Научная статья на тему 'Подготовка каталогизаторов в Кемеровском государственном институте культуры'

Подготовка каталогизаторов в Кемеровском государственном институте культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КАТАЛОГИЗАЦИЯ / МАШИНОЧИТАЕМАЯ КАТАЛОГИЗАЦИЯ / АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЕМЕРОВСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ШКОЛА / PEDAGOGICAL CONTINUITY / TRADITIONAL CATALOGING / MACHINE-READABLE CATALOGING / ANALYTICAL AND SYNTHETIC INFORMATION PROCESSING / INFORMATION TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCES / KEMEROVO LIBRARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараненко Л.Г., Сакова О.Я.

Рассмотрены основные этапы 50-летней подготовки каталогизаторов в КемГИК. Цель работы обобщить опыт обучения машиночитаемой каталогизации в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Представлена современная характеристика учебного процесса в аспектах каталогизационной подготовки, опирающаяся на принципы технологического подхода. Рассмотрена основная проблематика каталогизационных задач в научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей вуза. На основе анализа документных источников (научных, учебно-методических), анализа опыта преподавания в КемГИК получены следующие результаты исследования: на основе теории технологического подхода к библиотечной деятельности (автор доктор педагогических наук И. С. Пилко) на кафедре технологии документальных коммуникаций каталогизация документов стала рассматриваться как совокупность технологических процессов; этот подход использован в модели аналитико-синтетической переработки информации, способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций по каталогизации, приобретаемых студентами в дисциплинах, реализуемых кафедрой, и используется в научно-исследовательской деятельности студентов в рамках курсовых, бакалаврских работ и магистерских диссертаций. Взаимосвязь кафедры технологии документальных коммуникаций с ведущими библиотечными центрами РФ и библиотеками Кузбасса в области каталогизации свидетельствует об адаптивности кемеровской библиотечной школы к современным требованиям каталогизационной подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараненко Л.Г., Сакова О.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of cataloguers in Kemerovo State Institute of Culture

The 50-year history of the cataloguers training at Kemerovo State Institute of Culture (KemSIC) is considered. The goal of the research is to summarize the experience of machine-readable cataloging training in the framework of specialization “The Library and Information Activity”. The modern characteristic of the educational process in the aspects of cataloging training, based on the principles of technological approach, is presented. The article deals with the main problems of cataloging tasks in the research activities of students and tutors of the Institute. Based on the analysis of documentary sources (scientific, educational), analysis of training experience in KemSIC the following results are obtained: basing on the theory of technological approach to library operations (the author Dr. of Sciences (Pedagogy) I. S. Pilko) the department of documentary communications technology, cataloging of documents is regarded as a set of technological processes. This approach is used in the model of analytic-synthetic processing of information, promotes universal and professional competences in cataloguing acquired by students, and is used in research activities of students, bachelor’s papers and master’s theses. The relationship of the department of documentary communications technology with the leading library centers of the Russian Federation and libraries of Kuzbass in the field of cataloging testifies to the adaptability of the Kemerovo library school to modern requirements of cataloging training.

Текст научной работы на тему «Подготовка каталогизаторов в Кемеровском государственном институте культуры»

ОБМЕН ОПЫТОМ

УДК 378+02 ББК 74.48+78.36

DOI 10.20913/1815-3186-2019-4-103-111

ПОДГОТОВКА КАТАЛОГИЗАТОРОВ В КЕМЕРОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ

© Л. Г. Тараненко, О. Я. Сакова

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия, tdk@kemguki.ru

Рассмотрены основные этапы 50-летней подготовки каталогизаторов в КемГИК. Цель работы -обобщить опыт обучения машиночитаемой каталогизации в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Представлена современная характеристика учебного процесса в аспектах каталогизационной подготовки, опирающаяся на принципы технологического подхода. Рассмотрена основная проблематика каталогизационных задач в научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей вуза. На основе анализа документных источников (научных, учебно-методических), анализа опыта преподавания в КемГИК получены следующие результаты исследования: на основе теории технологического подхода к библиотечной деятельности (автор - доктор педагогических наук И. С. Пилко) на кафедре технологии документальных коммуникаций каталогизация документов стала рассматриваться как совокупность технологических процессов; этот подход использован в модели аналитико-синтетической переработки информации, способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций по каталогизации, приобретаемых студентами в дисциплинах, реализуемых кафедрой, и используется в научно-исследовательской деятельности студентов в рамках курсовых, бакалаврских работ и магистерских диссертаций. Взаимосвязь кафедры технологии документальных коммуникаций с ведущими библиотечными центрами РФ и библиотеками Кузбасса в области каталогизации свидетельствует об адаптивности кемеровской библиотечной школы к современным требованиям каталогизационной подготовки специалистов.

Ключевые слова: педагогическая преемственность, традиционная каталогизация, машиночитаемая каталогизация, аналитико-синтетическая переработка информации, информационные технологии, технологический подход, профессиональные компетенции, кемеровская библиотечная школа Для цитирования: Тараненко Л. Г., Сакова О. Я. Подготовка каталогизаторов в Кемеровском государственном институте культуры // Библиосфера. 2019. № 4. С. 103-111. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-4-103-111.

