Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА / PROFESSIONAL CAREER / TEACHER-PSYCHOLOGIST / EDUCATIONAL ORGANIZATION / BECOMING A PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репкина Юлия Анатольевна

Анализ сущности профессионального развития педагогов предполагает, что естественно рассматривать его как непрерывный процесс осмысления собственной деятельности, способа ее осуществления, самореализации субъекта деятельности. Синтез существенных признаков данной категории позволяет представить профессиональное развитие педагогов как динамичный, целенаправленный, осознанный процесс качественных личностных трансформаций, которые выводят их субъективный и рефлексивный опыт профессиональной деятельности на новый уровень саморазвития и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репкина Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PSYCHOLOGISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

Analysis of the essence of professional development of teachers suggests that it is natural to consider it as a continuous process of thinking about one's own activity, the way of its implementation, the self-realization of the subject of activity. The synthesis of essential features of this category allows us to present the professional development of teachers as a dynamic, purposeful, conscious process of qualitative personal transformations, which bring their subjective and reflexive experience of professional activity to a new level of self-development and self-realization.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. СПб., 2004. 208 с.

8. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 3-28.

9. Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. Текст: непосредственный. М.: ВЛАДОС, 1997. 256 с.

10. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева. Текст: непосредственный // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969. С. 39-45.

11. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: «Юристъ», 1997. 256 с.

Педагогика

УДК 373.1

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Репкина Юлия Анатольевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» (г. Москва)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Анализ сущности профессионального развития педагогов предполагает, что естественно рассматривать его как непрерывный процесс осмысления собственной деятельности, способа ее осуществления, самореализации субъекта деятельности. Синтез существенных признаков данной категории позволяет представить профессиональное развитие педагогов как динамичный, целенаправленный, осознанный процесс качественных личностных трансформаций, которые выводят их субъективный и рефлексивный опыт профессиональной деятельности на новый уровень саморазвития и самореализации.

Ключевые слова: профессиональная карьера, педагог-психолог, образовательная организация, становление профессионала.

Annotation. Analysis of the essence of professional development of teachers suggests that it is natural to consider it as a continuous process of thinking about one's own activity, the way of its implementation, the self-realization of the subject of activity. The synthesis of essential features of this category allows us to present the professional development of teachers as a dynamic, purposeful, conscious process of qualitative personal transformations, which bring their subjective and reflexive experience of professional activity to a new level of self-development and self-realization.

Keywords: professional career, teacher-psychologist, educational organization, becoming a professional.

Введение. Основной проблемой сегодня является проблема соответствия уровня реальной готовности педагога к профессиональной деятельности и требований к профессиональной деятельности, предъявляемых профессиональными стандартами [4]. Для решения данной проблемы необходима разработка дополнительных профессиональных программ, организация научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями, выдвигаемыми профессиональными стандартами.

В профессиональных стандартах выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования, представленные в разрезе специализации педагогических работников [9]. Профессиональные стандарты предназначены для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций.

Профессиональные стандарты требуют от педагога владения современными технологиями развивающего образования, способности «видеть» многообразие учащихся, учитывать в образовательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей [11]. Переход на профессиональные стандарты приведет к повышению социального статуса и престижа профессии педагога, к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, обновлению системы повышения их квалификации, корректировке нормативных правовых актов; изменения должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

Ключевым аспектом соответствия профессиональному стандарту является подготовка педагога-психолога, поэтому основные направления нашей экспериментальной работы определены практическими запросами современной системы образования в плане совершенствования подготовки специалиста к профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследование осуществлялось на базе кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)». Были сформированы экспериментальная и контрольная группа. Каждая группа состояла из 100 человек. Выборка однородна по возрастным и гендерным признакам (юноши и девушки 18-22-х лет).

Для выявления интереса к проблеме совершенствования профессиональной подготовки и компетентности педагога-психолога как в процессе подготовки их профессионального становления в вузе проводилось анкетирование со студентами четвертых курсов (50 человек), педагогами-психологами (25 человек), работающими в образовательных учреждениях; беседы с преподавателями вуза (25 человек), ведущими дисциплины психолого-педагогического цикла.

Анкета состояла из шести вопросов:

1. Что Вы понимаете под профессиональной подготовкой педагога- психолога как специалиста помогающих профессий?

2. Как Вы считаете, когда начинается профессиональная подготовка?

3. Как Вы думаете, способствует ли современная подготовка запросам работодателей?

4. Что, на Ваш взгляд, благотворно влияет на профессиональную подготовку педагога-психолога как специалиста помогающих профессий (спецкурс, практика, тренинг и т.п.)?

5. Какие рекомендации Вы бы предложили по улучшению процесса совершенствования профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий в вузе?

6. Способствует ли профессиональная подготовка, по Вашему мнению, успешному и эффективному выполнению профессиональной деятельности?

