Научная статья на тему 'Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников'

Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / СОДЕЙСТВИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROGNOSTIC ESTIMATES / ADVANCED TEACHER TRAINING / ASSISTANCE / SENIOR HIGH SCHOOL STUDENT / PERSONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович

На основе прогнозирования работы современного педагога определяются возможности проектирования его профессиональной деятельности по личностному самоопределению старшеклассников. Для этого определяются разноуровневые цели подготовки, что позволяет пошагово, на основе обратной связи проектировать ее реализацию, обеспечивая реалистичность достижения образовательных результатов. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 100 старшеклассников, 36 педагогов и 70 будущих педагогов (студентов-интернов). При анализе деятельности старшеклассников выявлено, что у них отсутствует понимание необходимости накопить ценностный опыт личностного самоопределения, овладеть всеобъемлющими способами самоопределения в контексте познания, коммуникации и специальных видов деятельности. В этой связи выявлены характеристики личностного самоопределения старшеклассников и определена роль педагога в этом процессе. Доказана необходимость поэтапной подготовки педагога (будущего педагога) на основе степени проявления определённой совокупности его профессиональных возможностей, с учетом тех профессиональных задач, которые он призван решать в своей профессиональной деятельности, содействуя личностному самоопределению старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing Teachers to Work with Senior High School Students on their Personal Self-Determination

Based on prognostic estimates of today’s teachers’ work, the paper identifies ways to design their work with students on their personal self-determination. In order to do this, training objectives for different levels are identified, which allows to plan their step-by-step implementation based on feedback, ensuring that educational results are achieved. The experiment included a sample of more than 100 high school students, 36 teachers, and 70future teachers (student interns). The analysis of high school students’ work revealed that they are not aware that they need to accumulate valuable personal experience of self-determination, learn comprehensive ways of self-determination in the context of cognition, communication, and special types of activities. In this regard, the authoridentified personal characteristics of self-determination of senior high school students, and defined the role of a teacher in facilitating their personal self-determination. It was proved that there is a need for a step-by-step teacher training based on a combination of a teacher’s (future teacher’s) professional capabilities, taking into account professional tasks that the teacher has to address in order to contribute to personal self-determination of senior high-school students.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников»

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1 (17)

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 378. 14

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ ПО ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В. А. Адольф

Адольф Владимир Александрович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Россия Е- mail: [email protected]

На основе прогнозирования работы современного педагога определяются возможности проектирования его профессиональной деятельности по личностному самоопределению старшеклассников. Для этого определяются разноуровневые цели подготовки, что позволяет пошагово, на основе обратной связи проектировать ее реализацию, обеспечивая реалистичность достижения образовательных результатов. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 100 старшеклассников, 36 педагогов и 70 будущих педагогов (студентов-интернов). При анализе деятельности старшеклассников выявлено, что у них отсутствует понимание необходимости накопить ценностный опыт личностного самоопределения, овладеть всеобъемлющими способами самоопределения в контексте познания, коммуникации и специальных видов деятельности. В этой связи выявлены характеристики личностного самоопределения старшеклассников и определена роль педагога в этом процессе. Доказана необходимость поэтапной подготовки педагога (будущего педагога) на основе степени проявления определённой совокупности его профессиональных возможностей, с учетом тех профессиональных задач, которые он призван решать в своей профессиональной деятельности, содействуя личностному самоопределению старшеклассников.

Ключевые слова: прогнозирование, опережающая подготовка педагога, содействие, старшеклассник, личностное самоопределение.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1 -82-85

Введение

Анализ нового стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование» позволяет нам сделать вывод, что в нем не отражена специфика, связанная с формированием готовности педагога к содействию личностному самоопределению учащихся. Сегодня востребован педагог-учитель, который способствует становлению воспитанника с учётом его поступков, идей, убеждений и потенциальных ресурсов самоопределения, может обеспечить поддержку, сопровождение в восхождении к его целостности и осознать, что целостный человек - это идеал, цель и результат образования. Именно педагог призван создавать условия, осуществлять взаимодействие для познания и выявления учащимися своих способностей и способов их развития, для самореализации и личностного самоопределения [1, 2].

