Научная статья на тему 'Подготовка магистров    по программе «Безопасность образовательного пространства»'

Подготовка магистров    по программе «Безопасность образовательного пространства» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ / ПРЕДМЕТНО-МОДУЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / SAFETY / HEALTH / EDUCATIONAL SPACE / TEACHING / MASTER PROGRAM / THE SUBJECT-MODULAR CONTENT / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айзман Р.И., Лысова Н.Ф.

В статье представлены ссылки на нормативно-правовую базу, посвященную обеспечению безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса. Рассмотрены проблемы, связанные с выполнением задач по сохранению здоровья и безопасности субъектов образовательного процесса. Показаны причины несоответствия имеющихся требований, изложенных в правительственных и федеральных отраслевых документах, и реальных результатов уровня здоровья и безопасности обучающихся. Среди причин выделяются межведомственная разобщенность структур систем образования и здравоохранения в области охраны здоровья и безопасности обучающихся, недостаток в системе образования компетентных специалистов для решения указанных задач в связи с отсутствием соответствующих программ подготовки. В статье представлено краткое содержание магистерской программы «Безопасность образовательного пространства», позволяющей реализовать комплексный подход при организации безопасности образовательного пространства с привлечением всех участников образовательно-воспитательного процесса (цель, модульно-предметное содержание, реализуемые компетенции, планируемые результаты и возможности выпускников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айзман Р.И., Лысова Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF MASTERS ON THE PROGRAM “SAFETY OF EDUCATIONAL SPACE”

References of the standard-legal base devoted to maintenance of the life safety of all participants of educational process are presented in the article. The problems connected with realization of questions on preservation of health and safety of subjects of educational process are considered. The reasons of discrepancy of the available requirements stated in the governmental and federal branch documents, and real results of health and safety level of the students are shown. Among the reasons of such discrepancy are the interdepartmental dissociation of structures of education system and public health service in the field of health protection and safety of students; a lack of competent experts for the decision of the specified problems, and the absence of corresponding programs for their preparation in the education system. In article the summary of master program «Safety of educational space» is presented, allowing to realize the complex approach at the organization of educational space safety with attraction of all participants of educational process (the purpose, the modular-subject content, the realized competences, the planned results and possibilities of graduates).

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров    по программе «Безопасность образовательного пространства»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY

DOI 10.18454/IRJ.2016.46.012 Айзман Р.И.1, Лысова Н.Ф.2

1,2ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО ПРОГРАММЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА»

Аннотация

В статье представлены ссылки на нормативно -правовую базу, посвященную обеспечению безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса. Рассмотрены проблемы, связанные с выполнением задач по сохранению здоровья и безопасности субъектов образовательного процесса. Показаны причины несоответствия имеющихся требований, изложенных в правительственных и федеральных отраслевых документах, и реальных результатов уровня здоровья и безопасности обучающихся. Среди причин выделяются межведомственная разобщенность структур систем образования и здравоохранения в области охраны здоровья и безопасности обучающихся, недостаток в системе образования компетентных специалистов для решения указанных задач в связи с отсутствием соответствующих программ подготовки. В статье представлено краткое содержание магистерской программы «Безопасность образовательного пространства», позволяющей реализовать комплексный подход при организации безопасности образовательного пространства с привлечением всех участников образовательно -воспитательного процесса (цель, модульно -предметное содержание, реализуемые компетенции, планируемые результаты и возможности выпускников).

Ключевые слова: безопасность, здоровье, образовательное пространство, подготовка, программа магистратуры, предметно -модульное содержание, компетенции.

Aizman R.I.1, Lysova N.F.2 1,2FSBEO HPE «Novosibirsk State Pedagogical University» TEACHING OF MASTERS ON THE PROGRAM "SAFETY OF EDUCATIONAL SPACE"

Abstract

References of the standard-legal base devoted to maintenance of the life safety of all participants of educational process are presented in the article. The problems connected with realization of questions on preservation of health and safety of subjects of educational process are considered. The reasons of discrepancy of the available requirements stated in the governmental and federal branch documents, and real results of health and safety level of the students are shown. Among the reasons of such discrepancy are the interdepartmental dissociation of structures of education system and public health service in the field of health protection and safety of students; a lack of competent experts for the decision of the specified problems, and the absence of corresponding programs for their preparation in the education system. In article the summary of master program «Safety of educational space» is presented, allowing to realize the complex approach at the organization of educational space safety with attraction of all participants of educational process (the purpose, the modular-subject content, the realized competences, the planned results and possibilities of graduates).

