Научная статья на тему 'Подготовка кадров в сфере культуры и искусства в Бурятии в 1950-е годы'

Подготовка кадров в сфере культуры и искусства в Бурятии в 1950-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / MUSIC EDUCATION / TRAINING / MUSIC SCHOOL / CULTURAL-EDUCATIONAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончикова Мэдэгма Цыдендамбаевна

Изучение исторического опыта развития профессионального музыкального образования в Бурятии является одним из актуальных проблем современного художественного образования. Актуализация вызвана обострением многих духовных и нравственных проблем общества, проблемой подготовки кадров в области искусства и педагогики, современным состоянием музыкального образования в условиях реформирования образования в России. Данная статья посвящена проблеме подготовки кадров в области музыкальной культуры и искусства в Бурятии в 1950-е гг. Для решения проблемы кадрового обеспечения правительством республики были приняты меры по подготовке специалистов в учреждениях культуры и искусства. В рассматриваемый период свое развитие получили начальное и среднее профессиональное музыкальное образование. В республике именно в этот период начали открываться детские музыкальные школы, культурно-просветительная школа в г. Кяхта реорганизована в культурно-просветительное училище, театрально-музыкальное училище переименовано в музыкальное училище. Рассматриваемый период являлся важным периодом развития системы музыкального образования в Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training in the field of culture and art in Buryatia in the 1950-es

The study of historical experience of development of professional musical education in the Republic of Buryatia is one of the urgent problems of modern art education. Updating caused by aggravation of many spiritual and moral problems of society, the problem of training in the field of art and pedagogy, the current state of music education in the context of the education reform in Russia. This article deals with the problem of training in the field of musical culture and art in Buryatia in the 1950s To solve the problem of staffing the government of the Republic action was taken for the training of specialists in institutions of culture and art. In the period under review, the development of primary and secondary professional musical education. In the Republic in this period began to open children's music schools, cultural-educational school in the town of Kyakhta reorganized into cultural-educational school, theatre and music College was renamed the College of music. The period was an important period in the development of music education system in the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров в сфере культуры и искусства в Бурятии в 1950-е годы»

УДК 94(571.54)

© М. Ц. Гончикова

Подготовка кадров в сфере культуры и искусства в Бурятии в 1950-е годы

Изучение исторического опыта развития профессионального музыкального образования в Бурятии является одним из актуальных проблем современного художественного образования. Актуализация вызвана обострением многих духовных и нравственных проблем общества, проблемой подготовки кадров в области искусства и педагогики, современным состоянием музыкального образования в условиях реформирования образования в России.

Данная статья посвящена проблеме подготовки кадров в области музыкальной культуры и искусства в Бурятии в 1950-е гг. Для решения проблемы кадрового обеспечения правительством республики были приняты меры по подготовке специалистов в учреждениях культуры и искусства. В рассматриваемый период свое развитие получили начальное и среднее профессиональное музыкальное образование. В республике именно в этот период начали открываться детские музыкальные школы, культурно-просветительная школа в г. Кяхта реорганизована в культурно-просветительное училище, театрально-музыкальное училище переименовано в музыкальное училище. Рассматриваемый период являлся важным периодом развития системы музыкального образования в Бурятии.

Ключевые слова: музыкальное образование, подготовка кадров, музыкальная школа, музыкальное училище, культурно-просветительное училище.

M. T. Gonchikova Training in the field of culture and art in Buryatia in the 1950 s.

The study of historical experience of development of professional musical education in the Republic of Buryatia is one of the urgent problems of modern art education. Updating caused by aggravation of many spiritual and moral problems of society, the problem of training in the field of art and pedagogy, the current state of music education in the context of the education reform in Russia.

This article deals with the problem of training in the field of musical culture and art in Buryatia in the 1950s To solve the problem of staffing the government of the Republic action was taken for the training of specialists in institutions of culture and art. In the period under review, the development of primary and secondary professional musical education. In the Republic in this period began to open children's music schools, cultural-educational school in the town of Kyakhta reorganized into cultural-educational school, theatre and music College was renamed the College of music. The period was an important period in the development of music education system in the Republic of Buryatia.

Keywords: music education, training, music school, music school, cultural-educational College.

Реализация основных направлений государственной политики в образовательной системе и планируемые масштабные изменения требуют анализа исторической практики развития художественного образования, в том числе вопросов подготовки кадров. В связи с этим, большой интерес представляет изучение опыта подготовки кадров в области музыкальной культуры и искусства Бурятии.

Первые послевоенные годы в СССР были связаны с объективными трудностями восстановления народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, социальной и культурной сферы. Переход к мирному строительст-

ву означал крутой поворот в жизни страны. В этот период важнейшей задачей стал подъем всех отраслей народного хозяйства на более высокий уровень в соответствии с пятилетними планами развития Бурят-Монгольской республики на 1946-1950-е гг.

