Научная статья на тему 'Подготовка педагогов дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей'

Подготовка педагогов дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROVIDING CHILDREN'S SAFETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА / PREVENTION OF CHILDREN'S ROAD AND TRANSPORT TRAUMATISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмыхова Г.В.

В статье проанализирована структура подготовки педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, определены предпосылки введения в образовательную практику основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, дано определение обеспечения безопасности жизнедеятельности, рассмотрена программа подготовки педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS TO PROVIDE CHILDRENS SAFETY

The article analyzes the structure of training teachers to provide childrens safety, defines the pre-conditions of introducing basics of providing safety to educational practice, defines providing safety, examines the program of training teachers to provide childrens safety.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей»

блемы, умение рисковать, использовать активно свое воображение. Все это является важной характеристикой, свидетельствующей о наличии творческого методического мышления у студентов.

Иногда на занятиях по методике изобразительного искусства возникают вопросы о необходимости выполнения того или иного учебного задания. Это свидетельствует о том, что данное задание пока или не входит в зону ближайшего развития, или имеет скорее репродуктивную, чем творческую основу. Поэтому будущие учителя смотрят на такие задания с критической точки зрения, не видя методической целесообразности выполнения его для себя, а также для развития своего личностного, профессионального и творческого начала.

Педагогически верно построенное обучение студентов на занятиях по методике ИЗО позволяет усовершенствовать данную работу, «зажечь» в студентах огонек творчества. На наш взгляд, необходимо чаще показывать студентам разнообразие методических идей, основанных на разных стратегических и тактических подходах к преподаванию изобразительного искусства в школе.

Развитость методического мышления студентов проверяется в возможности выдвигать собственные художественно-методические идеи обучения школьников на уроках изобразительного искусства. Способность выделять в обучении стратегические цели и тактические задачи учит студентов определять этапы художественного обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Студенты более серьезно подходят к особенностям искусства обучения. Это позволяет им полнее и

глубже смотреть на проблемы реализации избранных направлений в методике преподавания изобразительного искусства в средней школе.

Одновременно с формированием педагогического видения проблемных ситуаций и познанием научных противоречий, которые лежат в основе развития творческой методической мысли у будущих учителей, студентов необходимо подготовить к развитию личностного методического мышления, которое обеспечит им профессионализм в художественном творчестве, а также в методике преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2001. - 720 с., илл. - (Сер. «Мастера психологии»).

2. Линдсей П., Норман Д. Мышление. Переработка информации у человека. - М.: Мир, 1974. -552 с., илл.

3. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. А. Спиридонова, М. Ф. Фаликман, В. В. Петухова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 672 с.

4. Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию. - М.: Искусство, 1940. - 112 с.

5. Крысько В. Г. Психология и педагогика. - М.:

Владос, 2001. - 368 с.

6. Школьные технологии. - 1997. - № 5. - 200 с.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

TRAINING ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS TO PROVIDE CHILDREN'S SAFETY

Г. В. Чмыхова

В статье проанализирована структура подготовки педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, определены предпосылки введения в образовательную практику основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, дано определение обеспечения безопасности жизнедеятельности, рассмотрена программа подготовки педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

G. V. Chmykhova

The article analyzes the structure of training teachers to provide children's safety, defines the pre-conditions of introducing basics of providing safety to educational practice, defines 'providing safety', examines the program of training teachers to provide children's safety.

Ключевые слова: обеспечение безопасности жизнедеятельности, профессиональная подготовка педагогов, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Keywords: providing children's safety, vocational training of teachers, prevention of children's road and transport traumatism.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признана актуальной во всем мире. ООН называет ее одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тыс. человек, 100 тыс. человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения педагогов, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, В. И. Вернадский, А. В. Гостю-шин, В. А. Левицкий, М. В. Ломоносов, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.).

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

Вопросы привития навыков основ безопасности детям отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Ана-стасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.

Безопасность жизнедеятельности - область научно-практической деятельности, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека, среды его обитания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и методов, создание и поддержание здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека.

В теории воспитания, дидактике и методике «Основ безопасности жизнедеятельности» обобщены эмпирические данные и сформулированы выводы о свойствах процесса подготовки человека к обеспечению безопасности. В частности, Л. Г. Ахметшина обосновала региональную систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. П. И. Кайгородов изучал средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности». Л. А. Михайлов исследовал процесс подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Ю. В. Репин обосновал концепцию курса «Основы безопасности жизнедеятельности. В. И. Устинов, В. Е. Устинов, В. В. Пападейкин проанализировали проблемы воспитания общественной культуры безопасности. А. М. Якупов изучал вопросы формирования транспортной культуры.

