Научная статья на тему 'Подготовка научных кадров детского движения в Украине (20-30-е годы XX века)'

Подготовка научных кадров детского движения в Украине (20-30-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КАДРЫ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УКРАИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ДЕТКОМДВИЖЕНИЯ / BABY MOVEMENT / TRAINING / UKRAINIAN RESEARCH INSTITUTE OF EDUCATION / RESEARCH INSTITUTE DETKOMDVIZHENIYA / BRAINPOWER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дяченко Н. В.

В статье сделан социально-педагогический анализ подготовки научных кадров для детского коммунистического движения в Украине. Автор освещает деятельность основных учреждений, которые осуществляли подготовку научных кадров в 20-30-е годы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка научных кадров детского движения в Украине (20-30-е годы XX века)»

Н.В. Дяченко

аспирант,

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины

N. V. Dyachenko postgraduate,

Uman State Pedagogical University named after Paul Ticino (natalya-pedan@mail.ru, +380969257939)

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ (20-30-е годы ХХ века)

Аннотация. В статье сделан социально-педагогический анализ подготовки научных кадров для детского коммунистического движения в Украине. Автор освещает деятельность основных учреждений, которые осуществляли подготовку научных кадров в 20-30-е годы ХХ века.

Annotation. The article provides an analysis of the socio-pedagogical research training for children's communist movement in Ukraine. The author covers all of the main institutions that provide scientific training in the 20-30-s of the twentieth century. Ключевые слова: научные кадры, детское движение, подготовка кадров, Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Научно-исследовательский институт деткомдвижения.

Key words: brainpower, baby movement, training, Ukrainian Research Institute of Education, Research Institute detkomdvizheniya.

Один из актуальных вопросов теории и практики социального воспитания 2030-х годов ХХ века - создание системы отбора, подготовки и повышения квалификации организаторов детского движения - педагога-воспитателя, профессионала в сфере детского движения.

В связи с развитием детского движения важным был вопрос развития его научно-методической составляющей через создание структуры подготовки научных кадров.

Развитие коммунистического детского движения на территории советской Украины, бурный его рост (более 2 000 000 пионеров), а также приобщения большого количества детей трудящихся требовали тщательного руководства и научной разработки вопросов деткомдвижения. Целью этого было полное обеспечение подготовки нового коммунистического поколения.

Анализ научных источников дает основание констатировать актуализацию проблемы подготовки научных кадров детского движения. А именно, становление системы руководства детскими объединениями, проблемы подготовки кадров пионерских работников и т.д. исследовали такие ученые, как Н. Басов, И. Гордин, В. Зорин, Н. Коляда, В. Кудинов, С. Литвинов и др.

Учитывая это, целью нашей статьи - стал анализ деятельности основных учреждений, которые осуществляли подготовку научных кадров детского движения в Украине (20-30-е годы ХХ века).

Как показал анализ научной литературы, большую роль в развитии детского коммунистического движения сыграли решения XII и XIV съездов партии, IX съезда КП(б)У, постановления Центрального Комитета ВКП(б) о пионерском движении (от 24 июля 1925 г., от 25 июня 1928 г., от 2 сентября 1929 г., от 21 апреля 1932 г.). Все эти партийные постановления ориентировали пионерскую организацию на воспитательную деятельность среди детей в школе и за ее пределами, борьбу за знания,

общественно-политическую активность, за участие пионеров и школьников в строительстве социализма.

С. Литвинов отмечал, что партия указывала на недостатки в формах и методах работы пионерских отрядов, игнорирование возрастных особенностей детей, что приводило механическому подражанию взрослым в системе политических знаний, формализму, к отсутствию революционной романтики. Партия указывала на немедленную необходимость подготовки кадров пионерских вожатых как основную предпосылку успешного руководства пионерской организацией со стороны комсомола [4, с. 250].

