УДК 378.661(47-25):622.26«1918/2018» © Б.А. Картозия, А.В. Корчак, А.Н. Панкратенко, 2019
Подготовка подземных строителей в Горном институте НИТУ «МИСиС»
(к 90-летию создания специальности «Шахтное и подземное строительство»)
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-1-66-68
Ш
КАРТОЗИЯ Борис Арнольдович
Доктор техн. наук, профессор, советник ректората НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия
КОРЧАК
Андрей Владимирович
Доктор техн. наук, профессор, 119049, г. Москва, Россия
ПАНКРАТЕНКО Александр Никитович
Заведующий кафедрой СПС и ГП Горного института НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
В статье отражается путь становления и развития специальности «Шахтное и подземное строительство» и кафедры «Строительство подземных сооружений и горных предприятий»»(СПС и ГП) Горного института НИТУ «МИСиС»> от момента создания до настоящего времени.
Ключевые слова: Горный институт НИТУ «МИСиС», шахтное строительство, подземное строительство, горные работы, научно-исследовательские работы, учебный процесс, учебная и научная лабораторная база.
ВВЕДЕНИЕ
В 1929 г. Московская горная академия первой из высших учебных заведений СССР откликнулась на запросы промышленности и начала подготовку горных инженеров-шахтостроителей. Именно такого профиля специалисты требовались, когда ежегодно в строительстве находилось более 300 шахт.
ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
В 1929-1930 учебном году была создана кафедра «Горные работы и проведение горных выработок», которую возглавил выдающийся ученый, специалист в области механики горных пород и крепления выработок, профессор, доктор техн. наук Петр Михайлович Цимбаревич. В 1930 г. из числа студентов старших курсов кафедра сформировала группу из 18 человек, которые обучались по новой программе и первые в России освоили профессию горного инженера-шахтостроителя.
Развитие кафедры проходило под руководством и при участии видных ученых-горняков, получивших широкое международное признание. Одновременно с профессором, доктором техн. наук П.М. Цимбаревичем в становлении специальности активно участвовали Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор техн. наук Николай Михайлович Покровский и чл.-корр. АН СССР Григорий Ильич Маньковский.
Историческая заслуга профессора Н.М. Покровского, руководившего кафедрой с 1947 по 1973 г., состоит в том, что он и его коллеги впервые воплотили в жизнь новую парадигму, подготовку подземных строителей. Отказавшись в 1953 г. от отраслевого и ведомственного принципа при формировании учебного плана, они положили в его основу единый методологический подход, рассматривающий любое проникновение в недра земли как горные работы. Такой подход позволяет создать прочный общеобразовательный фундамент для обучения специальности инженера, а потребности различных отраслей производства удовлетворять за счет профильной подготовки.
С 1973 по 1978 г. кафедрой руководил профессор, доктор техн. наук Илья Дмитриевич Насонов. Этот период ознаменован обращением внимания кафедры на подготовку специалистов для решения проблем городского подземного строительства. С этой целью внедряется новая форма аттестации выпускников - защита дипломных проектов на производстве, в крупных строительных организациях, таких как Мосметрострой, Главмосинжстрой и Мосинжпроект. Деятельность кафедры в это время широко освещалась Центральным телевидением, на страницах газет «Комсомольская правда», «Московская правда» и «Вечерняя Москва».
В 1979 г. кафедру возглавил первый проректор Московского государственного горного университета (МГГУ), профессор, доктор техн. наук Борис Арнольдович Картозия. Отличительной особенностью учебного процесса периода 1980-1990-х гг. является его компьютеризация. При кафедре создается современная компьютерная база, позволяющая обучать студентов автоматизированному проектированию конструкций подземных сооружений. В новых учебных планах дальнейшее развитие получает идея специализированной подготовки. Обучение студентов велось уже в рамках трех специализаций:
- строительство и реконструкция горнодобывающих предприятий;
- строительство городских подземных сооружений;
- строительство подземных сооружений специального назначения.
Такой подход наиболее полно отвечал потребностям народного хозяйства того времени. Начавшаяся в стране реформа высшего образования и переход на многоуровневую систему подготовки специалистов потребовали коренной перестройки учебного процесса. Кафедра первой среди горных специальностей справилась с этой задачей и в течение 15 лет вела подготовку бакалавров, инженеров и магистров.
