Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / HIGHER EDUCATION / FORMS AND METHODS OF TRAINING SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавкиддинабдурашидов

В статье указывается, что в вузах республики проделана определенная работа по пополнению научно-педагогических кадров за счет преподавателей и соискателей. В наибольшей степени такая форма подготовки научно-педагогических кадров использовалась в Ташкентском и Самаркандском государственных университетах и в ряде педагогических институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шавкиддинабдурашидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL IN UZBEKISTAN

The article indicates that the universities of the Republic have done some work to replenish scientific and pedagogical personnel at the expense of teachers and applicants. On the widest scale, this form of training scientific and pedagogical personnel was used in the Tashkent and Samarkand state universities and in a number of pedagogical institutes.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

ШавкиддинАбдурашидов

Самаркандский институт экономики и сервиса, преподаватель.

Tel. +998 94 185-63-55

2

TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL IN UZBEKISTAN

Shavkiddin Abdurashidov

Samarkand Institute of Economics and Service, teacher.

Tel. +998 94 185-63-55

Аннотация. В статье указывается, что в вузах республики проделана определенная работа по пополнению научно-педагогических кадров за счет преподавателей и соискателей. В наибольшей степени такая форма подготовки научно-педагогических кадров использовалась в Ташкентском и Самаркандском государственных университетах и в ряде педагогических институтов.

Annotation. The article indicates that the universities of the Republic have done some work to replenish scientific and pedagogical personnel at the expense of teachers and applicants. On the widest scale, this form of training scientific and pedagogical personnel was used in the Tashkent and Samarkand state universities and in a number of pedagogical institutes.

Ключевые слова: высшее образование, формы и методы подготовки научно-педагогических кадров.

Keywords: Higher education, forms and methods of training scientific and pedagogical personnel.

Узбекистан на протяжении ряда десятилетий располагает мошным экономическим, научно-техническим потенциалом, ядро которого составляют высококвалифицированные производственно-технические и научно-педагогические кадры. Именно эти кадры вместе с представителями фундаментальных и прикладных наук вносят преобладающий вклад в развитие науки и техники в республике.

В силу объективных закономерностей развития общества и возрастания его потребностей, а также высокой демографической активности, характерной для Узбекистана все послевоенные десятилетия, наряду с расширением позиций науки повышалось и значение всего дела подготовки научных и педагогических кадров.

Это, в частности, объяснялось необходимостью развития ведущих отраслей науки, определявши не только научно-технический, но и в целом общественный прогресс. Но прежде всего требовались кадры, способные создавать новейшую технику и технологию для народного хозяйства, развивать экономику, а также для все более расширяющейся системы народного образования.

В исследуемый период Узбекистан по уровню развития науки и народного образования занимал достойные позиции в стране и в мире.

В годы, изучаемого периода научные учреждения и ученые вузов республики успешно вели научные исследования по многим важным отраслям знаний. С развитием науки соответственно возрастала потребность в научных кадрах высшей квалификации.

Организатором и катализатором развития научной мысли в Узбекистане была и остается Академия наук. Она объединяет и направляет творческие усилия научных работников на развитие как фундаментальных, так и прикладных наук - в интересах всех отраслей народного хозяйства и культуры республики.

К концу 1985 г. В научных учреждениях, входящих в состав Академии наук Узбекистана, научно-исследовательскую работу осуществляли 4106 человек, в том числе 290 докторов в 1907 кандидатов наук7. Большая часть из них была подготовлена с помощью аспирантуры, функционирующей при научно-исследовательских учреждениях.

Наряду с формированием научных кадров в системе академических подразделений, важным направлением пополнения научно-производственной интеллигенции Узбекистана стала система высшей школы. Во второй половине 80-х годов 42 вуза республики ежегодно выпускали около 50 тыс. специалистов. Их обучением были заняты 20 тыс. профессорско-преподавательских кадров, в том числе 700 докторов и свыше 8 тыс. кандидатов наук8.

Научно-педагогические кадры в Узбекистане преимущественно готовились в трех университетах (Ташкентском, Самаркандском и Нукусском), а также в 14 педагогических институтах.