Следует отметить, что научными проблемами детского коммунистического движения занимался Украинский научно-исследовательский институт педагогики (УНИИП), который был открыт еще в 1926 г. При институте функционировал отдел коммунистического воспитания детей [4, с. 252-254].

С целью улучшения научно-методической работы в области пионерского движения в 1929 г. в Москве был создан Центральный Дом коммунистического детского движения. Весной 1931 г. на его основе был создан Центральный научно-исследовательский институт коммунистического детского движения. Перед открытием института, в июне 1930 г., состоялась I Всесоюзная конференция, целью которой было освещение и решения научно-методических проблем детского коммунистического движения, впоследствии чего вышли в свет первые работы по истории и теории коммунистического детского движения. Так, на одной из конференций поднимался вопрос о необходимости создания Центрального научно-исследовательского института детского движения в Москве, а также форсирование подготовки научных кадров для исследовательской и преподавательской работы по этим проблемам [1].

Вопрос о подготовке научных кадров для изучения детского движения также обсуждался в январе 1931 г. на IX съезде комсомола, где было отмечено « ... совершено неблагополучное положение с подготовкой научных кадров в области дет-комдвижения в центре и на местах». Было принято решения о принятии всех необходимых мер «... к максимальному развитию этой работы через АКВ им. Крупской, научно-исследовательские институты и создать в 1931 г. Специальный институт по деткомдвижению» [1].

В этом же году в Москве был создан Научно-исследовательский институт детского коммунистического движения при ЦК ВЛКСМ и Наркомпросе РСФСР, который возглавил В. Зорин и его заместитель - Ф. Королев. Сотрудники института, в соответствии с положением о научно-исследовательском центре, занимались разработкой методических вопросов деткомдвижения, включая изучение проблем его истории [1].Используя опыт Центрального института деткомдвижения, началась работа и в Украине по подъему научно-методического уровня руководства детком-движения. В 1930 г. в Харькове действовало небольшое учреждение - Дом коммунистического движения, а в начале 1932 года он был значительно расширен и преобразован в Научно-исследовательский институт коммунистического детского движения [4, с. 252-254].

17 февраля 1932 г. С. Литвинов получил от Наркома Украины предложение занять должность заместителя директора по научной части в недавно организованном институте. Следует отметить, что до этого он работал преподавателем педагогики в Харьковском институте народного образования (ХИНО) на факультете коммунистического движения. Поэтому пионерское дело ему было хорошо известно. Так, будучи воспитателем детского дома «Юная коммуна» в г. Люботин Харьков-

ской области, он в 1922 г. выступал инициатором организации группы юных спартаковцев при этом учреждении.

Важно, что к основанию института в среде учителей-коммунистов и комсомольцев были подготовлены кадры, склонные к научной работе в области комдви-жения. В коллективе Украинского научно-исследовательского института коммунистического детского движения (УНИИ КДД) работали специалисты, которые были хорошо знакомы с деткомдвижением и владели советской педагогической методологией. Им поручали важный участок работы - научную разработку актуальных вопросов теории и практики деткомдвижения.

Свою работу институт распределил между четырьмя секторами, которые занимались разработкой актуальных вопросов деткомдвижения: сектор методов работы пионерорганизации, сектор взаимодействия школы и пионерской организации, сектор истории комдвижения, сектор программ и методов подготовки кадров ком-движения [4, с. 252-254].Сотрудниками института было написано и издано ряд брошюр методического содержания (об интернациональном и атеистическом воспитании юных пионеров, правильном применении метода соцсоревнования с учетом возрастных особенностей пионеров, борьбе юных ленинцев за качество знаний и т.п.).

