всём пути создания фонтана, ведь его работа объясняется физическими законами. Финансовая грамотность формировалась в ходе рационального подбора необходимого материала, чтобы создание фонтана было наименее затратным.
Литература:
1. Ковалева, Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. / Г.С. Ковалева // Официальный сайт «Центр оценки качества образования ИСРО РАО». -Электронный доступ: http://www.centeroko.ru/public.html
2. Липова, Н.И. Общая функциональная грамотность. Виды функциональной грамотности / Н.И. Липова // Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и технике: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ижевск, 25 октября 2022 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. - С. 195-198
3. Дорошина, Л.А. Инновационная проектная деятельность как путь совершенствования проектной деятельности учащегося / Л.А. Дорошина // Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Липецк, 26-27 апреля 2018 года. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. - С. 23-26
4. Основы проектной деятельности: Учебное текстовое электронное издание / А.И. Блесман, К.Н. Полещенко, H.A. Семенюк, A.A. Теплоухов // Омск: ОмГТУ. - 2021. - 38 с.
5. URL: https://gradusdom.ru/interer/fontan-bez-nasosa.html
6. URL: https://www.youtube.com/watch?v=G_ekQiYd-ZU
7. URL: https://proekt-sam.ru/reservoir/fontan-gerona.html
Педагогика
УДК 378
аспирант Черняк Татьяна Гайковна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РУКОВОДСТВУ КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья повещена некоторым компетенциям современного педагога, которые должны быть сформированы в ходе его подготовки к руководству деятельностью школьников по подготовке конкурсных проектов технической направленности. Внимание, например, уделяется комплексу умений и навыков педагогического работника, связанных с формированием у участников образовательных отношений мотивации к участию в таких конкурсах. Рассматривается также умение учителя обсуждать с обучающимися комплекса предметов, явлений и событий, которые предполагается исследовать. Говорится и об умении использовать современные образовательные методики. Исследуется такой важный момент, как готовность учителя к проведению бесед с родителями учащихся на соответствующую тематику. В качестве ведущей задачи рассматривается способность к формированию у учащихся системы умений и навыков, связанных с получением информации из различных источников.
Ключевые слова: проектная деятельность школьников, проекты технической направленности, внеурочная деятельность, учитель, ученик.
Annotation. The article is devoted to some of the modern teacher competencies, which should be formed in the course of his/her preparation for directing the schoolchildren activities in the competitive technical projects preparation. Attention, for example, is paid to the complex of the teacher's skills and abilities associated with the motivation among participants of educational relations to participate in such competitions formation. The ability of a teacher to discuss with students the subjects, phenomena and events that are supposed to be investigated is also considered. It is also said about the ability to use modern educational methods. Such an important point as the readiness of the teacher to conduct conversations with the students' parents on the relevant topic is investigated. As a leading task, the ability to form a system of skills and abilities related to obtaining information from various sources is considered.
Key words: project activity of schoolchildren, technical projects, extracurricular activities, teacher, student.
Введение. Интенсификация всех сфер жизни современного общества влечёт за собой трансформацию требований к выпускникам российских школ. При сохранении значимости предметных или «жёстких» навыков (англ. - hard skills) фиксируется неуклонное возрастание роли «мягких», надпредметных (англ. - soft skills) (В.О. Виноградова, Г.Г. Дроженко, А.Э. Цымбалюк, А.Н. Шрайбер) [3, С. 41-42].
Сказанное, в свою очередь, обуславливает необходимость изменений в сфере методологии основного общего и среднего (полного) общего образования. Необходимо расширение использования в образовательном процессе методик, позволяющих оптимизировать процесс формирования «мягких» навыков обучающихся (Б.В. Железов, Л.Г. Зверева, Д.Б. Клеваков, П.М. Кудюкин, А.В. Лещенко, Б.Ю. Сербиновский, О.Р. Шувалова) [4, С. 237]. Это относится как к урочной, так и ко внеурочной деятельности [3,С. 44].
В рамках этой, последней, определённой эффективностью в плане развития системы soft skills учащихся обладает проектная деятельность (Н.В. Горбунова, О.Б. Брмакова, Б.В. Лизунова) [5, С. 21]. Последняя представляет собой специально организованную самостоятельную деятельность школьников. Эта деятельность характеризуется направленностью на планирование и выполнение познавательных, исследовательских и конструкторских задач на определённую тему (Х.Э. Абдулшехидова, А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, Н.И. Трояновская, С.В. Клевцова) [11, С. 48-49]. Результатами использования данной формы работы, организуемой в том числе как подготовка к конкурсу проектов технической направленности, являются:
- получение школьниками новых знаний, умений и навыков;
- создание нового продукта с использованием активных способов действий [13, С. 150].
