МОБССЖ
ЕОиСАТЮИ
ОМЛЫЕ
27-29 сентября 2009 г.
МОЯ AnOK-ONl.INF.COM
\\Л\Л\Л10м. о\\-Е1Х1САТ10Ы-0МЛМ хом 1с1./Сах: +7 (495) 785 5971 9 +7(495) 360-95-30
III Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-lcaming
М.Е. ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА, профессор
Московский государственный областной университет
Президент-Отель, Москва
Подготовка педагогических кадров в виртуальной образовательной среде
В данной статье представлены особенности использования виртуальной образовательной среды в системе подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности, отражающие присущий учебному процессу целевой компонент. Такая система в своих сущностных характеристиках ориентирована на современные образовательные инновации.
Ключевые слова: виртуальная образовательнаясреда, дидактическая система подготовки педагогических кадров, приоритетные цели.
Подготовка педагогических кадров к инновационной деятельности с использованием потенциала виртуальной образовательной среды представляет собой определенную дидактическую систему, включающую: цели обучения; содержание; принципы обучения; методы; средства; организационные формы обучения; формы контроля обучения.
Общими приоритетными целями подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды мы считаем следующие.
Стимулирование и развитие интеллектуальной активности обучаемых, вовлечение их в отбор, проработку и организацию материала. Достижение данной цели предполагает использование проблемного обучения. В нашей дидактической системе познавательная активность взрослого контингента обучающихся, профессионалов в области педагогики стимулируется в процессе решения реальных проблемных ситуаций, связанных с педагогической деятельностью, описанных в литературе или в других источниках информации [1].
Разрабатывая программы с опорой на технологию проблемного обучения, преподаватель определяет систему проблемных
ситуаций и кратко описывает их в виде материалов, содержащих необходимый минимум исходной информации. Выделяя проблемы, тьютор учитывает их актуальность, связь с реальной жизнью и профессиональной деятельностью слушателей. Подобные проблемы стимулируют профессиональный и познавательный интерес и побуждают слушателей к самостоятельному освоению больших объемов новых знаний. Слушатели вынуждены мыслить критически и аналитически, находя в виртуальной образовательной среде необходимые для решения проблемы источники информации и ресурсы и анализируя их. Так, тьютор выносит на рассмотрение проблему дидактических особенностей дистанционного обучения, и в процессе форум-семинара обучающиеся обсуждают технологические и дидактические особенности дистанционного обучения, формулируя собственную позицию по этому вопросу.
Дистанционная форма обучения эффективно стимулирует познавательную активность слушателей, поскольку обучающийся, с одной стороны, посредством проблемной технологии вовлекается в общественно-исторические формы деятельности, а с другой - в силу гибкости системы оказывается организатором собственного обуче-
Education Online
25
ния. В процессе сетевого обучения обучающиеся самостоятельно, с учетом своих индивидуальных особенностей, возможностей и недостатков (они хорошо знакомы обучающимся педагогам) согласуют систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий обучения и требованиями решаемой педагогической задачи [2].
Саморегуляции собственной деятельности в процессе обучения способствует развитие у действующих педагогов способности и потребности к рефлексии. Рефлексия является обязательным компонентом учебной деятельности в субьект-субъектном дидактическом процессе. Обучающиеся педагоги владеют навыками самонаблюдения и самооценивания собственных состояний, чувств, поведения. Вместе с тем для поддержания и дальнейшего развития саморефлек-сии как условия достижения поставленной педагогической цели - активизации познавательной активности - тьютором в виртуальной образовательной среде создается рефлексивная среда. Соответственно, побуждение к рефлексии является одним из существенных направлений деятельности тьюторов и одним из условий достижения поставленной педагогической цели.
Усиление мотивации непрерывного профессионального роста. В рамках нашей системы реализуется механизм, который помогает развитию у специалистов положительной мотивации к непрерывному образованию и повышению профессиональной компетентности. Механизм развития мотивации включает:
• постановку обучающимся при поддержке тьютора цели профессионального роста и обозримых - в рамках прохождения программы обучения - перспектив ее достижения;
• создание обучающимся при поддержке тьютора образа желаемого результата квалификационного роста - того образа профессионала, который, с одной стороны, желаем, с другой стороны, достижим обучающимся в процессе обучения;
• определение обучающимся основ-
ного содержания и основных этапов обучения, распределение своего времени своих возможностей в соответствии с этими этапами;
• создание обучающимся при поддержке тьютора собственного инновационного проекта и его апробацию;
• рефлексию обучающегося относительно достигнутых им в процессе прохождения программы успехов;
• культивирование (тьютором и другими участниками сетевого обучения и коммуникации) отношения к педагогической профессии как ценности;
• психолого-педагогическую поддержку обучающегося.
