Научная статья на тему 'Подготовка лидеров местных сообществ в области социально-этического маркетинга: постановка проблемы'

Подготовка лидеров местных сообществ в области социально-этического маркетинга: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
426
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРЫ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / LOCAL COMMUNITY LEADERS / SOCIAL AND ETHICAL MARKETING / FORMAL AND INFORMAL EDUCATION / SOCIAL AIMS OF LOCAL COMMUNITIES / SELF-ORGANIZATION / DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певзнер М.Н., Донина И.А., Шайдорова Н.А.

Лидерство в местном сообществе чаще всего не связано с профессиональной деятельностью, поэтому при разработке концепции и стратегии подготовки лидера местного сообщества необходимо использовать интеграцию формального и неформального образования, поскольку появляется возможность расширить образовательное пространство, максимально учитывать интересы местных сообществ, общественных организаций и их действующих и потенциальных руководителей. Отмечаются необходимость формирования у лидеров местных сообществ компетентности в области социально-этического маркетинга. Это позволит лидеру грамотно позиционировать и продвигать социальные цели сообщества, учитывая потребности и заинтересованность разных социальных групп в достижении этих целей, гибко реагировать на импульсы факторов внешнего окружения и своевременно адаптироваться к сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF LOCAL COMMUNITY LEADERS IN THE FIELD OF SOCIAL AND ETHICAL MARKETING: FORMULATING THE PROBLEM

Leadership in the local community is not often associated with professional activities, so it is necessary to use the integration of formal and non-formal education as an opportunity to expand educational space, to take into account the interests of local communities, civil society organizations and their current and potential local community leaders. The authors point out the need for the local community leaders to possess the competence in the field of socio-ethical marketing. This will enable the local community leader d to promote the social aims of the community, taking into account the needs and interests of different social groups in achieving these aims, respond flexibly to the impulses of the external environment factors and timely adapt to the current situation.

Текст научной работы на тему «Подготовка лидеров местных сообществ в области социально-этического маркетинга: постановка проблемы»

УДК 373.24

ПОДГОТОВКА ЛИДЕРОВ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО

МАРКЕТИНГА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

М.Н.Певзнер, И.А.Донина, Н.А.Шайдорова

TRAINING OF LOCAL COMMUNITY LEADERS IN THE FIELD OF SOCIAL AND ETHICAL MARKETING: FORMULATING THE PROBLEM

M.N.Pevzner, I.A.Donina, N.A.Shaydorova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, pev-nov@mail.ru

Лидерство в местном сообществе чаще всего не связано с профессиональной деятельностью, поэтому при разработке концепции и стратегии подготовки лидера местного сообщества необходимо использовать интеграцию формального и неформального образования, поскольку появляется возможность расширить образовательное пространство, максимально учитывать интересы местных сообществ, общественных организаций и их действующих и потенциальных руководителей. Отмечаются необходимость формирования у лидеров местных сообществ компетентности в области социально-этического маркетинга. Это позволит лидеру грамотно позиционировать и продвигать социальные цели сообщества, учитывая потребности и заинтересованность разных социальных групп в достижении этих целей, гибко реагировать на импульсы факторов внешнего окружения и своевременно адаптироваться к сложившейся ситуации.

Ключевые слова: лидеры местных сообществ, социально-этический маркетинг, формальное и неформальное образование, социальные цели местных сообществ, самоорганизация, становление гражданского общества

Leadership in the local community is not often associated with professional activities, so it is necessary to use the integration of formal and non-formal education as an opportunity to expand educational space, to take into account the interests of local communities, civil society organizations and their current and potential local community leaders. The authors point out the need for the local community leaders to possess the competence in the field of socio-ethical marketing. This will enable the local community leader d to promote the social aims of the community, taking into account the needs and interests of different social groups in achieving these aims, respond flexibly to the impulses of the external environment factors and timely adapt to the current situation.

Keywords: local community leaders, social and ethical marketing, formal and informal education, social aims of local communities, self-organization, the development of civil society

Научное обоснование концепции и стратегий подготовки и повышения квалификации лидеров местных сообществ в системе формального и неформального образования вызвано необходимостью поиска способов повышения активности гражданского общества, эффективного взаимодействия власти с общественностью и создания условий для выявления граждан, обладающих лидерским потенциалом, и их обучения технологиям лидерства.

Принятая в России политика децентрализации власти предполагает передачу части полномочий на региональный и муниципальный уровень, что должно привлечь к процессам управления представителей местного сообщества, способных к лидерству, творчеству, имеющих активную гражданскую позицию. Это позволит расширить использование ресурсов местного сообщества, разрабатывать проекты развития территорий, содействовать решению социальных проблем.

