 5. Схема испытаний образцов на кручение: 1 - образец; 2 - стойка задняя; 3 - тяга; 4 - рычаги для измерения деформации; 5 - индикаторы часового типа; 6 - стойка передняя
Рис. 6. Схема испытаний образцов на изгиб: 1 - неподвижная траверса испытательной машины; 2 - подвижная траверса испытательной машины; 3, 4 -штанга; 5 - тяга; 6 - образец, 7 - гайка, 8 - часовой индикатор на магнитных стойках
267
268
мерялась деформация образцов. Образцы, достигшие 100 % значения силы, далее были доведены до разрушения с измерением деформации и определением разрушающей нагрузки. На образцах, не достигших 100 % значения силы, также были определены фактическая разрушающая нагрузка и деформации (рис. 3-6).
По итогам проведенных испытаний образцов для определения влияния разрыва времени
Том 6
между механической подготовкой поверхности и склеиванием установлено, что временной интервал между химической обработкой поверхности деталей и склеиванием должен быть не более 10 суток, а срок давности выполнения механической подготовки поверхности в данном случае не влияет на прочностные характеристики клеевого соединения [16]. Результаты испытаний представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты испытаний по определению прочности клеевого соединения конструкции труба-фитинг
Вид испытаний Фактическая нагрузка разрушения образцов труба-титан
подготовка титана ранее используемым методом - метод зачистки вручную подготовка титана новым методом - нанесение рифления на станке + травление в смеси кислот
Изгиб, Н-м 286,2 ± 20 % 602,46 ± 18,7%
Кручение, Н-м 76 ± 14,5 % 312,5 ± 6,56 %
Сжатие, кН 31,55 ± 30 % 62,5 ± 25,26 %
Растяжение, кН 20,56 ± 23,25 % 64,84 ± 7 %
Образцы конструкции труба-фитинг, изготовленные из ВТ14 с подготовкой поверхности под склеивание методом механической обработки поверхности (нанесение рифления на станке) с последующей гальвано-химической подготовкой, выдержали расчетные нагрузки и превысили их по
сравнению с подготовкой поверхности методом подготовки вручную по всем видам испытаний в исходном состоянии и после проведения термоцикли-рования. Разброс значений составил от 6 % до 8 %, что говорит о стабильности результатов. Типовые примеры разрушения образцов показаны на рис. 7.
Рис. 7. Разрушенные образцы после механических испытаний: 1 - образец после испытаний на изгиб; 2 - образец после испытаний на растяжение; 3 - образец после испытаний на кручение; 4- образец после испытаний на сжатие
Заключение прочностные характеристики клеевого соедине-
ния. В результате проведенных работ разработан В статье проведен анализ влияния методов метод подготовки поверхности под склеивание подготовки титана перед склеиванием с ПКМ на деталей из титановых сплавов с деталями из
ПКМ для силовых конструкций, заключающийся в комбинированном применении механической и гальванохимической подготовки поверхности. Данный метод позволяет минимизировать воздействие человеческого фактора на процесс под-
готовки поверхности, улучшить адгезионные характеристики поверхностей деталей из титановых сплавов, а также увеличить временной интервал между механической подготовкой и склеиванием.
Список литературы
[1] Kinloch A. J. Durability of structural adhesives. Barking. UK : Elsevier Applied Science, 1983. pp. 15-16.
[2] Кейгл Ч. Клеевые соединения. М. : Мир, 1971. 284 с.
[3] Тарасов А. Н., Горбачев Ю. М., Данишевская И. В. Способ обработки деталей из титановых сплавов перед склеиванием. Пат. № 1485635 Российская Федерация, 2005. Бюл. № 32. 2б9
[4] Булатова Н. В., Нурутдинов М. Х., Ермаков В. И. Способ подготовки поверхности полимерных материалов перед склеиванием. Пат. № 2126810 Росийская Федерация, 1999. Бюл. № 36.
[5] Лукашевич Я. К., Демеев П. Ю. Способ склеивания инертных полимерных материалов с металлическими поверхностями. Пат. № 2669827 Российская Федерация, 2018. Бюл. № 29.
[6] Кардашов Д. А., Петрова А. П. Полимерные клеи. Создание и применение. М. : Химия, 1983. 255 с.
[7] Сибилева С. В., Каримова С. А. Обработка поверхности титановых сплавов для обеспечения адгезионных свойств (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2013. № 2. С. 25-35.