The training of cataloguers in Kemerovo State Institute of Culture L. G. Taranenko, O. Ya. Sakova

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia, tdk@kemguki.ru

The 50-year history of the cataloguers training at Kemerovo State Institute of Culture (KemSIC) is considered. The goal of the research is to summarize the experience of machine-readable cataloging training in the framework of specialization "The Library and Information Activity". The modern characteristic of the educational process in the aspects of cataloging training, based on the principles of technological approach, is presented. The article deals with the main problems of cataloging tasks in the research activities of students and tutors of the Institute. Based on the analysis of documentary sources (scientific, educational), analysis of training experience in KemSIC the following results are obtained: basing on the theory of technological approach to library operations (the author - Dr. of Sciences (Pedagogy) I. S. Pilko) the department of documentary communications technology, cataloging of documents is regarded as a set of technological processes. This approach is used in the model of analytic-synthetic processing of information, promotes universal and professional competences in cataloguing acquired by students, and is used in research activities of students, bachelor's papers and master's theses. The relationship of the department of documentary communications technology with the leading library centers of the Russian Federation and libraries of Kuzbass in the field of cataloging testifies to the adaptability of the Kemerovo library school to modern requirements of cataloging training.

Keywords: pedagogical continuity, traditional cataloging, machine-readable cataloging, analytical and synthetic information processing, information technology, technological approach, professional competences, Kemerovo library school

Citation: Taranenko L. G., Sakova O. Ya. The training of cataloguers in Kemerovo State Institute of Culture. Bibliosphere. 2019. № 4. P. 103-111. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-4-103-111.

1. G. Тагапепко, О. Ya. Sakova, 2019, по. 4, рр. 103-111

Ш

О

г <

х

о

X ш

ш о г ш

ос ш о. X ш

Введение

Ведущие специалисты вузов культуры (А. Р. Абдулхакова, С. Д. Бородина, В. В. Брежнева, Е. Ю. Качанова, В. Н. Маркова, В. Я. Руша-нин, Л. К. Сагитова, В. Н. Шадрина и др.) на страницах профессиональных изданий представляют в последние годы преимущественно общие тенденции подготовки библиотечных кадров, связанные с новыми требованиями образовательных и профессиональных стандартов [1, 5, 7, 8, 11, 14]. Представим более развернуто каталогизаци-онную подготовку библиотечных кадров в высшей библиотечной школе. Вопросы подготовки кадров по каталогизации неоднократно поднимались на страницах профессиональной печати. В частности, Э. Р. Сукиасян отмечает, что каталогизаторы сегодня являются «штучным товаром» в подготовке, и указывает на серьезные проблемы классификационной культуры специалистов [16, 17]. Несомненно, эти проблемы отражаются и на главном информационном продукте библиотек - электронном каталоге (ЭК), трансформации которого представлены в работе Г. А. Скарук [13]. Рассмотрим основные этапы развития и современное состояние подготовки каталогизаторов в Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК).

КемГИК создан 14 июля 1969 г. в соответствии с приказом министра культуры РСФСР Н. Кузнецова. Первоначально в его состав входили два факультета: библиотечный и культурно-просветительный. Подготовка библиотекарей-библиографов высшей квалификации осуществлялась на единственной в то время кафедре библиотековедения библиотечного факультета. В 2019 г. старейший факультет нашего вуза -библиотечный - и кафедра библиотековедения (ныне кафедра технологии документальных коммуникаций (ТДК)) отмечают полувековой юбилей.

Методическими центрами для преподавателей библиотечного факультета открывшегося института культуры стали Московский государственный институт культуры и Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. В учебном процессе использовались учебники, авторами которых являлись профессора и доценты названных институтов, и, кроме этого, педагоги из Кемерова получили возможность повышать свою профессиональную квалификацию по различным направлениям библиотечной деятельности в ведущих институтах культуры страны.

Основные этапы подготовки каталогизаторов в условиях высшей школы на примере КемГИК

Обучение будущих каталогизаторов для библиотек в КемГИК началось 1969 г. На кафедре

библиотековедения приступили к каталогиза-ционной подготовке студентов библиотечного факультета в рамках учебных курсов «Алфавитный каталог», «Систематический каталог» и «Универсальная десятичная классификация». В качестве педагогов были приглашены выпускники Московского государственного института культуры В. А. Сасс, Л. А. Лазарева и Т. Н. Кузьминых, работающие в библиотеках Кемерова.

