УДК 378 ББК 74.480
Д.А.Салманова, P.P. Ахмедбекова
ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА
В статье рассматривается понятие «мониторинг» с позиций отождествления его с такими категориями, как «экспертиза», «наблюдение», «контроль» и «диагностика», а также виды, уровни, сущность, структура и принципы организации мониторинга. Авторами сделана попытка осуществления процесса подготовки магистрантов к проведению педагогического мониторинга в рамках дисциплины «Современные проблемы науки и образования».
Ключевые слова: магистерское образование, мониторинг, педагогический мониторинг, виды мониторинга, уровни мониторинга.
D. A. Salmanovci, R.R. Akhmedbekova
PREPARING FOR THE EDUCATION MASTER STUDENTS FOR PEDAGOGICAL MONITORING
The concept of monitoring from the positions of her identification with concepts such as "expertise", "observation", "control" and" diagnosis ", and the types, levels, nature, structure and principles of monitoring are discussed. An attempt to the process of preparing undergraduates to conduct pedagogical monitoring within the discipline of "Modern problems of science and education" is made.
Key words: Master's degree, monitoring, educational monitoring, types of monitoring, levels of monitoring.
Общественно-политические изменения в социуме ставят перед высшей школой задачи, связанные с усилением развивающего характера образования. Одним из условий реформирования высшего образования является осуществление качественной экспертизы и мониторинга образования, поскольку они позволяют выявлять недостатки в деятельности педагогической системы, предоставляют объективную и развернутую информацию, которая в последующем дает возможность перейти на новый уровень принятия управленческих решений, дабы наметить дальнейшие перспективы развития педагогической системы.
Сущность и принципы организации мониторинга описаны в работах отечественных ученых-педагогов В.И. Андреева А.С. Белкина, В. Беспалько, В.И. За-гвязинского, А.Н. Майорова, A.A. Орловой, М.М. Поташник, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, С. Е. Шишова, В.Я. Ясви-на и др.
В их работах мониторинг рассматривается как система мероприятий, направленных на отслеживание, хранение, обработку информации о деятельности педагогической системы с целью дальнейшего ее корректирования [1; 6].
Различия в понимании сущности мониторинга и способах его организации показывают особенность и уровень ис-следованности проблемы в каждой из областей применения. Существуют несколько оснований для классификации мониторинга, среди которых: область применения (экология, биология, медицина, экономика, бизнес, промышленность, образование); вид проведения (педагогический, психологический, социологический, медицинский, демографический, экономический); способ сбора информации; непосредственное описание объекта; непосредственное физическое измерение параметров объекта; измерение параметров с позиции общепринятых критериев; посредственное
Е
X ^
о
IS X
о
X
ф
ч ф
са
о ^
с
X
го са о
п
го
Ю О
О
О Ф т
го
ч ф
с
СО
о
IX
го
ГО ^
са о
I-
о
ч о С
го ш о
¡£ ф
ю ч <и
(О ш о
X
го ^
го
о <
описание объекта. Понятие мониторинг часто отождествляют с такими понятиями, как «экспертиза», «наблюдение», «контроль» и «диагностика». Следует отметить, что экспертиза больше ориентирована на ценности и смыслы, тогда как мониторинг направлен на нормативные документы, более того характерными особенностями мониторинга являются непрерывность и многократность отслеживания объектов. Считаем неправильным отождествлять мониторинг и наблюдение, поскольку рассматриваем наблюдение как один из методов мониторинга, т.е. его частью. Определим соотношение понятий «контроль» и «мониторинг». По нашему мнению, контроль представляет собой процесс оценки достижения учащихся с целью проверки. С помощью контроля определяется соотношение достигнутого образовательного уровня учащихся с планируемым уровнем образования. Мониторинг же в большинстве случаях рассматривается как исследовательский процесс, нежели «надзирательский» или же «проверочный».