© Адольф В. А, 2016

В. А. Адольф. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников.

Роль педагога в содействии личностному самоопределению старшеклассников

В результате специально организованной (опережающей, индивидуальной практико-ори-ентированной) деятельности, осуществляемой в процессе подготовки, у педагога накапливается необходимый инновационный опыт образовательной, профессиональной деятельности, который позволит в определённой степени обеспечить его подготовленность для осуществления содействия личностному самоопределению учащихся. В рамках содействия, активности, вариативности совместной деятельности с воспитанником педагог направит свои усилия на активизацию собственных потенциальных сил, обеспечит условия для определения индивидуальной траектории развития и осознания личностной позиции учащегося. Определяющим для разработки целостной поэтапной системы подготовки педагога к содействию личностному самоопределению старшеклассников послужили следующие характеристики личностного самоопределения: субъектность (в познании), субъектная позиция (в отношениях), самореализация (в деятельности).

В этом контексте [3] подготовку педагога мы связываем с содействием личностному самоопределению старшеклассника в трёх названных выше аспектах, в соответствии с каждым из них определены приоритетные виды деятельности, которыми педагог овладевает в процессе подготовки. Это аналитическая, рефлексивная, деятельность по самооценке (аспект познания), когнитивно-смысловая, коммуникативно-тре-нинговая (аспект коммуникации), социальная, профессиональная и проектно-иследовательская (аспект деятельности учащихся в их личностном самоопределении).

Организация такой деятельности потребовала установить степень проявления определённой совокупности профессиональных возможностей педагога с учетом тех профессиональных задач, которые он призван решать в своей профессиональной деятельности. Была использована оценочная карта «Критерии и показатели профессиональных возможностей педагога в обеспечении личностного самоопределения учащихся» (В. А. Адольфа, Е. В. Валяевой), построенная с учётом требований диагностики, отражающей изучаемое явление, в основу положен метод ранжирования. На базе различных ролей и профессиональных позиций педагога («Защитник», «Друг», «Наставник», «Помощник», «Посредник», «Соучастник») определены критерии личностных качеств педагога (коммуникативность, нравственность, креативность, активность в проектно-исследовательской деятельности) и степень проявления профессиональных возмож-

ностей педагога на разных уровнях. В результате анализа диагностических данных и обсуждения этой проблемы принято решение, что предварять организацию содействия личностному самоопределению старшеклассника должна специальная подготовка педагога. Полагаем при этом, что педагогу следует ознакомиться со всеми тактиками содействия (помощь, поддержка,сопровождение, ориентирование и др.), со всеми видами, функциями и задачами профессиональной деятельности, апробировать их в процессе подготовки с целью организации взаимодействия с учащимися.

Необходимость специально организованной деятельности в процессе подготовки педагога к педагогическому содействию по самоопределению старшеклассников обусловлена не только диагностическими данными субъектных возможностей его, но и низкими показателями уровня проявления личностного самоопределения старшеклассников (данные получены в результате оценивания личностных ресурсов учащихся на основе «Примерной программы изучения уровней проявления личностного самоопределения старшеклассника» (В. А. Адольфа, Е. В. Голубничной, Е. В. Валяевой)). Так, у 18,2% старшеклассников несамостоятельный уровень личностного самоопределения, ориентированно-самостоятельный у 66,4% и продуктивно-самостоятельный только у 15,4%, что косвенно свидетельствует о недостаточной подготовленности педагогов к осуществлению содействия [4, 5].

Дополнительное исследование с субъектами образования (учителями, учащимися, родителями) показало, что они не совсем осознают ценность личностного самоопределения, не понимают до конца, что вектор личностного самоопределения находится в самом человеке в виде убеждений, ценностных ориентаций, мотивационно-потребностных устремлений, эмоционально-чувственного опыта. Особенно это характерно для старшеклассников и их родителей. Они ориентированы в основном на поступление в вуз и на «призрачную» карьеру. Обращенность в будущее вообще не главная черта старшеклассника. Реальность, настоящее доминирует у него. В общественном сознании молодежи доминирует ориентация на настоящее, будущее время утратило свою значимость. Асимметрия профессионального будущего, нестабильность и непредсказуемость, аморфность, неопределенность, отсутствие перспектив, полученная профессия - не основа трудовой занятости - это не полный перечень проблем, которые вынуждены решать выпускник школы, учитель, родитель [2-4]. Проблема в том, что у них отсутствует понимание необходимости накопления ценностного опыта личностного самоопределения, овладения всеобъемлющими

Педагогика развития и сотрудничества

83

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1 (17)

способами самоопределения в контексте познания, коммуникации и специальных видов деятельности.