Вышеперечисленные особенности делают необходимой специальную подготовку педагогов к руководству соответствующими формами активности современных школьников [14, С. 318].
Компетенциям учителя, которые должны быть сформированы в ходе неё, посвящена данная статья.
Изложение основного материала статьи. В связи с темой настоящего исследования в первую очередь следует отметить, что деятельность преподавателя и обучающихся, связанная с реализацией конкурсных проектов, должна быть
нацелена на достижение конкретных результатов [10, С. 165-166]. В числе таковых мы с определённой долей уверенности можем назвать:
- приобретение обучающимися знаний о себе и окружающих в ходе преодоления затруднений, возникших при работе над проектом;
- формирование системы ценностей учащихся [14, С. 318-319];
- получение школьниками опыта самостоятельной активности (М.Х. Ахметова, Е.Е. Вяземский, Н.В. Горбунова, Е.В. Лизунова, Л.Н. Лобченко, ИД. Чечель).
Главным последствием достижения данных результатов, т.е. эффектом, является самостоятельная реализация школьниками проекта. Соответственно, руководитель данной деятельности с необходимостью должен демонстрировать осознанное стремление к организации такого рода активности учащихся [8, С. 101-102].
Достижению перечисленных результатов будет способствовать первое из важных слагаемых профессионального портрета педагога, способного к успешному руководству конкурсными проектами школьников технической направленности, - комплекс умений и навыков, связанных с формированием у обучающихся и их родителей мотивации к участию в таких конкурсах (В.Н. Васильева, О.В. Козлова, Н.Е. Кузьмина, Л.Н. Лобченко, Е.А. Морозова) [2, С. 5]. Знакомя обучающихся с темой конкурса, такой руководитель должен быть готов к обсуждению с ними проблем, которым может быть посвящен конкретный конкурс [16, С. 50]. Необходимо также, чтобы педагог умел находить связь между предложенными номинациями с одной стороны и темами, знакомыми ученикам из литературы, фильмов, компьютерных и видеоигр, посещения музеев, бесед с родственниками - с другой (Р.Н. Абдулаева, Р.И. Агаларова, Л.Б. Переверзев, Д.М. Усманова) [1,С. 314].
Важной частью деятельности, к которой следует готовить педагога-руководителя проектами школьников, характеризующимися технической направленностью, является обсуждение с обучающимися комплекса предметов, явлений и событий, которые предполагается исследовать [15, С. 105]. В данном случае активность педагога должна быть направлена на то, чтобы высветить одну или несколько проблем, решаемых в ходе работы над проектом, что в дальнейшем поможет выбрать тему для воплощения [6, С. 152]. При этом немалое значение имеет также сформированность у такого педагога системы знаний, касающихся форм представления проекта, а равно и умения обсуждать их с учащимися [13, С. 106].
Для того, чтобы указанные выше формы работы были возможно более продуктивными, необходимо вооружить руководителей проектной деятельности учащихся рядом современных методик. Примером таковой является мозговой штурм [12, С. 287-288]. Последний представляет собой метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей, связанных с их решением (О.В. Козлова, Л.Н. Лобченко, A.B. Мордовская, А.П. Неустроева, А.П. Панфилова) [5, с. 34]. Затем из полученных вариантов выбираются решения, оптимальные с точки зрения воплощения на практике [10, С. 178].
Данной методике присущи определённые преимущества. В их числе:
- эффективный поиск оптимального решения за сравнительно короткий срок;
- возможность нахождения альтернативных путей достижения поставленных целей [12, С. 288];
- активное участие всех членов команды в поиске решений;
- развитие творческого мышления школьников [4, С. 238];
- повышение сплоченности команды и эффективности её деятельности [5, С. 57-58].
