УДК: 911
https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-222-23i
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Рафаэль Миргасимович Валеев
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, valeev_rm@inbox.ru Римма Рафаэлевна Валеева-Хакимова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, kamilla_vr@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются опыт Института международных отношений КФУ в подготовке кадров в сфере культурного наследия и туризма, особенности учебных программ, их научная и прикладная составляющие, инновационность в образовательном процессе и его уникальность. Анализируются актуальные ключевые направления с высоким спросом на выпускников данных специальностей и его причины, а также основные сферы и организации трудоустройства студентов-бакалавров и магистров, закончивших данный вуз.
Ключевые слова: туризм, управление культурным наследием, музейное дело, культурология, Казанский федеральный университет
Для цитирования: Валеев Р.М., Валеева-Хакимова Р.Р. Подготовка кадров в сфере культурного наследия и туризма в Республике Татарстан. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2022;5(3):222-23l. https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-222-23i.
Original article Historical Sciences
https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-222-23i
TRAINING IN THE FIELD OF CULTURAL HERITAGE AND TOURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Rafael M. Valeev
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia vale-ev_rm@inbox.ru
Rimma R. Valeeva-Khakimova
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia kamil-la_vr@mail.ru
Abstract. This article deals with the experience of the Institute of International Relations of KFU in training personnel in the field of cultural heritage and tourism, examines main features of curricula, its scientific and applied components, innovation in the educational process and its
Научная статья
Исторические науки
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Valeev R.M., Valeeva-Khakimova R.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022
222
ISSN 2619-0214 (Print)
uniqueness. It analyzes the current key areas with high demand for graduates of these specialties and its reasons, as well as the main spheres and organizations of employment of alumni.
Keywords: tourism, cultural heritage management, museum studies, culturology, Kazan Federal University
For citation: Valeev R.M., Valeeva-Khakimova R.R. Training in the field of cultural heritage and tourism in the Republic of Tatarstan. Heritage and Modern Times. 2022;5(3):222-231. https:// doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-3-222-231.
Мир вступил в новый XXI век - век информации, образования, технологий, ресурсов, услуг. Новые технологии в туризме способствовали резкому рывку в развитии сферы путешествий. На фоне пандемии и санкций в России идет интенсивное развитие туристского бизнеса.
В Татарстане и руководство, и бизнес сообщество заинтересовано в любой форме диверсификации экономической сферы. Более того, празднование 1000-летия Казани, успехи в проведении Универсиады и серии мировых спортивных мероприятий, Кубка World Skills способствовали получению Казанью званий спортивной столицы России, третьей столицы России, а также в 2020 г. Казань была также удостоена почетного звания «Город трудовой доблести». Все это позволило всем субъектам экономического поля Татарстана осознать важность туристической отрасли, вышедшей за последние 15 лет на третье место по доходности [1].
Новой точкой роста туристской отрасли в Татарстане стало развитие такого вида туризма как глэмпинг - гламурного отдыха на природе со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием.
Кроме того, руководство РТ пришло к глубокому пониманию важности сохранения историко-культурного наследия. В 2010 г. был создан Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры, который активно проводит и координирует работу по изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия [2]. Благодаря деятельности Государственного Советника Республики Татарстан, Посла доброй воли ЮНЕСКО по межкультурному диалогу М.Ш. Шаймиева, Министерства культуры РТ и экспертного и научного сообщества, возглавляемого учеными Казанского федерального университета, в республике создана широкая сеть музеев, отреставрированы памятники Болгара, Свияжска, Чистополя, Елабуги. В 2000 г. в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО был включён Казанский Кремль, в 2014 г. Болгарский историко-археологический комплекс, в 2017 г. - Успенский собор и монастырь Острова-града Свияжск, а в настоящее время ученые Казанского университета подготовили для включения номинацию «Астрономические обсерватории Казанского федерального университета» [3]. Разработка крайнего номинационного досье стало результатом многочисленных
научных изысканий, форумов, круглых столов, конференций, симпозиумов и монографических работ [4]. Кроме того, в соответствии с требованиями ЮНЕСКО, обязательным условием включения в Список Всемирного наследия является разработка и реализация Плана управления объектом, в соответствии с которым был подготовлен План управления Астрономическими обсерваториями КФУ на краткосрочную (2022-2027 гг.) и долгосрочную (2022-2042 гг.) перспективу [5]. По сути, Республика Татарстан является первым и единственным субъектом РФ (после Москвы) по количеству столь разнообразных и уникальных памятников [6].
