Научная статья на тему 'Подготовка кадров для здравоохранения Бурятии'

Подготовка кадров для здравоохранения Бурятии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для здравоохранения Бурятии»

Из жизни вуза

55

дународных интеграционных проектах. Среди текущих можно выделить проект TEMPUS SM-SCM Т039В06-2006 «Повышение качества подготовки аспирантов Байкальского региона ». Российскими участниками проекта являются Бурятская государственная сельскохозяйственная академия, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия и Бурятский государственный университет. Зарубежные партнеры - Стокгольмский государственный университет, Университет природных ресурсов и наук о Земле (Вена, Австрия) и Аграрный университет (Удине, Италия). Проект направлен на улучшение качества подготовки аспирантов в свете реорганиза-

ции системы образования в рамках Болон-ского процесса.

В настоящее время Бурятский государственный университет имеет хороший кадровый потенциал, устойчивые научные связи и перспективные учебные специальности. Вектор развития БГУ в ближайшие годы ориентирован на подготовку специалистов, обладающих высокой научной культурой и владеющих современными информационными технологиями. В этом направлении университет целенаправленно держит курс на дальнейшее развитие сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными академическими и образовательными учреждениями.

А. ЗАНДАНОВ, декан медицинского факультета С. НИКОЛАЕВ, профессор

Необходимость подготовки врачебных и фармацевтических кадров по новой образовательной системе, объединяющей достижения профильных высших учебных заведений, инновационные технологии клинических и производственных баз и рациональный опыт традиционных медицинских школ, обусловлена социальным заказом (Национальные проекты «Образование », «Здоровье »). Сегодня обществу нужны врачи и провизоры, владеющие современными передовыми технологиями диагностики и лечения заболеваний, разработки и применения эффективных и безопасных лекарств, а также хорошо ориентирующиеся в области традиционной медицины и фармации.

В России традиционная медицина имеет глубокие корни и к тому же своеобразие ввиду геополитического положения страны. Будучи поликультурной, она включает элементы китайской, тибетской, монгольской, арабской, индийской, корейской, бурятской и других этномедицинских направлений. В частности, применяются иглотерапия, моксатерапия, фитотерапия,

Подготовка кадров для здравоохранения Бурятии

мануальная терапия, гирудотерапия, гомеопатия, апитерапия, су-джок терапия и другие методы, которые на протяжении многих лет широко используются народами Сибири и Дальнего Востока, несмотря на отсутствие по многим из них серьезных научных объяснений. Распространению

56

Высшее образование в России • № 9, 2008

указанных методов в нашей стране способствуют обширная территория восточной части, близость к восточным странам, особенности культурных традиций и верований населения. К специалистам по традиционной медицине в целом по России обращаются около 15% населения, а в Сибири и на Дальнем Востоке - 40-45%. В связи с этим беспристрастное изучение традиционного опыта врачевания, включая его теоретические предпосылки, доказательство эффективности используемых им методов и средств, консолидация их с современными технологиями лечебно-профилактических мероприятий - все это, на наш взгляд, будет способствовать реальному улучшению показателей общественного здоровья.

Подготовка врачей по новой образовательной парадигме с введением элективных курсов по традиционной медицине, философии буддизма, тибетскому языку ведется в БГУ с 1999 г.

Сегодня на факультете обучается около 650 студентов. На 11 профильных кафедрах медицинского факультета работают 18 докторов наук, профессоров и 75 кандидатов наук, один член-корреспондент РАМН, три заслуженных деятеля науки РФ, девять заслуженных деятелей науки Бурятии, три заслуженных врача РФ, 11 заслуженных врачей Бурятии.

Медицинский факультет предоставляет студентам возможность работать в современных компьютерных классах. Имеется богатая библиотека, обеспечивающая всех студентов необходимой учебной, научной и художественной литературой. Студенты медицинского факультета, проявляющие заинтересованность в углубленном изучении преподаваемых дисциплин, привлекаются к занятиям в научных кружках. Студенческие работы представляются на международных и региональных студенческих конференциях, отмечаются на смотрах-конкурсах студенческих работ.

Университетская жизнь не ограничивается учебой - у студентов есть возможность проявить свои таланты в художественной

самодеятельности, заниматься в спортивных секциях. По инициативе студентов медицинского факультета организуются и проводятся мероприятия по профилактике наркомании, борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями среди вузовской молодежи города.

Послевузовская подготовка молодых специалистов-медиков ведется на базе профильных кафедр и лучших лечебно-профилактических учреждений, оснащенных первоклассным оборудованием и имеющих на вооружении современные медицинские технологии. Мы сотрудничаем с республиканской клинической больницей им. Н.А. Семашко, больницей скорой помощи им. В.В. Ангапова, отделенческой клинической больницей на ст. Улан-Удэ ОАО «РЖД», республиканским клиническим госпиталем для ветеранов войн, республиканским перинатальным центром, городской инфекционной больницей. Следует особо выделить сотрудничество с Центром восточной медицины, являющимся единственным государственным учреждением в РФ, применяющим традиционные методы диагностики и лечения.