В 1970-1980-е гг. в отечественной каталогизации происходили инновационные процессы, связанные с внедрением в библиотеки Библиотечно-библиографической классификации и со стандартизацией библиографического описания документов, что способствовало объединению каталогизационных дисциплин в учебный курс «Библиотечные каталоги». Педагоги кафедры библиотековедения оперативно изменяли содержание учебных планов в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к библиотечным каталогам, разрабатывали методические материалы. В 1980-е гг. в институте впервые стали издаваться методические материалы по каталогизации, среди них «Сборник упражнений по систематизации документов» и «Систематизация общественно-политической литературы» В. А. Сасс, практическое пособие «Библиографическое описание документов» Т. Н. Кузьминых. На должности ассистентов-преподавателей курса «Библиотечные каталоги» были приняты выпускники КемГИК О. Л. Беспалова, Т. В. Лотохина и О. Я. Сакова, а также каталогизатор-практик Л. Н. Бабышина.

Каталогизационная подготовка студентов реализовывалась на лекционных и практических занятиях, причем практические занятия по каждой теме сопровождались комплектами книг и журналов, на которые студенты создавали библиографическое описание, осуществляли систематизацию и предметизацию. Форма контроля знаний - зачеты и экзамены, в том числе с элементами тестирования.

В 1990-е гг. активно развивается направление, связанное с внедрением машиночитаемой каталогизации. В этот период началось активное сотрудничество кафедры библиотековедения с Кемеровской областной научной библиотекой им. В. Д. Федорова (Кемеровской ОУНБ) по реализации задач машиночитаемой каталогизации. В частности, Кемеровская ОУНБ в 1994 г. одной из первых в регионе приступила к освоению этой библиотечной технологии и пригласила преподавателя О. Я. Сакову в качестве консультанта-эксперта для курирования вопросов, связанных с присвоением документам предметных рубрик и их ввода в создаваемый ЭК. Постепенно машиночитаемая каталогизация внедряется во всех кузбасских библиотеках.

В это же время в компьютерных аудиториях студенты КемГИК одними из первых в российских институтах культуры осуществляли машиночитаемую обработку документов на базе автоматизированной библиотечно-поисковой системы (АБИС) «LIBER».

Инновационные процессы, развивающиеся в библиотеках России, связанные с внедрением информационных технологий, способствовали делению учебного курса «Библиотечные каталоги» на учебные дисциплины «Научная обработка документов» и «Информационные базы». Позднее учебная дисциплина «Научная обработка документов» получила название «Аналитико-синтетическая переработка информации» в связи с внедрением государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а темы организации и ведения библиотечных каталогов студенты стали изучать в учебной дисциплине «Справочно-поисковый аппарат библиотеки» (СПА библиотеки).

Реализация технологической модели аналитико-синтетической переработки информации на кафедре технологии документальных коммуникаций

В начале XXI в. на объединенной кафедре ТДК каталогизация документов стала

рассматриваться как совокупность технологических процессов в рамках теории технологического подхода к библиотечной деятельности, автором которой является доктор педагогических наук И. С. Пилко [10]. Внедрение технологического подхода в учебный процесс при подготовке каталогизаторов позволило создать и реализовать на кафедре ТДК технологическую модель аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ) (табл. 1).

Все названные компоненты модели логически связаны между собой, что является основой качества аналитико-синтетической переработки информации. Системный подход, отраженный в учебной дисциплине «АСПИ», позволяет формировать у студентов целостное представление о технологических процессах обработки информации. Современное видение и преподавание курса невозможно без тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в первую очередь с курсом «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий», базирующимся на концепции лингвистического обеспечения библиотечных технологий, разработанной доктором педагогических наук Н. И. Ген-диной; комплекс лингвистических средств является важной составляющей аналитико-синтетической переработки информации [2].

Требования, предъявляемые библиотечным сообществом к выпускникам высших учебных

Таблица 1

Технологическая модель аналитико-синтетической переработки информации

Table 1

Technological model for analytical and synthetic information processing

Компонентная структура Технология создания библиографических записей

Цель Создание информационно-аналитических продуктов

Объекты Документы всех видов и типов, независимо от носителей

Субъекты Специалисты со сформированными компетенциями в области аналитико-синтетической переработки информации

Ресурсы Информационные (справочные и учебные издания, интернет-ресурсы и др.), кадровые и материальные

Средства Техническое, лингвистическое (различные информационно-поисковые языки, коммуникативные форматы, авторитетные файлы) и программное обеспечение

Регламентирующие документы Организационно-распорядительные, научно-методические, нормативные, технологические

Технологические процессы Технологические процессы аналитико-синтетической переработки информации (составление заголовка библиографической записи, библиографического описания и обзоров, аннотирование и реферирование, а также систематизация, предметизация и координатное индексирование документов)

Конечный продукт (результат) Библиографическая запись

О H _û IZ

0

1 ш

s

LU

О

Ш

О

z <

X

о

X Ш

Ш

о z ш

GC Ш CL X Ш

заведений соответствующих профилей, в том числе и каталогизаторов, изложены в проекте профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», разработанного в РФ в 2013 г. В настоящее время он находится на стадии утверждения и имеет рекомендательный характер. В этом документе даны характеристики семи обобщенных трудовых функций, в том числе «3.3 Организация справочно-поискового аппарата», в которой подробно описаны трудовые действия, а также необходимые умения и знания специалистов по машиночитаемой каталогизации1.