Таким образом, применение мозгового штурма в ходе работы над проектами во многом благоприятствует возникновению ситуаций сотрудничества между субъектами образовательного процесса, а, значит, положительно влияет на их мотивацию (Р.И. Агаларова, Л.Н. Алексашкина, H.H. Ворожейкина, Е.Е. Вяземский, Л.Н. Лобченко, Е.А. Морозова, О.Ю. Стрелова) [8, С. 100-101]. Успешно завершив мозговой штурм, учащиеся получат адекватные ответы на следующие вопросы:
- причины выбора конкретной темы;
- цели и задачи работы;
- основные исследовательские проблемы;
- оптимальные варианты их решения.
Педагогических работников, привлекаемых к руководству проектной деятельностью учащихся, также следует готовить к проведению бесед с родителями учащихся на соответствующую тематику [9, С. 163]. Педагоги должны уметь объяснить родителям преимущества такого рода деятельности, приглашать их к партнерской работе, направленной, в первую очередь, на обеспечение поступательного развития личностей детей [6, С. 153]. Это с большой вероятностью позволит обеспечить доверительные отношения между участниками образовательного процесса, улучшить взаимоотношения в семьях учащихся [1, С. 314].
Конкретно, педагог-руководитель проектной деятельности учащихся должен уметь обсудить с родителями ряд важных тем (табл. 1):
Таблица 1
Аспекты проектной деятельности, необходимые к обсуждению с родителями школьников
Наименование Содержание обсуждения
Установление коммуникации между учащимися Педагогу необходимо стремиться к формированию у родителей понимания того факта, что у обучающихся, задействованных в командной работе над проектами, интенсивнее развиваются навыки, связанные с продуктивным общением [2, С. 6-7].
Формирование у школьников навыков критической оценки информации Современное общество характеризуется практически безграничными информационными потоками. В таких условиях многие родители выражают озабоченность по поводу того, что детей может быть нелегко научить объективной оценке её достоверности. Педагог должен уметь объяснить им, что, осуществляя работу с информацией в ходе проектной деятельности, школьники быстрее научатся критически оценивать её.
Развитие логического мышления школьников Педагог должен быть способен объяснить родителям, что проектная деятельность во многом связана с поиском решений, часто нестандартных, тех или иных проблем. Следовательно, привлечение к ней учащихся с большой вероятностью будет способствовать интенсификации развития у них соответствующих показателей [9, С. 164-165].
Главной задачей педагогических работников, осуществляющих руководство конкурсными проектами школьников технической направленности, состоит в формировании у учащихся системы умений и навыков, связанных с получением информации из различных источников [13, С. 251-252]. Следовательно, такой педагог должен стремиться к развитию у школьников:
- навыков быстрого анализа информации и понимания её сути;
- умения критически и логично мыслить;
- навыков, связанных с поддержанием дискуссии, формулированием собственной позиции [7, С. 172].
Далее, в ходе проектной деятельности происходит интеграция наук гуманитарного и естественно-научного циклов. Соответственно, педагог-руководитель проектной деятельности должен демонстрировать осознанное стремление к интеграции компетенций учащихся, сформированных в ходе освоения различных дисциплин (И.Н. Бухтиярова, Н.В. Горбунова, И.Д. Чечель) [11, С. 47-48].
Кроме того, учителю, осуществляющему руководство деятельностью школьников, связанной с выполнением конкурсных проектов технической направленности, необходимо обладать сформированной системой знаний, умений и навыков, позволяющих знакомить учащихся с ресурсами технопарков [15, С. 108]. Данная форма деятельности позволяет обеспечить доступ школьников к современным программам дополнительного образования в области технологий, а значит, в немалой степени поспособствует достижению обозначенных в начале статьи результатов [7, С. 173].
Вышеизложенное даёт нам возможность с определённой долей уверенности утверждать, что педагогический работник, способный эффективно осуществлять соответствующие формы взаимодействия с детьми и их родителями, сможет формировать у обучающихся:
- осознанный интерес к осуществлению совместных форм деятельности внутри детско-взрослой общности [16,С. 52];
- умения и навыки, связанные с занятиями техническим творчеством;
- умение применять инновационные технологии в различных формах деятельности;
- навыки исследовательской работы [2, С. 7-8].
Теперь необходимо подвести итоги исследования.
Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что деятельность преподавателя и обучающихся, связанная с реализацией конкурсных проектов, должна быть нацелена на достижение конкретных результатов. В числе таковых мы с определённой долей уверенности можем назвать: получение обучающимися знаний о себе и окружающих в ходе преодоления затруднений, возникших при работе над проектом; формирование системы ценностей учащихся; приобретение школьниками опыта самостоятельной активности.