Руководителем нового Научно-исследовательского института коммунистического детского движения был известный деятель в области пионердвижения Украины С. Кильколых. Он был предан делу воспитания детей, человек, который из сельского вожатого вырос к уровню масштабного руководителя, вооруженного передовым советским педагогическим образованием. Рядом с С. Кильколых заслуживает внимания и личность Василия Чашко - специалиста с высшим педагогическим образованием, знатока пионерского дела, который отдал много сил и энергии вопросам подготовки кадров пионервожатых. Его главными задачами было составление педагогически обоснованной программы курсов пионервожатых, определение места и роли пионерского актива в отряде или звене, занятия по организации курсов. Также можем выделить молодого ученого, доцента В. Войтовскую, которая с юных лет работала вожатой в Донецкой области и получила большой практический опыт, а также М. Лоюк - сотрудника института, который занимался исследованиями истории комдвижения, работал над вопросом применения соцсоревнования в соответствии с возрастными особенностями детей. Кроме того, им был составлен, востребованный в то время, сборник руководящих материалов партии и комсомола о пионерском движении [4, с. 252-254].

Таким образом, сотрудники Украинского научно-исследовательского института коммунистического детского движения обобщали лучший опыт работы, собирая материалы по областям Украины, а также использовали в свой работе методы длительного эксперимента, теоретического анализа, анкетирования.

Вместе с тем, в Украинском научно-исследовательском институте коммунистического детского движения работала небольшая группа аспирантов, которая готовилась к научной работе в области коммунистического детского движения. Большинство из них, закончив обучение, защитили кандидатские диссертации по проблемам деткомдвижения и начали работать в Научно-исследовательском институте педагогики, а также педагогических институтах и училищах Украины [2; 4, с. 252254]. Поэтому в постановлениях XVII Всесоюзной партконференции было определено, что «...основная задача второй пятилетки - окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы, полностью уничтожить причины, порождающие классовые отмены и эксплуатацию, преодолеть пережитки капитализма в экономике и сознании людей, превратить трудящихся страны в сознательных и активных

строителей бесклассового социалистического общества» [3, с. 38].В связи с этим особое внимание уделялось борьбе за качество воспитания молодого поколения, за реализацию постановления ЦК ВКП (б) о школе, за выполнение постановлений III пленума ЦК ВЛКСМ. Исходя из этого, научно-исследовательский институт коммунистического детского движения, ставил перед собой основную задачу - разработку и пропаганду марксистско-ленинской теории комдвижения, разработку методики воспитательной работы в комдеторганизации, подготовку научных кадров КДД и популяризацию задач коммунистического детского движения среди широких рядов трудящихся.

Вследствие 10-летней работы пионерорганизации С. Литвинов отмечал большие достижения по основной задаче деткомдвижения, а именно - воспитание молодого поколения в коммунистическом духе. Он считал, что тот опыт надо собрать, обобщить, научно обработать, выбрать лучшее и отбросить ошибочное. Именно участие организации юных пионеров в соцстроительстве, помощь выполнению промфинплана, заводов, фабрик, шахт, помощь коллективизации, широкое участие детей в нацкультстроительстве требовали научного изучения этого опыта, его обобщения для непосредственной методической помощи вожатому и дальнейшего развития комдвижения.

Участие организации юных пионеров в выполнении Постановления ЦК ВКП (б) о школе, в строительстве политехнической школы, во внедрении всеобщего обучения, все это составляло одну из важнейших задач ЮП на этом этапе, а также требовало суммирования и научного обработки [3, с. 39].

Формы и методы, которые использовали в изучении детства способствовали эффективной воспитательной деятельности для участия в соцстроительстве, но, вместе с тем, это было большой проблемой марксистской педагогики. Правильное решение этого было важным не только для пионерской организации, но и для соответствующей направленности (подчинение общественной работы учебным и воспитательным целям советской школы), а также массовой политехнической школы [3, с. 39].

В системе работы пионерорганизации большое значение имело идейно-классовое воспитание, культмассовая и оборонно-физкультурная работа, а также правильное решение вопроса о добровольных обществах. Обеспечение выполнения задач, стоящих перед пионерорганизациями, требовало соответствующей подготовки кадров. Разработка учебных планов, программ, учебников по комдетдвижению, системы подготовки кадров КДД было одной из основных работ института коммунистического детского движения [3, с. 39].