Развитие способностей и навыков непрерывного профессионального обучения и самообучения. Современная педагогика справедливо считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.
Для развития навыков самостоятельного удовлетворения потребности в непрерывном образовании педагог в процессе обучения в нашей системе приобретает опыт осуществления функций учителя не только по отношению к собственным ученикам, но прежде всего - по отношению к самому себе. Для многих обучающихся педагогов такой опыт является первым и абсолютно уникальным. Они учатся анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Реализации педагогической цели развития у слушателей способностей и навыков непрерывного профессионального обучения и самообучения в значительной степени способствует применяемый в нашей системе проектный метод обучения. Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из личностных и профессиональных интересов слушателей, дающий возможность обучающимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой
26
Высшее образование в России • № 10, 2009
является создание какого-либо продукта или явления. В процессе обучения слушатель создает, опробует и защищает собственный инновационный педагогический проект. Результаты выполненных проектов «осязаемы», т.е. это конкретный педагогический механизм, который можно реально применить в педагогической деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов и потенций слушателей, умений самостоятельно прогнозировать и конструировать свои знания, навыки ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность слушателей в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методами [3].
Большинство ученых отмечают в числе положительных моментов обучения в виртуальной образовательной среде возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам и наличие обратной связи. В нашей системе этот потенциал используется в полной мере. По большому счету научение применению возможностей открытых сетевых ресурсов в самообучении и повышении квалификации - один из искомых результатов обучения в нашей системе. Кроме того, использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В сетевой среде у обучающегося легче формируются навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Он может работать в своем индивидуальном темпе и стиле.
Развитие у обучающихся качеств педагога как субъекта инновационной педагогической деятельности (критическое и творческое мышление, коммуникативные, креативные и рефлексивные способности). Технологии развития критического мышления стали известны в России от-
носительно недавно. Между тем именно критическое мышление позволяет педагогу отличить новацию от технологического «плацебо »,псевдоновации;использование навыков критического мышления увеличивает вероятность получения искомого и предсказуемого желаемого результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на личный и профессиональный педагогический опыт [4].
Критическое мышление также является обязательным условием развития таких необходимых педагогу-новатору качеств и свойств, как готовность к уверенному и упорядоченному планированию инновационной педагогической деятельности, гибкость в восприятии инновационных идей других, настойчивость во внедрении инновации, готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения), осознание (рефлексия, отслеживание всего хода своей деятельности), готовность к компромиссам и поиск компромиссных решений.
Сегодня педагоги должны формировать у своих учеников критическое мышление, оно востребовано в содержании образовательного процесса, поскольку является инструментом ориентации в стремительно развивающемся мире. Однако в рамках традиционной системы педагогического образования многие педагоги были сориентированы на некритическое восприятие сложившейся и устоявшейся системы знаний. Задача нашей системы - переориентировать будущих педагогов, подготовить их к тому, чтобы они смогли соответствующим образом направлять развитие своих учеников. Таким образом, критическое мышление является системообразующим элементом мировоззрения и компетенции современного педагога, нацеленного на инновационную деятельность.
Поиск и развитие в процессе повышения педагогической квалификации индивидуального стиля инновационной педагоги-
Education Online
27
ческой деятельности. На создание и совершенствование стиля каждого из обучающихся, то есть в широком смысле на поиск своего лица в профессии, нацелено применение личностно-ориентированных технологий обучения.
Говоря о содержании курсов повышения педагогической квалификации с использованием виртуальной образовательной среды, следует отметить, что теоретики дистанционного обучения констатируют изменение базовой схемы всего процесса обучения в таком пространстве. Традиционное обучение можно было условно представить формулой: «учитель ^ учебник ^ обучающийся». При возрастании в виртуальной образовательной среде роли индивидуальной творческой познавательной деятельности обучающегося педагога возрастает и роль собственно «учебника», то есть данного пространства в целом. Благодаря возможностям, предоставляемым технологиями виртуальной образовательной среды, в процессе работы с электронным материалом педагоги приобретают необходимые знания и овладевают необходимыми в инновационной педагогической деятельности навыками. Таким образом, выстраивается новая схема образовательного процесса: «обучающийся ^ учебник^ учитель», где роль промежуточного звена - виртуальной образовательной среды - становится ключевой во многом за счёт того, что часть функций тьютора перераспределяется в пользу обучающей среды, в которой программа становится базовым компонентом [5].