После войны правительством Бурят-Монгольской республики (с 1958 г. — Бурятская АССР) было решено усилить внимание на подготовку национальных кадров для музыкально-драматического театра [1]. Перед работниками музыкального искусства Бурятии была поставлена задача по дальнейшему совершенствованию мастерства и техники исполнения оперной и балетной трупп. Для совершенствования вокального искусства ведущие актеры театра, имевшие оперно-концертный опыт, были направлены в Москву (1946 г.) на специальные курсы при Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Среди них А. Арсаланов, Б. Балдаков, К. Гомбоева-Языкова, Л. Линховоин, В. Лыгденова, Т. Карпов, Н. Петрова.

По распоряжению советского правительства в октябре 1948 г. при Ленинградской государственной консерватории имени Н. Римского-Корсакова была открыта бурят-монгольская национальная студия, куда была отправлена группа молодых певцов из Бурятии на учебу, в числе которой были Д. Кыш-тымова, В. Манкетов, Н. Петрова, М. Чайванэ и другие. Годом позже к ним присоединились В. Лыгденова и Л. Линховоин. В 1952-1953 гг. в студии при Ленинградской консерватории обучалось 12 человек, в других специальных высших учебных заведениях страны (Москва, Ленинград, Свердловск) обучался 21 человек, в том числе 13 человек в Ленинградском хореографическом училище [2].

В 1949 г. произошли существенные изменения в музыкальной жизни республики. Постановлением Совета Министров республики от 27 января 1949 г. из музыкально-драматического театра была выделена драматическая группа, объединена с существующим с 1938 г. колхозно-совхозным театром и переименована в республиканский передвижной драматический театр. Этим постановлением был переименован музыкально-драматический театр в Государственный ордена Ленина театр оперы и балета [3].

В этот период в Бурятии подготовка специалистов с высшим и средним образованием приобрела особую актуальность. В республике в качестве первоочередных задач в области народного образовании были намечены планы о расширении сети начальных, средних и высших учебных заведений. Были определены меры по росту выпуска специалистов высшими и средними учебными заведениями.

Все эти изменения в жизни республики повлияли на развитие музыкального образования. В Бурят-Монгольской республике большое внимание было уделено расширению сети детских музыкальных школ. Нужно отметить, что детская музыкальная школа была единственной в городе и республике вплоть до 1956 г. Обучали детей игре на фортепиано, скрипке и баяне. В 1950-е гг. отмечается рост интереса к музыкальному образованию, который был связан с экономическим подъемом и повышением престижа профессии музыканта

не только в республике, но и в стране в целом. В связи с увеличением количества детей, желающих получить музыкальное образование, возникла необходимость в организации музыкальных школ и филиалов в районах города: при Домах культуры паровозо-вагоноремонтного завода, машзавода, фабрики ПОШ (первичная обработка шерсти). Начиная со второй половины 1950-х гг., начинают открываться в районных центрах и селах республики: в Кижинге (1956 г.), Закаменске (1957 г.), Новоселенгинске (1957 г.). Детские музыкальные школы, открытые в районных центрах, стали первыми очагами музыкального искусства и выполняли важную роль в развитии культурной жизни села, способствовали развитию эстетического воспитания и национального искусства.

За годы первой послевоенной пятилетки перед страной стояла задача улучшения культурно-просветительной работы. Необходимо было коренным образом улучшить материальную базу и расширить сеть учреждений культуры и искусства, увеличить число учебных заведений по подготовке специалистов этой отрасли. В 1947 г. в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР вышло постановление Совета Министров Бурят-Монгольской АССР от 15 октября 1947 г. за №504 о восстановлении в г. Кяхте культурно-просветительской школы [4]. Вплоть до 1960-х гг. культурно-просветительная школа готовила заведующих колхозными клубами. В учебном плане, по сравнению с довоенным периодом, появился новый предмет — музыкальный инструмент, причем учащихся обучали играть либо на баяне, либо на бурятском народном инструменте.

Важным шагом на пути решения проблемы обеспечения кадров культурно-просветительной работы была реорганизация республиканской культурно-просветительной школы и преобразование ее в культурно-просветительное училище. В марте 1949 г. вышло постановление о переводе культурно-просветительной школы из г. Кяхты в г. Улан-Удэ к началу 1949-1950 учебного года [5]. Однако это произошло позже, в 1960 г., с присвоением статуса Бурятского культурно-просветительного училища в г. Улан-Удэ с четырехгодичном курсом обучения [6]. Основными причинами для перевода были связаны с отдаленностью расположения Кяхты от аймаков республики, режимом пограничной полосы, с проблемой нехватки преподавательских кадров, отсутствием учреждений искусства, поскольку в городе не было ни театра, ни филармонии, следовательно, отсутствием базы для прохождения практики студентов [7].