Сегодняшние достижения Татарстана показывают, что мы накопили огромный опыт в успешной подготовке кадров для отраслей по сохранению и управлению культурным наследием, музейного дела, культурологии и туризма. Стремительно меняющиеся требования рынка труда в сфере культуры оказывают влияние на изменение содержания и технологий подготовки кадров для этой сферы. В настоящее время на рынке труда прослеживается нехватка квалифицированных работников для сферы сохранения и управления культурным наследием, развития музейного дела. Результативность работы учреждений этой сферы и качество предлагаемых потребителям культурных продуктов определяется уровнем полученной в процессе обучения квалификации и профессионализма.
В этой связи важным является наличие у образовательного заведения опыта подготовки специалистов, действующих в смежных областях - музеологии, сохранения культурного наследия, культурологии, искусства и гуманитарных наук, международных отношений и туризма. Казанский федеральный университет является ведущим федеральным вузом по подготовке кадров в данных сферах. Благодаря наличию бюджетных мест на эти направления, к нам приходят выпускники с высоким уровнем подготовки. Об этом свидетельствует большой конкурс на место.
Наличие богатого историко-культурного наследия народов Татарстана свидетельствует о культурном разнообразии на данной территории и представленности памятников тюрко-татарского, финно-угорского и славяно-русского и других этносов. Этот потенциал ставит важную задачу по подготовке кадров высокой квалификации. Мы ориентированы на формирование инновационной системы непрерывного культурологического, музеологического и туристического образований с учётом целостной реализации образовательных процессов всех уровней: бакалавриат -магистратура - аспирантура - защита кандидатских и докторских диссертаций. Обеспечение многоуровневой системы подготовки кадров включает в себя учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности, а также регулярный аналитический мониторинг ситуации кадрового обеспечения отрасли образования, культуры и туризма.
© Valeev R.M., Valeeva-Khakimova R.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022
224 ISSN 2619-0214 (Print)
В КФУ подготовку кадров в области туризма ведёт Институт международных отношений и созданная при нем Кафедра всемирного культурного наследия. В Казанском федеральном университете ведется подготовка бакалавров по направлению «Культурология», имеется лицензия на подготовку по направлению «Музеология и охрана культурного и природного наследия». Ведётся подготовка к открытию магистратур по направлению «Музеология и охрана культурного и природного наследия» профили «Охрана историко-культурного наследия» и «Проектно-выставочная деятельность в музее», по направлению «Культурология» профиль: «Современные культурные индустрии».
Обучение организовано также по направлениям: 43.03.02 Туризм (бакалавриат), 43.04.02 Туризм (магистратура) по 2 профилям: международный туризм, организация и технологии международного и внутреннего туризма.
География студентов факультета довольно разнообразная. Помимо представителей РФ, у нас обучаются иностранные студенты из Туниса, Алжира, Египта, Индии, Китая, Монголии, стран СНГ.
В ходе обучения в действующих магистратурах студенты получают возможность прослушать актуальные учебные курсы. Среди них: «Культурные индустрии: история и современность», «Менеджмент и маркетинг в социокультурной сфере», «Памятниковедение и culture of memory studies», «Культурные коллаборации», «Основы арт-бизнеса», «Реституция культурных ценностей», «Методология охраны культурного наследия».
Ключевая общая цель обозначенных бакалаврских и магистерских программ состоит в подготовке профессионального и компетентного специалиста в сфере сохранения и управления наследием, культурологии, туризма и музеологии. По мнению А.А. Тишкина и Т.Г. Гребенниковой, основная задача при подготовке будущих сотрудников в вышеуказанных сферах состоит «в формировании корпуса знаний и умений в области методики научного изучения культурных ценностей, инновационного проектирования форм сохранения и использования объектов культурного и природного наследия», в приобретении необходимых знаний и навыков управления, в том числе, туристического, и объектами культурного наследия [7].
Одной из изюминок подготовки бакалавров и магистров вышеуказанных направлений является высокий уровень языковой подготовки -владение минимум двумя иностранными языками.
Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, участие в практических занятиях, групповых дискуссиях, использование новейших методик и образовательных технологий. Одним из главных направлений в современном образовании является использование
в обучении практико-ориентированного подхода. С целью участия студентов в проектной деятельности, проведении экскурсий как на русском, так и английском и французском языках, переводе научных статей и последовательном переводе при сопровождении делегаций, у КФУ имеется предварительная договорённость с ведущими специалистами музеев и музейно-экскурсионных центров, органов управления культуры Татарстана для реализации части образовательной программы.
Приобретение опыта научно-исследовательской деятельности магистрантами происходит в нескольких формах: это изучение соответствующих дисциплин в рамках учебного плана, прохождение практики, дающей навыки анализа и составления документации, регламентирующей сферу сохранения и управления культурным наследием, разного типа. Кроме того, студенты принимают участие в ежегодной Международной конференции «Историко-культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы» (совместно с музеем-заповедником "Казанский кремль") и ежегодной региональной научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты научных исследований в туризме", проводимой на базе ИМО КФУ.
Содействие трудоустройству выпускников университетов в высокотехнологичных отраслях экономики осуществляется по следующим направлениям: сотрудничество с туристическими организациями Республики Татарстан, Российской Федерации, международными туроператорами; сотрудничество с музеями и социокультурными учреждениями РТ и РФ с целью организации практик, стажировок и трудоустройства выпускников кафедры; экспертная деятельность в туристической сфере. В настоящее время туристическое управление объектами культурного наследия является одной из наиболее актуальных проблем, поскольку наблюдается острая нехватка специалистов в данной сфере.
Вышеупомянутые нами исследователи А.А. Тишкин и Т.Г. Гребенникова в другой своей работе отмечают, что специфика магистерских программ находит свое отражение и в тематике магистерских диссертаций, особенностью которых должна стать направленность на решение профессиональных задач, таких как анализ историко-культурного потенциала регионов РФ и стран СНГ, современные проблемы исследования и актуализации памятников наследия; подготовку и реализацию новых методик сохранения и использования наследия; создание «проектов, посвященных разработке концептуальных моделей музеев» и учреждений музейного типа на базе объектов культурного наследия; проектов по созданию «концепций региональной политики в отношении историко-культурного наследия регионов» и стран мира; «мониторинг и оценку состояния и путей использования объектов куль© Valeev R.M., Valeeva-Khakimova R.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022
226 ISSN 2619-0214 (Print)
турного наследия» в туризме; разработка проектов создания совместных туристических маршрутов в рамках культурного туризма и туризма наследия и т.д. [8].
Выпускающая кафедра Всемирного культурного наследия по направлению туризма, музейного дела и культурологии качественно обеспечена ППС, удельный вес остепенённых кадров составляет 93%, средний возраст профессорско-преподавательского состава равен 38 годам, что свидетельствует о его высокой готовности к восприятию инновационных технологий.
Реализация программы магистратуры по направлению «Управление культурным наследием» осуществляется кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии совместно с кафедрой Всемирного культурного наследия и НОЦ «Ресурсный Центр «Всемирное культурное наследие». Преподаватели данной программы - высококлассные специалисты-практики, имеющие огромный опыт работы с ЮНЕСКО, ИКОМОС, включению объектов в Список Всемирного наследия и управлению историко-культурными объектами.
Взаимосвязь теоретической и практической подготовки специалистов решается посредством материально-технической базы, а именно следующих структур и способов:
- многофункционального учебно-лабораторного корпуса;
- учебно-научных центров: НОЦ Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие», НЦ «Архиометрия», УОЦ «Дополнительного образования и взаимодействия с туриндустрией»;
- общежития гостиничного типа (жилой кластер «В» в комплексе Деревни универсиады вместимость - 9 000 человек);
- богатой учебно-научной библиотеки, имеющей доступ к таким электронным системам, как ЭБС издательства «Лань», Книгафонд;
- доступа в Интернет через высокоскоростной WiFi;
- оборудованных компьютерами, проекторами и интерактивными досками учебных аудиторий;
- все учебные дисциплины по всем основным образовательным программ реализуются с применением дистанционных образовательных технологий в системе дистанционного обучения, где всем студентам обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам по изучаемым учебным дисциплинам.