Keywords: safety, health, educational space, teaching, the master program, the subject-modular content, the competence.

Проблема здоровья и безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения приобретает в современном мире приоритетное значение в обществе в целом, и в системе образования, в частности. В настоящее время имеется большое количество нормативно -правовых документов, направленных на решение этих вопросов:

• Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", 04.02.2010 г.

• Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273

• План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы от 7 сентября 2010 г. № 1507-р

• Приказ Минобрнауки РФ от 12.01.2007 года №7 «Об организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений»

• Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

• Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности образовательной среды (СанПиН 2.4.2.2821-10)

• Приказ Минобрнауки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально -психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования», направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Несмотря на приведенный, далеко не полный перечень документов, официальные данные свидетельствуют, что современная система образования не обеспечивает выполнения этих задач: до 85% выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания, более 60% употребляют психоактивные вещества, по числу суицидов в подростковом возрасте Россия вышла на первое место в мире. «Мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями: в 14 лет две трети детей России уже имеют хронические заболевания, у половины - нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; до 40 % призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих», - заявил Президент РФ В.В.Путин 13.03.2013 г. на заседании Госсовета.

Следовательно, на практике основные направления политики государства в плане сохранения здоровья и безопасности обучающихся реализуются еще в недостаточной мере.

Среди основных причин такого несоответствия имеющихся требований и реальных результатов можно выделить следующие:

- отсутствие технологии реализации многих приказов МО РФ. Например, в Приказе МО от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» ставится задача проведения ежегодного мониторинга здоровья и соблюдения здорового образа жизни участниками образовательного процесса, однако не предлагается методология и методика такого динамического наблюдения, в результате чего каждое образовательное учреждение может реализовывать данный приказ по своему усмотрению (что делается часто неполно и неправильно);

- отсутствие или крайне недостаточная взаимосвязь ведомственных и межведомственных структур в решении указанных вопросов;

- недостаточная компетентность руководителей и педагогов образовательных организаций в области охраны здоровья и безопасности обучающихся.

Между тем, реалии жизни доказывают необходимость комплексного подхода к решению этих вопросов. Особенно важна роль и адекватные действия руководителя образовательной организации по обеспечению условий для сохранения здоровья и безопасности всех участников образовательно -воспитательного процесса. Одним из путей решения данной проблемы является обучение руководителей и сотрудников образовательных организаций, родителей, обучающихся и воспитанников безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия [3]. В то же время подготовка бакалавров по педагогическому направлению профиля «Безопасность жизнедеятельности» в силу ограниченного ресурса времени не позволяет в полной мере сформировать необходимые компетенции для решения указанных вопросов в их будущей профессиональной деятельности. Федеральная программа «Безопасность жизнедеятельности» для студентов бакалавриата всех профилей педагогического направления (72 часа) позволяет только познакомить будущих учителей с проблемами охраны здоровья, опасностями современного мира и защитой от них [2,3,7,9]. Это подтверждают и наши исследования. Так, 55% студентов выпускного четвёртого курса бакалавриата профиля «Безопасность жизнедеятельности - география» оценивают свою готовность действовать в опасных ситуациях как «скорее низкая».

Таким образом, как это не парадоксально, но одно из наиболее приоритетных для национальной безопасности страны направление подготовки будущих педагогов в вузе практически не реализуется.

Эти обстоятельства и побудили нас разработать и внедрить магистерскую программу «Безопасность образовательного пространства» для руководителей и педагогов всех профилей.

Программа разработана на основе ФГОС ВПО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» ноября 2014 г. № 1505.

Цель программы - фундаментальная всесторонняя подготовка специалистов педагогического образования в области безопасности образовательного пространства с учетом требований ФГОС и применением современных педагогических технологий.