7 Народное хозяйство Узбекской ССР за 70 лет Советской власти. С.30

8Правда Востока. 1988. 12 апреля.

Ведущей формой подготовки научно-педагогических кадров в вузах висследуемые годы была аспирантура, причем широко использовались все ее виды - очная, заочная, годичная и целевая.

Вопросам развития аспирантуры, повышения ее эффективности серьезное внимание уделяли республиканские руководящие органы. Благодаря этому в Узбекистане значительно увеличилась численность научных работников, подготовленных через аспирантуру. По сравнению с 1940 г., когда было всего 347 аспирантов, в 1980 г. их насчитывалось 3311, а в 1985 г. - 3214. В 1985 г. в аспирантуре учились: с отрывом от производства 1443 и без отрыва от производства1771 человек. При этом почти половина всех аспирантов - 1722 чел., обучалось в высших учебных заведениях9.

Вместе с практикой соискательства, докторантуры развитие аспирантуры способствовало значительному и сравнительно быстрому увеличению численности научных работников (включая научно-педагогические кадры) в Узбекистане: с 30835 чел. в 1975 г. до 38093 чел. к концу 1985 г10.В их составе ученую степень доктора наук имели соответственно 499 и 1215 чел., кандидатов наук - 6707 и 15665 чел. Из общей численности научных работников ученые степении звания доцента, профессора, члена-корреспондента, академика в 1976 г. Имели 423, в 1985 г. - 934 чел11.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров посредством аспирантуры осуществлялась на основе текущих а перспективных планов с учетом развития научно-технического прогресса, потребностей вузов, научно-исследовательских институтов республики в кадрах. К руководству научно-исследовательской работой аспирантов привлекались высококвалифицированные ученые как Узбекистана, так и Москвы, Ленинграда, Киева, других регионов страны.

Всю деятельность по отбору, зачислению в аспирантуру при вузах осуществляли, наряду с учебными учреждениями, Министерство высшего и среднего специального образования и Министерство народного образования республики. Набор в аспирантуру производилось в индивидуальном порядке, посредством проведения конкурсных вступительных экзаменов.

Наиболее эффективной формой подготовки научно-педагогических кадров была аспирантура при крупных вузах и прежде всего государственных университетах.

В исследуемый период большое внимание подготовке научно-педагогических кадров уделялось в Ташкентском государственном университете, который со времени своего основания подготовил около 60 тыс. научно-педагогических кадров, получивших ученые степени кандидата и доктора наук. Этот вуз внес существенный вклад в формирование многонациональной интеллигенции, да и сейчас играет ведущую роль в этом плане. Оснащенный, значительным числом современной исследовательской аппаратуры, вычислительной техники, многими проблемными лабораториями и высокоинтеллектуальным кадровым потенциалом, Ташкентский госуниверситет играло немалую роль в развитии науки,научно-технического прогресса и в подготовке специалистов высшей квалификации не только Узбекистана, но,как и прежде, также для других республик Центральной Азии, для многих государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Среди почти полутора тысяч университетских преподавателей 21 академик а член-корр. АН Узбекистана, 16 ученым-педагогам ТашГУ за достижения в науке были присвоены звания лауреатов Государственных премий СССР, Международной премии им.Фирдоуси, Государственных премий республики имени Беруни.Удостоены званий «Заслуженный деятель науки Узбекской ССР»,«Заслуженный работник культуры Узбекской ССР», «Заслуженный учитель Узбекской ССР», «Заслуженный юрист Узбекской ССР12».

Завершенность всего цикла подготовки научных кадров обеспечивалась функционированием специализированных советов по защите кандидатских докторских диссертаций по 77 научным направлениям. В 1976 г. здесь защищено 15 докторских и более 100 кандидатских диссертаций учеными Узбекистана (включая Каракалпакстан), Туркмении Таджикистана, республик Закавказья, РСФСР, а также из Афганистана, Мали, Ветнами и др13.