Соотношение понятий «диагностика» и «мониторинг» связано с общими признаками, характеризующими данное понятие, в частности выявление возможных отклонений системы образования, выявление уровня готовности учащихся к профессиональной деятельности, систематизация и накопление информации и т.д. Однако понятие «мониторинг» мы рассматриваем шире, нежели «диагностику», поскольку он позволяет увидеть динамику, на основе которой прогнозируется дальнейшее развитие системы образования и проектируются коррекционная работа.
Анализ социальной, педагогической и другой литературы показал, что мониторинг педагогической системы рассматривается на трех уровнях:
• сознательный уровень личности, предполагающий управление личностью своей деятельностью с целью достижения образовательных результатов. При условии отсутствия функции управления личностью собственным самосознанием создается ситуация, когда учащегося учат, но он сам не учится;
• управленческий уровень (преподаватель, учитель) предполагает организацию, управление и коррекцию педагогического процесса;
• системный уровень, представляющий собой целостный иерархический орган управления педагогической системой, не разделяя ее на отдельные составляющие [2; 3; 5].
Мониторинг образования представляет собой отслеживание условий, процессов, механизмов формирования личности субъекта и происходящих в нем изменений. Расширенное представление мониторинга можно представить как процесс отслеживания состояния характеристик, противоречий, возникающих в процессе, объекте и т.д.; отслеживание состояния предполагает выявление несоответствий между реальным и требуемым состоянием; отслеживание характеристик, предполагающих выявление показателей эффективности процесса с позиции соответствия нормативов; отслеживание противоречий предполагает определение причин их возникновения и возможного способа разрешения.
Существуют следующие виды мониторинга (см. рис. 1):
Информационный мониторинг предполагает сбор, анализ информации о состоянии образовательного учреждения и его структурных компонентов.
Базовый - выявление проблем и опасностей, препятствующих эффективному функционированию образовательной системы.
Динамический - отслеживание показателей состояния и развития образовательного учреждения в динамике.
Управленческий - отслеживание эффективности системы управления, принятие решений и влияние этих решений на состояние образовательной системы.
Комплексный - отслеживание одновременно нескольких показателей педагогической системы.
Сравнительный - отслеживание различных показателей путем их сравнения.
Конкурентный - отслеживание и сравнительный анализ результатов идентичных обследований других педагогических систем.
Безосновной - отслеживание педагогической системы, без каких-либо оснований.
Проблемный - отслеживание и выявление насущных проблем педагогической системы.
Виды мониторинга
И н ф ор м а ци он н ь 1 м Конкурентный
Ьаэовый Сравнительный
1роблемный Комплексный
Динамичный Безосновной
\
Управленческий
Рис. 1. Виды мониторинга
Применение вышеперечисленных видов мониторинга предполагают экспертизу определенных показателей, характеризующих систему образования, среди которых: качество образования, характер образовательного процесса, наличие интегративных элементов, возможность внедрения инновации. В качестве объектов мониторинга в системе образования могут выступать: образовательный процесс; академическая успеваемость учащихся (студентов); учебная деятельность учащихся; развитие личности учащихся; профессиональная деятельность преподавателя и его развитие; становление педагогического коллектива.
Мониторинг педагогической системы осуществляется по следующим направлениям: анализ (нормативных документов учреждения, итогов успеваемости и посещаемости учащихся, педагогических кадров и их квалификация, материально-технической базы); диагностика (уровня обученности и обучаемости учащихся, сформированности ключевых компетенций учащихся, сформированности качеств личности учащихся), прогнозирование (формирования личности; определение путей совершенствования личности); проектирование (педагогического процесса, модели личности ученика, профессиональной карьеры личности). Кроме того, организация педагогическо-
го мониторинга начинается с постановки целей его проведения, поскольку они объединяют все последующие направления обследования и во многом определяют их содержание. Следует отметить, что педагогический мониторинг по перечисленным направлениям эффективнее тематического и итогового контроля, он не только его заменяет, но и дает больший коэффициент полезного действия.
