Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических кадров: ретроспективный анализ'

Подготовка научно-педагогических кадров: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: ретроспективный анализ»

с

\

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Г. МАТУШАНСКИЙ,доцент ПОДГОТОВКЭ НЭуЧНО-

Казанский государственный ПвДаГОГИЧвСКИХ КЭДООВ:

технологический университет ^

ретроспективным анализ

Нами был проведен ретроспективный анализ возникновения, становления и развития системы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров в России за период с 1726 года по настоящее время [1, 2]. Здесь мы представили результаты анализа в виде моделей, основанных на использовании математического аппарата ориентированных структурных графов. Вершины графов показывают квалификационные уровни, а дуги - подготовку к этим уровням, при этом размеры дуг соответствуют длительности подготовки. Изображенные на рисунке квалификационные уровни имеют следующие обозначения: О — абитуриент, Б - бакалавр, С -дипломированный специалист, К - кандидат, М - магистр, Др - доктор, СП -специалист по педагогике, ДС - действительный студент, Пр - преподаватель, ПрО - преподаватель общественных наук, П - профессор, КН - кандидат наук, ДН - доктор наук и И — исследователь.

Проведенный анализ показал, что основные элементы существующей ныне системы возникли в России еще на заре высшего образования. Так, выпуск дипломированных специалистов осуществлялся в Петербургском академическом университете (1753 г.) и Московском университете (1760-1802 гг.). Затем императорский Указ 1803 года установил степени кандидата, магистра и доктора, просуществовавшие до

1917 года. В настоящее время отечественная высшая школа вернулась к присвоению магистерских степеней.

В досоветском опыте функционирования высшей школы России имеются прообразы современной магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В этой связи можно отметить подготовку на степень магистра через институт профессорских стипендиатов (1863-1917 гг.), а также подготовку на докторскую и магистерскую степени в Дерптском профессорском институте (1827-1837 гг.). Заложенная М.В. Ломоносовым двух-, а затем трехуровневая система подготовки научно-педагогических кадров в Московском университете (1755-1803 гг.) реализуется в настоящее время в многоуровневой подготовке (при интеграции российской и британо-амери-канской образовательных систем).

В советский период послевузовская подготовка научно-педагогических кадров в России также претерпевала изменения. Так, созданный в 1921 год институт научных сотрудников 2-го разряда был в 1925 году реорганизован в аспирантуру, готовившую до 1934 года преподавателей высшей школы, а затем кандидатов наук. Созданный в 1950 году институт «прикомандированных в аспирантуру » был реформирован в 1962 году в институт стажеров-иссле-дователей, а образованный в 1947 году институт «прикомандированных» к учреждениям высшей школы для завершения работы над докторскими диссер-

тациями был преобразован в 1962 году в институт перевода на должности научных сотрудников и в 1987 году - в современный институт докторантуры. Уникальным советским опытом является отмена ученых степеней и званий (1918-1934 гг.), решавшая тактические задачи реформирования и восстановления отечественной высшей школы.

Свои этапы развития прошла и по-сле-вузовская профессионально-педагоги-

ческая переподготовка преподавателей высшей школы. Так, для формирования преподавательского корпуса университета и гимназии при Московском университете с 1779 по 1784 годы была организована двухгодичная учительская семинария. С этой же целью при Московском, Харьковском, Казанском, Дерптском и Киевском университетах с 1804 по 1859 годы функционировали педагогические институты с трехгодичной переподготовкой

№ Модель подготовки Примечание

1 2 3

1 © т © Первый выпуск Петербургского академического ун-та (1753г.) и Московского ун-та (1760г.)

2 (о)—5 Учительская семинария при Московском ун-те (1779-1784гг.)

3 (о)—5—Цк) (м) СчГ} Императорский Указ (1803г.)

4 (о)—5—►(к) (м) С^Г) \ 3 \ X ч^сгО Открытие пединститутов при университетах (1804-1834гт.) и Петербургского пединститута (1804г.)

5 (о)—(м) \ Положение о производстве в ученые степени (1819г.)

