Научная статья на тему 'Подготовка кадров для зарубежных стран'

Подготовка кадров для зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБМЕНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ / INTERNATIONAL STUDENTS' EXCHANGE / INTERNATIONAL COOPERATION / FOREIGN CITIZENS PREPARATORY DEPARTMENT / INTERNATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ременцов А. Н.

В статье рассматривается международное сотрудничество МАДИ, особое внимание уделяется деятельности подготовительного факультета для иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation and foreign citizens preparatory department

The multilateral international cooperation of Moscow State Automobile and Road Technical University is described. Special attention is given to the activities of the Foreign Citizens Preparatory Department.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для зарубежных стран»

результаты каждого этапа повышения квалификации, отображенные в «подсистеме» единой конструкции.

Функциональные взаимосвязи всех элементов образовательной программы должны обеспечивать согласованность и системную ориентацию всех этапов повышения квалификации на достижение сквозных целей, сформулированных на языке общих и профессионально-педагогических компетенций с указанием их уровня. Проект персонифицированной образовательной траектории может быть разработан субъектом повышения квалификации как самостоятельно, так и при консультативной поддержке преподавателей ЦИП.

Научно-педагогический коллектив Центра инженерной педагогики МАДИ занимается инновационными разработками, хранит верность замечательным традициям, сложившимся в науч-

но-педагогической среде университета. В то же время он развивает взаимодействие со всеми отечественными центрами инженерной педагогики, стремится к реализации новой образовательной модели «инженер-педагог», соответствующей современным реалиям международной системы высшего технического образования.

Литература

1. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инже-

нерная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 10-25.

2. Сазонова З.С., Измайлова Д.К. Динами-

ка научных и экономических связей между национальными и региональными центрами инженерной педагогики в России // Инженерная педагогика. 2001. № 2. С. 91-94.

3. См.: Международный симпозиум Ю1Р.

и^: www.vovr.ru

SAZONOVA Z. MADI CENTRE OF ENGINEERING PEDAGOGY: TOPICAL TASKS The information about the history of the creation and the development MADI Engineering Pedagogy Centre is presented.

Keywords: engineering pedagogy, professional-pedagogical preparation, lecturer of a technical university.

а.н. ременцов, профессор, Подготовка кадров

проректор по международным /связям для зарубежных стран

В статье рассматривается международное сотрудничество МАДИ, особое внимание уделяется деятельности подготовительного факультета для иностранных граждан.

Ключевые слова: международная деятельность, подготовительный факультет, международные студенческие обмены, международные проекты.

Подготовительному факультету В далеком 1960 г. на учебу в Совет-

МАДИ для иностранных граждан уже ский Союз стали приезжать иностран-

50! В контексте 80-летнего юбилея не ные учащиеся из стран Африки, Азии

будет преувеличением сказать, что и Латинской Америки. Чтобы помочь

значительный период своей жизни вуз им получить полноценное образова-

развивается как интернациональное ние, была создана система их довузов-

учебное заведение. ского обучения на подготовительных

факультетах в крупных авторитетных вузах - МГУ им. М.В. Ломоносова, МАДИ и в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Ректором МАДИ в то время был проф. Л.Л. Афанасьев, придававший очень большое значение международным связям. Благодаря ему институт достаточно быстро вошел в число ведущих вузов по подготовке квалифицированных национальных кадров для зарубежных стран. Уже в 70-е гг. на подготовительном факультете МАДИ обучалось 300350 человек в год, а на основных факультетах - 600-700 человек.

Тогда же было положено начало дополнительным курсам по русскому языку как иностранному. Такое образование давала Летняя школа, в которой ежегодно обучалось до 200 иностранных граждан. Они изучали русский язык, знакомились с историей, культурой, экономикой нашей страны. Партнером МАДИ в организации Летней школы был Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами. При его поддержке к нам приезжали не только европейцы, но и граждане Японии и США.