Несмотря на очевидную социальную необходимость работыпопрофилактикедетскогодорожно-транспортного травматизма, на сегодняшний день действующая в России система предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) пока не может считаться удовлетворительной. Прежде всего сказывается невысокая методическая подготовленность учителей, преподающих «Правила дорожного движения» (ПДД) в школе. Недостаточно хорошо организована работа в образовательных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Очевидна несогласованность ГИБДД и учреждений образования. Недостаточная компетентность руководителей этого процесса приводит к тому, что работа проводится формально и сводится в основном к ознакомлению с «Правилами дорожного движения».

Нет программы «Безопасность на дорогах» (существующая модель обучения правилам дорожного движения интегрирована в курс «Окружающий мир» и ОБЖ и касается в основном только отдельных возрастных групп).

Сегодня в Российской Федерации остро стоит проблема безопасности дорожного движения. Ежегодно в стране погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 получают травмы. Показатели детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: погибают и получают травмы до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Для работы с детьми в этом направлении необходимы квалифицированные специалисты. В связи с этим очень важно использовать специфические возможности дополнительного образования как важной составляющей части системы образования. Дополнительное образование приобретает все больший вес в условиях непрерывного образования.

В результате изучения общих требований к уровню подготовки и личности специалиста дополнительного образования, занимающегося профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, помимо общих знаний специалист должен обладать следующими умениями:

- организовать работу отрядов юных инспекторов дорожного движения в образовательном учреждении;

- приобретать знания, используя современные образовательные технологии в условиях развивающейся науки, техники и изменяющейся социальной политики;

- быть готовым при реализации профессиональных функций решать задачи известными алгоритмами выполнения;

- решать нестандартные задачи, находить альтернативные пути решения проблем;

- грамотно перерабатывать информацию;

- быстро принимать решения;

- владеть культурой мышления, быть способным в письменной и устной форме грамотно и логично изложить свои мысли;

- быть профессионально мобильным.

Таким образом, профессиональная подготовка квалифицированного специалиста, занимающегося профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, должна отвечать следующим требованиям.

В мотивационно-целевом аспекте: выявлять и делать зримой для обучающихся объективную необходимость получаемых ими знаний, умений и навыков для обеспечения жизнедеятельности; профессиональной ориентации; создания условий для самоопределения, саморазвития личности обучающегося; развитие исследовательской деятельности обучающихся как основы для их мотивации к дальнейшему образованию.

В содержательном аспекте: обеспечивать преемственность между циклами учебных занятий; органически соединять как в содержании по профориентации, так и в отдельных учебных занятиях разнородные знания, которые отражают различные стороны одного и того же обучающего процесса, развитие психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их гарантированной социальной поддержки и т. д.

В процессуальном аспекте: объяснять и показывать практическую значимость научных и технических знаний; перейти от абстрактных научных знаний к конкретным профессиональным знаниям и от них к профессиональным умениям и навыкам.

В контрольно-оценочном аспекте: проводить мони-торингипрогнозированиеизмененийвпрофессионально-квалификационной структуре региона востребованности данной профессии, специальности; мониторинг выпускников учреждений образования, их жизненной карьеры и учет его результатов при организации образовательного процесса и т. д.

В управленческом аспекте: проводить воспитательную работу как средство формирования социально устойчивой личности будущего специалиста; создание в образовательном учреждении качественной и современной учебно-материальной базы; включение образовательных учреждений в целостную систему непрерывного образования; обеспечение преемственности в системе многоуровнего непрерывного образования; переподготовка и повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

Чтобы комплексно решать проблему детского травматизма, возникла необходимость подготовки учителей и педагогов-организаторов общеобразовательных школ. Разработано методическое пособие «В помощь педагогу-организатору», организована «Школа ЮИД». Для педагогов-организаторов школ проводятся семинары и конференции по теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», разработана программа для подготовки педагогов-организаторов. Программа для повышения квалификации педагогов-организаторов, учителей, классных руководителей рассчитана на 1 год.

Актуальность данной программы обусловлена, во-первых, все возрастающей необходимостью подготовки учителей и педагогов-организаторов со стороны общества, активизацией государственной и мировой политики в данной области и, наконец, «возвращением» воспитания в школы после его фактического забвения в 1990-е годы; во-вторых, невысоким функциональным уровнем

подготовки педагогов к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в школе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель программы:

- содействие приведению деятельности педагогов-организаторов, учителей в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к организации воспитательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- повышение их профессионального мастерства.