6 (зхг——5— Подготовка магистров и докторов в Дерптском профессорском институте (1827 - 1837 гг.)

7 (о)—^—*(к) (м) Г^) Положение о производстве в ученые степени (1844г.)

8 © (а^ © 0 Замена учительских институтов на учительские курсы (1859 - 1863гт.)

9 (о)—5——3—СзР Введение института профессорских стипендиатов и отмена педагогического образования в России (1863г.)

1 2 3

10 (о\5 <Ц£> Положение об испытаниях на ученые степени (1864г.)

11 5Ч\. 1 1 Г>-^<^сгГ) Подготовка преподавателей-филологов для университетов в Русской философской семинарии при Лейпцигском университете(1873-1884гг.)

12 0 5 »@-*-»(м) С^> Отмена степеней действительного студента и кандидата Уставом российских университетов (1884г.)

13 5Ч- £М-Кн) Ж> 2 ь Подготовка преподавателей по римскому праву в Русской семинарии при Берлинском университете (1885-1895гг.)

14 <$> Временные правила об управлении вузами (1905г.)

15 (о)—5—►©—1—Цм) С$> С^Г) Подготовка преподавателей в Петербургской пед. академии (1908-1915 гг.) и Московском пед. институте им. Ж.Г.Шелапутина (1911-1917гг.)

16 ®—г-п.<0 <Ж> (5) Декрет Совнаркома (1918г.)

17 (^-К£) <$> 0 3 ^<про> Открытие института Красной Профессуры (1921г.)

18 3 Введение института научных сотрудников 2-го разряда для подготовки к научнопедагогической деятельности (1921 г.)

19 Увеличение обучения в ИКП для выполнения научно-педагогической работы (1923г.)

20 (о>~^-кс>^к5е) Сда> Введение ученых степеней кандидата наук и доктора наук (1934г.)

21 (о)-1^->(£)-А-><^кн^-а-><^да^) Введение института прикомандированных в вузы для завершения работы над докторскими диссертациями (1947г.)

22 (о)- 5 Цс)—^»Ск1Г) Сда> Отмена института прикомандированных (1956г.)

23 Введение института докторантуры (1987г.)

24 (о)5 к^>-з-к; кн^) - ►СдГ) гК С_сп^ Введение дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (1993 г.)

25 ^4^(5)^>(мКз Г) Введение подготовки научнопедагогических кадров через бакалавриат и магистратуру (1995 г.)

университетских выпускников. В начале XX века послеуниверситетское педагогическое образование было воссоздано открытием Петербургской педагогической академии (1908 г.) и Московского педагогического института им. П.Г. Шелапу-тина (1911 г.) с двухгодичным циклом обучения. Разработанная в них модель профессиональной переподготовки была восстановлена в постсоветский период на факультетах, в центрах и институтах переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов и в институтах магистратуры и аспирантуры. В результате обучения по программам одно- двухгодичного цикла присваивается дополнительная квалификация «преподаватель высшей школы».

В дополнение следует указать на отечественный опыт, не нашедший пока применения при реформировании российской высшей школы. Это подготовка преподавателей университетов на базе среднего образования в Главном педагогическом институте Петербурга (1828-1859 гг.) и подготовка преподавателей общественных наук в институте Красной Профессуры (1921-1929 гг.). До революции имелся также опыт зарубежной целевой послевузовской подготовки магистров и переподготовки преподавателей университетов при ведущих университетах Европы. В этой связи отметим массовое командирование лучших выпускников российских университетов в зарубежную магистратуру, осуществляемое правительством по проектам 1755, 1808,1862 и 1911 годов. Для преодоления отставания в подготовке научно-педагогических кадров при Лейпцигском университете была учреждена русская философская семинария, где готовились преподаватели-филологи для отечественных университетов (1873-1884 гг.). При Берлинском университете с целью подготовки преподавателей по римскому праву (1885-1895 гг.) также функционировала русская семинария. Наконец, по проекту Кассо с

1912 года были организованы русские семинарии и институты в Берлине и Париже - для юристов, в Париже - для медиков и вТюбенгене — для естественников. Итак, предметом внимания и детального анализа сегодня должна стать целевая вузовская подготовка преподавателей высшей школы, целевая послевузовская подготовка научных кадров в зарубежной докторантуре и организация при ведущих мировых учебно-научных центрах зарубежных учебных заведений российской высшей школы. Эти два проекта могут содействовать эффективной интеграции отечественной высшей школы в мировой образовательный процесс.

Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод, что отечественная система профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогичес-ких кадров высшей школы прошла в своем развитии ряд периодов, органически связанных с этапами развития Российского государства. В истории высшей школы можно выделить четыре периода кардинальных реформ: с 1802 по 1819 годы, с 1861 по 1883 годы, с 1918 по 1924 годы и с 1991 года по настоящее время. В зависимости от социального заказа менялось содержание подготовки научно-педагогических кадров. К примеру, это реформа просветительской направленности высшего образования в начале XIX века, подготовка государственных чиновников в период 1820-1860 годов, приоритетная научно-педагогическая подготовка кадров с 1861 по 1883 годы. В советский период можно выделить социально-экономическую подготовку в первые годы советской власти (1918-1924 гг.), отраслевую направленность высшего образования в условиях отраслевого централизма (1925-1945 гг.), интеграцию базового и специального образования в период вступления в эпоху научно-технического прогресса. Сейчас при подготовке научно-педагогических кадров осуществ-

ляется переход от массово-репродуктивной парадигмы к индивидуально-ориентированной и многоуровневой системе образования. Истоки этого подхода можно найти в идеях М.В. Ломоносова об организации деятельности Московского университета и попытках осуществить индивидуализацию процесса обучения в начале XX столетия.

Таким образом, для совершенствования отечественной системы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров необходимо знать историю ее возникновения и развития. Исторический подход позволяет исследовать генетические связи системы образования, проследить ее становление в диах-ронном и функциональном аспектах.

Ю. ГАЛКИН, министр юстиции Саратовской области

Ф. ГРИГОРЬЕВ, проф., ректор Саратовская академия права В. КОЛЕСНИКОВ, академик РАН, ректор Ростовский университет путей сообщения Е. ОЛЕСЕЮК, профессор

Современный этап реформы образовательной системы характеризуется стремлением к более полному овладению опытом прошлого. Заботой о сохранении и умножении достижений отечественной школы продиктована необходимость переосмысления и анализа богатейшей истории университетского строительства, уточнения некоторых ее явлений и процессов с учетом достижений источниковедения в этой сфере.

С этой точки зрения представляет интерес университетский устав 1863 г.

Историография его носит по преимуществу комплиментарный характер. В литературе о нем сложился стереотип, как о некоем прорыве к демократии, академическим свободам и университетской автономии.

Проведенный ретроспективный анализ содействует осуществлению интеграции высшей школы России в мировой образовательный процесс с учетом позитивного опыта собственного развития.

Литература

1. Матушанский Г.У., Соломко Л.И., Со-сновскаяН.Б. Подготовка научно-педагогических кадров в России // Информационно-аналитический вестник МОПО. -1997. - Вып. 1-2 (6-7). - С. 59-64.

2. Матушанский Г. У., Соломко Л.И. Становление системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы России// Профессиональное образование. Казанский пед. журнал. - 2000. - № 1. - С. 48-51.

Третий

университетский

устав

Так ли это? Обратимся к предыстории вопроса. Впервые вопрос об ограничении университетской автономии, касающейся права выбора профессоров по конкурсу, встал при разработке особого устава для университета Св. Владимира в 1835 г. Спор тогда возник между М. Сперанским, сторонником университетской автономии, возражавшим против ограничения прав совета, и товарищем министра при Уварове графом П. Протасовым, считавшим, что лица, составляющие область науки, не должны быть изъяты из общих правил службы, чтобы иметь самостоятельность, которая «не присвоена даже важнейшим государственным чиновникам в России ». Протасов полагал необходимым дать руководителям «самую прямую решительную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.