[8] Козулько Н. В. Сравнительный анализ клеевых соединений деталей из полимерных композиционных материалов (ПКМ) обработанных различными способами // Труды Междунар. науч.-техн. конф. «Молодые ученые - основа будущего машиностроения и строительства». 2014. С. 161-166.
[9] Fundeanu I., Klee D., Kwakernaak A., Poulis J. A. The effect of substituted poly(p-xylylene) on the quality of bonded joints when used as a primer replacement // Int. J. Adhes. Adhes. 2010. vol. 30. pp. 111-116.
[10] Тестоедов Н. А. Технология производства космических аппаратов. Красноярск, 2009. 352 с.
[11] Молчанов Б. И., Гудимов М. М. Свойства углепластиков и области их применения // Авиационная промышленность. 1997. № 3-4. С. 22-26.
[12] Комаров Г. В. Способ соединения деталей из пластических масс. М. : Химия, 1979. 288 с.
[13] Берлин А. А., Басин В. Е. Основы адгезии полимеров. М. : Химия, 1974. 392 с.
[14] Тарнопольский Ю. М., Кинцис Т. Я. Методы статическких испытаний армированных пластиков. М. : Химия, 1975. 264 с.
[15] Похабов Ю. П., Наговицин В. Н., Шушерин А. В., Подшивалов С. Ф., Кочетков С. В., Лузина И. А. Способ соединения деталей. Пат. № 2179268 Российская Федерация, 2000. Бюл. № 33.
[16] Байбородов А. А., Васильева Т. С., Данилова Ю. С., Волков М. В., Удод Л. С., Вишневская Е. В., Пермяков М. Ю., Григорьева Е. А. Способ подготовки металлических фитингов к склеиванию с профилем из композиционного материала. Пат. № 2775768 Российская Федерация, 2021. Бюл. № 19.
[17] Сиблева С. В., Козлова Л. С., Трофимов Н. В., Захарова Л. В. Подготовка поверхности титанового сплава ВТ20 под склеивание и нанесение лакокрасочных покрытий // Гальванотехника и обработка поверхности. 2015. № 4. С. 30-37.
PREPARATION OF THE SURFACE OF PARTS FROM TITANIUM ALLOYS FOR GLUING WITH PARTS FROM POLYMER COMPOSITE MATERIALS
L. S. Udod, V. N. Nagovitsin
JSC «Academician M. F. Reshetnev» Information Satellite Systems», Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, Russian Federation
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation
A method has been developed for preparing the surface of titanium alloys, which provides an increase in the strength characteristics of titanium-composite adhesive joints. When preparing
TOM 6
the surface of parts made of titanium alloys, it is not enough to use only mechanical treatment, and when combined with chemical surface treatment, the formation of strong bonds is possible. Surface preparation is carried out by forming a relief structure by applying corrugations on the machine, followed by removal of the oxide film and the formation of a high degree of micror-oughness by etching in a mixture of acids. Preparing the surface of titanium surfaces with a new method allows minimizing the influence of the human factor, improving the adhesion characteristics of the surfaces of parts, and increasing the time interval between mechanical preparation and gluing. Studies have been carried out to determine the ultimate strength in shear, bending, torsion, compression, tension, as well as to determine the effect of the gap in time intervals between mechanical surface preparation and gluing on the strength characteristics of the adhesive joint on titanium-composite samples with different titanium surface preparation. The analysis of the influence of methods of surface treatment of parts made of titanium alloys 270 on the strength of the adhesive joint is carried out, taking into account the influence of thermal
exposure in vacuum conditions, simulating the operation of a spacecraft in space conditions.
Keywords: titanium alloy, surface treatment, adhesive bonding, surface roughness,
strength testing.
References
[1] Kinloch A. J. Durability of structural adhesives. Barking. UK, Elsevier Applied Science, 1983. pp. 15-16.
[2] Cagle Ch. Kleevye soedineniya [Adhesive connections]. Moscow, Mir, 1971, 284 p. (In Russian)
[3] Tarasov A. N., Gorbachev Yu. M., Danishevskaya I. V. Sposob obrabotki detalej iz titanovyh splavov pered skleivaniem [A method for processing parts made of titanium alloys before gluing]. Patent RU 1485635, 2005, bulletin no. 32.
