ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
История и археология / History and Archeology Оригинальная статья/Original Article УДК 94(470.67)
DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-5-9
Подготовка кадров высшего звена для отраслей народного хозяйства Дагестана
в 1945-1980 гг.
© 2°i9 Бекишиев А. А., Ибрагимов А. С.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - анализ программы восстановления и дальнейшего развития высшего образования, насыщения отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы кадрами высшей квалификации. Метод. Принципы диалектической логики и теории познания, историзма и системного анализа. Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что наиболее динамично рос в рассматриваемый период отряд специалистов с высшим образованием, что было связано с усилением спроса отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы на работников с высокой квалификацией. Выводы. В исследуемый период, несмотря на определенные трудности, продолжалось дальнейшее поступательное развитие образования в республике.
Ключевые слова: образование, подготовка специалистов, вузы, народное хозяйство, высшее образование.
Формат цитирования: Бекишиев А. А., Ибрагимов А. С. Подготовка кадров высшего звена для отраслей народного хозяйства Дагестана в 1945-1980 гг. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 5-9. РР!: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-5-9_
The Senior Personnel's Training for the Dagestan National Economy Branches
in 1945-1980
© 2019 Abibulla A. Bekishiev, Arsen S. Ibragimov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the study is analyzing the program of restoration and further development of higher education, saturation of the sectors of the national economy and the socio-cultural sphere with highly qualified personnel. Method. Principles of dialectical logic and theory of knowledge, historicism and system analysis. Results: In the course of the study, the authors concluded that the group of specialists with higher education grew most dynamically during the period under review, which was due to the increased demand of the sectors of the national economy and the socio-cultural sphere for highly qualified workers. Conclusions. During the study period, despite certain difficulties, the further progressive development of education in the republic continued.
Keywords: education, specialists' training, universities, national economy, higher education.
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019
For citation: Bekishiev A. A., Ibragimov A. S. The Senior Personnel's Training for the Branches of the National Economy of Dagestan in 1945-1980. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 5-9. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-5-9 (In Russian)
Введение
Реализация программы восстановления и дальнейшего развития производительных сил, решения социальных проблем в огромной мере зависели от кадров интеллектуальных профессий, от того, насколько успешно они смогут обеспечить квалифицированное руководство усложняющимся производством, увлечь людей на выполнение планов развития отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы [6, с. 189]
В современный период развития страны, характеризующийся сложными, зачастую противоречивыми процессами в экономике, обновлением общественных и иных институтов, неизмеримо возрастает роль и значение человеческого фактора. Поступательное развитие страны в огромной степени связано с дальнейшим повышением образовательного и культурного уровня населения, ростом общественно-политической и культурной активности каждой отдельно взятой личности.
В решение этой важной социально значимой задачи огромный вклад вносят высшие и средне-социальные учебные заведения, которые призваны обеспечивать отрасли экономики и сельскохозяйственной сферы квалифицированными кадрами, способными решать непростые проблемы российского общества.
Важной составляющей профессионального образования являются высшие учебные заведения. Трудности, переживаемые экономикой, негативно отразились на их развитии. Существенно сокращено государственное бюджетное финансирование социальной сферы, в том числе высших заведений. Следствием этого явилось ухудшение материально-технической базы учебных заведений, ослабление внимания к удовлетворению материально-бытовых запросов профессорско-преподавательского состава и студенчества. В поисках дополнительных источников финансирования вузы и техникумы увеличивают прием студентов на коммерческой и платной основе.
Усиление внимания к сельскохозяйственной сфере, в том числе развитию высшего образования, принятие целенаправленных долговременных мер по преодолению трудностей и нерешенных про-
блем в этой области является одной из приоритетных задач органов власти, общественности страны. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Результаты исследования
Суровые испытания, выпавшие на долю народов страны в годы войны, вызвали серьезные трудности в обеспечении республики специалистами интеллектуальных профессий, сказались на условиях и эффективности их труда. В этих невероятно суровых военных условиях процесс развития высшего образования, подготовки кадров, развития гражданских специальностей в области промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, науки и т. д. продолжался. Руководство страны в тяжелые годы войны принимает ряд решений, имевших влияние на расширение и дальнейшее развертывание высшего образования. Так, 18 июня 1942 года СНК СССР отменил планы с сокращенными сроками обучения, принятые на военный период, освободил от призыва в армию студентов 83-х вузов страны. Большие группы студентов коренных национальностей вузов Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Дагестана были освобождены от оплаты за обучение, а особо нуждавшиеся обеспечивались питанием за счет государства [4, с. 131].
Во второй половине 40-х-50-е гг. XX века органы власти, невзирая на немалые трудности и нерешенные проблемы экономического и иного характера в стране, развернули целенаправленную работу по развитию высшего образования. Были достигнуты значительные позитивные результаты в расширении сети специальных учебных заведений, подготовке и пополнению отраслей экономики социально-культурных учреждений специалистами высшей и средней квалификации.
