Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ / ИК-КОМПЕТЕНЦИЯ / МОБИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкина Светлана Викторовна

В настоящей статье рассматривается ряд вопросов, связанных с эффективной, подготовкой педагогов к использованию мобильных технологий в учебном процессе на современном этапе развития отечественной образовательной системы. Перед началом разговора об основном предмете демонстрируется, что широкое внедрение мобильных технологий в образовательный процесс является одним из наиболее важных условий, способствующих его дальнейшей модернизации. Далее показывается важность развития у преподавателя соответствующих компетенций с точки зрения дальнейшей плодотворной интеграции соответствующих технологий в образовательный процесс. Демонстрируются характерные для большинства педагогических работников недостатки в их развитии. Определяются меры, необходимые для ликвидации этих недостатков. Предлагаются возможные пути модернизации существующей системы дополнительного образования учителей с целью повышения эффективности развития соответствующих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенкина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS FOR THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The given article discusses a number of issues related to the effective teachers’ preparation for the mobile technologies use in the educational process at the present stage of the Russian educational system development. Before starting a conversation about the main subject, it is demonstrated that the mobile technologies’ widespread introduction into the educational process is one of the most important conditions contributing to its further modernization. Further, the importance of the teacher's relevant competencies’ development in terms of further fruitful integration of mobile technologies into the educational process is shown. The shortcomings in their development characteristic of the teaching staff majority are demonstrated. The measures necessary to eliminate these shortcomings are determined. Possible ways of the existing teachers’ additional education system modernization in order to increase the effectiveness of the relevant competencies’ development are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Педагогика

УДК 37.011.31

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Зенкина Светлана Викторовна

Академия социального управления (г. Москва)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается ряд вопросов, связанных с эффективной, подготовкой педагогов к использованию мобильных технологий в учебном процессе на современном этапе развития отечественной образовательной системы. Перед началом разговора об основном предмете демонстрируется, что широкое внедрение мобильных технологий в образовательный процесс является одним из наиболее важных условий, способствующих его дальнейшей модернизации. Далее показывается важность развития у преподавателя соответствующих компетенций с точки зрения дальнейшей плодотворной интеграции соответствующих технологий в образовательный процесс. Демонстрируются характерные для большинства педагогических работников недостатки в их развитии. Определяются меры, необходимые для ликвидации этих недостатков. Предлагаются возможные пути модернизации существующей системы дополнительного образования учителей с целью повышения эффективности развития соответствующих компетенций.

Ключевые слова: мобильные технологии в образовании, курсы повышения квалификации учителей, тьюторское сопровождение учителей, ИК-компетенция, мобильная компетенция

Annotation. The given article discusses a number of issues related to the effective teachers' preparation for the mobile technologies use in the educational process at the present stage of the Russian educational system development. Before starting a conversation about the main subject, it is demonstrated that the mobile technologies' widespread introduction into the educational process is one of the most important conditions contributing to its further modernization. Further, the importance of the teacher's relevant competencies' development in terms of further fruitful integration of mobile technologies into the educational process is shown. The shortcomings in their development characteristic of the teaching staff majority are demonstrated. The measures necessary to eliminate these shortcomings are determined. Possible ways of the existing teachers' additional education system modernization in order to increase the effectiveness of the relevant competencies' development are proposed.

Key words: mobile technologies in education, teacher training courses, tutor support for teachers, IR competence, mobile competence

Введение. Сегодня основные особенности развития современного социума, в т.ч. российского, во многом связаны с его переходом на постиндустриальную ступень. В обществе новой модели особую важность приобретает не владение выпускниками системы основного общего и среднего общего образования готовыми знаниями, но наличие у них развитых умений и навыков, связанных с самостоятельным поиском информации, возможностью ориентироваться в практически неограниченных информационных потоках.

Соответственно, меняется и роль педагогического работника. В его профессиональной деятельности также приобретает особое значение умение указать учащимся путь к самостоятельному получению необходимой информации, «научить их учиться» с применением современных информационно-телекоммуникационных, в т.ч. мобильных технологий [8; 12-13].