Учебный план данной программы включает модули/дисциплины представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Предметно-модульное содержание учебного плана магистерской программы «Безопасность образовательного пространства»

Модуль Предметы Курс Кол-во часов Основные цели дисциплин

1.Модуль общекультурной подготовки Философия образования и науки 1 72 Изучение общих закономерностей научно -познавательной деятельности; средств, методов, способов, специфики научного познания. Развитие навыков научной организации и планирования исследовательского процесса в образовании.

Методология и методы научного исследования 1 108 Вооружение магистрантов знаниями и умениями для организации научного исследования, позволяющего получить достоверные результаты и использовать их в образовательной практике. Развитие педагогического мышления и профессиональных компетентностей.

Информационные технологии в профессиональной деятельности 1 72 Готовность использовать ИКТ в предметной области.

Продолжение табл. 1 - Предметно-модульное содержание учебного плана магистерской программы _«Безопасность образовательного пространства»_

2.Модуль Современные 1 72 Формирование мировоззренческо -методологической

Общепрофес- проблемы компетенции в области образовательной деятельности в

сиональной науки и системе профессионального образования

подготовки образования

Инновационные 1 36 Освоение новейшей практико-ориентированной

процессы информации, подготовка к участию в инновационных

в образовании процессах в образовании.

Менеджмент 2 72 Становление и развитие личностной и профессиональной

в образовании компетентности магистранта

Профессиональный 1.2 108 Обеспечение оптимального функционирования

иностранный язык магистранта в профессиональной сфере общения.

Подготовка и 1 36 Формирование и совершенствование умений извлекать

редактирование новую информацию на основе анализа литературы и

научных текстов других источников и написания научного выступления по специальности

3.Модуль Структура 1 180 Формирование представлений об основных направлениях

предметной подготовки безопасности образовательного пространства организации безопасного образовательного пространства

Охрана труда 2 108 Изучение особенностей охраны труда в образовательных

в образовательных учреждениях (травматизма, заболеваемости. условий

организациях труда).

Возрастная 1 108 Формирование представлений о психофизиологических

психофизиология особенностях людей на разных этапах онтогенеза

Техническая и 2 180 Знакомство с современными санитарно -гигиеническими

санитарно- и техническими требованиями, предъявляемыми к

гигиеническая образовательным учреждениям.

безопасность

в образовательных

организациях

4. Модуль, Ориентиро- Демографическая безопасность 1 72 Дать представление о демографических проблемах современной России, влияющих на ее национальную

ванный безопасность

на виды Педагогические 2 72 Развитие специальной профессиональной

профессиональ- технологии компетентности магистрантов на основе овладения

ной деятельности в обучении старших школьников и студентов опытом проектирования стратегии и тактики выбора технологий обучения и воспитания на этапе подготовки обучающихся; психологическая и профессиональная подготовка магистров к педагогической работе со школьниками, в том числе и профильных классов, учащимися средних специальных учреждений и студентами вузов.

Современные 2 144 Овладение современными психотехнологиями для их

психотехнологии использования в профессиональной деятельности и

в образовании личном развитии.

Социальная 1 108 Формирование представлений о возможных и реальных

безопасность опасностях социального характера для обеспечения

о бр азовательного своевременных мер безопасности в образовательной

пространства среде.

Медицинская 2 108 Формирование представлений об организации

служба в медицинской службы в образовательных организациях,

образовательных методах и приемах оказания первой помощи.

организациях

Информационная 2 108 Формирование представлений об основных опасностях и

безопасность угрозах в отношении детей, подростков, юношества в

образовательного информационном пространстве и подходах к

пространства обеспечению их защиты

Курсы по выбору 1

Деловой 1 108 Формирование способности и готовности пользоваться

иностранный язык иностранным языком как средством делового общения в научной и профессиональной деятельности.

Окончание табл. 1 - Предметно-модульное содержание учебного плана магистерской программы _«Безопасность образовательного пространства»_

Педагогический 1 108 Подготовка к решению задач профессиональной

профессионализм деятельности: разработка индивидуальных

в теории и образовательных методов и технологий; преодоление

практике деформационных влияний в профессиональной

профессионального педагогической деятельности; осуществление

образования профессионального самоопределения и личностного роста и др.