В республике за годы социалистического строительства накоплен значительный опыт развития высшего образования, подготовки и использования кадров средней квалификации в отраслях материального производства и сельскохозяйственной сфере.
Руководителям вузов, местным партийным и советским органам труднее давалось выполнение плана набора в учебные заве-
дения, поскольку учащиеся старших классов шли работать на производство, а выпуск сокращался. Другая проблема, которая была не из легких, - это необходимость увеличения приема студентов Дагестана. Материальная база вузов и бытовые условия студентов хронически не поспевали за увеличением их количества.
С 1 октября 1943 года в институте возобновились занятия. На 1943-44 учебный год был утвержден план набора в 150 чел. Дагестанский сельхозинститут начал готовить ветеринарных врачей, зоотехников, агрономов.
В медицинском и педагогическом институтах, в которых в период войны занятия не прерывались, наблюдается заметный рост количества студентов. К концу 1943 года в вузах республики обучалось 1235 студентов против 887 на 15 октября 1942 года. Война ослабила материальную базу учебных заведений, уменьшила профессорско-преподавательский состав.
Руководство республики обращало внимание партийных и хозяйственных организаций на вопросы учебно-воспитательной и научной работы вузов в целом и каждого института в отдельности, вскрывая имеющиеся недостатки, показывая пути улучшения работы, поддерживая их с материальной стороны, заботясь о выполнении плана набора, хотя последняя задача долгое время оставалась одной из тяжелых из-за резкого сокращения выпуска средних школ [3, с. 295]
22 мая 1943 года СНК ДАССР и бюро обкома партии приняли постановление «О мероприятиях по улучшению работы Даг-мединститута». Для увеличения набора в институт представителей коренных дагестанских народностей предполагалось открыть специальную подготовительную группу на 35 человек с годичным стажем обучения, а также был намечен ряд мероприятий по улучшению материально-бытовых условий студентов и профессорско-преподавательского состава.
Таким образом, стремясь способствовать развитию сельского хозяйства, народного образования и здравоохранения, руководство уделяло внимание тому, чтобы существующие в республике медицинский, сельскохозяйственный, педагогический и женский институты были укомплектованы достаточным количеством студентов из коренных народностей Дагестана. Они составляли в вузах республики в 1944 году всего 20% [5].
Руководство страны имело ясную перспективу по подготовке кадров, от которых зависело развитие народного хозяйства, науки и культуры. Первым условием для этого оставалось динамичное движение в высшем образовании.
В 1943-44 учебном году качество работы дагестанских вузов улучшилось. Занятия в начале учебного года начались более организованно и своевременно [1].
В 1950-51 учебном году прием в вузы Дагестана был доведен до 754 человек. В 50-е годы специальное образование в республике получило дальнейшее развитие. С учетом возросших потребностей отраслей народного хозяйства и культуры были открыты новые учебные заведения, расширен профиль подготовки кадров высшей квалификации.
В исследуемый период, с учетом потребностей народного хозяйства и социально-культурной сферы продолжалась работа по дальнейшему расширению профиля специальностей, по которым в вузах республики готовились кадры высшей квалификации.
Одной из важнейших предпосылок решения задачи роста сельскохозяйственного производства являлось обеспечение республики квалифицированными кадрами: агрономами, зоотехниками, инженерами, механиками и другими специалистами. Специалистов сельского хозяйства в республике готовил Дагестанский сельскохозяйственный институт.
За седьмую и восьмую пятилетки контингент студентов и учащихся сельскохозяйственного института увеличился с 3,8 тыс. чел. (1961 г.) до 7,0 тыс. чел. (1970 г.) [4, с. 131]. В последующие годы численность обучающихся в сельскохозяйственных учебных заведениях республики продолжал расти, достигнув в начале 1985-86 учебного года 12,2 тыс. чел.
В 1985 г. в Дагестанском сельскохозяйственном институте функционировало 9 факультетов и подготовительное отделение. Институт готовил ветеринарных врачей, зооинженеров, агрономов по орошаемому земледелию, инженеров-механиков [2].
Рост числа интеллигенции сопровождался усилением ее роли во всех сферах жизни республики, весомый вклад в повышение образовательного и культурного уровня населения республики вносили учителя.
Учителя, агрономы, зоотехники и другие представители интеллигенции регулярно
выступали с лекциями перед населением. Агрономы, зоотехники, ветврачи и другие специалисты сельского хозяйства внедряли в производство достижения науки, пропагандировали производственный опыт.
Заключение
Анализ деятельности средних специальных и высших учебных заведений Дагестана показывает, что они, являясь важными составляющими специального образования в 1945-1980гг., вносили возрастающий вклад в подготовку и удовлетворение потребностей и запросов отраслей экономики и сельскохозяйственной сферы в специалистах средних квалификации.
Война крайне негативно отразилась на сельскохозяйственной сфере республики, в том числе и народном образовании. Было резко сокращено ее финансирование, тысячи учителей мобилизовано в действующую армию, ухудшилась материальная база общеобразовательной школы.