Обеспечить качество подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности невозможно без взаимосвязи профессиональных и образовательных стандартов. На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» на кафедре ТДК разработаны рабочие программы дисциплин «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы», «Информационное обеспечение потребностей региона», в рамках которых осуществляется обучение студентов машиночитаемой каталогизации2.

В рабочих программах перечисленных дисциплин подробно представлены универсальные и профессиональные компетенции, а также знания, умения и навыки, которыми должны обладать современные каталогизаторы (табл. 2).

Анализ таблицы 2 показывает, что знания, умения и навыки по каталогизации, разработанные на базе универсальных и профессиональных компетенций образовательного стандарта и представленные в рабочих программах учебных дисциплин, в основном совпадают с требованиями профессионального стандарта. Они раскрывают объекты, технологию, методики аналитико-синтетической обработки документов с использованием коммуникативных и машиночитаемых форматов библиографических, авторитетных записей и классификационных данных.

На кафедре ТДК с 2006 г. по инициативе педагогов Л. Л. Диденко и О. Я. Саковой осуществляется преподавание машиночитаемой

1 Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». URL: http://www. nbchr.ru/PDF/vmk/profstandart/pdf (дата обращения: 20.09.2019).

2 Федеральный государственный стандарт высшего образования (3++) - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утв. Приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 06.12.2017 г. № 1182. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 19.09.2019).

каталогизации в рамках учебной дисциплины «АСПИ» на очной и заочной формах обучения с использованием АБИС «ИРБИС» (демоверсия), с 2008 г. - учебной базы «Единый авторитетный файл Российской национальной библиотеки», с 2010 г. - с использованием АБИС «Руслан» и с 2012 г. - учебной базы АБИС «ОРАС-С1оЬа1». На практических занятиях учебной дисциплины «Аналитико-синтетическая переработка информации» студенты создают машиночитаемые библиографические записи, состоящие из заголовка, библиографического описания, классификационных индексов, предметных рубрик, ключевых слов и аннотации с использованием интерактивных форм обучения, например в разделе «Библиографическое описание» на очном отделении 17 из 51 часа аудиторных занятий проводятся в интерактивной форме, на заочном - 6 часов из 12.

Каждое практическое занятие по библиографическому описанию документов с целью закрепления изученного материала начинается с выполнения студентами индивидуальных заданий, например:

Соотнесите название заголовка библиографической записи и элементов библиографического описания с приведенными примерами

Вариант 1.

I.Заголовок

2. Основное заглавие

3. ISBN

4. Сведения, относящиеся к заглавию

5. Сведения об издании

6. Место издания

7. Издательство

8. Дата издания

9. Объем документа

10. Иллюстрации

II. Размер документа

12. Область серии

13. Примечания

14. Переплет

15. Тираж

16. Цена

A. На службе народу Б. 5-е изд.

B. ЕВРО-АДРЕС

Г. 447 с. Д. ил. Е. 22 см. Ж. 2003

З. К. А. Мерецков И. 226 руб. К. 1БВ№-250-00225-0 Л. 200 000 экз. М. В пер.

Н. Военные биографии О. воспоминания П. Москва

Р. Библиогр.: с. 445-446.

Все машиночитаемые библиографические записи, составленные в АБИС «ИРБИС» и «ОРАС-С1оЬа1» на практических занятиях в течение семестра в разделе «Библиографическое описание», копируются студентами в индивидуальные файлы со списками литературы. Далее каталожная библиографическая запись редактируется студентом для создаваемого учебного списка литературы в соответствии с существующими правилами. В конце семестра каждому студенту предоставляется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Универсальные и профессиональные компетенции по каталогизации, приобретаемые студентами в дисциплинах, реализуемых кафедрой технологии документальных коммуникаций

Table 2

Universal and professional competences on cataloging gained by students in the disciplines implemented by the department of documentary communications technology

Универсальные и профессиональные компетенции студентов, формируемые в учебных дисциплинах «АСПИ», «СПА библиотеки» и «АБИС»

Умения, знания и владения по машиночитаемой каталогизации

Рабочие программы дисциплин «АСПИ», «СПА библиотеки» и «АБИС»

Профстандарт(проект)

- способность осуществлять поиск, критический анализ

и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

- способность определять круг задач

в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности

на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований профессиональной безопасности

Знать:

- результаты аналитико-синтетической переработки информации и области их применения;

- технологию и методику аналитико-синтетической переработки информации;

- коммуникативные и машиночитаемые форматы библиографических, авторитетных записей;

- технологию формирования справочно-поискового аппарата;

- виды аналитико-синтетической переработки документов в традиционном и машиночитаемом форматах;

- состав, структуру, поисковые возможности системообразующих компонентов СПА (традиционных и электронных), их взаимосвязь;

- историю, теоретические основы и перспективы развития каталогизации;

- современное состояние зарубежных и отечественных автоматизированных библиотечно-информационных систем;

- перспективы развития автоматизированных библиотечно-информационных систем;

- принципы построения региональных корпоративных библиотечно-информационных сетей. Уметь:

- осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов в традиционном и автоматизированном режиме;

- определять тип каталогов, картотек, БД

в справочно-поисковом аппарате различных информационных учреждений;

- создавать различные виды каталогов, картотек в традиционном и электронном видах;

- проектировать СПА библиотек и других типов информационных учреждений в зависимости от их задач и профиля; оценивать эффективность и качество компонентов СПА;

- использовать международные и отечественные стандарты обработки информации и обмена данными.