Организованность педагогического мониторинга определяется научно-обоснованными принципами:
• целенаправленности, предполагающий целевой образ по заранее поставленным целям, на котором в последующем конструируется содержание мониторинга;
• непрерывности, предполагающий сбор и анализ полной и разносторонней информации о доминирующем объекте в течение длительного времени;
• целостности, предполагающий изучение объекта мониторинга с позиции всестороннего охвата его структурных компонентов и связей между ними;
• согласованности, предполагающий слаженность действий руководителей и работников образовательных учреждений, их однонаправленность и непротиворечивость при организации педагогического мониторинга;
• гласности, предполагающий информирование субъектов педагогического
Е
X
а о
IX
о
X
си
ч ф
ш о а
с
^
X
го ш о м го
ю о
го
ч ф
с т о
IX
го
го ^
т о
I-
о
ч о
с
го ш о
¡£ ф
ю
ч ф
(О ей о
X
го ^
го
о <
мониторинга о сведениях, добытых с помощью отслеживания;
• научности, предполагающий получение информации научными методами и закрепление способами фиксации научных фактов [7; 4].
Многоуровневая система высшего образования России предъявляет новые требования к подготовке специалиста. На сегодняшний день он должен обладать самостоятельностью, мобильностью, ответственностью и готовностью преобразовывать окружающую действительность. Кроме того, возрастает потребность в специалисте, способном быстро адаптироваться к профессиональной деятельности, владеющем знаниями смежных областей науки и готового к творческой самореализации. Магистерское образование ориентировано на развитие профессионально-личностных качеств и исследовательской компетентности в профессиональной сфере деятельности, которое позволяет решать инновационные задачи, возникающие в ходе дальнейшего образования. Следует отметить, что внедрение многоуровневой подготовки характеризуется гибкостью профессиональной подготовки, которая проявляется в опережающем и оперативном реагировании на запросы общества. Деятельность обучающихся больше ориентирована на формирование умений, навыков и качеств, которые помогают развитию его компетентности в целом, а роль преподавателя в этом процессе заключается в консультировании.
Изложенное представление сущности и структуры, а также принципов организации мониторинга, в частности подготовки магистрантов к проведению мониторинга, позволяет нам приблизиться непосредственно к процессу его осуществления. Педагогический мониторинг проводится магистрантами в рамках дисциплины «Современные проблемы науки и образования», относящейся к базовой части общенаучного цикла дисциплин, где раскрываются задачи, содержание и проблемы системы образования, исследуются психолого-педагогические концепции, фиксируется внимание на проблемах становления
человека как субъекта образования, мониторинга в образовании и интеграции системы образования России с образовательным пространством магистров. Рассматриваются современные вопросы интеграции междисциплинарных знаний, изучаются проблемы внедрения образовательных инноваций, педагогический мониторинг в образовании и международные системы оценки качества образования. Кроме того, задачами дисциплины выступают: формирование знаний о сущности, структуре и принципах построения педагогического мониторинга, механизмов его организации интерпретации полученных результатов; формирование умений по разработке систем контроля, определения качества образования и внедрения педагогических инноваций в образовательную систему. Особое место в дисциплине занимает комплекс лабораторных работ, в который заложена технология преобразования малой системы (дисциплины), представляющая собой детально организованную совокупность преднамеренных психолого-педагогических действий, осуществляемых в определенной последовательности. На занятиях магистрантам предлагается ознакомиться с понятием мониторинга, его сущностными характеристиками и принципами организации. Затем перед ними формулируется задача провести сравнительно-сопоставительный анализ нормативных документов (ФГОС, учебный план, рабочая программа дисциплины (по выбору магистранта)) на выявление достижимости цели дисциплины (соответствуют ли требуемые компетенции, количество часов, форма контроля и форма организации в сравниваемых нормативных документах), Особый интерес у магистрантов вызвало процесс отслеживания влияния посещаемости студентов на их успеваемость, а также степень активности студентов группы, на основе которой составляются информационная карта процентного соотношения и диаграмма активности студентов по дисциплине. Следует отметить, что занятия были направлены на формирования профессиональных компетенций, что предпола-
гает высокий уровень диагностической значимости, т.к. возможно оперативно определить сформированность знаний и умений на основе приведенных результатов мониторинга, отраженных в отчете лабораторной работы. Субъект-субъектные отношения во взаимодей-
ствии магистрантов и преподавателя, формирование готовности магистрантов отслеживать и подвергать критике результаты исследования позволяют нам говорить об эффективности разработанной технологии преобразования малой педагогической системы (дисциплины).