Для разрешения данной проблемы была организованна деятельность (опережающая и индивидуальная), направленная на организацию практико-ориентированной деятельности педагога по личностному самоопределению старшеклассников. Для овладения педагогами формами, методами и способами организации антропрактик (специально организованной работы со старшеклассниками, которая содействует их личностному самоопределению, осмыслению себя в качестве субъекта практико-ориентированных полезных дел) был проведен тренинго-обучающий практикум с приглашением специалистов этой области. Данные методы и формы работы актуализировались в дальнейшем для создания и функционирования образовательного пространства школы,создаваемого усилиями обоих субъектов (учеников и учителей). Для изучения результативности их взаимодействия и определения ценности прак-тико-ориентированной подготовки педагогов к содействию личностному самоопределению понадобилась разработка дополнительных измерительных процедур ресурсных субъектных возможностей.

Диагностические результаты, полученные в ходе опережающей (поэтапной) подготовки, собеседования показали, что для организации педагогического содействия каждому педагогу нужно осуществить дополнительную подготовку к содействию личностному самоопределению старшеклассников. Индивидуальная подготовка педагога может быть эффективна в условиях: а) самооценки профессиональных субъектных возможностей педагогов педагогического содействия; б) оценки ресурсов старшеклассников личностного самоопределения; в) определения дефицитов собственной подготовленности к содействию личностному самоопределению старшеклассников; г) наличия методической поддержки, сопровождения педагога в организации педагогического содействия. Особенность индивидуальной подготовки заключается в том, что она носит перманентный процессуальный характер и распределена во времени. С учётом вышеобозначенного каждый педагог призван разработать «Индивидуальную программу подготовки к содействию личностному самоопределению старшеклассников». В результате осознания значимости этой проблемы педагоги по целесообразной необходимости и в соответствии с индивидуальной программой активно включались в анализ ситуаций - событий, работ старшеклассников по теме «Я -другой». Организованная таким образом целостная системная подготовка педагога обеспечила его

подготовленность к содействию личностному самоопределению старшеклассников. В нашем понимании подготовленность определяется следующими результатами: во-первых, степенью проявления профессиональных возможностей педагога (профессиональные позиции и личностные качества), во-вторых, уровнем проявления личностного самоопределения старшеклассников (субъектность через познание, субъектная позиция через отношения в коммуникации и самореализация в деятельности).

Заключение

Результативность подготовки педагога к содействию личностному самоопределению старшеклассников подтверждается следующими данными: а) степенью проявления профессиональных возможностей педагога (она заметно повысилась в проявлении профессиональных позиций защитника, наставника, посредника и др. - в среднем на 40%, а в проявлении личностных качеств и свойств педагога - на 47%); б) уровнем проявления личностного самоопределения старшеклассников.

Для определения степени подготовленности педагога выявлялись не только их профессионально- субъектные достижения по содействию личностному самоопределению старшеклассников, но и достижения самих учащихся. Результаты позволяют констатировать, что уровень проявления личностного самоопределения старшеклассников и степень их продуктивной включенности в социокультурное образовательное пространство выросли как в целом, так и по отдельным показателям. Данные изучения уровней проявления личностного самоопределения старшеклассников позволяют отметить, что после организации и реализации специальной подготовки педагогов уменьшилось количество старшеклассников, находящихся на несамостоятельном уровне, с 18,2 до 2,2%, на ориентированно-самостоятельном - с 66,4 до 45,4%, а тех, кто находился на продуктивно-самостоятельном уровне, увеличилось с 15,4 до 52,4%. Итак, посредством специально организованной деятельности, направленной на подготовку педагога школы и будущего педагога (студента-интерна), повышается уровень их подготовленности к содействию личностному самоопределению старшеклассников, что положительно отражается на этом самоопределении. Организованная совместная деятельность в рамках комплекса «школа-вуз» обеспечила старшеклассникам накопление достаточно выраженного опыта личностного самоопределения, возможность актуализировать личностный ресурс в познании, коммуникации и деятельности.