Владеть:

- методиками аналитико-синтетической переработки информации;

Знать:

- коммуникативные и машиночитаемые форматы библиографических, авторитетных и классификационных данных;

- автоматизированные технологии каталогизации;

- технологические процессы машиночитаемой каталогизации;

- технологии ведения электронных каталогов, включая сводные;

- показатели, критерии и методы оценки качества различных видов электронных информационных ресурсов.

Уметь:

- использовать формат машиночитаемой каталогиза-ционной записи на печатные и электронные документы;

- использовать форматы машиночитаемой ката-логизационной записи: библиографических данных, авторитетных данных, классификационных данных;

- ориентироваться в электронных ресурсах различного назначения (электронные каталоги, базы данных и др.);

- использовать программно-технические средства.

Владеть:

- технологическими процессами машиночитаемой каталогизации;

О н _û IZ

0

1 ш

s

LU

О

Универсальные и профессиональные компетенции студентов, формируемые в учебных дисциплинах «АСПИ», «СПА библиотеки» и «АБИС» Умения, знания и владения по машиночитаемой каталогизации

Рабочие программы дисциплин «АСПИ», «СПА библиотеки» и «АБИС» Профстандарт (проект)

- технологическими процессами аналитико-синтетической переработки информации; - систематизацией документов в традиционном и автоматизированном режимах; - методами обработки, организации, хранения, распространения и предоставления информации; технологическими процессами формирования отдельных компонентов СПА библиотеки; -инструментарием и средствами создания, внедрения, сопровождения и модификации автоматизированных библиотечно-информационных систем - методикой и технологиями работы в форматах сводных электронных каталогов; - методикой организации и ведения краеведческих каталогов и картотек, в том числе электронных

Ш

О

z <

X

о

X Ш

Ш

о z ш

GC Ш CL X Ш

возможность публичной защиты созданного списка литературы.

С целью мотивации усвоения профессиональных знаний по каталогизации студентами первого курса итоговая контрольная работа по учебной дисциплине «АСПИ. Ч. 1» Библиографическое описание» проводится педагогом с приглашением в качестве экспертов студентов старших курсов или выпускников факультета информационных и библиотечных технологий.

В рамках учебных дисциплин «Справочно-поисковый аппарат библиотеки» и «Информационное обеспечение потребностей региона» студенты закрепляют полученные знания из курса «АСПИ» и выполняют на базе АБИС «ИРБИС», «ОРАС-в1оЬа1», «Руслан» практические задания по поиску, сравнению традиционных и машиночитаемых форматов каталожной записи; осваивают методики создания электронных библиографических краеведческих продуктов [19].

Методическое обеспечение изучаемых курсов представлено рабочими программами учебных дисциплин, учебно-методическими пособиями, учебно-методическими комплексами документов, программами учебных и производственных практик, компьютерными презентациями лекций, методическими рекомендациями по выполнению контрольных и самостоятельных работ, описаниями практических занятий, перечнем тем рефератов и курсовых работ, текстами ГОСТов, контрольными тестами и перечнем вопросов к зачетам и экзаменам для проверки знаний студентов и др. Все методические материалы доступны студентам очной и заочной форм обучения в электронной образовательной среде (ЭОС) КемГИК. Интерактивные возможности ЭОС КемГИК более подробно рассмотрены в работе В. Н. Дворовенко и О. В. Дво-ровенко [6].

Наряду с постоянным совершенствованием методического оснащения каталогизаци-онного учебного процесса, педагоги кафедры ТДК плодотворно сотрудничают с библиотеками Сибири, ведущими библиотечными центрами РФ, в том числе Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина, Национальным информационно-библиотечным центром ЛИБ-НЕТ, ООО «Открытые библиотечные системы», ООО «Дата Экспресс», и благодарны за любезно представленные КемГИК издания и учебные базы. Прохождение производственной практики осуществляется в библиотеках различных типов и видов. По мнению библиотекарей - руководителей практик, студенты демонстрируют современный уровень подготовки при выполнении заданий по машиночитаемой каталогизации [4].

Реализация каталогизационных задач в научно-исследовательской работе студентов

Будущие каталогизаторы имеют возможность на кафедре ТДК выполнять научные исследования в виде курсовых, бакалаврских и магистерских работ. Например, при анализе базы данных (БД) работ обучающихся КемГИК kemgik.ru) выявлено более 50 работ за последние 25 лет, проблематика которых связана с различными аспектами каталогизации. В частности, в 1990-е гг. дипломные работы были связаны с изучением эффективности использования библиотечных каталогов и картотек (1993 г.); проблемами индексирования документов по отдельным отраслям (1995 г.); с разработкой информационно-поисковых тезаурусов (1995 г.); аналитической росписью периодических изданий (1997 г.) и др.