В 2008 г. заведующим кафедрой стал ее выпускник, в то время ректор МГГУ, профессор, доктор техн. наук Андрей Владимирович Корчак. В этот период на основе разработанной на кафедре Концепции целевой подготовки инженеров для Строительного комплекса г. Москвы в МГГУ при кафедре открывается Институт освоения подземного пространства. Учебная и научная лабораторная база кафедры переоснащается, в учебном процессе широкое внедрение получают мультимедийные методы ведения занятий.
С 2016 г. кафедру возглавляет профессор, доктор техн. наук Александр Никитович Панкратенко, под руководством которого в настоящее время ведется реструктуризация учебного и научного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами, а также происходит усиление связи кафедры с производством, что позволяет вести подготовку специалистов согласно потребностям отрасли.
Название кафедры с годами менялось, в настоящее время это Кафедра строительства подземных сооружений и горных предприятий.
С момента своего образования кафедра готовит специалистов в области шахтного и подземного строительства по дневной и заочной формам обучения. Всего с 1930 по 2018 г. включительно было подготовлено около 4500 горных инженеров-строителей, в том числе, свыше 150 для 25 зарубежных стран.
Абсол ютное больши нство учебн иков по специальности «Шахтное и подземное строительство» написано профессорами кафедры. Учебник «Технология строительства подземных сооружений» удостоен премии Президента РФ. За фундаментальный учебник «Шахтное и подземное строительство» авторскому коллективу была присуждена Премия Правительства РФ в области образования за 2005 г.
С начала 1930-х гг. ученые кафедры выполняют плановые научно-исследовательские работы, направленные на решение актуальных проблем шахтного и подземного строительства. В 1932 г. по заданию Наркомата тяжелой промышленности на кафедре были разработаны Правила производства работ и техники безопасности при проходке стволов шахт. В 1942 г. коллектив кафедры во главе с Николаем Михайловичем Покровским выполнил научно-исследовательскую работу «Восстановление горных выработок», которая была одобрена и принята НКУП.
Обобщая результаты научных исследований за последние десятилетия, можно с уверенностью сказать, что ученые кафедры внесли заметный вклад в развитие Строительной геотехнологии как науки. Вот некоторые из научных достижений:
- сформированы методологические основы горной науки по освоению подземного пространства - «Строительная геотехнология», которая включена в состав новой классификации горных наук, принятой Российской академией наук (14.02.1997);
- разработаны и внедрены на шахтах Кузбасса и Донбасса управляемые технологии обеспечения устойчивости конструкций подземных сооружений при освоении подземного пространства в сложных горно-геологических условиях;
- разработаны теоретические основы и технологии низкотемпературного замораживания горных пород при проходке стволов шахт в сложных гидрогеологических условиях;
- исследованы реологические свойства замороженных грунтов в условиях объемного напряженного состояния, которые использованы для проектирования способа искусственного замораживания при освоении угольных и рудных месторождений России и Украины в сложных горно-геологических условиях;
- разработаны теоретические основы проектирования, строительства и реконструкции экологически безопасных подземных сооружений глубокого заложения при освоении подземного пространства г. Москвы;
- разработаны технологические методы управления геомеханическими процессами при комплексном освоении недр;
- разработаны метод контроля и оценки состояния конструкций подземных сооружений и конформативная технология их ремонта;
- разработаны конструкции и технология производства обделок коллекторных тоннелей нового технического уровня;
Со дня своего основания кафедра вела подготовку научных кадров. За прошедшие годы подготовлено 26 докторов и 176 кандидатов технических наук. Украина, Грузия, Армения, Китай, Германия, Вьетнам, Болгария, Польша, Египет, Кипр - вот далеко не полный перечень государств, где трудятся доктора и кандидаты наук, подготовленные кафедрой.
Результаты научных исследований ученых кафедры опубликованы в 72 учебниках и монографиях, докладывались на многих отечественных и зарубежных форумах в США, Англии, Германии, Франции, Австрии, Китае, Бразилии, Норвегии, Югославии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии и других странах.
Ученые кафедры избраны членами Российской академии естественных наук, Академии горных наук России и Украины, состоят в Международной российской ассоциации тоннельщиков, участвуют в ряде научных и экспертных советов различных министерств и ведомств.
За подготовку инженерных и научных кадров, учебные и научные достижения кафедра по достоинству оценена государством. Профессор П.М. Цимбаревич награжден орденами Ленина и Знак почета, профессор Н.М. Покровский награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За восстановление Донбасса». Преподаватели кафедры 20 раз удостаивались звания «Лауреат Государственной Премии СССР, Премии Совета Министров СССР, Премии Правительства РФ, Премии Президента России в области образования. Многие сотрудники кафедры награждены орденами и медалями, удостоены наград различных выставок и конкурсов. Различных государственных почетных званий удостоены 10 преподавателей.