Анализ результатов анкетирования показал, что большинство (примерно 78% от числа всех опрошенных) продемонстрировали интерес к исследуемой проблеме и приняли активное участие в анкетировании.

На первый вопрос 84,8% опрошенных студентов-выпускников отметили, что профессиональная подготовка педагога-психолога представляет собой опыт, знания, профессиональные умения. 6,5% считают, что в профессиональную подготовку педагога-психолога входят профессионально важные качества. Столько же (6,5%) подчеркнули, что профессиональная подготовка является профессионально важным качеством педагога-психолога. А 2,2% затруднились ответить на первый вопрос и не смогли дать основательный ответ, их представления о профессиональной подготовке педагога-психолога как специалиста помогающих профессий слабо сформированы, расплывчаты.

В отличие от студентов педагоги-психологи смогли дать более основательные, развернутые и глубокие ответы на первый вопрос анкеты. По мнению большинства - 90% опрошенных педагогов-психологов, профессиональная подготовка есть наличие знаний, умений и опыта в решении определенных профессиональных задач.

И лишь незначительная часть 5% опрошенных педагога-психолога указала на то, что профессиональная подготовки специалистов помогающих профессий не сводится к простому перечислению каких-либо свойств, а представляет собой сложный феномен, интегрирующий множество характеристик. Однако 5% анкетируемых педагогов-психологов затруднились ответить на данный вопрос.

При ответах на второй вопрос наблюдалось следующее: 63,0% студентов- выпускников отметили, что профессиональная подготовка начинает формироваться уже в вузе на 3-4 курсах, когда студенты приобретают опыт во время прохождения практики, а также когда завершается прохождение полного цикла психолого-педагогических дисциплин. 23,9% опрошенных студентов 4 курса считает, что профессиональная подготовка начинает формироваться после окончания университета, когда выстраивается и активизируется вся система знаний о профессии педагога-психолога и непосредственно осуществляется профессиональная деятельность, а также происходит взаимодействие с реальными субъектами педагогического процесса, в ходе которого приобретается опыт в решении профессиональных задач [1, 3, 7].

Незначительная часть опрошенных студентов 8,7% выпускников вуза считают, что становление и процесс профессиональной подготовки происходит за стенами вуза, т.е. при посещении различного рода курсов по самообразованию, и подчеркнули, что вузовская подготовка дает только теоретические знания, а практический опыт приходится приобретать самостоятельно в ходе посещения практических курсов, тренингов или вузовской практики [2]. Отдельную группу составили 4,4% студентов-выпускников, которые полагают, что профессиональная подготовка начинает формироваться с изучения базовых и профилирующих дисциплин с первого курса, возможно со школы.

Схожие ответы мы увидели при анализе анкет педагогов-психологов. Однако мы не наблюдали в ответах этой группы испытуемых, что профессиональная подготовка начинает развиваться после окончания вуза, но 5% педагогов-психологов отметили, что на данном этапе - этапе выполнения профессиональной деятельности осуществляется ее дальнейшее формирование и совершенствование. 75% отметили, что профессиональная подготовки педагога-психолога начинает формироваться в вузе, поскольку, приходя работать в образовательное учреждение, к выпускнику предъявляются те же требования, что к педагогу-психологу с большим стажем работы. То есть он уже должен быть компетентным. Поэтому как подчеркнули опрашиваемые, уже с первого курса необходимо совершенствовать профессиональную подготовку. По мнению педагога-психолога, профессиональная подготовка формируется во время прохождения практики, изучения цикла психолого-педагогических дисциплин, написания научно-исследовательских работ (курсовых, дипломных работ) [5].

Как заметили анкетируемые педагоги-психологи, профессионально компетентный выпускник сможет легче адаптироваться к условиям работы, с легкостью влиться в новый коллектив, плодотворно осуществлять свою деятельность. 15% педагогов-психологов указали на то, что профессиональная компетентность начинает формироваться во время посещения курсов, семинаров-тренингов, на которых возникает тот самый обучающий эффект, которого так не хватает в вузовской подготовке. Преимуществом курсов, семинаров-тренингов является то, что на них происходит отработка умений и навыков на основе полученных знаний и соответственно приобретение опыта. Кроме того, встречались и такие ответы, что профессиональная подготовка начинает формироваться при посещении учащимися школ психологических кружков, клубов, факультативов.

Такие учащиеся, поступившие в вуз, уже компетентны в каких-то областях психологии и, следовательно, в вузе у них происходит дальнейшее становление профессиональной подготовки. Такой ответ указали 5% педагогов-психологов. На третий вопрос анкеты мы получили следующие ответы. Подавляющая часть студентов-выпускников - 82,6% отметила, что нынешняя подготовка мало способствует профессиональной подготовке, необходимы какие-то нововведения. 10,9% студентов 4 курса удовлетворены своей профессиональной подготовкой и считают, что нынешняя подготовка вполне способствует. И лишь 6,5% этой группы респондентов затруднились при ответе.

