Научная статья на тему 'Подготовка педагога-исследователя в условиях педагогического колледжа'

Подготовка педагога-исследователя в условиях педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога-исследователя в условиях педагогического колледжа»

граммное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в НПО и СПО»; Х Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования».

Можно констатировать, что предложенная система методического сопровождения профессионального становления педагогических сотрудников, реализуемая в колледже начиная с 2008 года, безусловно, систематически пополняясь новыми элементами, соответствующими тенденциям развития профессионального образования, зарекомендовала себя положительно: отмечается положительная динамика увеличения эффективности учебных занятий (15 %); стабильно положительные показатели уровня посе-

щаемости и успеваемости обучающихся, востребованность обучающихся на региональном рынке труда; высокие показатели участия представителей колледжа в конкурсах; показатели аттестации педагогических сотрудников.

Предложенная система методического сопровождения профессионального становления педагогических сотрудников колледжа обеспечивает интеграцию профессиональных знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, заданной требованиями ФГОС нового поколения, обуславливая формирование профессиональной компетентности образованной и профессионально успешной личности, зрелой в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В. М. Кузина, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Развитие образования в любую историческую эпоху тесно связано с существенными изменениями процесса подготовки педагогических кадров. Новая ситуация, складывающаяся в системе образования Российской Федерации, характеризуется тем, что возросла потребность в педагоге нового типа - педагоге-исследователе. Сегодня от учителя требуется проявление иных характеристик профессионализма: готовности обосновывать свои действия, способности к непрерывному саморазвитию и поиску альтернативных форм образования, рефлексии своего личностного и профессионального поведения, ответственности за принимаемые решения. Педагог школы XXI века должен быть носителем исследовательской компетентности, которая рассматривается как важная составляющая его профессионализма.

Педагог-исследователь - это специалист, владеющий методологией научного познания, умеющий подготовить и провести научно-педагогический эксперимент в воспитательно-образовательном процессе, проверить эффективность реализуемых им в педагогической практике педагогических технологий, глубоко и во многих аспектах проанализировать фактическую информацию.

Подготовка педагога-исследователя в условиях педагогического колледжа требует разработки соответствующих поставленной цели со-

держания и технологий обучения и воспитания будущего специалиста, создания необходимого методического обеспечения.

Создание необходимых условий для подготовки педагога-исследователя должно осуществляться на основе понимания сущности исследовательской компетенции, её структурных составляющих. Несмотря на то, что за последние годы появилось достаточно много научных работ по проблеме формирования исследовательской компетенции студентов, в определении её сущности и в выделении и описании её компонентов остается ещё целый ряд нерешенных вопросов. Не разработаны на сегодня и столь необходимые в педагогической практике критерии и средства диагностики уровня сформированности у выпускников педагогического колледжа желаемой исследовательской компетенции. Не разработаны в должной мере и дидактические материалы, необходимые в работе по формированию у будущих педагогов мотивации к исследовательской деятельности и соответствующих умений: умение обнаруживать проблему, ставить цель, выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать свою поисковую деятельность, выбирать наиболее оптимальные методы для сбора и анализа необходимой информации, оформлять и публично представлять результаты проведенного исследования, использовать их в педагогической практике.

В педагогической практике сложилось явное противоречие между необходимостью формировать у будущих учителей исследовательскую компетенцию и недостаточной разработанностью путей и средств реализации данного процесса в условиях педагогического колледжа.

Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа возможно в процессе преподавания учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом, организации самостоятельной учебной работы и педагогической практики. Позитивный результат в решении данной проблемы может быть достигнут при условии системного к ней подхода, ориентированности на индивидуальный потенциал обучающихся: уровень их мотивации, наличие необходимых знаний и умений в организации исследовательской деятельности.

В работе по формированию у студентов исследовательской компетенции необходимо учитывать, что в её структуре выделяют такие составляющие, как когнитивный, мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий и операциональный компоненты. Так, формирование когнитивной составляющей исследовательской компетенции предполагает ознакомление студентов с сущностью научно-исследовательской деятельности, её методологическими основами, принципами, требованиями к организации самого процесса и оформлению его результатов. Значимую роль в формировании когнитивной составляющей исследовательской компетенции играет учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности». Продуманная система практических занятий в рамках названной дисциплины позволяет формировать у студентов и операциональный компонент исследовательской компетенции. На практических занятиях студенты учатся формулировать проблему своего исследования, определять его вид, объект и предмет, цель и задачи, корректно формулировать гипотезу, отбирать адекватные задачам методы исследования. Будущие учителя приобретают умение работать с первоисточниками, в том числе с интернет-ресурсами, умение применять естественные и искусственные языки для формализации собранного материала, грамотно структурировать его и др.