Местное сообщество на современном этапе приобретает статус ключевого субъекта процесса самоорганизации общества, становится формой его политической и гражданской активности. Оно характеризуется широким участием не только в политических процессах, но и социально-значимых инициативах, высоким уровнем общественно-правового сознания как необходимого условия становления гражданского общества.

Способность местного сообщества включаться в процесс самоорганизации определяется наличием целого ряда факторов, определяющих способность и готовность к использованию внешних и внутренних ресурсов сообществ, сетевой коммуникации, основанной на принципах соучастия, взаимного доверия, принятия потребности субъекта как основы для реализации стратегии своей деятельности.

Одним из таких определяющих факторов является наличие в местных сообществах эффективных лидеров. Система лидерства в местных сообществах имеет многоуровневую структуру, включающую представителей законодательных органов власти, руководителей органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан с активной жизненной позицией и их сторонников.

Лидеры на всех уровнях должны совместно стремиться к улучшению качества жизни в местном сообществе, гарантировать уважение верховенства закона, прав и свобод граждан, а также способствовать устойчивости правительственной и местной политики. Понимание процесса принятия решений как взаимодействие различных заинтересованных сторон, а не только государства, признание личной ответственности членов местного сообщества в развитии социально значимых идей становятся предпосылками успешного развития местных сообществ. Следует

подчеркнуть, что развитое местное сообщество — неотъемлемая составляющая демократического института местного самоуправления.

Активное участие граждан в жизни местного сообщества является одним из приоритетов разных стран мирового сообщества. Так, например, в Европе процесс становления эффективной системы местного самоуправления начался в 80-е годы ХХ века с появлением таких важнейших документов, как «Европейская хартия местного самоуправления», «Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве», «Европейская конвенция об участии иностранцев в общественной жизни», «Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств», «Европейская хартия городов», «Хартия об участии молодежи в жизни городов и регионов». В «Европейской хартии местного самоуправления» (1985 г.) ясно указано, что эффективное самоуправление на местах является существенным элементом демократии.

В России данная хартия была ратифицирована гораздо позже Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления», но значительные изменения в этой сфере произошли только с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». После этого начался новый этап муниципальной реформы в России, направленный на дальнейшую демократизацию общественно-политического устройства страны и развитие институтов гражданского общества, в том числе институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления [1].

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в частности, подчеркивалось, что развивающееся общество нуждается в образованных, предприимчивых, мобильных, динамичных людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Современная практика в России, однако, не обеспечивает эффективной организации и функционирования местного управления как публичной власти в условиях неразвитости местных сообществ. Многие представители местного сообщества, претендующие на роль лидера или являющиеся таковыми, зачастую не обладают достаточным спектром компетенций в вопросах управления местным сообществом. Поэтому необходимо участие всего общества в оценке работы органов местного самоуправления, а также подготовке лидеров местного самоуправления во взаимодействии с разными органами власти и организациями [2].

Большим потенциалом для подготовки лидеров местного самоуправления обладает интеграция систем формального и неформального образования, благодаря которой появляется возможность расширить образовательное пространство таким образом, чтобы максимально учесть интересы как местных сообществ, так и общественности, а также потенциальных

руководителей, готовящихся к тому, чтобы возглавить общественные организации.

Разработка концепции и стратегий подготовки и повышения квалификации лидеров местных сообществ в системе формального и неформального образования приобретает особую актуальность на фоне пристального внимания к формам самоорганизации населения, к сетевому политическому и социальному взаимодействию людей, целью которого зачастую становится стремление оказать влияние на власть, достичь определенных целей или защитить интересы отдельных групп населения. Концепция и стратегии подготовки и повышения квалификации лидеров местных сообществ в системе формального и неформального образования позволит создать единое образовательное пространство, вовлечь в него субъектов сообществ различного типа, использовать различные механизмы взаимодействия и сотрудничества, что позволит достичь синергетического эффекта в достижении социально значимых целей.

Существует немало исследований отечественных и зарубежных ученых, касающихся различных аспектов лидерства, управления социальными системами, а также непрерывного образования и андраго-гики. Так, лидерство как феномен гражданского общества рассматривается в исследованиях Н.Н.Купчина. Государственная политика как фактор становления гражданского общества становится предметом исследования в работах А.В.Каменец. Также в исследованиях российских и зарубежных ученых раскрыты такие аспекты, как развитие самосознания субъектов образовательного процесса в условиях становления гражданского общества (Е.Л.Райхлина); технологии управления социальной сферой местного сообщества (В.И.Гембаренко) [3-6].