Безусловно, нет никаких оснований говорить о замене преподавателя компьютером, работа учащегося при дистанционном обучении обязательно должна поддерживаться постоянными контактами с преподавателем и соучениками. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию между преподавателем и учащимся, суть которой составляют отношения сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения.
К числу психолого-педагогических
принципов, характерных как для традиционного обучения, так и для обучения с использованием виртуальной образовательной среды относятся: принцип активности и самостоятельности обучающихся, подразумевающий наличие внутреннего мотива получения образования; принцип совместной деятельности обучающегося с преподавателем по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; проблемность, диалогичность и практикоориентированность содержания и характера взаимодействия в учебном процессе; системность и целостность обучения; принцип рефлексивности, подразумевающий осмысление обучающимся всех параметров процесса обучения, способов деятельности и, главное, собственных изменений.
Технология последовательного активного целенаправленного обучения при соответствующем построении содержания учебной программы, подборе средств, методов и форм обучения, использовании инновационного потенциала виртуальной образовательной среды не только в качестве средства обучения, но и в качестве реальной сферы педагогического взаимодействия и педагогической деятельности обучающихся делает учебно-методический комплекс «Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде» инновационным по форме и содержанию.
Таким образом, с одной стороны, обучение в системе подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности отражает все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. С другой стороны, система ориентирована на современные образовательные инновации в своих сущностных характеристиках, а именно:
• в принципах обучения (модульность, индивидуализация,личностно-дея-тельностный подход, интенсивность, интерактивность, идентификация, рефлективность и др.);
• в формах и методах обучения
28
Высшее образование в России • № 10, 2009
(интерактивные, проектные, исследовательские методы, метод погружения, дискретные лекции и др.);
• в методах контроля и управления виртуальным образовательным процессом (тестирование, контроль по каждому модулю, индивидуальная траектория контроля для каждого слушателя);
• в средствах обучения (интерактивные учебники, учебные программы, блоги, рабочие тетради и др.).
Мы ориентированы на следующий императив: важно найти такое сочетание вариативных составляющих и инварианты педагогической подготовки в системе непрерывного образования, органическая взаимосвязь которых может обеспечить каждому конкретному учителю непрерывное повышение профессиональной квалификации в области новых информационных технологий, а на этапе обучения по программам -качественный прорыв от состояния кризиса профессиональной компетентности до состояния готовности, умения и желания творчески внедрять инновации в свою профессиональную деятельность, постоянно повышать свою профессиональную компетентность - как самостоятельно, с использованием потенциала виртуальной образовательной среды, так и в системе непрерывного профессионального образования.
Литература
1. См.: Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2001. 272 с.; Клус-тер Д. Что такое критическое мышление?
// Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13; Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001. 168 с.; Селевко Г.К. Проблемное обучение// Школьные технологии. 2006. № 2. С. 61-65.
2. См.: Абульханова-Славская К.А. Деятель-
ность и психология личности. М.: Наука, 1980. С. 158.
3. См.: Ильин Г.Л. Теоретические основы
проективного образования. М., 1993; Че-чель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта. М.: МИПКРО, 2001; Моисеева М.В. Новые педагогические технологии в работе координатора дистанционных курсов. URL: http:// www.diaghilev.perm.ru/ art/bibl/ c089.htm; Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
4. См.: Темпл Ч. Критическое мышление и кри-
тическая грамотность // Перемена. 2005. № 2. С. 15-20; Темпл Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление -углубленная методика. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998; Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. Н. Новгород: Арабеск, 2001; Халперн. Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. 512 с.
5. См.: Загвязинский В.И. Теория обучения.
Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2006; Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144 с.
WEINDORF-SYSOEVA M. VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TEACHER’S PERSONNEL TRAINING
The article analyzes the features of virtual educational environment which is used for training the teaching staff for innovative activity are described.
Keywords: virtual educational environment, didactic system of teachers personnel training, privileged purposes.