Украинский научно-исследовательский институт коммунистического детского движения в первое полугодие своей деятельности (с февраля по октябрь 1932 г.) выдвигал для научной разработки, следующие ключевые проблемы:

1. Место комдетдвижения в системе коммунистического воспитания новых поколений и борьбы на два фронта - против «правых» и «левых» уклонов и примиренчества к ним в теории и практике комдвижения.

2. Участие юных пионеров в реализации постановления ЦК ВКП (б) о школе, а также участие юных пионеров в борьбе за нормирование распорядка школьного труда и нормированную нагрузку учащихся.

3. Повышение качества воспитательной работы культурно-политического уровня новых поколений и борьба за идейно-классовое пролетарское воспитание.

4. Система и методика подготовки кадров коммунистического детского дви-женияв Украине в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) о школе.

5 . Суммирование и изучение основных этапов развития комдетдвижения в СССР в связи с 10-тилетием существования пионерорганизации и XV годовщиной Октябрьской революции [3, с. 39].

Кроме того, работа института КДД была организована по секторам и группам:

«I. Сектор системы методов работы пионерорганизации (руководитель -тов. Барун):

1. Место комдетдвижения в системе комвоспитания подрастающего поколения.

2. Содержание и методика общественно-политической работы пионеротряда, согласно разных возрастных групп.

3. Организация работы пионеротряда.

4. Состояние и задачи коммунистического воспитания в пионеротряде.

5. Пионерская работа среди слепых детей.

6. Антирелигиозное воспитание в пионеротряде.

7. Место физкультуры в системе коммунистического воспитания.

II. Сектор школы и ЮП (руководитель - тов. Кильколых):

1. Содержание, формы и методы борьбы пионеров за повышение качества обучения и за укрепление сознательной дисциплины в школе.

2. Содержание, выбор и планирование общественной работы политехнической школы и роли пионеров в ней.

3. Борьба против антипролетарских воздействий в школе и роли юных пионеров в этой борьбе.

4. Критика уклонов и искажений, допускаемых в теории и практике взаимоотношений между коммунистическим детским движением и школой.

5. Пионеры в борьбе за организацию политехнического производственного обучения.

6. Участие юных пионеров в борьбе за упорядочение распределения школьного труда и нормированную нагрузку учащихся.

III. Сектор истории КДД (руководитель - тов. Литвинов):

1. Десять лет пионерской организации в Украине.

2. Исторический календарь пионердвиженияв Украине и СССР.

3. Сборник документов о коммунистическом детском движение в Украине.

IV. Сектор программ и метод подготовки кадров КДД (руководитель -тов. Литвинов):

1. Состояние и система подготовки кадров коммунистического детского движения в Украине в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) о школе.

2. Программа по комдетдвижению и внешкольной работе для факультета коммунистического детского движения.

3. Составление учебников по комдетдвижению для факультета коммунистического детского движения.

4. Организация работы ЦБ КДД.» [3, с. 39].

Кроме упомянутых секторов при институте коммунистического детского движения было организовано педагогическую и методическую группы, которые обслуживали все сектора. Также, при институте коммунистического детского движения функционировало бюро для организации переписки с зарубежными пионерор-ганизациями, а также начато консультацию по вопросам теории и методике работы пионерорганизации (адрес института КДД: г. Харьков, ул. К. Либкнехта, 76, этаж 5) [3, с. 40].

Как отмечалось выше, значительную роль в научно-методическом обеспечении детского движения сыграл Украинский научно-исследовательский институт педагогики.