Социальные 1 108 Научить анализировать особенности социальных

коммуникации коммуникаций в образовании и применять технологии

в образовании воспитания в формировании гражданкой культуры, патриотизма и толерантности с учётом современных процессов в обществе.

Компетентностны 1 108 Формирование готовности обучать самостоятельных,

й уверенных в себе личностей, обладающих достаточными

подход в компетенциями для дальнейшей жизни, для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовании самореализации и раскрытия своего потенциала.

Курсы по выбору 2

Проектирование 1 180 Подготовка специалистов - превентологов, способных

программ профилактики планировать, организовывать и проводить профилактическую работу в образовательных

социальных учреждениях разного уровня.

аддикций

Научно- 1 180 Формирование принципов и алгоритмов определения

методические индивидуального психофизиологического профиля

основы каждого учащегося с целью профориентации.

профессионального

самоопределения

обучающихся

Мониторинг 1 180 Дать теоретические знания и сформировать

здоровья практические навыки по мониторингу здоровья

участников участников образовательного процесса, прогнозированию

образовательного риска развития нарушений здоровья.

процесса

Курсы по выбору 3

Стресс- 2 252 Содействие студентам в приобретении психологических

менеджмент в знаний, умений и навыков, необходимых для управления

образовательных стрессом в разных ситуациях, с целью сохранения

организациях здоровья.

Пс ихофизиологичес 2 252 Формирование теоретических знаний и практических

кие умений для определения индивидуального

основы психофизиологического профиля обучающихся с целью

профориентации дальнейшей профориентации личности.

Скрининг 2 252 Формирование теоретических знаний и практических

диагностика навыков по скрининг-диагностике здоровья человека,

здоровья прогнозированию риска развития нарушений здоровья.

участников

образовательного

процесса

К реализации программы магистратуры привлечены 90% преподавателей с учеными степенями, около 12% имеют ученую степень доктора наук и / или ученое звание профессора.

Набор модулей и дисциплин позволяет сформировать у магистрантов за период обучения общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, установленные ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров 44.04.01 Педагогическое образование [10]. Кроме того, дисциплины модуля предметной подготовки и модуля, ориентированного на виды профессиональной деятельности, способствуют формированию специальной компетенции (СК-1), установленной вузом с учетом направленности образовательной программы, - овладение методиками оценки состояния здоровья участников образовательного процесса и здоровьесберегающей безопасной среды в образовательных организациях.

Магистрантам предоставляется альтернатива в изучении дисциплин по выбору вариативной части учебного плана, выборе тематики выпускной квалификационной работы в зависимости от потребностей, запросов той образовательной организации, в которой они осуществляют (или предполагают осуществлять) образовательно -воспитательную деятельность. Поэтому учебным планом предусмотрена как производственная (в том числе преддипломная) практика, так и научно -исследовательская работа. Базами практики определены: научно -

исследовательский институт «Здоровья и безопасности» (НИИЗИБ) ФГБОУ ВПО «НГПУ»; кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «НГПУ»; Региональный центр СФО по развитию преподавания БЖ ФГБОУ ВПО «НГПУ»; образовательные учреждения г. Новосибирска. С учетом тематики выпускной квалификационной работы магистрант выбирает соответствующую базу для прохождения практики.

В НГПУ сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности совместно с преподавателями других вузов и специалистами в области безопасности создана хорошая ресурсная база для освоения студентами магистерской программы «Безопасность образовательного пространства» [1, 4, 5, 6, 8, 11 и др.].

Набор дисциплин и практик в учебном плане, а также их содержание предполагают, что выпускники, обучающиеся по данной программе магистратуры, будут владеть современными знаниями в области здоровьесбережения и безопасности образовательного пространства и готовы к педагогической, научно -исследовательской, проектной, методической и управленческой деятельности. По окончанию магистратуры выпускники смогут работать учителями основ безопасности жизнедеятельности, методистами, педагогами дополнительного образования (по основам безопасности жизнедеятельности), преподавателями-организаторами основ безопасности жизнедеятельности, заместителями и директорами образовательных учреждений.

Опыт 2-х летнего взаимодействия с магистрами, работающими в системе образования, показал, что полученные знания они сразу же реализуют в своей практической деятельности, что повышает их ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся и привлекает самих учащихся к различным формам внеклассной работы по этому направлению (участие в олимпиадах по БЖ, конкурсах, акциях, проводимых в школах и т.д.)