Педагоги-психологи указали, что в то время, когда они учились, программа подготовки была совершенно другой, и сегодня им приходится восполнять недостающие знания на курсах повышения квалификации, курсах по самообразованию, семинарах-тренингах. В связи с этим они высказали 100% единогласное мнение о том, что подготовка профессионально компетентного специалиста должна носить опережающий характер и проводиться планомерно и систематично, чтобы, придя в образовательное учреждение, вчерашним выпускникам какое-то время не приходилось заново учиться, приобретать дополнительные знания и умения. Так как период адаптации сам по себе сложен для выпускника, а если он владеет устаревшей информацией, то ему будет еще сложнее перестроиться [6]. В свою очередь, это приведет

к неэффективности выполняемой работы. Но в ответах педагогов-психологов мы наблюдали следующее: 75% опрашиваемых не довольны своей подготовкой, 20% - довольны и 5% отметили, что необходима перестройка существующей системы подготовки педагогов-психологов к профессиональной деятельности.

Четвертый вопрос анкеты позволил выяснить мнение респондентов о том, что может в большей степени способствовать профессиональной подготовке педагогов-психологов. Студенты-выпускники аргументировали свои ответы следующим образом: 30,4% - подчеркнули, что необходимо ввести спецкурс, который был бы направлен на профессиональную подготовку педагогов- психологов; 34,8% - указали, что на профессиональную подготовку педагогов- психологов больше способствует практика.

Ее ценность заключается в том, что она дает возможность приобрести некоторый опыт работы, соприкоснуться с педагогической реальностью, увидеть, как осуществляется профессиональная деятельность; 19,5% - отметили, что наибольшее влияние на профессиональную подготовку педагогов-психологов произведет тренинг, такое обучение, в котором присутствуют элементы, моделирующие реальную профессиональную деятельность педагога-психолога (игры, разбор ситуаций и т.п.) [8, 10].

По мнению 10,9% студентов-выпускников на профессиональную подготовку педагогов-психологов способствует все предложенное: спецкурс, практика, тренинг. 2,2% опрошенных студентов 4 курса указали на то, что ведущую роль в профессиональной подготовке должны занимать спецкурс и тренинг; столько же -2,2% студентов-выпускников отметили спецкурс и практику.

45% педагогов-психологов отметили, что только в комплексе эти условия способствуют профессиональной подготовке педагогов-психологов как специалистов помогающих профессий. И оставшаяся часть - 15% педагогов- психологов посчитала выделить только спецкурс, 20% - практику, 10% -тренинг в качестве наиболее эффективного условия профессиональной готовности.

Ответы на пятый вопрос были следующими. Подавляющая часть студентов-выпускников - 13,1% порекомендовала, чтобы использовались инновационные технологии (компьютерные интерактивные программы, мультимедиа-технологии); чтобы занятия были интересными, познавательными, давали максимально обучающий эффект, и знания, полученные в вузе, нашли свое применение в профессиональной деятельности. 34,9% студентов-выпускников также отметили, что необходимо в учебно- воспитательный процесс вуза внедрять спецкурс, 19,5% - тренинг, 19,5% - расширить программу практики. Незначительная часть опрошенных - 10,9% студентов 4 курса указала на то, чтобы использовать все предложенное. А 2,2% студентов-выпускников в качестве рекомендаций предложили спецкурс и тренинг.

10% педагогов-психологов в качестве рекомендаций предложили пересмотреть программу подготовки педагогов-психологов и подойти к процессу профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузе, используя инновационные технологии. Например, 15% опрошенных педагогов- психологов считают, что необходимо внедрять новые спецкурсы; 15% - предлагают проводить со студентами тренинги; 30% педагогов-психологов ответили, что следует больше внимания уделять практике, отметив на недостаточность времени прохождения ее в вузе, 35% - порекомендовали, что подготовка педагога-психолога в вузе должна осуществляться комплексно.

В ответах на шестой вопрос анкеты почти все студенты-выпускники - 93,5% и 95% педагоги-психологи подчеркнули, что профессиональная подготовка способствует успешному и эффективному выполнению профессиональной деятельности. 6,5% студентов-выпускников и 5% педагогов- психологов указали на то, что профессиональная подготовка не влияет на успешность и эффективность выполнения профессиональной деятельности.