В 2000-2005 гг. молодых исследователей волновали преимущественно вопросы языковой

поддержки БД библиотек (2000 г.); разработки проблемно-ориентированных, гипертекстовых словарей предметных рубрик (2004 г.); аналитико-синтетической переработки информации в подготовке библиографических указателей (2005 г.); лингвистических средств тематического поиска в удаленных БД (2005 г.) и др.

Аспекты технологического обеспечения процессов создания ЭК (2006 г.); сравнительная характеристика предметного поиска в традиционном и электронном каталогах (2007 г.); языки-идентификаторы как лингвистические средства БД библиотек (2008 г.); индексирование краеведческих документов (2009 г.); критерии оценки качества ЭК (2009 г.); технологическое обоснование обслуживания пользователей на базе автоматической идентификации (2010 г.); качество систематизации в ЭК библиотек стали объектами анализа научно-исследовательских работ студентов (НИРС) в 2006-2010 гг.

Исследовательская проблематика кафедры ТДК в аспектах каталогизационных процессов в 2011-2015 гг. связана с вопросами характеристики авторитетных файлов предметных рубрик в ЭК (2011 г.); организации сводного каталога муниципальных библиотек Кузбасса (2012 г.); качества тематического поиска в традиционных и электронных каталогах (2012 г.); качества индексирования документов в ЭК библиотек (2013 г.); сравнительного анализа классификационного и предметного поиска в ЭК различных АБИС (2013 г.); индексирования краеведческих документов (2014 г.); организации ЭК библиотеки (на базе АБИС «Ирбис») (2015 г.); специфики создания библиографических записей на отдельные виды документов (2015 г.) и др.

В последние годы проблематика НИРС в вопросах машиночитаемой каталогизации на кафедре ТДК связана в первую очередь с анализом ЭК, созданных на базе различных АБИС (внедрение ЭК в библиотеках на базе АБИС «Аверс: Библиотека» (2016 г.); использованием АБИС в муниципальных библиотеках (2017 г.); оценкой эффективности АБИС (2017); оценкой использования АБИС в школьной библиотеке (2018 г.), а также в целом с проблемами каталогизации электронных ресурсов и перспективами совмещения описания документов архивов, библиотек и музеев на основе АСПИ. Анализ тематики студенческих научных работ позволяет утверждать об их актуальности и практико-ориентированной направленности.

Необходимо отметить, что многие студенты после окончания института поддерживают деловые отношения с педагогами-каталогизаторами кафедры ТДК, что позволяет говорить о профессиональном наставничестве, которое имеет и реальные результаты, например, подготовка и издание в 2018 г. учебно-практического посо-

бия «Предметизация краеведческих документов (на примере Кемеровской области)», соавторами которого являются доцент кафедры О. Я. Сакова и выпускница КемГИК, а ныне главный библиограф отдела библиотечного краеведения Кемеровской ОУНБ им. В. Д. Федорова, Т. П. Рудакова [12].

Библиотечное сообщество оперативно реагирует на вызовы XXI в., в том числе и на последовательное внедрение новых национальных российских стандартов в каталогизации. Педагоги-каталогизаторы кафедры ТДК постоянно обеспечивают преподавание профильных учебных дисциплин на основе действующих стандартов, заранее разрабатывают учебно-методические комплексы документов, ориентированные на стандарты, которые будут использоваться в аналитико-синтетической переработке информации в ближайшей перспективе. Например, с 01.07.2019 года в РФ введен в действие ГОСТ Р 7.0.100 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (его характеристика наиболее подробно представлена в работе Т. А. Бахтуриной [3]), на кафедре подготовлен УМКД по курсу «АСПИ. Часть 1. Библиографическое описание» на основе этого стандарта.

В настоящее время российские библиотеки активно создают ЭК, но делают это на базе различных АБИС. Это отразилось в подготовке каталогизаторов, которые в рамках учебного процесса в вузе изучают целый ряд АБИС как на лекционных, так и на практических занятиях, что свидетельствует о возможностях кафедры ТДК в решении различных производственных задач. Основы и традиции подготовки специалистов в области каталогизации, заложенные предшественниками, успешно реализуются в учебном процессе на кафедре ТДК в рамках курсов «АСПИ. Часть 1. Библиографическое описание, Часть 2. Аннотирование, реферирование и составление обзоров, Часть 3. Предметизация и координатное индексирование»; «АСПИ. Часть 4. Систематизация» и «Автоматизированные библиотечно-информационные системы»; «Справочно-поисковый аппарат библиотеки» [9, 15, 18].

Выводы

Таким образом, рассмотрев основные этапы подготовки каталогизаторов в КемГИК, методико-технологическую специфику учебного процесса, характеристику научно-исследовательских работ по вопросам каталогизации, следует отметить адаптивность кемеровской библиотечной школы для реализации любых каталогизационных задач.