Исследования отечественных ученых находятся в русле общемировой дискуссии по вопросам лидерства в местном сообществе. Западные исследователи давно занимаются вопросами лидерства, обобщая опыт подготовки лидеров сообществ в разных странах Европы, США, Азии. В частности, к числу важных теоретических работ можно отнести монографию Джона И.Тропмана «Успешное лидерство в местном сообществе и организации» и практико-ориентированное исследование Марка А. Бреннана «Развитие лидерства в местном сообществе. Теория, исследования и практика применения». Следует отметить, что многие западные исследователи (Г.Апалия, Д.Кэмбелл, Н.Эрбштейн, К.Пигг, К.Мартин, А.Ленцен, Д.Вагнер, Х.Нольте) обобщают опыт создания и внедрения образовательных программ, предназначенных для повышения способности отдельных людей быть лидерами в своих общинах, а также направленных на увеличение «пропускной способности» процесса руководства сообществом в целом. Эти программы способствуют созданию критической массы индивидов с достаточно развитыми лидерскими навыками и знаниями, чтобы быть эффективными лидерами. Тем не менее, малоисследованной остается связь между ростом индивидуальных навыков лидерства и увеличением потенциала развития местных сообществ. Западных ученых, так же как

и российских, интересуют вопросы разработки концепций и стратегий формирования «компетенций сообщества», рассматриваемых как коллективное знание сообщества, создающее ценность и уникальность его идей, программ и инициатив для различных социальных групп населения.

Особо необходимо подчеркнуть, что исследователи разных стран отдельно выделяют вопрос привлечения молодежи к работе на благо местного сообщества. Молодежь является часто невостребованным, но мощным ресурсом для изменения сообщества. Для вовлечения молодежи в деятельность местного сообщества требуется больше времени, ресурсов и упорства, чем может показаться на первый взгляд. Исследование методов вовлечения молодежи в деятельность местных сообществ является перспективным направлением, как в зарубежной, так и в отечественной науке, при этом сами местные сообщества необходимо изучать на предмет наличия условий и потенциала для поддержания голоса молодежи в общественной жизни.

Большое количество исследований еще раз подчеркивает актуальность поднятой проблемы не только для России, но и для всего мирового сообщества. Однако, при большом и научно разработанном спектре различных аспектов проблемы, остается нераскрытым вопрос о разработке комплексной концепции и научном обосновании стратегий подготовки лидеров местных сообществ. Существующие и широко тиражируемые в научной литературе примеры инноваций и передовых практик участия граждан в жизни местных сообществ Западной Европы, Австралии и США зачастую не учитывают тот факт, что в Российской Федерации местные сообщества складываются и развиваются по-другому, нежели местные сообщества в западных странах.

Анализ ситуации в России показывает, что, несмотря на значительное развитие институтов гражданского общества и расширения прав и возможностей региональных и местных структур власти, они продолжают страдать от значительных демократических дефицитов, так как социальные практики и культура демократии в России остаются слабыми, участие граждан и общественных организаций еще недостаточно развито. Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским Советом местного самоуправления в 2013 г., только четверть граждан участвует в различных общественных процессах, кроме выборного (в массовых опросах — 12,7%; в сходах граждан — 11,6%; в работе общественных организаций — 7,7%; в решении проблем ЖКХ и благоустройстве территории — 9,1%). Пассивность во многом объясняется отсутствием у населения информации о своих правах и возможностях по решению вопросов, актуальных для местных сообществ [7].

К наиболее распространенным видам деятельности местных сообществ в России относится оказание услуг малоимущим, организация культурных и досуговых центров и клубов по интересам, организация работ по благоустройству территорий. Среди наименее распространенных оказались работа по созданию организаций собственников жилья, развитие

локального бизнеса, решение экологических проблем. В каждом из местных сообществ есть лидеры, которые выполняют информационную, мобилизационную, организационную, коммуникационную функции. Однако уровень компетентности лидеров местных сообществ в России до сих пор остается недостаточно высоким. Как показывают исследования, только незначительная часть организаторов местного уровня владеет диалогическим опытом общения, уравновешенным способом решения профессиональных задач, демонстрируя склонность к сотрудничеству, самооценке и к демократическому стилю лидерства. В связи с этим важным стратегическим направлением становится подготовка и повышение квалификации лидеров местных сообществ.