В этой связи не вызывает особого удивления тот факт, что вопросы, связанные с широким внедрением мобильных технологий в образовательный процесс, занимают немаловажное место в трудах педагогов [1-2; 5; 9]. При этом многие педагоги-исследователи и практики считают, что внедрением таких технологий во многом обуславливается успешность дальнейшего совершенствования отечественной образовательной системы [1; 3-4; 7-8; 12].

В свою очередь, немаловажным условием успешной интеграции мобильных технологий в учебный процесс является развитие соответствующих компетенций у педагогов. Данной проблематике будет посвящена настоящая статья

Изложение основного материала статьи. Введённый американским исследователем Г. Дадни термин «мобильная компетенция преподавателя» обозначает уровень владения педагогическим работником знаниями и умениями, необходимыми для эффективного использования мобильных технологий при реализации им образовательной деятельности [14, С. 40]. Данная составляющая компетентности современного педагогического работника является в то же время составной частью его ИК-компетенции. Она представляет собой систему знаний, умений и навыков, необходимых для оценки влияния мобильных технологий на эффективность образовательного процесса и разработки методики их успешной интеграции [5; 9; 14].

С точки зрения основного предмета рассмотрения настоящей статьи небезынтересно выглядят результаты анкетирования российских преподавателей по вопросам использования ими мобильных технологий в профессиональной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Использование учителями российских школ мобильных технологий в профессиональной деятельности

Частота использования Процент учителей

Применяют мобильные технологии в профессиональной деятельности 98

Регулярно 80

Несколько раз в месяц 18

Используют мобильные технологии в т.ч. для организации самостоятельной работы 1

Не применяют мобильные технологии в профессиональной деятельности [4; 13] 2

Отмеченное в таблице широкое применение мобильных технологий абсолютным большинством современных российских учителей во многом объясняется установкой интерактивных досок в ряде образовательных организаций, а также массовым распространением мобильных устройств среди обучающихся.

С другой стороны, очень мало педагогических работников, к сожалению, применяют мобильные технологии в целях организации самостоятельной работы обучающихся. К тому же, только половина учителей предпринимают попытки структурировать учебную работу с использованием мобильных технологий, предлагая ученикам специальные задания,

ориентированные на широкое применение последних [1; 5; 14]. Следовательно, потенциал мобильных технологий зачастую не получает достаточного раскрытия в условиях современной школы.

Соответственно, на настоящем этапе развития отечественной образовательной системы необходимо повышение мобильной компетенции учителей. Последнее должно быть ориентировано, прежде всего, на развитие у на у них умений и навыков, могущих быть разделёнными на три категории (табл. 2).

Таблица 2

Категории умений и навыков, необходимые для успешного применения мобильных технологий современными

учителями

Категории умений и навыков Аспект профессиональной деятельности преподавателя, на который их развитие оказывает влияние

Методические Эффективное планирование занятий, подразумевающих широкое применение мобильных технологий.

Технологические Организация и проведение занятий с использованием мобильных технологий [6, С. 133].

Технические

В то же время приходится констатировать, что на современном этапе развития системы повышения квалификации работников образования при организации соответствующих курсов упор зачастую делается на техническую составляющую [2; 6; 8]. Следовательно, для эффективного повышения мобильной компетенции учителей в системе дополнительного образования следует уделять внимание не только конкретным аспектам применения мобильных технологий в образовательном процессе, но и стимуляции слушателей к исследованию их возможностей в плане благотворного влияния на образовательный процесс [5; 7; 9; 12].

Немаловажной в смысле развития мобильной компетенции учителей является организация тьюторского сопровождения [11, С. 505]. Сопровождая процесс повышения квалификации педагога на базе образовательного учреждения, тьюторы тем самым обеспечивают реализацию индивидуализированного маршрута профессионального развития каждого учителя. В равной степени это касается вопросов эффективного использования мобильных технологий в их профессиональной деятельности.