Изучение названной дисциплины положительно влияет и на мотивационно-личностный компонент исследовательской компетенции, если преподаватель обеспечивает при изучении любого вопроса постоянный выход на темы курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Обучающиеся, получая от педагога действенную помощь в написании курсовой и дипломной работы, начинают верить в свои воз-

можности. Интерес к избранной теме исследования в результате у них повышается.

Успешность студента в исследовательской деятельности определяется также уровнем сформированности интеллектуально-творческого компонента исследовательской компетентности. Данный компонент включает в себя познавательные процессы, учебные навыки, творческие качества, например, такие как чуткость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, способности фантазировать и др.

Дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности», несмотря на особую её значимость в формировании исследовательской компетенции у студентов, не является единственным средством решения данной проблемы.

Выше нами было отмечено, что исследовательскую компетенцию можно формировать у студентов педагогического колледжа средствами практически всех учебных дисциплин. Многие учебные дисциплины позволяют формировать у будущего педагога целый ряд умений и навыков, необходимых в исследовательской деятельности. Например, такие как умение работать с первоисточниками (работать с разными видами каталогов, со справочной литературой, ориентироваться в периодической профессиональной литературе, конспектировать, составлять реферат, умение структурировать и систематизировать материал), анализировать явления и факты, сравнивать и сопоставлять их. Устанавливать взаимосвязи, проводить наблюдение явлений в соответствии с целью и намеченным планом и т. п.

Многие учебные дисциплины, а особенно психолого-педагогические, позволяют привлекать студентов к проведению микроисследований (небольших по объему исследовательских заданий) с применением метода опроса, сбора экспертных оценок, изучения продуктов деятельности школьников, обучать будущего педагога анализу собранных фактов, их сравнению и обобщению.

Формированию всех вышеназванных компонентов исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа способствует факультативная форма работы. Программа факультатива «Практикум по исследовательской деятельности», составленная нами для студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», предусматривает проведение исследований по запросу учителей начальной школы и в тесном с ними содружестве. Будущие педагоги в рамках факультатива приобретают опыт вертикальных (с 1-го по 4-й классы) и горизонтальных (в параллельных классах) исследований. Большой массив фактического материала, собираемого в процессе таких исследований, позволяет обу-

У/РВЕк 1

чать студентов разным приемам его математической и статистической обработки, многоаспектного анализа и разным видам интерпретации. С результатами исследования студенты в нашем опыте работы знакомят не только учителей начальных классов, но и родителей младших школьников (на родительских собраниях).

Большие возможности в формировании исследовательской компетенции у студентов имеют и разные виды педагогической практики. Например, практика «Внеклассная воспитательная работа», организованная на основе диагностического подхода, позволяет формировать у студентов широкий круг умений, необходимых в исследовательской деятельности. Среди них такие, как умение применять методы педагогической и психологической диагностики. Анализировать и обобщать собранные психолого-педагогические факты, определять актуальные задачи воспитательно-образовательной работы с детьми и детским коллективом в целом, осуществлять рефлексию процесса и результата собственной деятельности и т. п.

Целенаправленное, последовательное формирование навыков исследовательской деятельности у студентов педагогического колледжа приводит к существенным качественным изменениям их мышления: развитию таких его качеств, как самостоятельность, критичность, глубина, широта, гибкость.

Обозначенные пути формирования исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа требуют разработки методического их обеспечения. Так, нами разработаны программа педагогической практики на основе диагностического подхода, методические пособия в помощь студентам, руководителям учебного исследования, преподавателям дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности». Методические и учебно-методические пособия, разработанные нами, уже несколько лет успешно реализуются в воспитательно-образовательном процессе Кемеровского педагогического колледжа, а отдельные из них - и в других образовательных учреждениях области («Методика преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности», «В помощь руководителю учебного исследования», «Психологические упражнения, игры, диагностические методики», программа практики «Внеклассная воспитательная работа» и др.).

Организуемая со студентами педагогического колледжа исследовательская деятельность помогает решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом, причём не столько будущих учёных, сколько педагогов, способных использовать научно-исследовательские методы в практических целях.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Н. В. Евдокимова, преподаватель ГОУ НПО «Профессиональное училище № 86», г. Белово

Современный мир становится более зависимым от информационных технологий. Они все больше применяются во всех сферах жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной ин-

формации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры - информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовании объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:

- внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта;

- современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.