Выводы. В результате проведенного нами анкетирования среди педагогов- психологов, студентов-выпускников специальности «Педагогика и психология» зафиксировано подтверждение о том, что затронутая проблема актуальна на сегодняшний день. Большинство респондентов не удовлетворены своей подготовкой, и считают, что профессиональной подготовке не уделялось должного внимания. Вместе с тем значительная часть из них проявляет активный интерес к совершенствованию профессиональной подготовки. Почти все отметили, что профессиональная подготовка является основой эффективности и успешности профессиональной деятельности педагогов- психологов. Следовательно, профессиональную подготовку педагогов- психологов как специалистов помогающих профессий необходимо формировать на этапе обучения в вузе.

В беседах с преподавателями также обсуждалась проблема профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий в процессе подготовки их в вузе, а также поиск путей совершенствования подготовки этих специалистов к профессиональной деятельности. Все преподаватели согласны с тем, что данная проблема актуальна и требует иного подхода к профессиональной подготовке педагога- психолога как специалиста помогающих профессий. Большинство преподавателей указали на важность применения инновационных технологий в подготовке профессионально компетентного специалиста. Кроме того, преподавателями были отмечены большие возможности практики как наиболее эффективного средства профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий.

Литература:

1. Бобинкин С.А., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Самоорганизация рабочего времени психологов-консультантов // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 375-386.

2. Пряжникова Е.Ю., Ковалева Н.И., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Измерение уровня комфортности школьной образовательной среды // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 316-328.

3. Пряжникова Е.Ю., Ковалева Н.И., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г., Самохин И.С. Определение уровня комфортности учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 12. С. 103-113.

4. Самохин И. С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования // Научный диалог. — 2016. — № 10 (58). — С. 364-376.

5. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Путь к общему инклюзивному образованию в современной России: от "ковчега" до закона // Научный диалог. 2016. № 7 (55). С. 280-299.

6. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 234-253.

7. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Содержание основных понятий инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 311-327.

8. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 401-414.

9. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

10. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003. № 5. С. 95.

11. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

Педагогика

УДК 373.1

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Репкина Юлия Анатольевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» (г. Москва)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности педагога. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, уровни подготовки, педагог-психолог, эффективность профессионального обучения.

Annotation. The result of socio-political changes in the country was a new social order formulated as the goal of education: the creation of conditions for the development of an active, creative person who can adapt to a changing world when a competitive person with an orientation towards continuous self-development is in demand. And teachers, as the main participants in the education process of each citizen, have high requirements. In this regard, the practice of implementing the teacher's vocational and pedagogical activities is significantly changing. In many ways, these changes are explained by a new understanding of the goal and result of education, which is formulated in the documents of educational reform in Russia and in the world in the format of achieving a new quality of mass education.

Keywords: vocational training, training levels, teacher-psychologist, efficiency of vocational training.

Введение. Управление процессом профессионального развития педагога может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. Учитывая принадлежность педагога психолога к профессиям «человек-человек», т.е. профессиям помогающего типа, можно включить в структуру профессионального становления (как процесс достижения высших ступеней профессионализма) следующие элементы, интеллектуальный (профессиональная подготовка, знания, профессиональные умения и т.п.), личностный (личностная направленность и личностные качества), социальный (навыки социального взаимодействия) и эмоциональный (эмоциональная чувствительность и отзывчивость) [8]. Данные элементы проявляются как на личностном, так и на деятельностном уровне, однако базовым из них является именно профессиональная подготовка, выступающая фундаментом для остальных компонентов представленной структуры.

Изложение основного материала статьи. Диагностика исходного уровня профессиональной подготовки осуществлялась среди студентов 1-4 курсов специальности «Педагогика и психология» и начинающих педагогов психологов проходила в три этапа [10]:

- подготовительный этап (определение объекта диагностики, постановка цели и задач диагностики, подбор групп испытуемых (контрольной и экспериментальной), подготовка комплекса диагностических методик (четыре серии), тестовых тетрадей в соответствии с указанными критериями, показателями, выделенными на их основе уровнями профессиональной подготовки;

- основной этап (инструктирование, мотивирование и непосредственное проведение серий диагностических методик);

- заключительный этап (сбор, количественная и качественная обработка результатов, анализ и интерпретация данных, определение дальнейшего плана действий).

Подготовительный этап диагностики.

Объектом диагностики нашего исследования является профессиональная подготовка педагога-психолога как специалиста помогающих профессий и ее составляющие [1]: специальная, индивидуально-личностная подготовка и подготовка к общению.

Целью диагностики выступает качественная и количественная оценка профессиональной подготовки. Задачи диагностики [7]:

- определение уровня специальной подготовки;

- определение уровня подготовки к общению;

- определение уровня индивидуально-личностной подготовки педагогов- психологов.

Для проведения диагностики были выбраны две группы испытуемых: контрольная (100 студентов) и экспериментальная (100 студентов).

В соответствии с целью и задачами диагностики был подобран комплекс методик, объединенных в четыре серии, причем некоторые анкеты и тесты были разработаны нами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.