Нашими преимуществами в подготовке специалистов по данным профилям являются:
1. усиление языкового блока в учебном плане;
2. привлечение к учебно-образовательному процессу представителей
партнеров-работодателей (чтение лекций в разрезе дисциплин, проведение практических занятий на базе работодателя, мастер-классов, руководство учебно-производственной практикой);
3. использование современных информационных технологий;
4. организация учебных, производственных практик на базе:
- крупных туристических компаний,
- туристско-информационного центра г. Казани,
- АНО «Ассамблея туристских волонтёров Республики Татарстан» при Государственном комитете Республики Татарстан по туризму;
- Дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Республики Татарстан;
- Гильдии экскурсоводов Республики Татарстан;
- Комитета по развитию туризма г. Казани;
- Музеев-заповедников Республики Татарстан.
Также студенты выезжают на стажировку в Турцию, Тунис, Индию, Вьетнам. Магистранты направления «Управление культурным наследием» проходят стажировку на объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных в Республике Татарстан.
Наши студенты принимают участие в проектировании и освоении новых туристских маршрутов, активно создают авторские туры, возят по ним туристов и принимают участие в национальных интерактивных программах: «Татарский Каляпуш», «Забавы по-татарски», Гостеприимная Казань, Гастрономический фестиваль. Магистранты направления «Управление культурным наследием» активно выполняют проектные работы по подготовке научных номинаций и разделов Планов управления историко-культурными объектами.
Наши выпускники готовы:
- к профессиональной работе в туристской индустрии;
- к педагогической работе в высшей школе;
- к продолжению обучения в аспирантуре;
- к работе в организациях, активно сотрудничающих с ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИККРОМ;
- к участию в управлении объектами культурного наследия.
70% выпускников работают специалистами или руководителями на таких туристских объектах как:
- Государственный комитет по туризму;
- Туристско-информационный центр;
- Центры (отделы) туризма и краеведения при муниципальных организациях;
- Туроператорские и турагентские организации;
© Valeev R.M., Valeeva-Khakimova R.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022
228 ISSN 2619-0214 (Print)
- Выставочно-ярмарочные центры;
- Санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
- Гостинично-ресторанные комплексы;
- Транспортные предприятия;
- Агротуристические комплексы;
- Особо охраняемые природные территории (национальные парки, заповедники, заказники);
- Фонд Возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан;
- Государственные органы (Министерство культуры Республики Татарстан);
- Ассоциированных учреждениях ООН;
- В структуре МИД РФ и МИД иностранных государств;
- СМИ (ВВС, Russia Today, Коммерсантъ и т.д.).
КФУ заинтересован в качественной подготовке высококвалифицированных специалистов и ориентирован на установление взаимовыгодных долгосрочных партнерских отношений по обмену студентов, а также внедрению международных программ двойных дипломов.
Литература
1. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2021 год [Электронный ресурс] / / Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. Режим доступа: https://tomism.1a1arstan.ru/rus/ffle/pub/pub_3i08926.pdf (дата обращения: 12.08.2022).
2. Указ Президента РТ № УП-71 от 17.02.2010 «О создании республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // Сайт Государственного советника Республики Татарстан. Режим доступа: https://yanarysh.tatarstan.ru/about/ukaz.htm (дата обращения: 12.08.2022).
3. Валеев Р.М. Астрономические обсерватории Казанского университета как потенциальный объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО / Р.М. Валеев, Р.Р. Хайрутдинов, Ю.А. Нефедьев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Валеева-Хакимова // Наследие и современность, 2020, № 1. - С. 30-53.
4. Валеев Р.М. Астрономические обсерватории Казанского федерального университета: сохранение и изучение / Р.М. Валеев, ДА. Таюрский, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов, Р.Р. Валеева-Хакимова, С.Г. Персова, Х.Г. Надырова. Казань: ООО «Мастер-Граф», 2022. 400 с.
5. Валеев Р.М. Астрономические обсерватории Казанского федерального университета: план управления / Р.М. Валеев, Д.А. Таюрский, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов, Р.Р. Валеева-Хакимова, Х.М. Абдуллин. Казань: ООО «Марстер-Граф», 2022. 200 с.
6. Russian properties inscribed on the UNESCO World Heritage List [Electronic resource]. URL: https://whc.unesco.org/en/statesparties/ru (accessed 15.08.2022).
7. Тишкин А.А. Особенности подготовки кадров в области музеологии и охраны наследия в рамках магистерских программ / А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России. Сб. науч. ст. Омск: Наука, 2016. С. 301.
8. Тишкин А.А. Особенности подготовки кадров в области музеологии и охраны наследия в рамках магистерских программ / А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова // Вестник Томского государственного университета: культурология и искусствоведение. 2014, №1(13). С. 123.
