Научная статья на тему 'Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений в области международного гуманитарного права'

Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений в области международного гуманитарного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яблоцкий В. А., Хасанова Г. Б.

Проанализированы нормативно-правовые документы в области международного гуманитарного права, выявлена специфика подготовки будущих командиров в области права вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений в области международного гуманитарного права»

УДК 378

В. А. Яблоцкий, Г. Б. Хасанова

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Проанализированы нормативно-правовые документы в области международного гуманитарного права, выявлена специфика подготовки будущих командиров в области права вооруженных конфликтов.

Основная цель существования и функционирования высшего военно-учебного заведения - подготовка курсантов к предстоящей профессиональной деятельности по организации и ведению боевых действий. Одной из важнейших сторон такого явления, как вооруженный конфликт, является его правовое обеспечение. Эта сторона к настоящему времени является наименее разработанной как в научно-теоретическом, так и в практическом плане. Однако рост сложности вооруженных конфликтов, вовлечение в них все большего числа различных категорий населения, появление новых видов оружия, диктует необходимость более четкого правового обеспечения этого специфического состояния общественных отношений.

Вооруженные конфликты все более усложняются. Некогда считавшееся классическим разделение войн на международные и гражданские все более размывается. Технический прогресс в средствах ведения войны идет полным ходом, растет разрушительная сила, скорость и дальность действия средств поражения.

Еще сто лет назад в войне принимали участие только солдаты. Гражданские лица, кроме тех, кто на свою беду оказывался неподалеку от поля боя, ею не затрагивались. Но с тех пор, и в особенности после второй мировой войны, жертвы среди гражданского населения стали все в большей степени превышать потери среди военных.

Естественным следствием развития методов и средств ведения войны стало усложнение права вооруженных конфликтов. Первая Женевская конвенция, заключенная в 1864 г., была ясной и лаконичной. В своих десяти статьях она устанавливала основы равенства обращения с ранеными независимо от того, принадлежат ли они к своей стороне или к стороне противника, устанавливала право гражданского населения ухаживать за ранеными, оговаривала нейтралитет медицинских служб армии и определяла порядок пользования отличительным знаком - красным крестом на белом фоне. Конвенция устанавливала, что «ее претворение в жизнь должно осуществляться главнокомандующими воюющих армий в соответствии с инструкциями их правительств и общими принципами, установленными конвенцией» (ст.8).

С тех пор было выработано несколько Женевских и Гаагских конвенций. Правила ведения военных действий были приняты в 1907 г., т.е. до широкого применения военной авиации, а нормы о защите жертв военных действий (раненых, военнопленных, жителей оккупированных территорий), содержавшиеся в Женевских конвенциях, были пересмотрены в 1949 г. на основе опыта второй мировой войны. В 1954 г. была также принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов.

Конвенции, между принятием которых пролегает столь значительное время, несут на себе отпечаток эпохи. Терминология, использовавшаяся в конце века, вышла из упот-

ребления. Например, в конвенциях 1907 года говорится о «незащищенных городах, деревнях, жилищах или зданиях», что напоминает о различии, унаследованном от средних веков, между городами, окруженными укреплениями, видимыми издалека, и открытыми местностями, которые не укрепляли и не защищали. Сегодня привычнее говорить о «военных объектах» и о «невоенных», или «гражданских» объектах. Соответственно, необходимо знать современное значение выражений, использовавшихся ранее.

Кроме того, современные конвенции гораздо более детальны, в них, как и ранее, провозглашаются определенные принципы, однако положения, посвященные конкретным вопросам, гораздо более многочисленны. Теперь уже непросто выделить более принципиальные моменты из шестисот статей (не считая приложений), насчитывающихся в основных действующих конвенциях.

Одним из последствий роста числа конвенций, увеличения их объема и сложности стало снижение доверия к праву войны. Люди, прошедшие боевую подготовку и готовые, если потребуется, отдать свою жизнь при выполнении боевой задачи, не хотят, чтобы им мешали правила, которые, по их мнению, представляют собой выдумку юристов, не представляющих себе реальностей войны. В лучшем случае, даже если солдаты и склонны соблюдать некоторые элементарные принципы гуманности, они не уверены, что противник поступит так же, и легко поддаются соблазну считать себя свободными от всяких обязательств.

Любое преподавание права вооруженных конфликтов должно учитывать такой неблагоприятный психологический фон. Цель преподавателя должна соответственно состоять в том, чтобы создать климат, благоприятствующий эффективному и прочному запоминанию учебного материала.