Главный принцип кемеровской библиотечной школы - сочетание науки и практики -

О н _а с

О

х

ш ^

ш

О

1. G. Тагапепко, О. Ya. Sakova, 2019, по. 4, рр. 103-111

реализуется в подготовке каталогизаторов в комплексности получаемых знаний, умений и навыков студентами в рамках учебного процесса, практики и НИРС. Для воплощения данных принципов преподаватели КемГИК активно ведут совместные научные исследования с библиотечными учреждениями страны, постоянно внедряют в учебный процесс новые программные продукты и стандарты, разрабатывают учебно-методические материалы для высшей школы по вопросам каталогизации направления «Библиотечно-информационная деятельность». Приближаясь к 50-летнему

рубежу, кафедра ТДК совместно с коллегами кафедры технологии автоматизированной обработки информации вышла на новый уровень в подготовке кадров библиотечно-информационной сферы. Педагоги кафедры вошли в группу разработчиков федеральных учебников, раскрывающих базовые компетенции машиночитаемой каталогизации, активно представляют результаты своих исследований по вопросам машиночитаемой каталогизации и организации справочно-поискового аппарата библиотеки в профессиональной печати. ■

ш и г с х о

X ш

ш о г ш

ос ш о. X ш

Список источников

1. Абдулхакова А. Р., Бородина С. Д. Информационно-технологическая составляющая содержания профессиональной деятельности библиотекаря в условиях «цифрового перехода» // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Междунар. электрон. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2017 г. Казань, 2017. С. 530-533.

2. Аналитико-синтетическая переработка информации : учебник / Н. И. Гендина [и др.] ; науч. ред. А. В. Соколов. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 336 с.

3. Бахтурина Т. А. Стандарты СИБИД в начале ХХ1 века: обновление и расширение информации // Научные и технические библиотеки. 2016. № 5. С. 59-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Беспалова О. Л., Сакова О. Я. Реализация требований профессионального стандарта по аналитико-синтетической переработке информации при подготовке специалистов в области библиотечно-информационной деятельности // Вектор культуры Кузбасса. 2018. № 1. С. 30-36.

5. Брежнева В. В. «Золотое ядро» профессиональных знаний. Библиотечно-информационный факультет Санкт-Петербургского института культуры // Библиотечное дело. 2018. № 20. С. 5-7.

6. Дворовенко В. Н., Дворовенко О. В. Средства электронной образовательной среды для реализации требований образовательных стандартов нового поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37-2. С. 150-156.

7. Качанова Е. Ю. Современная библиотека как социокультурный ресурс региона в контексте проблем подготовки библиотечных кадров на Дальнем Востоке // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Хабаров. гос. ин-та культуры (25 дек. 2017 г., Хабаровск). Хабаровск, 2017. С. 197-205.

8. Маркова В. Н., Шадрина В. Н., Саги-това Л. К. Коммуникативная компетентность как условие формирования современного профессионального имиджа библиотечного специалиста // Высшее образование сегодня. 2018. № 11. С. 31-34.

9. Меркулова А. Ш., Сакова О. Я. От библиографического свертывания к аналитическому: опыт подготовки каталогизаторов в вузе // Библиосфера. 2011. № 1. С. 71-74.

10. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2006. 341 с.

11. Рушанин В. Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 32-42.

12. Сакова О. Я., Рудакова Т. П. Предметизация краеведческих документов (на примере Кемеровской области) : учеб.-практ. пособие. Москва : Литера, 2018. 111 с.

13. Скарук Г. А. Электронные каталоги библиотек в борьбе за пользователя: «старые» и новые подходы // Библиосфера. 2016. № 2. С. 7-15.

14. Сотникова П. Б. Подготовка современных библиотечных кадров в системе высшего профессионального образования (на примере Северо-Кавказского федерального университета) // Шестнадцатые Кайгоро-довские чтения. Культура, наука, образование в информационном пространстве региона : сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016. С. 113-116.

15. Справочно-поисковый аппарат библиотеки : учебник / под ред. И. С. Пилко. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 288 с.

16. Сукиасян Э. Р. «Штучный товар». О подготовке специалистов в области современной каталогизации // Научные и технические библиотеки. 2017. № 7. С. 55-61.

17. Сукиасян Э. Р. Классификационная культура России // Научные и технические библиотеки. 2019. № 4. С. 37-52.

18. Тараненко Л. Г. Технология создания электронного краеведческого каталога: трансформации в условиях электронной среды // Научные и технические библиотеки. 2019. № 2. С. 5-17.

19. Тараненко Л. Г., Сакова О. Я., Меркулова А. Ш. Обучение машиночитаемой каталогизации в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном институте культуры // Научные и технические библиотеки. 2018. № 2. С. 37-47.

References

1. Abdulkhakova A. R., Borodina S. D. Information-technological component of the librarian professional activity content under the "digital transition" conditions. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatelskikh iprakticheskikh perspektiv : materialy Mezhdunar. electron. nauch.-prakt. konf., 19-20 maya 2017g. Kazan 2017, 5Э0-5ЭЭ. (In Russ.).