84

Научный отдел

В. А. Адольф. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников

Библиографический список

1. Адольф В. А. Развитие профессионального потенциала

педагога в условиях обновления образовательной практики // Инновации в образовании. 2011. № 10. С. 14-25.

2. Базаева Ф. У. Самореализация личности в педагогической деятельности // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 2 (77). С. 26-31.

3. Адольф В. А., Адольф О. К. Отношение выпускников школы к основным социальным явлениям - важнейший индикатор их социализированности // Воспитание школьников. 2012. № 4. С. 3-9.

4. Адольф В. А., Валяева Е. В. Ценностные приоритеты учащихся старших классов в условиях современного общества // Воспитание школьников. 2012. № 10. С. 9-23.

5. Адольф В. А., Голубничная Е. В. О результатах анкетирования участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников // Воспитание школьников. 2013. № 8. С. 28-34.

Preparing Teachers to Work with Senior High School Students on their Personal Self-Determination

Vladimir A. Adolf

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, A. Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russia E -mail: [email protected]

Based on prognostic estimates of today's teachers' work, the paper identifies ways to design their work with students on their personal self-determination. In order to do this, training objectives for different levels are identified, which allows to plan their step-by-step implementation based on feedback, ensuring that educational results are achieved. The experiment included a sample of more than 100 high school students, 36 teachers, and 70 future teachers (student interns). The analysis of high school students' work revealed that they are not aware that they need to accumulate valuable personal experience of self-determination, learn comprehensive ways of self-determination in the context of cognition, communication, and special types of

activities. In this regard, the author identified personal characteristics of self-determination of senior high school students, and defined the role of a teacher in facilitating their personal self-determination. It was proved that there is a need for a step-by-step teacher training based on a combination of a teacher's (future teacher's) professional capabilities, taking into account professional tasks that the teacher has to address in order to contribute to personal self-determination of senior high-school students.

Key words: prognostic estimates, advanced teacher training, assistance, senior high school student, personal self-determination.

References

1. Adol'f V. A. Razvitie professional'nogo potentsiala pedagoga v usloviyakh obnovleniya obrazovatel'noy praktiki (Development of teacher's professional potential in conditions of educational practice updating). Innovatsii v obrazovanii (Innovations in education), 2011, no. 10, pp. 14-25 (in Russian).

2. Bazaeva F. U. Samorealizatsiya lichnosti v pedagogiches-koy deyatel'nosti (Personality's self-realization in pedagogical activity). Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser. Pedagogika i psikhologiya (Bulletin of Adygeia State University. Ser. Pedagogy and Psychology), 2011, no. 2 (77), pp. 26-31 (in Russian).

3. Adol'f V. A., Adol'f O. K. Otnoshenie vypusknikov shkoly k osnovnym sotsial'nym yavleniyam - vazh-neyshiy indikator ikh sotsializirovannosti (School graduates' attitude to main social phenomena - the most important indicator of their socialization). Vospi-tanie shkol'nikov (Education of school students), 2012, no. 4, pp. 3-9 (in Russian).

4. Adol'f V. A., Valyaeva E. V. Tsennostnye prioritety uchashchikhsya starshikh klassov v usloviyakh sovre-mennogo obshchestva (Senior pupils' valuable priorities in conditions of modern society). Vospitanie shkol'nikov (Education of school students), 2012, no. 10, pp. 9-23 (in Russian).

5. Adol'f V. A., Golubnichnaya E. V. O rezul'tatakh anke-tirovaniya uchastnikov munitsipal'nogo etapa vserossiys-koy olimpiady shkol'nikov (About questioning results of participants of city stage of All-Russian school Academic Olympics). Vospitanie shkol'nikov (Education of school students), 2013, no. 8, pp. 28-34 (in Russian).

Педагогика развития и сотрудничества 85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.