Главным последствием достижения данных результатов, т.е. эффектом, является самостоятельная реализация школьниками проекта. Соответственно, руководитель данной деятельности с необходимостью должен демонстрировать осознанное стремление к организации такого рода активности учащихся.
Достижению перечисленных результатов будет способствовать первое из важных слагаемых профессионального портрета педагога, способного к успешному руководству конкурсными проектами школьников технической направленности, - комплекс умений и навыков, связанных с формированием у обучающихся и их родителей мотивации к участию в таких конкурсах.
Далее, немаловажной частью деятельности, к которой следует готовить педагога-руководителя проектами школьников, характеризующимися технической направленностью, является обсуждение с обучающимися комплекса предметов, явлений и событий, которые предполагается исследовать. В данном случае активность педагога должна быть направлена на то, чтобы высветить одну или несколько проблем, решаемых в ходе работы над проектом, что в дальнейшем поможет выбрать тему для воплощения.
Для того, чтобы указанные выше формы работы были возможно более продуктивными, необходимо вооружить руководителей проектной деятельности учащихся рядом современных методик. Примером таковой является мозговой штурм.
Педагогических работников, привлекаемых к руководству проектной деятельностью учащихся, также следует готовить к проведению бесед с родителями учащихся на соответствующую тематику. Педагоги должны уметь объяснить родителям преимущества такого рода деятельности, приглашать их к партнерской работе, направленной, в первую очередь, на обеспечение поступательного развития личностей детей.
При этом ведущей задачей педагогических работников, осуществляющих руководство конкурсными проектами школьников технической направленности, состоит в формировании у учащихся системы умений и навыков, связанных с получением информации из различных источников.
Учителю, осуществляющему руководство деятельностью школьников, связанной с выполнением конкурсных проектов технической направленности, также необходимо обладать сформированной системой знаний, умений и навыков, позволяющих знакомить учащихся с ресурсами технопарков. Данная форма деятельности позволяет обеспечить доступ школьников к современным программам дополнительного образования в области технологий, а значит, в немалой степени поспособствует достижению обозначенных в начале статьи результатов.
Литература:
1. Агаларова, Р.И. Организация проектной деятельности на занятиях по английскому языку на средней ступени обучения в условиях дополнительного образования / Р.И. Агаларова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). -С. 313-315
2. Богданов, В.А. Технология социально-педагогического проектирования как основа деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения / В.А. Богданов, И.А. Маврина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 5-8
3. Верин-Галицкий, Д.В. Формирование «мягких» навыков у подростков - вызов современности / Д.В. Верин-Галицкий // Социальная педагогика. - 2020. - № 2. - С. 41-45
4. Губайдулина, Е.Ю. Влияние модернизации школьного образования на учебный процесс / Е.Ю. Губайдулина, Л.Г. Зверева // Вестник науки. - 2019. - № 6(15). - С. 235-239
5. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / Е.В. Зауркина. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2015. - 59 с.
6. Киреева, Е.А. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках математики / Е.А. Киреева // Colloquium-jornal. - 2019. - № 14(38).-С. 152-153
7. Комарова, О.С. Марафон студенческих образовательных проектов как форма реализации проектного обучения студентов педагогических направлений подготовки / О.С. Комарова, М.В. Давыденко, O.A. Шелюгина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 171-174
8. Короткова, M.B. Параметры оценки проектной деятельности учащихся по истории в музее и школе / М.В. Короткова // Наука и Школа. - 2021. - № 2. - С. 98-104
9. Костина, Л.М. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся / Л.М. Костина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - № 4(33). - С. 163-167
10. Любомирская, Н.В. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся / Н.В. Любомирская, Е.Л. Рудик, Т.Е. Хоченкова // Исследователь. - 2019. - № 3,- С. 165-180
11. Рабаданова, М.Р. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла / М.Р. Рабаданова // Вестник науки и образования. - 2020. - № 18(96). - С. 47-50
12. Санникова, Е.А. Методика «мозгового штурма» в преподавании иностранного языка как инструмент достижения эффекта «знаниевой синергии» / Е.А. Санникова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4(170). - С. 286-288
13. Симонова, И.Ф. Социально-культурное проектирование: технология предварительного проектного исследования: учебное пособие / И.Ф. Симонова. - Санкт-Петербург: Наукоёмкие технологии, 2020. - 330 с.