Задачи программы:

- обучение педагогов-организаторов, учителей, классных руководителей новым технологиям, методикам, формам, способам организации деятельности;

- обновление и расширение профессиональных знаний, стимулирование их творческого роста.

Основные формы и методы работы:

- обучение, информационное обеспечение деятельности;

- выявление проблем, индивидуальное и групповое консультирование;

- проведение семинаров на базе МОУ ДОД ДООЦ «Лесная сказка» и ОУ района;

- предоставление педагогам возможности информационного обмена по проблемам воспитания и обучения, а также обмена опытом своей работы.

При разработке программы учитывалась специфика работы педагогов-организаторов, учителей, классных руководителей, разнообразие основных направлений деятельности, их профессиональный уровень.

Программа включает в себя изучение требований законодательных, нормативных актов, основ аналитической деятельности, воспитательных технологий, планирования, а также вопросы разработки локальных актов, организационно-массовой работы.

Обучающиеся знакомятся с некоторыми вопросами психологии, теории воспитательных систем, детского общественного движения.

Занятия по данной программе, при условии выполнения поставленных задач, должны способствовать росту общей культуры педагогов-организаторов, учителей, классных руководителей.

Они помогут им применять полученные знания на практике согласно современным требованиям.

Проблема подготовки специалистов для учреждений общего и дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма может быть решена созданием системы профессионального обучения, которая бы обеспечивала гарантированный результат, подготовку квалифицированных специалистов с учетом основных тенденций развития профессионального образования.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Девисилов В. А. Образование в области безопасности жизнедеятельности: состояние, пробле-

мы, задачи // Безопасность в техносфере. - 2009. - № 4. - С. 4-7.

2. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. О. Н. Русака. - СПб.: Информационно-издательское агентство «Лик», 2003. - 504 с.

3. Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования де-

тей / Под ред. П. В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009.

4. Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы: Методическое пособие / Под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

5. Правила дорожного движения Российской Федерации: Официальный текст, илл. -М., 2009.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

WAYS OF DEVELOPING PHILOLOGY STUDENTS' KNOWLEDGE OF THE HISTORY OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS

В. Д. Янченко

В данной статье рассмотрены возможности формирования у студентов-филологов системы знаний по истории методики преподавания русского языка, определены разнообразные пути, которые классифицированы в соответствии с традиционными, инновационными, информационными образовательными технологиями.

V. D. Yanchenko

The article describes the possible ways of developing philology students' knowledge of the history of the Russian language teaching methods, defines various methods classified in accordance with the traditional, innovative, information educational technologies.

Ключевые слова: история методики преподавания русского языка; традиционные, инновационные, информационные образовательные технологии; система знаний по истории методики преподавания русского языка.

Keywords: history of the Russian language teaching methods; traditional, innovative, information educational technologies; knowledge of the history of the Russian language teaching methods.

Впервой трети XXI века у исследователей в области методики преподавания русского языка возрастает потребность в интеграции традиционного (исторического) и современного (инновационного) содержания, передаваемого более успешно, чем раньше, с помощью информационных технологий обучения.

Рассмотрим возможные пути формирования у студентов-филологов системы знаний по истории методики преподавания русского языка, основанные на традиционных, инновационных, информационных образовательных технологиях [1].

Традиционные образовательные технологии ориентированы на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения (традиционная лекция, чтение, конспектирование, лабораторные работы репродуктивного типа).

В обучении студентов одновременно с традиционными технологиями внедряются альтернативные по форме и содержанию информационные и инновационные технологии.

Инновационные образовательные технологии ориентируют педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося, на формирование системного мышления и способности порождать идеи при решении творческих задач. Инновации предполагают отход от традиционного способа работы; это технологии активного обучения, в их основе лежат новые идеи, требующие трансформации или ломки устоявшихся взглядов. К ним относятся технологии активного деятельностного типа (проблемная лекция, метод исследовательских проектов, игровые процедуры, дискуссии, анализ конкретных ситуаций и т. п.). Инновационные образовательные технологии требуют особого оснащения учебной аудитории для проведения дискуссии, круглого стола, современного методического обеспечения для студентов и преподавателей, а также их соответствующей предварительной подготовки.

Пути вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу по истории методики преподавания русского языка, основанные на инновационных образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.