В Бурят-Монгольском театрально-музыкальном училище им. П.И. Чайковского в 1949 г. обучение велось по следующим специальностям — струнное (скрипка, альт, виолончель, контрабас); духовое (флейта, гобой, кларнет, труба, тромбон. валторна, туба); фортепиано; народные инструменты; вокальное; дирижерско-хоровое; режиссерский курс (для самодеятельных театров); хореографическое. Из вышеперечисленного списка видно, что структура училища расширялась и предполагала подготовку кадров для театра оперы и балета. Важным было то, что была установлена тесная творческая связь

между театром и училищем, учащиеся старших курсов проходили практику в хоре, выпускники приходили работать в хор театра. С целью подготовки кадров для оперного театра набор учащихся осуществлялся преимущественно на музыкальное отделение, шла подготовка к следующему этапу развития — реорганизации театрально-музыкального в музыкальное училище. В 1952 г. по приказу №49 Управления по делам искусств при Совете Министров БМАССР от 18 апреля 1952 г. Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище было переименовано в Улан-Удэнское музыкальное училище им. П.И. Чайковского. Учебное заведение возглавляла Е.Д. Прозорова.

Примечательно, в 1950-е гг. в музыкальном училище был очень большой конкурс. Поскольку в то время профессия музыканта считалась престижной, многие желали получить музыкальное образование. В эти годы учились будущие знаменитые певцы Бурятии — В. Буруев, К. Базарсадаев, Ж. Дандаров, В. Елбаев, Н. Жатнуева, К. Миткинов, Н. Панчуков, С. Раднаев, Г. Тушеми-лов, Л. Шоболов, Л. Шагдыров и многие другие.

Следует отметить, что в послевоенные годы на вокальном отделении работали педагоги З.К. Красовская, Н.В. Владимирский, Л.И Соколова. В 1954 г. пополнились ряды преподавателей отделения. Л.Л. Линховоин и его супруга В.Д. Лыгденова, выпускники Ленинградской государственной консерватории, одновременно с работой в театре оперы и балета приступили к педагогической деятельности в музыкальном училище. Из класса Л.Л. Линховоина, народного артиста СССР, вышли известные певцы — К. Базарсадаев — народный артист СССР, В. Буруев, С. Раднаев, — народные артисты России, Ж. Дандаров, Г. Тушемилов и др.

Большой вклад внесла в развитии бурятской вокальной школы В.Д. Лы-гденова. В своем классе она подготовила таких певцов, как В. Елбаев, Н. Жатнуева, Л. Шагдыров, Л. Шоболов и др.

Таким образом, анализ проблемы по подготовке кадров в сфере культуры и искусства Бурятии в 1950-е гг. позволил сделать следующие выводы:

В рассматриваемый период подготовка высококвалифицированных кадров в сфере музыкальной культуры и искусства реализовывалась в ведущих консерваториях страны.

К концу 1950-х гг. в республике формируется сеть детских образовательных учреждений музыкального образования, поскольку детские музыкальные школы являются необходимой базой профессионального образования.

В рассматриваемый период решался вопрос о реорганизации культурно-просветительной школы в г. Кяхта в училище и перевода его в Улан-Удэ.

Изменение статуса Бурят-Монгольского театрально-музыкального училища в Улан-Удэнское музыкальное училище предполагало целенаправленную подготовку кадров для театра оперы и балета.

Несмотря на свою культурно-историческую значимость, система российского музыкального образования, в том числе и Бурятии, на протяжении последних двух десятилетий переживает непростой период, вызванный рядом законодательных, управленческих, кадровых, материально-технических про-

блем. В связи с этим имеет смысл обратиться к историческому опыту прошлого для поиска путей и идей развития музыкального образования в настоящем.

Литература

1. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р — 248, оп. 20, д. 384, л. 7.

2. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р — 248, оп. 20, д. 541, л. 151.

3. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р — 248, оп. 20, д. 541, л. 155.

4. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р-248, оп. 20, д. 647, л. 57.

5. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р-248, оп.20, д .669, л. 71.

6. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р-955, оп.1, д. 629, л. 80.

7. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р-248, оп.20, д. 448, л. 4-10.

Гончикова Мэдэгма Цыдендамбаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского государственного университета. Email: [email protected].

Gonchikova Medegma T., candidate of historical science, assistant professor of department of teaching methods of humanitarian disciplines, Buryat State University. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.