Следует отметить, что при осознаваемой необходимости образования и самообразования лидеров, педагогический аспект формирования лидерства местного сообщества остается малоисследованным. Лидерство в местном сообществе чаще всего не связано с профессиональной деятельностью, поэтому при разработке концепции и стратегии подготовки лидера местного сообщества имеет смысл использовать как формальное, так и неформальное образование, поскольку их сочетание расширяет возможности участия человека в общественной жизни. Обществу нужны лидеры, владеющие профессиональными коммуникативными навыками, способные к эмпатии, диалогу, продвижению инновационных идей и социально значимых проектов. Поэтому задача высшей школы — создать методическую перспективу формирования инновационной личности, способной оказать влияние на ход социального развития и продвинуть передовые социально значимые идеи. Имеющиеся на данный момент образовательные программы подготовки и повышения квалификации лидеров местных сообществ, чаще всего, разрозненны, а их содержание касается только отдельных видов деятельности. Они не обеспечивают должного уровня компетенций и комплексного понимания лидером местного сообщества многоаспектного характера данной деятельности.

В этой связи актуальным представляется формирование у лидеров компетентности в области социально-этического маркетинга. С точки зрения менеджмента, «социально-этический маркетинг» (социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) — это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы. Основным содержанием концепции социально ориентированного маркетинга является идея ориентации рынка на потребителя (население), его нужды и потребности. Специфика социального маркетинга заключается в применении маркетинговых принципов и маркетинговой методологии для обоснования и решения прикладных социальных проблем. Поэтому объектом социального маркетинга являются люди и их отношения в сфере экономической и духовной деятельности.

При этом под этикой маркетинга понимается

нравственное обоснование коммерческих и маркетинговых действий как отдельной компании, так и маркетинговой деятельности в целом. Она базируется на принципах гуманизма, социальной справедливо -сти, патриотизма, реалистичного подхода к коммерческой деятельности. В социально ориентированном маркетинге компании следует соблюдать такие требования как честность, соблюдение общих правил и законов. Это касается также организации и содержания переговорного процесса, ведения документации, использования этичных методов конкуренции.

С точки зрения применения идей маркетинга в социальной сфере, социально-этический маркетинг можно рассматривать как концепцию формирования и продвижения инновационных идей, социально значимых проектов, территориальных программ развития, направленных на повышение качества жизни в местном сообществе с учетом этических норм, а также интересов и потребностей различных социальных групп. Данная инновационная концепция управления деятельностью сообщества позволяет эффективно определять направления деятельности сообщества, выстраивать стратегические перспективы и умело соотносить имеющиеся реальные и потенциальные ресурсы сообщества с возможностями и угрозами внешней среды, в которой оно функционирует (деятельность сообществ сталкивается с разным уровнем развития рынка, социальными традициями и стереотипами, имеет неодинаковый статус и разные возможности). В отличие от концепции общего маркетинга, которая обходит стороной проблемы возможных конфликтов между потребностями личности и его долговременным благополучием, социально-этический маркетинг требует сбалансированности трех факторов: прибылей, покупательских потребностей и интересов общества.

Методология социально-этического маркетинга как основы управления социальной сферой местного сообщества разрабатывалась, в частности, Т.Л.Коротковой и О.В.Канайкиной, маркетинг общеобразовательной организации — И. А. Дониной [8-11].

Технологии социально-этического маркетинга, как технологии взаимодействия субъектов гражданского общества в современных социально-экономических условиях, могут послужить средством обеспечения социальной направленности инициатив сообществ, учета интересов всех субъектов общественных отношений, достижения компромисса в отношениях органов власти и общественных организаций, средством формирования эффективного социального партнерства. Наличие компетенции в области социально-этического маркетинга позволит лидеру местного сообщества грамотно позиционировать и продвигать миссию, социальную идею и социальные цели сообщества; донести социальную идею сообщества более широким слоям населения и разным целевым группам за счет учета их потребностей и заинтересованности в реализации этой идеи; гибко реагировать на импульсы факторов внешнего окружения и своевременно адаптироваться к сложившейся ситуации; применять инструменты маркетинга, которые дают наибольший эффект в выявлении истинных

проблем и запросов целевой аудитории и членов сообщества; определять наиболее эффективную стратегию развития сообщества с учетом видения ее будущего развития на основе понимания тенденций взаимодействия между внешними и внутренними изменениями.

1. Федеральный закон № 55-ФЗ от 11 апреля 1998 года «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» [Электр. ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2559224/ (дата обращения: 22.12.2016).

2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электр. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ 28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 22.12.2016).

3. Купчин Н.Н. Институциональный контекст политического лидерства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2008. № 2. С. 134-141.