References
1. Itogi raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu za 2021 god [Elektronnyj resurs] // Gosudarstvenniy komitet Respubliki Tatarstan po turizmu. URL: https://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_3108926.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2022).
2. Ukaz Prezidenta RT № UP-71 ot 17.02.2010 "O sozdanii respublikanskogo fonda vozrozhdeniya pamyatnikov istorii i kul'tury Respubliki Tatarstan" [Elektronnyj resurs] // Site Gosudarstvennogo sovetnika Respubliki Tatarstan. URL: https://yanarysh.tatarstan.ru/about/ukaz.htm (data obrashcheniya: 12.08.2022).
3. Valeev R.M. Astronomicheskie observatorii Kazanskogo universiteta kak poten-cial'nyj ob"ekt Vsemirnogo kul'turnogo naslediya YUNESKO / R.M. Valeev, R.R. Hajrutdinov, YU.A. Nefed'ev, A.G. Sitdikov, R.R. Valeeva-Hakimova // Nasledie i sovremennost', 2020, № 1.
- s. 30-53.
4. Valeev R.M. Astronomicheskie observatorii Kazanskogo federal'nogo universiteta: sohranenie i izuchenie / R.M. Valeev, D.A. Tayurskiy, A.G. Sitdikov, R.R. Khairutdinov, R.R. Valeeva-Khakimova, S.G. Persova, H.G. Nadyrova. Kazan: OOO "Master-Graf', 2022. 400 s.
5. Valeev R.M. Astronomicheskie observatorii Kazanskogo federal'nogo universiteta: plan upravleniya / R.M. Valeev, D.A. Tayurskiy, A.G. Sitdikov, R.R. Khairutdinov, R.R. Valeeva-Khakimova, H.M. Abdullin. Kazan: OOO "Marster-Graf", 2022. 200 s.
6. Russian properties inscribed on the UNESCO World Heritage List [Electronic resource]. URL: https://whc.unesco.org/en/statesparties/ru (accessed 15.08.2022).
7. Tishkin A.A. Osobennosti podgotovki kadrov v oblasti muzeologii i ohrany naslediya v ramkah magisterskih programm / A.A. Tishkin, T.G. Grebennikova // Kul'tura i vzaimodejst-vie narodov v muzejnyh, nauchnyh i obrazovatel'nyh processah - vazhnejshie faktory sta-bil'nogo razvitiya Rossii. Sb.nauch.st. Omsk: Nauka, 2016. S. 301.
8. Tishkin A.A. Osobennosti podgotovki kadrov v oblasti muzeologii i ohrany naslediya v ramkah magisterskih programm / A.A. Tishkin, T.G. Grebennikova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: kul'turologiya i iskusctvovedenie. 2014, №1(13). S. 123.
Сведения об авторах
Валеев Рафаэль Миргасимович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Всемирного культурного наследия, заместитель директора Института международных отношений Казанского федерального университета, Казань, Республика Татарстан, Россия. Email: valeev_rm@inbox.ru Валеева-Хакимова Римма Рафаэлевна, кандидат исторических наук, руководитель Ресурсного центра «Всемирное культурное
Authors of the publication
Rafael M. Valeev, Doctor of History, Professor, Head of World Cultural Heritage Department, Vice-director for Research of International Relations Institute of Kazan Federal University, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia.
Email: valeev_rm@inbox.ru
Rimma R. Valeeva-Khakimova, Ph.D in History, Head of Resource Centre "World Cultural Heritage", Senior Lecturer of Interna© Valeev R.M., Valeeva-Khakimova R.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022
ISSN 2619-0214 (Print)
наследие», доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета, Казань, Республика Татарстан, Россия. Email: kamilla_vr@mail.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Информация о статье Поступила в редакцию: 26 мая 2022 Одобрена после рецензирования: 02 июня 2022 Принята к публикации: 15 июня 2022 Опубликована: 11 декабря 2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
tional Relations, World Politics and Diplomacy Department of Kazan Federal University, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia. Email: kamilla_vr@mail.ru
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest
Article info
Submitted: May 26, 2022
Approved after peer reviewing: June 2, 2022
Accepted for publication: June 15, 2022
Published: December 11, 2022.
The author has read and approved the final
manuscript
© Валеев Р.М., Валеева-Хакимова Р.Р., 2022 © Наследие и современность, 2022
ISSN 2619-0214 (Print) 231