В журнале «За Марксо-Леншську педагопку» (Орган Украинского научно-исследовательского института педагогики) за 1931 г. работа УНИИП на 1930-1931 академический год была разделена на кафедры и секции. Кафедра изучения объекта педпроцесса: секция педологии; секция педологии подростка; секция дефектологии; секция рефлексологии; секция педсистем; секция социально-гигиенического воспитания, в подсекции - антиалкогольная, военно-санитарная, офтальмолого-педагогическая; секция художественного воспитания. Кафедра педагогики детства: преддошкольная секция; дошкольная секция; школьная секция; секция колекти-вознавства; секция коммунистического детского движения; секция детской литературы. Кафедра педагогики взрослых: секция массовой агитпроп- и политобрработы; секция школьного труда и заочного обучения; секция библиотечно-книговедческой работы, разрабатывались такие темы: «Изучение проблем перестройки политобрра-боты в условиях 7-часового рабочего дня и безпрерывника», «Изучение воспитательного эффекта социалистического соревнования», «Изучение проблемы перестройки политобрработы в социалитическом секторе села», «Изучение проблем политехнизации политобрработы». Кафедра профессионального образования: секция индустриальных вузов, секция сельскохозяйственных вузов, секция педвышов, секция Научно-исследовательской Станции массового профтехнического образования [6 с. 184-189].

Стоить отметить, что на кафедре педагогики детства Украинского научно-исследовательского института педагогики (секция коммунистического детского движения) рассматривались такие вопросы, как особенности развития деткомдви-жения в реконструктивную эпоху; объекты работы пионерорганизации с точки зрения классового воспитания, роль юных пионеров в охране и организации труда детей; программа коммунистического детского движения для педвышов, педтехнику-мов; соцсоревнования, как метод организованного участия в Соцстроительстве, организация работы пионеротрядов, 10 лет коммунистическому детскому движению на Украине, участие в пересмотре системы работы пионерорганизаций; объективная метода исследования в пионерорганизациях; возрастные возможности пионеров и октябрят для участия в соцстроительстве; эволюция метода общественной работы в пионерорганизациях; самодеятельность в системе КДД, место КДД в системе со-цвоса; суть пионердвижения в антирелигиозном воспитании [6, с. 187]. Согласно отчету работы Украинского научно-исследовательского института педагогики за 1929-1930 академический год распределение рабочих между отделами и секциями института было таким, что в тот период на секции коммунистического детского движения работали 1 действительный член, 2 научных сотрудника, 2 аспиранта [6, с. 193].

В этот период секция деткомдвижения работали над такими темами: программа преподавания детдвижения в институте; юные пионеры и самоуправления в школе; разработка анкеты и исследование политических установок детей в рабочих районах города; исследования политических установок детей в коллективизированном районе; политика в области социального воспитания по отношению к детям «куркулей» в коллективизированном районе, планирование и содержание научно-исследовательной работы по поводу пионердвижения научно-исследовательскими учреждениями [6, с. 198]. Частичной разработке были подвергнуты такие вопросы, как общественно-полезная работа октябрят; интернациональное воспитание; соцсоревнования в школе; планирование и содержание пионерработы и др. Кроме того,

секция приняла участие в составлении «Системы работы пионерорганизации», съездах и конференциях, а также Всеукрметодсовещании научно-исследовательских и научно-практических учреждений в области КДД, Всесоюзном методсовещании КДД, Всеукрсовещании по вопросам комдетдвижения и школы; совещании промышленных округ по соцсоревнования, ударничества т.п. (г. Стали-но), Всеукрпионерконференции; подготовке к Международному взлету пролетарских детей; подготовке к политехническому съезду; совещании научно-исследовательских учреждений и вузов, где был предоставлен доклад об участии педвышов в научно-исследовательской работе над КДД [6, с. 198].