4. Каменец А.В. Концептуальные основания государственной культурной политики, ориентированной на гражданское общество // Обсерватория культуры. 2006. № 6. С. 13-20.

5. Райхлина Е.Л. Патриотическое самосознание будущих педагогов: результаты исследования и пути развития // Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 143150.

6. Гембаренко В.И. Совершенствование социального управления посредством внедрения инновационных социальных технологий // Социальная политика и социология. 2010. № 2 (56). С. 41-47.

7. Всероссийский Совет местного самоуправления. Аналитический отчет. [Электр. ресурс]. URL: http://www.vsmsinfo.ru/proekty-i-rogrammy/interesnye-proekty/2722-usloviya-povysheniya-sotsialnojaktivnosti-grazhdan-v-reshenii-mestnykh-problem (дата обращения: 22.12.2016).

8. Короткова T.JI. Современный маркетинг: роль в реструктуризации бизнеса. М.: Компания Спутник +, 2006. 177 с.

9. Канайкина О.В., Дементьев Г.М., Титова Т.М. Формирование культуры государственного менеджеризма в сфере рыночного маркетинга // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 3 (25). С. 188-192.

10. Донина И.А. Рыночно-ориентированное управление современной общеобразовательной организацией как фактор ее успешности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 12-14.

11. Донина И.А. Информационно-аналитический компонент маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 48-50.

References

1. Federal'nyy zakon № 55-FZ ot 11 aprelya 1998 goda "O ratifikatsii Evropeyskoy khartii mestnogo samoupravleniya" [Federal Law "On ratification of European Charter on Local Leadership"]. Available at: http://base.garant.ru/2559224/ (accessed: 22.12.2016).

2. "Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" ["Concept of Long-term Social and Economic Development of Russian Federation for the Period till the Year 2020"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6692 8fa27e527/ (accessed: 22.12.2016).

3. Kupchin N.N. Institutsional'nyy kontekst politicheskogo liderstva [Institutional Context of Political Leadership]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, Filosofskie nauki series, 2008, no. 2, pp. 134141.

4. Kamenets A.V. Kontseptual'nye osnovaniya gosudarstvennoy 22.12.2016).

kul'turnoy politiki, orientirovannoy na grazhdanskoe 8. Korotkova T.JI. Sovremennyy marketing: rol' v

obshchestvo [Conceptual Bases of the State Cultural Policy restrukturizatsii biznesa [Modern Marketing: Role in the

Considering the Civil Society]. Observatoriya kul'tury, 2006, Restructuring of Business]. Moscow, 2006. 177 p.

no. 6, pp. 13-20. 9. Kanaykina O.V., Dement'ev G.M., Titova T.M. Formirovanie

5. Raykhlina E.L. Patrioticheskoe samosoznanie budushchikh kul'tury gosudarstvennogo menedzherizma v sfere pedagogov: rezul'taty issledovaniya i puti razvitiya [Patriotic rynochnogo marketinga [Building a Culture of State Consciousness of the Future Teachers: Results of Research Managerialism in Public Marketing Sphere]. Izvestiya and Ways of Development]. Kazanskiy pedagogicheskiy Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, zhurnal, 2010, no. 3, pp. 143-150. 2009, no. 3 (25), pp. 188-192.

6. Gembarenko V.I. Sovershenstvovanie sotsial'nogo 10. Donina I.A. Rynochno-orientirovannoe upravlenie upravleniya posredstvom vnedreniya innovatsionnykh sovremennoy obshcheobrazovatel'noy organizatsiey kak sotsial'nykh tekhnologiy [Improvement of Social faktor ee uspeshnosti [Market-oriented Management of a Management through the Introduction of Innovative Social Modern Educational Institution as a Factor in its Success]. Technologies]. Sotsial'naya politika i sotsiologiya, 2010, no. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 2 (56), pp. 41-47. 2013, no. 4, pp. 12-14.

7. Vserossiyskiy Sovet mestnogo samoupravleniya. 11. Donina I.A. Informatsionno-analiticheskiy komponent Analiticheskiy otchet. [All-Russian Council of Local Self- marketingovoy kompetentnosti rukovoditeley Government. Analytical report]. Available at: obrazovatel'nykh organizatsiy [Information-Analytical http://www.vsmsinfo.ru/proekty-i-rogrammy/interesnye- Component of Marketing Competence of Educational proekty/2722-usloviya-povysheniya-sotsialnojaktivnosti- Administrators], Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 2014, no. grazhdan-v-reshenii-mestnykh-problem (accessed: 1, pp. 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.