Литература

1. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для вузов / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. - Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. - 304 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности» ).

2. Айзман Р.И.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова. - Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. - 368 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

3. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. - 208 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

4. Айзман Н.И. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие для вузов / Н. И. Айзман, Р. И. Айзман, С. М. Зиньковская. - Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. - 272 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

5. Мельникова М.М. Медицина катастроф: учебное пособие для вузов / М. М. Мельникова, Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, В. Г. Бубнов. - Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. - 272 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

6. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья педагога: методическое пособие / Н. И. Айзман, Р.И. Айзман, А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович. Новосибирск: ООО Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2011. - 107 с

7. Петров С.В. Безопасность образовательного учреждения: учебное пособие/ С.В. Петров, Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. - Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. - 271с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

8. Петров С.В. Социальные опасности и защита от них учебное пособие для вузов / С. В. Петров, Л. А. Гиренко, И. П. Слинькова. - Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. - 271 с. (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

9. Якунин А.М. Программно -содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном ВУЗе / А.М. Якунин, И.А. Кувшинов, В.В. Денисова, С.В. Петров // Интеграция образования, 2015. №4 (19). С.46-55.

10. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование Режим доступа: http ://fgosvo.ru_/440401

11. Я хочу провести тренинг: пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем: методическое пособие для педагогов и психологов / Е. Яшина, О. Степанова, Д. Камалдинов и др.; ред.: О. Степанова, Т. Голованова, Т. Сагидулина; худож. А. Попов. - 3-е изд., дораб. и доп. - Новосибирск: Гуманитарный проект: ЮНИСЕФ, 2005. - 202 с.

References

1. Abaskalova N.P. Methodics of training to bases of safety of life at school: the manual for high schools / N. P. Abaskalova, L.A. Akimova, S. V. Petrov. - Novosibirsk; Moscow: ARTA, 2011. - 304 p. - (Series «Safety of life»).

2. Aizman R. I. Bases of safety of life: the manual for high schools / R.I. Aizman, N.S. Shulenina, V.M. Shirshova. -Novosibirsk; Moscow: ARTA, 2011. - 368 p. - (Series «Safety of life»).

3. Aizman R. I. Theoretical bases of safety of life: the manual for high schools / R.I. Aizman, S.V. Petrov, V.M. Shirshova. - Novosibirsk; Moscow: АRТА, 2011. - 208 p. - (Series «Safety of life»).

4. Aizman N. I. Psychological bases of safety of the person: the manual for high schools / N.I. Aizman, R.I. Aizman, S. M. Zinkovskaja. - Novosibirsk; Moscow: АRТА, 2011. - 272 p. - (Series «Safety of life»).

5. Melnikova M.M. Medicine of accidents: the manual for high schools / M.M. Melnikova, R.I. Aizman, N.I. Aizman, V.G. Bubnov. - Novosibirsk; Moscow: АRТА, 2011. - 272 p. - (Series «Safety of life»).

6. Methodics of a complex estimation of physical and mental health of the teacher: the methodical grant / N.I. Aizman, R.I. Aizman, A.V. Lebedev, V.B. Rubanovich. Novosibirsk: Open Company Advertising-book-publishing firm "Novosibirsk", 2011. - 107 p.

7. Petrov S.V. Safety of educational institution: the manual for high schools / S.V. Petrov, R.I. Aizman, N.F. Lysova -Novosibirsk; Moscow: АRТА, 2011. - 271 p. - (Series «Safety of life»).

8. Petrov S.V. Social dangers and protection against them: the manual for high schools / S. V. Petrov, L.A. Girenko, I. P. Slinkova. - Novosibirsk; Moscow: АRТА, 2011. - 271 p. (Series «Safety of life»).

9. Yakunin A.M. Program-content subject matter maintenance «Safety of life» in a humanitarian college / A.M. Yakunin, I.A.Kuvshinov, V.V. Denisov, S.V. Petrov // Integration of Education, 2015. №4 (19). P.46-55.