Главный вопрос при этом - вопрос о приоритетах и методах.

С самого начала надо осознать и убедить в этом сомневающихся, что научить всех праву войны в полном объеме невозможно. Надо определиться с выбором, а это значит, что следует установить приоритеты как в отношении тем занятий, так и в отношении обучаемых лиц. Неизбежно разделение материала на более и менее важный, равно как и обучающихся на тех, кому он более, а кому менее нужен. Вопрос, представляющий собой первостепенную важность для одной категории лиц, может иметь меньшую важность для других лиц или не интересовать их вообще.

Среди обучающихся приоритет должен быть отдан тем вооруженным силам, которые сформированы для ведения военных действий и проходят боевую подготовку. Их личный состав должен знать свои обязанности, вытекающие из права войны, чтобы свести к минимуму гибель людей и разрушение материальных ценностей. По сравнению с боевыми задачами, выполняемыми вооруженными силами, их подразделениями и даже отдельным военнослужащим, право войны всегда будет казаться им менее значительным. Поэтому важно овладеть наилучшей методикой эффективного обучения. Так сама проблема методики ведет нас к выбору приоритетов. И то, и другое чрезвычайно важно для обеспечения уважительного отношения к праву вооруженных конфликтов при всех обстоятельствах, главным образом непосредственно в ходе боевых действий, а не только на занятиях.

Чтобы к праву вооруженных конфликтов относились с уважением, а оно само стало эффективным, преподаватель должен стремиться, чтобы слушатели относились к его словам с доверием. Следовательно, от всех абстрактных понятий надо отказаться и стремиться к тому, чтобы постоянно соотносить международные нормы с практическими обстоятельствами, с которыми государствам и их вооруженным силам приходится сталкиваться.

В любом случае, какие бы приоритеты ни устанавливались и какие бы методы ни использовались при обучении, обеспечение уважения права вооруженных конфликтов всегда останется обязанностью каждого государства в соответствии со ст.1 общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., где говорится: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию».

Для вооруженных сил имеют значение только те правила, которые подлежат применению в ходе войны. Вопрос о том, кто виноват в войне, а кто является ее жертвой, относится к сфере политики и не имеет значения для военных. Единственное, что им нужно знать, это то, что их страна находится в состоянии войны и что они должны соблюдать правила, применимые в условиях вооруженного конфликта, то есть Jus ш Ье11о. Таким образом, вооруженные силы и военнослужащие никоим образом не вовлекаются во всевозможные политические дискуссии и противоречия относительно права на объявление войны, так называемое ]и аё Ье11ит. Уважение ]и ш Ье11о не зависит, соответственно, от личных мнений относительно причин и справедливости войны.

В вооруженных силах обеспечение соблюдения права войны является обязанностью командира. Каждый военачальник отвечает за обучение своего личного состава и за его поведение в бою.

Прежде всего, командир должен начать действовать заблаговременно, чтобы не допустить совершения актов, нарушающих право войны. Поскольку он отвечает за своих подчиненных, он должен уметь заставить их подчиняться, применяя в случае необходимости дисциплинарные меры. Таково требование порядка и дисциплины. Ввиду этого он не должен быть стеснен сложной правовой системой, требующей немедленного предъявления обвинений в суде или содержащей многочисленные возможности апелляции. Все это подорвало бы его авторитет, нанесло бы ущерб дисциплине в его подразделении, означало бы потерю времени и отодвинуло бы применение дисциплинарных санкций, которые в этом случае не возымели бы своего действия в полном объеме. Это бы противоречило целям Женевских и Г аагских конвенций.

Лишение командира возможности проявлять свою власть, помимо других последствий, может привести к тому, что он будет действовать по своему усмотрению и не будет соблюдать право войны. Он станет тогда принимать во внимание только требования военной необходимости. А этого допустить нельзя. В рождественском послании своим войскам генерал Эйзенхауэр говорил: «Я не хочу, чтобы разговорами о военной необходимости прикрывали расхлябанность или равнодушие. За разговорами о военной необходимости часто скрывается стремление создать своему подразделению или даже самому себе легкую жизнь».

Таким образом, в основе подготовки - подготовка командира, готового и умеющего правильно принять решение и выполнить поставленную задачу, выполнить приказ.

© В. А. Яблоцкий - канд. психол. наук, доц. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ; Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.