[4] Bulatova N. V., Nurutdinov M. Kh., Ermakov V. I. Sposob podgotovki poverhnosti polimernyh materialov pered skleivaniem [A method for preparing the surface of polymeric materials before gluing]. Patent RU 2126810, 1999, bulletin no. 36.
[5] Lukashevich Ya. K., Demeev P. Yu. Sposob skleivaniya inertnyh polimernyh materialov s metallicheskimi poverhnostyami [Method for bonding inert polymeric materials to metal surfaces]. Patent RU 2669827, 2018, bulletin no. 29.
[6] Kardashov D. A., Petrova A. P. Polimernyeklei. Sozdanie iprimenenie [Polymer adhesives. Creation and application]. Moscow, Chemistry, 1983, 255 p. (In Russian)
[7] Sibileva S. V, Karimova S. A. Obrabotka poverhnosti titanovyh splavov dlya obespecheniya adgezionnyh svojstv (obzor) [Surface treatment of titanium alloys to ensure adhesion properties (review)] // Aviation materials and technologies, 2013, no. 2, pp. 25-35. (In Russian)
[8] Kazulko N. V. Sravnitel'nyj analiz kleevyh soedinenij detalej iz polimernyh kompozicionnyh materialov (PKM) obrabotannyh razlichnymi sposobami [Comparative analysis of adhesive joints of parts made of polymer composite materials (PCM) processed in various ways] // Proceedings of the conference «Young scientists - the basis of the future mechanical engineering and construction», 2014, pp. 161-166. (In Russian)
[9] Fundeanu I., Klee D., Kwakernaak A., Poulis J.A. The effect of substituted poly(p-xylylene) on the quality of bonded joints when used as a primer replacement // Int. J. Adhes. Adhes., 2010, vol. 30, pp. 111-116.
[10] Testoedov N. A. Tekhnologiyaproizvodstva kosmicheskih apparatov [Technology for the production of spacecraft]. Krasnoyarsk, 2009, 352 p. (In Rissian)
[11] Molchanov B. I., Gudimov M. M. Svojstva ugleplastikov i oblasti ih primeneniya [Properties of carbon plastics and their applications] // Aviation industry, 1997, no. 3-4, pp. 22-26. (In Russian)
[12] Komarov G. V. Sposob soedineniya detalej izplasticheskih mass [The method of joining plastic parts]. Moscow, Chemistry, 1979, 288 p. (In Russian)
[13] Berlin A. A., Basin V E. Osnovy adgeziipolimerov [Fundamentals of polymer adhesion]. Moscow, Chemistry, 1974, 392 p. (In Russian)
[14] Tarnopolsky Yu. M., Kintsis T. Ya. Metody staticheskih ispytanij armirovannyh plastikov [Methods of static testing of reinforced plastics]. Moscow, Chemistry, 1975, 264 p. (In Russian)
[15] Pokhabov Yu. P., Nagovitsin V. N., Shusherin A. V., Podshivalov S. F., Kochetkov S. V., Luzina I. A. Sposob soedineniya detalej [The method of connecting parts]. Patent RU 2179268, 2000, bulletin no. 33.
[16] Baiborodov A. A., Vasil'eva T. S., Danilova Yu. S., Volkov M. V., Udod L. S., Vishnevskaya E. V, Permyakov M. Yu., Grigorieva E. A. Sposob podgotovki metallicheskih fitingov k skleivaniyu s profilem iz kompozicionnogo materiala [A method for preparing metal fittings for gluing with a profile made of composite material]. Patent RU 2775768, 2021, bulletin no. 19.
[17] Sibleva S. V, Kozlova L. S., Trofimov N. V., Zakharova L. V. Podgotovkapoverhnosti titanovogo splava VT20pod skleivanie i nanesenie lakokrasochnyh pokrytij [Preparation of the surface of titanium alloy VT20 for gluing and applying paint and varnish coatings] // Galvanotechnics and surface treatment, 2015, no. 4, pp. 30-37. (In Russian)
Сведения об авторах
Наговицин Василий Николаевич - кандидат технических наук, доцент межинститутской базовой кафедры «Прикладная физика и космические технологии» Сибирского федерального университета, главный специалист по прочности антенных систем АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва». Окончил Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. М. Горького в 1977 году. Область научных интересов: механика композиционных материалов.
271
Удод Лилия Сергеевна - ведущий инженер-технолог АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва». Окончила Красноярский государственный университет в 2003 году, магистрант Сибирского федерального университета. Область научных интересов: методы производства композиционных материалов.