2. Gendina N., Ponomaryova N., Serebryannikova T., Sokolov A., Stegaeva M., Stepanov V, Trapeznikova L. Analitiko-sinteticheskaya pererabotka informatsii: uchebnik [Analytical synthetic processing of information: a textbook]. Saint Petersburg, Professiya, 201Э. ЭЭ6 p. (In Russ.).

3. Bakhturina T. A. SIBID standards at the beginning of the XXI century: renovation and expansion of information. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2016, 5, 59-76. (In Russ.).

4. Bespalova O. L., Sakova O. Ya. Implementation of professional standard's requirements on the information analytical synthetic processing while training specialists in the field of library and information activities. Vektor kul'tury Kuzbassa, 2018, 1, Э0-Э6. (In Russ.).

5. Brezhneva V. V. "Golden core" of professional knowledge. Library and information faculty of St. Petersburg Institute of Culture Bibliotechnoe delo, 2018, 20, 5-7. (In Russ.).

6. Dvorovenko V. N., Dvorovenko O. V. Electronic educational environment means to meet requirements of new generation educational standards for "Library and Information Activities". Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2016, Э7-2, 150-156. (In Russ.).

7. Kachanova E. Yu. Modern library as a regional socio-cultural resource in the context of problems of training library personnel in the Far East. Lichnost', tvorchestvo, obrazovanie v sotsiokul'turnomprostranstve Dalnego Vostoka Rossii i stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch 50-letiyu Khabarov. gos. in-ta kul'tury (25 dekabrya 2017g., Khabarovsk). Khabarovsk, 2017, 197-205. (In Russ.).

8. Markova V. N., Shadrina V. N., Sagitova L. K. Communicative competence as a condition to form a modern professional image of a library specialist. Vysshee obrazovanie segodnya, 2018, 11, Э1-Э4. (In Russ.).

Огатья поступила в редакцию 21.10.2019 Получена после доработки 25.11.2019 Принята для публикации 02.12.2019

Cведения об авторах:

9. Merkulova A. Sh., Sakova O. Ya. From a bibliographic clotting to analytical one: the experience in training catalogers in a university. Bibliosfera, 2011, 1, 71-74. (In Russ.).

10. Pilko I. S. Informatsionnye i bibliotechnye tekhnologii: ucheb. posobie [Information and library technologies: a guide]. Saint Petersburg, Professiya, 2006. 341 p. (In Russ.).

11. Rushanin V. Ya. Prospects of higher library education development in the context of mastering the professional standard of a specialist in the field of library and information activities. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2018, 1, 32-42 (In Russ.).

12. Sakova O. Ya., Rudakova T. P. Predmetizatsiya kraevedcheskikh dokumentov (na primere Kemerovskoy oblasti) : ucheb.-prakt. posobie [Subject indexing of local lore documents (a case of Kemerovo Region) : a manual]. Moscow, Litera, 2018. 111 p. (In Russ.).

13. Skaruk G. A. Libraries electronic catalogs in the struggle for users: "old" and new approaches. Bibliosfera, 2016, 2, 7-15. (In Russ.).

14. Sotnikova P. B. Modern library personnel training in the system of higher professional education (a case of North Caucasus Federal University). Shestnadtsatye Kaigorodovskie chteniya. Kul'tura, nauka, obrazovanie v informatsionnom prostranstve regiona : sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. Krasnodar, 2016, 16, 113-116. (In Russ.).

15. Pilko I. S. (ed.) Spravochno-poiskovyi apparat biblioteki: uchebnik [Library reference and search apparatus: a textbook]. Saint Petersburg, Professiya, 2015, 288 p. (In Russ.).

16. Sukiasyan E. R. Rare specialists. On the experts' training in the field of modern cataloging. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2017, 7, 55-61. (In Russ.).

17. Sukiasyan E. R. Classification culture of Russia. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2019, 4, 37-52. (In Russ.).

18. Taranenko L. G. Technologies to create e-catalogs on local history: transformations in the digital environment. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2019, 2, 5-17. (In Russ.).

19. Taranenko L. G., Sakova O. Ya., Merkulova A. Sh. Training in the machine-readable cataloguing in frames of the specialty "Library and information activities" in Kemerovo State Institute of Culture. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2018, 2, 37-47. (In Russ.).

Received 21.10.2019 Revised 25.11.2019 Accepted 02.12.2019

Information about the authors:

Тараненко Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций, КемГИК; e-mail: tdk@kemguki.ru, ORCID: 0000-0002-0126-7888

Taranenk Lyubov Gennadijevna, PhD (Pedagogy), associate professor, head of document communications technology department, Kemerovo State Institute of Culture; e-mail: tdk@kemguki.ru, ORCID: 0000-0002-0126-7888

Сакова Ольга Яновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, КемГИК; e-mail: tdk@kemguki.ru

Sakova Olga Yanovna, PhD (Pedagogy), associate professor of document communications technology department, Kemerovo State Institute of Culture; e-mail: tdk@kemguki.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.