Научные и научно-исследовательские кадры в ТашГУготовились через аспирантуру и вне аспирантуры, то есть путем стажерста, соискательства и т.д. В составе университета действовали 15 факультетов, готовящих кадры по 25 специальностям. В Ботаническом саду и в 4-х отраслевых лабораториях, вычислительном центре и на кафедрах учебно-воспитательную, научно-исследовательскую работу вели 1936 чел. в том числе 18 академиков и член-корреспондентовАН Узбекистана, 104 доктора наук в доцентов. В этой работе активно участвовали более 400 аспирантов14. В деле же руководства исследовательской деятельностью аспирантов, своевременным представлением ими к защите диссертаций особой последовательностью отличались такие опытные обществоведы-педагоги, как проф. Л.Б.Гентшке, К.И.Иванова, А.И.Абдусамедов, Г.А.Хидоятов, И.М.Джаббаров, доц.Ю.И.Ибрагимов.

9Народное хозяйство Узбекской ССР за 70 лет Советской власти. - С.31.

10Народное хозяйство Узбекской ССР в 1985 г. - С.31

"Народное хозяйство Узбекской ССР за 70 лет Советской власти. - С.31.

12 Университет в цифрах. Ташкент, 1980. С. 5-6

13 Там же. С. 5.

14Текущей архив МВ и ССО УзССР, Ф. 2653, оп.17, Д. 5604, Л.12,13, Отчет о научно -исследовательской работе ТашГУ за 1985 г., Л.40.

Другим крупным научно-педагогическим очагом в Узбекистане является Самаркандский государственный университет им.А.Навои. За годы своего существования университет подготовил 49 тыс. специалистов для различных отраслей народного хозяйства, науки, просвещения и культуры. Велика заслуга профессорско-преподавательского состава этого университета в деле подготовки молодых ученик -представителей местных национальностей. Тысячи его выпускников работают в различных отраслях народного хозяйства Узбекистана и других республик Центральной Азии.

В 1985 г. в университете функционировали 11 факультетов и 72 кафедры, два факультета повышения квалификации преподавателей, подготовительное отделение, четыре научно-исследовательские проблемные и две отраслевые научно-исследовательские лаборатории. Всеми формами обучения были охвачены свыше 10 тыс.студентов. Среди 705 преподавателей СамГУ были: один академик иодин член.-корр АН Узбекистана, 39 докторов наук, профессоров и 354 кандидатов наук, доцентов15.

1976 г. На базе Каракалпакского государственного педагогического института был создан Нукусский государственный университет. Если во времени открытия университета профессорско-преподавательский состава насчитывал241 чел., в том числе 3 докторов наук, профессоров и 97 кандидатов наук, то в 1980 г. на 39 кафедрах НГУ работали 349 преподавателей, из них 8 докторов наук, профессоров и 148 кандидатов наук, доцентов. Таким образом, в профессорско-преподавательском составе удельный вес ученых вырос с 39% до 43%.

В 1985 г. в педагогических институтах республики учебно-воспитательную и научную работу вели3583 педагога, в числе которых были 101 доктор наук, профессор и 1583 кандидата наук, доцента. В 1980-1985 гг. в аспирантуру при педвузах поступили 404 чел., из них с отрывом от производства - 194 чел. Аспирантуру окончили 328 чел., в том числе с отрывом от производства - 159 чел. При этом с защитой диссертации в срок аспирантуру окончили 44чел., с представлением к защите - 170 чел16. Таким образом, очевидно, что успешно окончившие аспирантуру составили 65,2% общего числа аспирантов17.

Обучение аспирантов велось в Ташкентском государственном педагогическом институте им.Низами, Ферганском педагогическом институте им.Улугбека и в ряде других вузов республики.

В 1985 г. В ТашГПИим.Низами подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру велась по 32 специальностям отраслей науки. В отчетном году 49 чел. окончили аспирантуру института. Из них 27 с отрывом от производства, 22 -без отрыва от производства. Из 49 окончивших аспирантуру 27 чел. завершили обучение с представлением диссертации к защите, 8 чел. окончили аспирантуру с защитой диссертации18. Крупные ученые института вели работу с аспирантами по философским наукам (руководитель - член. Корр. АН Узбекистана, проф.Туленов), по педагогическим и психологическим (руководитель проф. С.Р.Раджабов), Филологическим наукам (руководитель член. -корр., проф. М.А.Аскарова)19.