Сегодня подготовительные факультеты существуют во многих вузах страны, при этом иностранные студенты обучаются на основных факультетах. Между тем МАДИ до сих пор сохраняет ведущие позиции как учебный и методический центр, разрабатывающий новые формы и средства обучения иностранных граждан на уровне мировых стандартов.

В настоящее время наш университет стабильно входит в первую десятку московских вузов, оказывающих образовательные услуги иностранным гражданам, а в России занимает по этому показателю 23-е место.

МАДИ осуществляет международное сотрудничество в области высшего и послевузовского профессиональ-

ного образования по следующим направлениям:

• подготовка кадров для зарубежных стран (обучение);

• переподготовка и повышение квалификации преподавателей и научных работников, а также обмен преподавателями;

• организация и проведение зарубежных практик студентов в ведущих фирмах в соответствии с направлением (специальностью) подготовки;

• реализация международных научных проектов и договоров;

• организация и проведение научных обменов в области автомобильного транспорта, дорожного строительства и других смежных областях науки и техники в странах ближнего и дальнего зарубежья;

• участие в международных симпозиумах, конференциях и других подобных мероприятиях.

Подготовительный факультет для иностранных граждан является государственным учебным центром довузовского образования. За прошедший полувековой период здесь прошли обу-

чение более 12 тыс. иностранных граждан, многие из них стали серьезными учеными, ведущими специалистами, занимают высокие правительственные посты.

Подготовительный факультет сегодня - это крупнейший исследовательский центр, который ведет научную и методическую работу по учебному, нормативному и программному обеспечению обучения иностранных студентов в России. Только за несколько последних лет авторскими коллективами факультета подготовлены, изданы и внедрены в учебный процесс подготовительных факультетов разных отечественных вузов целый ряд учебников и учебных пособий.

Факультет традиционно поддерживает профессиональные связи с другими ведущими центрами обучения иностранных граждан (МГУ, РУДН, Санкт-Петербургский политехнический университет). Следует отметить, что на базе МАДИ функционирует Координационный совет центров довузовской подготовки иностранных граждан, председателем которого является проректор МАДИ по международным связям. Совет объединяет подготовительные факультеты вузов, которым доверено обучение иностранных граждан по государственному заказу.

Приоритетными направлениями работы Координационного совета являются разработка и совершенствование нормативно-правового и учебнометодического обеспечения довузовской подготовки, а также оценка качества данной подготовки.

Факультет осуществляет обучение иностранных учащихся по пяти профилям: инженерно-техническому, медико-биологическому, экономическому, естественно-научному, гуманитарному. Главной задачей является подготовка иностранцев к продолжению

учебы в различных вузах России, в частности в МАДИ, Финансовой академии, МГСУ, МЭСИ, МГТУГА, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ(ГТУ), СПб-ГЭТУ(ЛЭТИ), МЭИ(ТУ) и других.

Прием граждан зарубежных стран на учебу в МАДИ как на первый курс после окончания подготовительного факультета, так и в магистратуру и аспирантуру осуществляется и по государственному заказу с компенсацией затрат на обучение за счет средств государственного бюджета РФ по межправительственным соглашениям, и на основании контрактов и соглашений с компенсацией затрат на обучение за счет средств учащегося, фирм, предприятий и организаций и т.д.

Гражданам зарубежных стран, принятым на учебу в МАДИ, создаются все необходимые условия для получения соответствующей подготовки в избранной ими области. Обучение иностранных граждан осуществляется по учебным планам в соответствии с программами высшего профессионального образования Российской Федерации. В отдельных случаях обучение проводится по индивидуальным планам с учетом специфики будущей трудовой деятельности выпускников (например, при изучении типов дорожных покрытий или работы автотранспорта и дорожных машин в условиях тропического климата). При выборе тематики кандидатских диссертаций национальные особенности страны соискателя также учитываются.