С целью повышения мобильной компетенции учителей тьютор может проводить на базе школ занятия с учителями по освоению различных моделей применения мобильных технологий в образовательном процессе, приобщать педагогических работников к дистанционным формам образования, а равно заниматься организацией различных конкурсов, семинаров, «круглых столов», посвящённых методическим разработкам в соответствующей области [10-11].

Тьюторами могут быть победители и призёры всероссийских конкурсов проектов, посвящённых соответствующей тематике, участники онлайн-конференций или сетевых мероприятий [10, С. 53].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня многие педагоги-исследователи и практики считают внедрение мобильных технологий в образовательный процесс одним из основных условий, обеспечивающих его дальнейшее совершенствование.

В свою очередь, эффективная интеграция мобильных технологий возможна при определённом уровне развития мобильной компетенции у современных учителей.

Данная составляющая компетентности современного педагогического работника представляет собой систему знаний, умений и навыков, необходимых для оценки влияния мобильных технологий на эффективность образовательного процесса и разработки методики их успешной интеграции.

Не смотря на широкое использование таких технологий большинством современных педагогов, в настоящий момент мы можем говорить о существовании ряда проблем, в определённой степени затрудняющих их интеграцию в образовательный процесс.

Например, крайне мало педагогических работников используют мобильные технологии в целях организации самостоятельной работы обучающихся.

Далее, лишь половина современных учителей структурируют учебную работу с их использованием, предлагая ученикам специальные задания, ориентированные на широкое применение такого рода устройств и программного обеспечения.

Соответственно, необходимо проведение широкомасштабной работы по развитию мобильной компетенции учителей.

Одним из путей достижения соответствующих результатов является организации курсовых мероприятий, в ходе которых основное внимание следует уделять стимуляции слушателей к исследованию возможностей мобильных технологий, позволяющих повышать качество образовательного процесса.

Перспективным направлением повышения мобильной компетенции современных учителей является их тьюторское сопровождение.

Оно позволяет педагогам реализовать индивидуальные траектории развития данной составляющей их профессиональной компетентности.

Литература:

1. Алейникова, Т.Г. Из опыта применения интернет-технологий в подготовке преподавателя математики и информатики / Т.Г. Алейникова, Л.Л. Ализарчик // Научно-практическая конференция «Цифровая трансформация образования» 30 мая 2018 г. Сборник тезисов. - Минск: ГИАЦ Минобразования, 2018. - С. 15-17.

2. Алипханова, Ф.Н. Дидактические основы духовно-нравственного воспитания / Ф.Н. Алиханова // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы. Материалы межвузовской студенческой и международной научно-практических конференций. - Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018. - С. 247-255.

3. Ананьева, Г.Е. Из опыта применения современных технологий в обучении английскому языку / Г.Е. Ананьева // Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Московской области. - М.: Просвещение, 2018. - С. 6-8.

4. Богданова, А.В. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий / А.В. Богданова, В.Ф. Глазова, А.А. Коростелев // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 2(27). - С. 21-24.

5. Герасимова, Н.И. Использование мобильных приложений в обучении иностранному языку на неязыковых факультетах / Н.И. Герасимова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 33-37.

6. Голубкова, Е.В. Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе / Е.В. Голубкова // Интернет-технологии в образовании: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Чебоксары, 15-20 мая 2018 года). - Чебоксары: КЛИО, - 2018. - С. 132-135.

7. Дугарцыренова, В.А. Сетевые ресурсы как средства оптимизации обучения академическому письму на иностранном языке в условиях самостоятельной работы / В.А. Дугарцыренова // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 3. - С. 26-38.

8. Остапенко, Р.И. Преподавание дисциплин информационного цикла с помощью BYOD / Р.И. Остапенко // Перспективы Науки и Образования. Международный научный журнал. - 2017. - № 5. - С. 66-73.

9. Стариченко, Б.Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 153-162.

10. Трофимова, Г.И. Повышение качества управление образованием на основе тьюторских преобразований знаний / Г.И. Трофимова, В.Г. Черемисина // Наука и мир. - Волгоград: Научное обозрение, - 2017. - Т. 1. - № 6(46). - С. 50-56.