ЗАДАЧИ
За 90 лет коллектив кафедры прошел большой творческий путь. Каковы же задачи развития специальности и кафедры в ближайшей перспективе?
Главная задача состоит в корректировке концепции горного инженера-строителя с учетом нынешней конъюнктуры рынка.
В современном понимании горный инженер-строитель -это специалист с высшим профессиональным образованием, подготовленный для ведения горных и сопутствующих общестроительных работ, связанных с освоением подземного пространства недр земли. Отметим, что вышесказанное в ближайшем будущем будет в полной мере актуальным и при освоении других планет.
Основной целью новой концепции инженерной подготовки должно стать не только приобретение соответствующих знаний, умений навыков (компетенций), но и формирование у будущих специалистов основ инженерного мировоззрения, включающего в себя систему взглядов на техническую, экономическую и социальную значимость проблемы освоения подземного пространства, понимание роли и места в ней горного инженера, а также знание принципов, методов и способов ее эффективного решения.
Доля проблематики городского подземного строительства в учебной программе должна составлять не менее 70%. Основное внимание в специальных дисциплинах необходимо уделять вопросам проектирования городских подземных объектов и, в первую очередь, метрополитенов, коммуникационных тоннелей и крупномасштабных подземных объектов многофункционального назначения.
Учитывая появление новой квалификации «магистр», нужно пересмотреть инженерные компетенции и, в частности, в области научной деятельности. Профессиональное занятие наукой - прерогатива магистров, у инженера научная деятельность должна нести общеобразовательный харак-
тер. С этой целью вполне уместен такой курс, как «Учебно-исследовательская работа студентов» (возможно, под другим названием, например «Научные проблемы «Строительной геотехнологии»), включающий в себя вопросы прикладного исследовательского характера применительно к подземному строительству: моделирование, мониторинг, подготовку к продолжению обучения в аспирантуре и т.п. Система лабораторных занятий должна иметь в основном исследовательский характер.
Практическая подготовка студентов на реальных строительных объектах должна вестись не только по технологической, но и по проектной и экономической тематике, с консультационным участием руководителей производства. Важно также усилить роль и самостоятельной подготовки студентов, которая при хорошем методическом обеспечении может обеспечить глубокие устойчивые знания.
Содержание дипломного проектирования, особенно в его «специальной части», необходимо изменить, постепенно отказываясь от тематики на базе уже реализованных проектов и переходя к творческим выпускным квалификационным работам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение позволим себе высказать одно соображение, которое сформировалось у нас за десятилетия работы в вузе, в том числе в качестве организаторов учебного процесса.
Реформирование как «преобразование, изменение существующей системы с сохранением ее неизменной основы», есть непрерывный и неизбежный процесс, сопровождающий развитие системы высшего образования. К этому надо привыкнуть и всегда быть готовым к переменам.
STAFF ISSUES
UDC 378.661(47-25):622.26«1918/2018» © B.A. Kartoziya, A.V. Korchak, A.N. Pankratenko, 2019 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 1, pp. 66-68
Title
TRAINING OF UNDERGROUND BUILDERS AT THE MINING INSTITUTE IN THE NUST "MISIS" ( to the 90th anniversary of the creation of the speciality "Mine and Underground Construction")
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-1-66-68
Author
Kartoziya B.A.1, Korchak A.V.', Pankratenko A.N.1
1 National University of Science and Technology "MISIS" (NUST "MISIS"), Moscow, 119049, Russian Federation
Authors' Information
Kartoziya B.A., Doctor of Engineering Sciences, Professor, adviser of administration
Korchak A.V., Doctor of Engineering Sciences, Professor Pankratenko A.N., Head of the Department of Construction of Underground Constructions and Mining Enterprises of Mining Institute, e-mail: [email protected]
Abstract
The paper describes the path of becoming and development of the special-ity"Mine and underground construction" and of the department"Construc-tion of underground structures and mining facilities" of the Mining Institute in the National University of Science and Technology "MISIS" (NUST "MISIS") from the moment of its creation to the present time.
Keywords
Mining Institute of NUST "MISIS", Mining construction, Underground construction, Mining operations, Research and development, Educational process, Educational and scientific laboratory base.