Значительная работа по подготовке научно-педагогических кадров велась вФерганском педагогическом институте им.Улугбека. В 1985 г. на 48 кафедрах института трудились 418 преподавателей, в том числе 1 действительный член АН УзССР, 14 докторов наук, профессоров и 181 кандидатов наук, доцентов. В том же году преподавателями и соискателями института защищены 2 докторские и 11 кандидатских диссертаций20.

В рассматриваемый период значительная работа велась в Джизакском государственном педагогическом институте им.Алимджана. В 1984г. На 23 кафедрах институте преподавательскую и воспитательную работу вели 166 чел., в том числе 2 доктора наук, профессора и 50 кандидатов наук, доцентов. В институте обучение велось по 7 специальности на узбекском и русском языках. С 1974 г. По 1983 г. Институтом было подготовлено 4024 специалиста. Численность аспирантов увеличилась с 3 чел. В 1975 г. до 12 чел. в 1986 г21.

Такая же картина наблюдалось и в других педагогических институтах.

Наряду с подготовкой научно-педагогических кадров через аспирантуру высшая школа располагалось широкими возможностями для оказания помощи преподавателям вузов и специалистам народного хозяйства, работавшим над диссертациями самостоятельно (вне аспирантуры) Многие из них прикреплялось к кафедрам для получения необходимой помощи и квалифицированного руководства.

Основной формой подготовки научно-педагогических кадров высшего звена-докторов наук является освобождение от педагогической работы преподавателей - кандидатов наук с переводом их на должности научных сотрудников для завершения докторских диссертации.

В наиболее широких масштабах подготовка научно-педагогических кадров осуществлялся в университетах и педагогических институтах.

15Текущей архив МВ и ССО УзССР, Ф. 2653, оп.1, Д. 5596, Отчет СамГУ о научно-исследовательской работе за 1985 г., Л. 176

16Текущей архив Министерства просвещения Узбекистана. Годовые отчеты педвузов за 1984-1986 гг., л. 12

17 Там же. Л. 13

18 Текущей архив ТПИ им.Низами. Отчет онаучно-исследовательской работе за 1985 г., л. 92, 93.

19Там же. Л 97.

20 Там же Отчет ФерГПИим.Улугбека о научно-исследовательской работе за 1985 г., л. 2

21 См.: Уринбоев Б. Кузница педагогических кадров. - Жизак, 1984. - С. 11-12.

Так, в ТашГУ в 1976-1985 гг. были переведены на должности старших научных сотрудников 16 преподавателей, доцентов, из которых 7 успешно защитили докторские диссертации. В СамГУ на эти должности за это время были переведены 11 чел., из которых 5 защитили докторские диссертации22.

Всего в 1976 по 1985 г. Преподавателями и научными сотрудниками ТашГУ были защищены 42 докторских и 424 кандидатских диссертации.

В СамГУ за это время было защищено 25 докторских и 167 кандидатских диссертаций23.

В 1985 г. среди профессорско-преподавательких кадров вузов республики было почти 800 женщин, из них 5 докторов наук, 319 кандидатов наук24.

В целом же численность научно-педагогических кадров ТашГУ с 1970 по 1985 год возро§ла на 619 чел. И достигла 1964. Число докторов наук, профессоров выросло с 56 в 1970 г. До 108 в 1984 г., а кандидатов наук, доцентов соответственно с 488 до 98725.

В исследуемый период в Нукусском государственном университете количество преподавателей возросло с 246 чел. В 1976/77 гг. до 413 чел. В 1983/84 гг., в том числе - соответственно докторов наук, профессоров с 4 чел. До 9 чел., а кандидатов наук, доцентов - с 90 до 172 чел. В 1984 г. В НГУ преподавателями и научными сотрудниками были защищены 1 докторская и 7 кандидатских диссертаций26.

В 1985 г. На факультетах университета преподавательскую и научно-исследовательскую работу вели 409 преподавателей, из которых было 10 докторов наук, профессоров и 176 кандидатов наук, доцентов27.