Основной задачей последипломного обучения является деятельностное преобразование знаний, полученных в высшей школе, в умения. При прохождении интернатуры и ординатуры основной акцент в достижении этой цели делается на совер-

Из жизни вуза

57

шенствовании врачебного ремесла на основе практического опыта. Послевузовская подготовка ведется по следующим специальностям интернатуры: терапия, хирургия, акушерство и гинекология, травматология и ортопедия, инфекционные болезни, фтизиатрия, психиатрия, неврология, клиническая лабораторная диагностика, а также по специальностям ординатуры: хирургия, травматология и ортопедия, анестезиология и реаниматология. Открыта аспирантура по специальностям: фармакология, клиническая фармакология, хирургия, травматология и ортопедия. В настоящее время в клинической ординатуре и интернатуре обучается 74 человека, 40 из них -это выпускники медицинского факультета Бурятского государственного университета, 34 - выпускники Читинской, Красноярской, Амурской медицинских академий, Сибирского, Иркутского, Новосибирского, Санкт-Петербургского медицинских университетов, а также Якутского государственного университета.

На сегодняшний день медицинский факультет БГУ является основным поставщиком врачебных кадров для республики, всего выпуск составил 335 человек. Факультет по праву гордится своими воспитанниками. Многие из них работают главными врачами, врачами-специалистами, продолжают обучение в аспирантуре центральных медицинских вузов и НИИ. По отзывам руководителей лечебно-профилактических учреждений выпускники нашего медицинского факультета успешно работают, выделяются среди молодых специалистов интегративным видением проблем диагностики и лечения заболеваний, больше внимания уделяют профилактике болезней.

Плодотворная деятельность медицинского факультета, направленная на подготовку компетентных молодых специалистов, активно поддерживается Министерством здравоохранения Республики Бурятия. Вместе с тем острая потребность во врачебных и провизорских кадрах в регио-

не, особенно в сельской местности, по-прежнему сохраняется.

Большое внимание на факультете уделяется повышению квалификации преподавателей, переподготовке работников здравоохранения, оснащению совместно с Минздравом Бурятии кафедр и клиник современным оборудованием, лечебно-диагностическими комплексами, аналитическими лабораториями, компьютерными классами, электронными тренажерами, программами обучающего и контролирующего режима функционирования и т.д. На факультете работают научно-исследовательские лаборатории фармакологии адаптогенов, химии природных соединений, пульсовой диагностики состояния здоровья. В 2007 г. организована деятельность центра микрохирургии глаза, центра общей и висцеральной хирургии. На основе договора с германской фирмой «Фризениус» планируется открытие диализного центра.

Научно-исследовательская работа на медицинском факультете связана с выполнением общей темы «Оптимизация лечебно-профилактических технологий при распространенных болезнях на основе консолидации рационального опыта традиционной медицины и достижений современного здравоохранения», которая поддержана двумя комплексными программами ФЦП «Интеграция », единым заказ-нарядом Министерства образования и науки РФ и двумя интеграционными проектами СО РАН. Коллектив медицинского факультета совместно с Институтом общей и экспериментальной биологии СО РАН участвует в реализации программы президиума РАН «Фундаментальные науки - медицине», отраслевой программы Минздравсоцразви-тия РФ «Развитие традиционной медицины в России », программы «Традиционные медицинские системы мира» международного траста (Индия, Калимпур). Научно-исследовательская работа преподавателей по этим программам и проектам проводится на базе кафедр, лечебно-профилакти-

58

Высшее образование в России • № 9, 2008

ческих учреждений, лабораторий Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, лабораторий (филиалов) научно-исследовательских институтов СО РАМН. На основе проведенных исследований благодаря действующим договорам и соглашениям с профильными НИИ и медицинскими вузами опубликовано 19 монографий, 283 научных статьи, издано 84 учебных и учебно-методических пособия (из них два с грифом УМО), подготовлено 35 медицинских рекомендаций и информационных писем для врачей (из них три с грифом Министерства здравоохранения РФ).

В научных работах преподавателей факультета впервые показана возможность трансформации сложных рецептур тибетской медицины с использованием местных видов сырья, а также с включением в структуры природных соединений, полученных из лекарственных растений, фармакофор-ных групп для создания лекарств с заданными свойствами. Фармакологический дизайн позволил получить новые, более активные соединения с целенаправленным действием.

Заметно повысилась мобильность преподавателей и студентов, через которых мы регулярно обмениваемся опытом с нашими

зарубежными партнерами - университетами Австрии, Китая, Монголии, входящими в сеть «Университета Арктики», Азиатско-Тихоокеанскую сеть UNINET, Сеть международного образования Центральной и Внутренней Азии, Азиатскую сеть университетов и другие профессиональные ассоциации. Подписаны соглашения о сотрудничестве в области науки и взаимных обменах студентами, врачами-интернами (врачами) с Монгольским медицинским университетом (г. Улан-Батор), Медицинским университетом Внутренней Монголии (г. Хух-Хото, КНР).

Как свидетельствует практика, подготовка указанных специалистов по интегра-тивной системе прививает выпускникам объемное видение проблем диагностики заболеваний, лечения больных, профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья. Она позволяет сформировать личность специалиста, способного рационально сочетать полезные традиционные подходы с достижениями современной академической медицины и фармации, обладающего тонким чувственным восприятием, профессионала с глубоким сознанием долга, с постоянной мотивацией на повышение уровня знаний и приобретение опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.