10. FGOS VO po napravleniju podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru /440401

11. I wish to carry out training: the grant for the beginning trainer working in the field of preventive maintenance of AIDS, narcodependence and the infections transferred sexual by: the methodical grant for teachers and psychologists / E. Yashin, O.Stepanova, D.Kamaldinov, etc.; eds. O.Stepanova, T.Golovanova, T.Sagidulina; art. A.Popov. - 3 ed., - Novosibirsk: the Humanitarian project: UNICEF, 2005. - 202 p.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.102 Афанасьева С.Г. 1, Афанасьев К.А.2

1Канд. пед. наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания, Самарский государственный социально-педагогический университет,

2Бакалавр направления подготовки 16.09.03 Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, Институт авиационной техники Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национально -исследовательский университет) ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

Аннотация

В статье рассмотрены преимущества использования мультимедийной и интерактивной техники, выступающие в качестве средств, позволяющих использовать учебные мультимедиа презентации, видео уроки и электронные тесты для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний на примере образовательной области «Математика и информатика», а так же позволяющие повысить мотивацию обучения, активизировать деятельность учащихся. На первом этапе анализа подходов к организации учебного процесса разработана теоретическая модель педагогической системы, которая соответствует инновационным процессам, происходящим сегодня в образовании. На втором этапе представлены технические характеристики, которыми обладает дидактический потенциал мультимедиа технологий на примере образовательной области «Математика и информатика». На третьем этапе разработаны тестовые задания трех уровней в программе MyTestXPro.

Ключевые слова: мультимедиа технологии, модель педагогической системы, web-сайт, итоговое тестирование.

Afanasyeva S.G.1, Afanasiev K.A.2

1ORCID: 0000-0002-1825-0023, PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Department of Computer Science,

Applied Mathematics and teaching methods Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 65, Maxim Gorky Street, Samara

2Bachelor direction of training 16.09.03 Technical operation of aircraft electric systems and flight-navigation complexes of aeronautical engineering Institute Samara state aerospace University named after academician S. P. Korolev

(national research University) USING OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL FIELD

"MATHEMATICS AND INFORMATICS"

Abstract

The article discusses the advantages of using multimedia and interactive technology acting as tools to use educational multimedia presentations, video lessons and e-tests for an explanation of the new learning material, reinforce knowledge in computer science and mathematics, as well as allowing to increase the motivation of learning, to enhance the activities of the students. At the first stage of analysis of approaches to the organization of the process we developed a theoretical model of the pedagogical system that matches the innovations taking place today in education. The second stage presents the technical characteristics, which has didactic potential of multimedia technologies in educational field "Mathematics and Informatics". In the third stage, developed a three-tiered test items in the program MyTestXPro.

Keywords: multimedia technology, model, pedagogical systems, web-website, final testing.

Применение новых информационных и коммуникационных технологий машинально не повысит качества образования, именно поэтому педагогам необходимо осваивать, развивать и активно применять в своей практической деятельности компьютерную психологию, компьютерную дидактику и компьютерную этику. Будущий учитель должен быть готов к применению в учебном процессе различных электронных образо вательных ресурсов: энциклопедий, порталов, экспертных систем, программ мониторинга, словарей, средств автоматизированного контроля знаний, электронных учебников, презентационных материалов, видео уроков. С помощью мультимедиа средств урок стал интересным, красочным, живым и динамичным. С развитием математического моделирования было разработано множество систем компьютерной математики, например, Maple, Mathematica, Mathcad, MATLAB, и др. Эти системы позволяют создавать модели как простых, так и сложных процессов и устройств и достаточно легко изменять параметры моделей в ходе моделирования [2, стр.14]. Они обеспечивают выполнение построений на экране математических объектов, графиков функций, диаграмм, описывающих динамику изучаемых закономерностей. Так же создаются экранные изображения геометрических объектов и их динамическое представление.

Каждый педагог стремиться применять на занятиях мультимедиа технологии, то есть самостоятельное усваивание новых знаний, формирование компетентности, включая проектную деятельность [1, стр.22], применяя готовые электронные учебные курсы. На основе проанализированных подходов к организации процесса обучения была разработана теоретическая модель готовности учащихся к формированию исследовательских навыков с применением мультимедиа технологий (Рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.