После окончания МАДИ иностранные граждане получают дипломы и свидетельства государственного образца, установленные в Российской Федерации. Мы гордимся тем, что дипломы МАДИ о высшем образовании получили почти 3 тыс. иностранных граждан, из них более 500 человек -дипломы с отличием. Всего в МАДИ

обучались студенты более чем из 150 стран мира.

Анализ показывает, что наиболее популярны у иностранных граждан строительные (мосты и тоннели, автомобильные дороги) и экономические специальности, а также специальности в области управления. Все больше иностранных граждан обучаются по магистерским программам. Неизменным спросом у иностранных граждан пользуется обучение в аспирантуре и докторантуре. За прошедшие годы успешно закончили аспирантуру и получили дипломы кандидата технических наук 348 иностранных граждан; диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук защитили 5 человек.

Многие из наших выпускников занимают у себя на родине ответственные посты. Среди них министр транспорта Лаоса, Посол Эквадора в Российской Федерации, зам. министра строительства Вьетнама, директор департамента гражданской авиации Сирии и другие.

Высокому качеству подготовки студентов и аспирантов безусловно способствует приглашение для чтения лекций зарубежных профессоров. Так, в этом году для студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» лекции читались профессором Дамасского Университета (Сирия) Мохаммедом Омар Уардом, а для студентов специальности «Автосервис» -профессором Сербского университета (г. Крагуевац) Демичем Мирославом и профессором Туринского политехнического университета Белингарди Джованни Витторино.

МАДИ поддерживает постоянные партнерские связи с 68 университетами 47 стран мира. Они способствуют взаимному обмену опытом в области учебно-методической работы и результатами научных исследований.

Кроме того, у вуза сложились прочные деловые контакты с международными организациями различных стран мира, заключены договоры о научно-техническом сотрудничестве. На базе университета организована и успешно работает Международная ассоциация автомобильного и дорожного образования (МААДО). Следует отметить, что МАДИ имеет аккредитацию Лондонского строительного университета, что позволяет нашим выпускникам устраиваться на работу за рубежом без дополнительных экзаменов.

МАДИ - член ряда международных организаций: Международного общества по инженерной педагогике (ГС1Р), Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Комитета по транспорту, связи, туризму и развитию инфраструктуры экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭС-КАТО ООН), Постоянного международного комитета по организации международных симпозиумов по теории транспортных потоков, Международной европейской организации по экологической безопасности транспорта (1ЕЕМЕ), Германского общества технического сотрудничества, Всемирной автомобильной федерации, Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования (Рабочая группа), Международной ассоциации университетов и других.

Отдельно следует отметить организацию и проведение на базе нашего университета крупных международных конференций. Так, в сентябре

2008 г. у нас состоялся симпозиум Международного общества по инженерной педагогике (ГС1Р), в котором приняли участие более 200 ученых из 32 стран. А в июне 2010 г. проведена международная научно-практическая конференция «Профессионально на-

правленное обучение иностранных граждан русскому языку» с участием делегаций из-за рубежа. На пленарном заседании выступили ректор МАДИ профессор В.М. Приходько , ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина профессор Ю.Е. Прохоров , директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) профессор Л.В. Москов-кин.

С 1989 г. в вузе функционирует Центр русского языка, где студенты получают дополнительное образование на компенсационной основе. Обучение ведется по индивидуальным программам различного объема и направленности (русский язык повседневного общения, деловой русский язык, русский язык в профессиональных целях и др.). Центр плодотворно взаимодействует с Федеральным агентством по сотрудничеству со странами СНГ и соотечественниками за рубежом. В последние годы здесь прошли обучение граждане Вьетнама, Китая, Кореи, Непала, Франции и других стран.