11. Трофимова, Г.И., Тьюторское сопровождение руководящих и педагогических кадров как фактор успешного взаимодействия участников образовательного пространства / Г.И. Трофимова, В.Г. Черемисина // Современные научные исследования и разработки. - Москва: Научный центр «Олимп», - 2017. - № 4. - С. 503-507.

12. Фадеева, В.А. Новейшие веб-сервисы в лингводидактике: дидактические возможности и применение / В.А. Фадеева. - Москва: Международные отношения, 2017. - 186 с.

13. Щербакова, Е.В. Использование дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов / Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. -№ 1(26). - С. 329-332.

14. Dudeney, G. Digital literacies / G. Dudeney, N. Hockly, M. Pegrum. - Harlow: Pearson, 2013. - 385 p.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Зотова Татьяна Юрьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Суркова Анастасия Павловна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРАТОРСКИХ

УМЕНИЙ

Аннотация. Данная статья содержит методический опыт обучения студентов умениям говорить публично в процессе формирования их профессиональной компетенции. Навыки ораторского искусства актуальны для будущих специалистов в различных областях деятельности. В связи с этим интерес представляют методы, приемы, формы заданий для совершенствования данных коммуникативных умений. В статье рассматриваются специальные задания, способствующие разностороннему развитию ораторского мастерства будущих специалистов. Представлен опыт анализа выполнения подобных упражнений с методическими советами. Все упражнения, представленные в статье, разделены на три группы: аналитические, аналитико-конструктивные и конструктивные. Задания аналитического вида предполагают анализ образцов публичной речи с выявлением характерных особенной подобных высказываний. Они способствуют эффективному усвоению теоретических знаний об особенностях публичной речи. Аналитико-конструктивные упражнения ориентированы на формирование первичных навыков работы с аудиторией. Задания конструктивного типа позволяют студентам в полной мере продемонстрировать знания и умения, связанные с ораторским красноречием. Также в рамках статьи отмечены задания, связанные с техникой речи. В качестве эффективных отмечены упражнения для улучшения дикции и интонирования. Кроме того, охарактеризованы упражнения пантомимической направленности, способствующие успешной самопрезентации оратора и установлению контакта с аудиторией.

Ключевые слова: устная речь, ораторские умения, формирование ораторских умений, публичная речь, методический опыт.

Annotation. This article contains the methodological experience of teaching students the ability to speak in public in the process of forming their professional competence. Oratory skills are relevant for future specialists in various fields of activity. In this regard, methods, techniques, forms of tasks for improving these communication skills are of interest. The article deals with special tasks that contribute to the diversified development of the oratorical skills of future specialists. The experience of analyzing the implementation of such exercises with methodological advice is presented. All exercises presented in the article are divided into three groups: analytical, analytical-constructive and constructive. Tasks of an analytical type involve the analysis of samples of public speech with the identification of characteristic features of such statements. They contribute to the effective assimilation of theoretical knowledge about the features of public speech. Analytical and constructive exercises are focused on the formation of primary skills of working with the audience. Tasks of a constructive type allow students to fully demonstrate the knowledge and skills associated with oratorical eloquence. Also within the framework of the article, tasks related to the technique of speech are noted. Exercises to improve diction and intonation were noted as effective. In addition, pantomimic exercises are characterized, which contribute to the successful self-presentation of the speaker and establishing contact with the audience.

Key words: oral speech, oratorical skills, the formation of public speaking skills, public speech, methodological experience.

Введение. В современном мире значимым является владение ораторским мастерством, поскольку умение выступать публично - важная составляющая профессиональной компетентности. Зачастую профессионал сталкивается с необходимостью презентовать товары и услуги в присутствии аудитории, публично отстаивать свою позицию на совещании, вступать в дискуссию, отвечать на вопросы публики, выступать с докладами и отчетами о результатах своей деятельности, участвовать в переговорном процессе и т. д. В связи с этим представляется важным формировать ораторские умения еще в стенах вуза.

Изложение основного материала статьи. В нашем вузе данные умения формируются у студентов в рамках таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Русский язык и деловое общение» и «Риторика». Перечисленные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.