В 1976-1985 гг. общая численность научно-педагогических работников в вузах республики возросла с 7743 чел. До 10385 чел.. В том числе докторов наук, профессоров увеличилось с 169 до 308 чел. и кандидатов наук, доцентов с 2569 до 4300 чел28.

В целом же проведена значительная работа по улучшению качественного состава преподавателем педагогических вузов Узбекистана. Об этом свидетельствуют следующие данные: в пединститутах республики преподавательскую и научно-исследовательскую работу в 1981 г. Вели всего 3594 чел., в том числе 65 докторов наук, профессоров и 1323 кандидата наук, доцента. В том году преподавателями и научно-исследовательскими работниками пединститутов были защищены 11 докторских и 93 кандидатских диссертаций29.

В 1986 г. В пединститутах республики трудились 3583 преподавателей, в том числе 101 доктор наук, профессор и 1583 кандидата наук, доцента. В 1981-1985 гг. заметно повысился уровень научной квалификации специалистов вузов, занимающихся педагогической и исследовательской деятельностью. Это подтверждается и тем, что число защищенных диссертаций в эти годы составило 401, из которых 34 на соискание ученой степени доктора наук и 367 кандидата наук30.

В целом в рассматриваемый период вузы республики, прежде всего университеты и пединституты, проделали определенную работу по пополнение научно-педагогических кадров через аспирантуры. И за счет преподавателей и соискателей.

Преподавателям вузов и специалистам народного хозяйства, работавшим над докторскими и кандидатскими диссертациями самостоятельно (вне аспирантуры), оказывалась весомая помощь. В наиболее широких масштабах эта форма подготовки научно-педагогических кадров применялась в Ташкентском,Самаркандском государственном университете и в ряде педагогических институтах.

22С Сводный годовой статистический отчет Министерства и годовые отчеты вузов о составе научно-исследовательских кадров на 1986 г., л. 11.

23 Подсчитано на основе данных годовых отчетов ТашГУ, СамГУ, Министерства высшего и среднего специального образования УзССР.

24 Текущий архив МВ и ССО УзССР. Сводный годовой статистический отчет Министерства высшего и среднего специального образования и годовые отчеты высших учебных заведений о численности и составе научно-педагогических работников за 1985 г., л. 10.

25 Текущий архив МВ и ССО УзССР. Ф, 2653, оп. 1, д.5604. Отчет ТашГУ о научно-исследователькой работе за 1985 г. Л. 112

26 Текущий архив МВ и ССО УзССР. Ф, 2653, оп. 1, д.5604. Отчет ТашГУ о научно-исследователькой работе за 1985 г. Л. 112

27 ТА МВ и ССО УзССР ф.2653 оп 1 д.5592, Отчет НГУ о научно-исследовательской работе за 1985 год. Л. 67.

28 Там же. О численности и составе научно-педагогических кадров высших заведений Минвуза УзССР за 1985 г., л.123.

29 Текущий архив Министерства просвещения УзССР. Отчеты педвузов о численности и составе научно -педагогических кадров за 1981 г. Л. 18.

30 Там же. Годовые отчеты педвузов за 1984/86 гг. л. 11

Использованные литература

1.Валиев А.К., Бердиев И.Б., Курбонов А.Р. и др. Интеллигенция Узбекистана: место и роль в обществе. Т.: Фан. 1987. С. 100

2.Уринбаев Б. Кузница педагогических кадров. Джизах: Матбуот. 1984 с. 11, 12

3.Шоимов А. Подготовка научно-педагогических кадров в высших школах Узбекистана. Т.: «Знание» 1991. 21 с.

4.Народное хозяйство Узбекской ССР за 70лет Т. Узбекистан. 1987. С 30.

5.Правда Востока. 1988 12 апреля.

6.Т.А. и ССО УзССР ф.2653 оп 1 д. 5604 д. 4420, д 5592 2

7.Т.А. Министерства просвещения УзССР. Отчеты педвузов о численности и составе научно-педагогических кадров за 1981, 1984, 1986 гг. л 18, 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.