Тематикой плана научно-исследовательской работы Украинского научно-исследовательского института педагогики на 1931-1932 академический год секции коммунистического детского движения (руководитель - тов. Р. Барун) было: коммунистическое детское движение в свете учения о диктатуре пролетариата, борьба против «правых» и «левых» искажений в вопросах теории и практики коммунистического детского движения методологии и методическом изучении пионерколекти-ва; общественная работа в пионерорганизации относительно различных возрастных групп детей, проверка договоров 6-ти пионерорганизаций, изучение состояния переукомплектовывания отрядов юных пионеров, организация работы пионеротряда; изучение проявлений антипролетарской идеологии в школе и пионерорганизации, а также средства борьбы с ними; вопрос организации борьбы школьников за качество обучения и сознательной дисциплины; юные пионеры и школа (самоуправление и юные пионеры, дисциплина в школе и юные пионеры, руководитель и школа, общественная работа школы и юные пионеры), пионерработа среди физически дефективных детей; программы и планы подготовки рабочих коммунистического детского движения (программы подготовки руководителей, программы по коммунистическом детскому движению для факультетов коммунистического детского движения, программы КДД для педтехникумов, учебный план и профиль факультетов КДД), подготовка к 10-летию КДД в Украине; военно-физкультурная работа (программы кружков); интернациональное воспитание в пионерорганизации; антирелигиозное воспитания в пионерорганизации [5, с. 111-120].Следует отметить, что с февраля 1932 года секция коммунистического детского движения была присоединена к институту коммунистического детского движения.

В 1934 году Институт деткомдвижения был объединен с Украинским научно-исследовательским институтом педагогики, так как«...функционирование этих двух родственных институтов под единым руководством может дать больше пользы научному обоснованию вопросам коммунистического воспитания» [2; 4, с. 252-254].

Обсудив 13 января 1934 года деятельность института, секретариат ЦК ЛКСМУ, принял решение об усилении методической помощи вожатым, улучшении качества консультаций. Эта функция стала основной для, реорганизованного в 1934 г., Московского института в Центральный дом вожатых и объединения республиканского Научно-исследовательский институту коммунистического детского движения с Украинским научно-исследовательским институтом педагогики [2, с. 268].

Таким образом, анализ источников, позволяет сделать вывод, что подготовка научных кадров детского движения в Украине в 20-30-е годы ХХ века происходила в таких учреждениях, как Украинский научно-исследовательский институт коммунистического детского движения и Украинский научно-исследовательский институт педагогики, среди основных задач которых - разработка теоретических проблем в области коммунистического детского движения, подготовка квалифицированных научных кадров (в аспирантуре), популяризация пионерского движения и т.п.

Список источников:

1. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. XX в. - 90-е гг.): ...дис. на соиск. учен. степени докт. пед наук., специальность 13.00.01 - общая педагогика / Н.Ф. Басов. - Москва, 1997. -348 с.

2. Коляда Н.М. Розвиток дитячого руху в Укра'1ш (початок XX ст. - середина 30 - х роюв XX ст.): монограф1я / Н.М. Коляда. - Умань: ПП Жовтий, 2012. - 407 с.

3. Литвинов С. Украшський науково-дослщний шститут комдитруху / С. Литвинов // Дитячий рух. - № 8. - С. 38.

4. Литвинов С.А. Пюнеррух - на наукову основу / С.А. Литвинов // Пионерия Украины. 1917- 1941 гг. Сборник. (Составитель И.С. Вавилов).- К.: «Молодь», 1979. -С. 250-254.

5. План науково-дослщно! роботи Украшського Науково-Дослщного шституту Педагопки на 1929-30 академ1чний р1к // За Марксо-Леншську педагопку орган Украшського науково-дослщного1 нституту педагопки. - 1932. - Ч. 1-2 (28-29). - С. 111-120.

6. Тематика роботи Украшського Науково-Дослщного шституту Педагопки на 1930-31 акад.рш // За Марксо-Леншську педагопку орган Украшського науково-дослщного шституту педагопки. - 1931. - випуск 1-2 (22-23). - С. 184-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.