14. Черняк, Т.Г. Методическая поддержка педагогов-руководителей проектов по вопросам развития научно-технического творчества у обучающихся при подготовке к конкурсным мероприятиям технической направленности / Т.Г. Черняк // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 317-319
15. Черняк, Т.Г. Научно-методическое сопровождение педагогов по подготовке к конкурсным мероприятиям / Т.Г. Черняк // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. -Брянск: Брянский государственный университет им. П.Г. Петровского, 2020. - С. 105-108
16. Черняк, Т.Г. Преподавателям-руководителям проектов об особенностях подготовки городского конкурса «Салют Победы» / Т.Г. Черняк // Роль науки в развитии современного государства. Материалы II международной научно-практической конференции. - Саратов: академия Бизнеса, 2022. - С. 50-55
Педагогика
УДК 376.1
кандидат педагогических наук, доцент Четверикова Татьяна Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ
Аннотация. Автором рассмотрены особенности межличностных отношений школьников с нормальным и нарушенным развитием в инклюзивной практике. На основе результатов исследования выделены три основные модели отношений. В их числе паритетные, антагонистические и буллинговые. Широко представлены конструктивные отношения, к числу которых относятся паритетные, составляя 47,1%. Они основываются на взаимном уважении школьников, что выражается в их партнёрстве, дружбе. В совокупности деструктивные отношения в виде антагонистических и буллинговых зафиксированы в 52,9% случаев: 33,7% и 19,2% соответственно. Антагонистические отношения выражаются в противостоянии учеников с нормальным и нарушенным развитием, что проявляется в конфликтах. В буллинговых отношениях обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют статус жертвы. Школьная травля организуется учениками возрастной нормы для исключения из своего коллектива ровесника с нарушенным развитием. Деструктивные отношения обучающихся обусловливают распад интеграционных процессов. Основная причина антагонистических и буллинговых отношений заключается в отсутствии в школе инклюзивной культуры.
Ключевые слова: инклюзивная практика, межличностные отношения, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, конструктивные отношения, антагонистические отношения, буллинговые отношения, буллинг.
Annotation. The author considers the features of interpersonal relations of schoolchildren with normal and impaired development in inclusive practice. Based on the results of the study, three main models of relations were identified. Among them are parity, antagonistic and bullying. Constructive relations are widely represented, which include parity, amounting to 47.1%. They are based on mutual respect of schoolchildren, which is expressed in their partnership, friendship. In total, destructive relationships in the form of antagonistic and bullying were recorded in 52.9% of cases: 33.7% and 19.2%, respectively. Antagonistic relations are expressed in the opposition of students with normal and impaired development, which manifests itself in conflicts. In bullying relationships, students with disabilities have the status of a victim. School bullying is organized by students of the age norm to exclude a developmentally disabled peer from their team. Destructive attitudes of students cause the collapse of integration processes. The main reason for antagonistic and bullying relationships is the lack of an inclusive culture in the school.
Key words: inclusive practice, interpersonal relationships, students with disabilities, constructive relationships, antagonistic relationships, bullying relationships, bullying.
Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Профилактика буллита и формирование инклюзивной культуры в школе» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУВО «ОмГПУ» № 073-03-2023-018/4 от 19.06.2023)
Введение. Система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представлена широким спектром моделей. Реализация одной из них осуществляется в инклюзивной практике. Полноценное осуществление интеграционных процессов предполагает создание комплекса условий, благодаря которым ребёнок, несмотря на нарушение развития, будет иметь возможность получить качественное образование и наряду с этим органично влиться в коллектив нормотипичных ровесников: в инклюзивный класс.
В настоящее время инклюзивные практики (с участием обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп) широко распространены в различных регионах нашей страны. В течение последнего десятилетия они продолжают набирать популярность. С момента законодательного закрепления статуса инклюзивного образования на федеральном уровне (2012 г.) родители, воспитывающие детей с сенсорными, двигательными, ментальными и иными нарушениями, всё чаще рассматривают инклюзивную практику как приоритетную, пользуясь закреплённым за ними правом на её выбор. Параллельно с этим растёт научный интерес к вопросам, касающимся интеграционных процессов в образовательной среде. В результате обеспечивается установление проблем инклюзивного образования, проектирование и реализация путей их решения. Между тем ряд проблемных вопросов остаётся открытым, требуя дальнейшего изучения в целях