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязин-ский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
4. Магомедов, Ш.А. Модель инновационной профильной подготовки по информатике [Текст] / Ш.А. Магомедов, Р.Д. Гаджиев // Вестник Московского городского педагогического университета. - Сер.: Информатика и информатизация образования. - 2015. - № 3 (33). - С. 28-31.
5. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2005. - 394 с.
6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Владос, 2002. - 320 с.
7. Шишов, С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе [Текст] / С.Е. Шишов // Образование и наука. - 2008. - № 5. - С. 33-44.
Bibliography
1. Andreev V.I. Pedagogy. Training for creative self-development. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2000. P. 608. [in Russian].
2. Belkin A.S. Fundamentals age Pedagogy. M.: Izd-vo 'Akademia", 2000. P. 192. [in Russian].
3. Zagvyazinsky V.I. Training theory: a modern interpretation of the. M.: Academy, 2001. P. 92. [in Russian].
4. Magomedov Sh., Gadjiev R.D. Model innovation profile preparation on computer science. Vestnik Moskovskogo gorodskogo Pedagogicheskogo Universiteta. Seria: Informatika and informatizatia obrazovania, 2015. № 3 (33). P. 28-31. [in Russian].
5. Mayorov A.N. Monitoring in Education. M.: Intellek Tsentr, 2005. P. 394. [in Russian].
6. Shamova T.I., Tretyakov P.I., Kapustin N.P. Management of educational systems manual for schools. M.: VLADOS, 2002. P. 320. [in Russian].
7. Shishov S.E. The quality of education as an object of monitoring in the information society. Obrazovanie i nauka, 2008. № 5. P. 33-44. [in Russian].
Сведения об авторах:
Салманова Джамила Абдулкафаровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Salmanova Dzhamila Abdulgafarovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia. E-mail: [email protected]
2 X s Œ
о
Is
X
о
X
ф
ч ф
CÛ
о с
X
го
CÛ
о
со
го
ю о
го
ч ф
с
CQ
о
IX
го
ь
го
CÛ
о
I-
о
ч о
с
Ахмедбекова Русалина Рамазановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Ahmedbekova Rusalina Ramazanovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480
О.С. Симонова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
В статье представлена модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников Федерального государственного пожарного надзора и методологические основания ее построения. Рассмотрены особенности научных подходов - системно-деятельностного, процессного и партисипативного - во взаимосвязи применительно к изучаемому процессу.
Ключевые слова: модель, педагогическое сопровождение, профессиональная адаптация, научный подход, процесс.
O.S. Simonova
METHODOLOGICAL BASES OF CREATING A PEDAGOGICAL SUPPORT MODEL FOR PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE FEDERAL FIRE SUPERVISION EMPLOYEES
The model of the pedagogical maintenance of professional adaptation the federal state fire supervision employees and the methodological bases of its construction are presented. Features of scientific approaches - system and activity, process and participative - in interrelation in relation to the studied process are considered.
Key words: model, pedagogical maintenance, professional adaptation, scientific approach, process.
О
о о
В современной научной литературе методологический подход понимают как принципиальное направление исследования, точку зрения, при помощи которой рассматривается изучаемый объект, принцип, направляющий общую исследовательскую стратегию. Большое распространение при исследовании педагогических проблем в настоящее время получили системный, деятельностный,
квалиметрический, информационный, синергетический, процессный, компе-тентностный подходы и их различные сочетания [7]. При этом отсутствие универсального подхода, позволяющего исследовать особенности сложных объектов и явлений, требует привлечения комплекса методологических подходов, что обеспечивает разностороннее рассмотрение изучаемого феномена.