Суровым испытанием для высшего образования в Дагестане, как и для страны в целом, явилась Великая Отечественная война. Сокращение сети специальных учебных заведений, уменьшение контингента обучающихся в них негативно отражалось на удовлетворении запросов отраслей экономики и учреждений сельскохозяйственной сферы республики в специалистах высшей и средней квалификации.
Учитывая возросшие запросы дагестанского села в квалифицированных сельскохозяйственных кадрах, в послевоенные годы был увеличен прием учащихся в сельскохозяйственные техникумы республики. Однако сельское хозяйство Дагестана на
1. Дагестанская правда. 1944. 8 апреля. № 147(3879).
2. Дагестанская правда. 1985. 24 ноября. № 252(15558).
3. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971. 475 с.
1. Dagestanskaya Pravda. 1944. April, 8. No. 147(3879). (In Russian)
2. Dagestanskaya Pravda. 1985. November, 24. No. 252(15558). (In Russian)
3. Kaymarazov G. Sh. Essays on the history of culture of the peoples of Dagestan. Moscow, 1971. 475 p. (In Russian)
протяжении всей послевоенной пятилетки продолжало испытывать нехватку специалистов высшей и средней квалификации.
В 1950-е годы был значительно увеличен прием в средние специальные и высшие сельскохозяйственные учебные заведения Дагестана. Учитывая высокую текучесть сельскохозяйственных кадров в республике, особое значение имело увеличение представительства местной дагестанской молодежи среди учащихся сельскохозяйственных учебных заведений.
Количественный рост подготовки специалистов со средним сельскохозяйственным образованием сопровождался усилением внимание органов власти, руководства техникумов к качеству выпускаемых кадров. Эта работа особенно усилилась во второй половине 50-х годов.
В 1950-е годы органы власти Дагестана, учитывая возрастающие запросы в специалистах сельского хозяйства и их нехватку, продолжали уделять серьезное внимание подготовке председателей и других организаторов колхозного производства, специалистов среднего звена в одногодичных сельскохозяйственных школах.
Основной костяк выпускников сельскохозяйственных техникумов, как и в предшествующий период, получал направление на работу внутри республики, непосредственно связанную с обслуживанием колхозного и совхозного производства.
В исследуемый период, несмотря на определенные трудности, продолжалось поступательное развитие высшего образования, насыщение отраслей народного хозяйства кадрами высшей квалификации.
4. Советский Дагестан за 40 лет: статистический сборник. Махачкала: Госстатиздат, 1960. 158 с.
5. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 358. Л. 126.
6. ЦГА РД. Ф.1-п. Оп.1. Д.5396. Л.162.
4. Soviet Dagestan during 40 years: a statistical collection. Makhachkala, Gosstatizdat publ., 1960. 158 p. (In Russian)
5. Central State Archive of the Republic of Dagestan (CSA RD). Fund 1-^ Reg. 1. C. 358. L. 126. (In Russian)
6. CSA RD. Fund 1-^ Reg. 1. C. 5396. L. 162. (In Russian)
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Бекишиев Абибулла Алибекович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Ибрагимов Арсен Сулейманович, аспирант кафедры истории, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 25.02.2019 г.
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations
Abibulla A. Bekishiev, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of World History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Arsen S. Ibragimov, postgraduate, the chair of History, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Received 25.02.2019.
История и археология / History and Archeology Оригинальная статья / Original Article УДК 94/327.56
DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-9-14
Конфликт на юго-востоке Украины и новый кризис между Западом и Россией
© 2019 Дадашов К. К.
Московский государственный институт международных отношений,
Москва, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. В статье актуализируется проблематика состояния конфликта в юго-восточной части Украины, а также развертыванию нового кризиса между странами Запада и Россией. Статья посвящена исследованию причин и последствий возникновения конфликта на юго-востоке Украины. Цель: детально рассмотреть предпосылки и особенности развития противостояния в различных регионах страны. Методы: теоретического анализа, культурно-исторический. Результаты и выводы: особое внимание уделено роли России и Запада в урегулировании данного конфликта; обозначены факторы, которые на фоне украинского конфликта обусловили возникновение в отношениях России и Запада нового кризиса. Отдельный акцент сделан на путях преодоления конфликтных разногласий. Ключевые слова: Россия, Украина, США, конфликт, Запад, война, кризис.
Формат цитирования: Дадашов К. К. Конфликт на Юго-Востоке Украины и новый кризис между Западом и Россией // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 9-14. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-9-14
The Conflict in the South-East of Ukraine and the New Crisis between the West and Russia
© 2019 tonan К. Dadashov
Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The article actualizes the problems of the state of conflict in the South-Eastern part of Ukraine, as well as the deployment of a new crisis between the countries of the West and Russia. The article deals with the study of the causes and consequences of the conflict in the South-East of Ukraine. Aim: to examine in detail the background and characteristics of the development of confrontation in various re-