В составе Института повышения квалификации МАДИ действует международный центр повышения квалификации и переподготовки преподавателей технических университетов и инженерных вузов (Центр инженерной педагогики), который осуществляет подготовку, соответствующую требованиям ГС1Р. В программу обучения включены следующие курсы: инженерная педагогика, основы психологии, деловое общение, ораторское искусство, средства компьютерной поддержки преподавательской деятельности, технические средства обучения, современные технологии обучения, дидактика лабораторных работ, биологические основы развития и обучения, иностранный язык. По окончании обуче-

ния преподаватели получают документ государственного образца, который служит подтверждением уровня полученных знаний требованиям IGIP, -сертифицированный «европейский преподаватель».

Одно из важнейших направлений международной деятельности университета -привлечение студентов к участию в международных проектах и обменах. Благодаря инициативе профессора З.С. Сазоновой в МАДИ представлены три направления международного студенческого инженерного творчества Formula SAE: «Формула Студент» - проект создания гоночного одноместного автомобиля, «Формула Гибрид» - гоночного болида с двумя двигателями (бензиновым и электромотором), «Мини Баха» - внедорожного автомобиля. В рамках этих проектов студенты разных курсов и специальностей моделируют работу небольшой фирмы с целью создания автомобиля.

В 2005 г. у нас появилась команда «Формула Студент». Имея в наличии только регламент соревнований и фотографии из Интернета, за год ребята построили первый болид, который на трассе Формула 1 Hockenheim ring получил приз зрительских симпатий; команда разработчиков была приглашена к бесплатному участию в следующем году. В дальнейшем еще два автомобиля выехали на эту трассу - в 2007 и 2010 гг.

Еще одно направление - «Формула Гибрид» - зародилось в МАДИ в 2007 г. Проектирование машины в этом более сложном классе заняло 1,5 года, но еще на стадии проектирования команда приняла участие в чемпионате мира в Италии, где заняла 1-е место. Следующим этапом стало участие на чемпионате мира в США на трассе NASCAR New Hampsher International Speedway в

2009 г. (14-е место из 32). В 2010 г. ко-

манда подтвердила достаточно высокий уровень, уверенно удержавшись в середине мирового рейтинга.

Следует отметить, что в составе этих студенческих коллективов работают и студенты-иностранцы, обучающиеся в нашем университете. Так, в составе команды «Формула Гибрид» МАДИ на чемпионате мира в США выступал студент факультета автомобильного транспорта гражданин Индии Мишра Абхишек. Это яркий пример реальной международной академической мобильности.

За все время существования отмеченных проектов было сконструировано пять автомобилей разного класса, семь раз студенческие команды МАДИ выступали на международных соревнованиях. Более 100 студентов приняли участие в подготовке болидов. Сегодня наш университет имеет самый большой в России опыт организации работы студентов в международных проектах серии SAE.

Показали свою эффективность и

международные студенческие обмены. Так, в последние годы регулярно организуется практика студентов за рубежом. Студенты факультета автомобильного транспорта выезжают на практику в Великобританию, где получают практические знания на автосервисных и транспортных предприятиях Лондона. Студенты этого же факультета проходят практику в Польше в Гданьском университете и на предприятии по производству газобаллонного автомобильного оборудования. Студенты дорожно-строительного факультета уже много лет выезжают на практику в Польшу (Свентокшиский политехнический институт г. Кельце) и Швецию (транспортная администрация по северному региону).

В целом университетом проводится значительная работа в деле подготовки кадров для зарубежных стран, что позволяет стабильно удерживать лидирующие позиции в этой области среди российских вузов.

REMENTSOVA. INTERNATIONAL COOPERATION AND FOREIGN CITIZENS PREPARATORY DEPARTMENT

The multilateral international cooperation of Moscow State Automobile and Road Technical University is described. Special attention is given to the activities of the Foreign Citizens Preparatory Department.

Keywords: international cooperation, Foreign Citizens Preparatory Department, international students’ exchange, international projects.

Е.Г. АБРАМОВА, директор Центра трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-ПРОФИ»

В.В. БОРЩ, доцент

Показатели востребованности выпускников на рынке труда

В настоящей статье обсуждаются вопросы востребованности выпускников вуза на рынке труда. Представлены основные результаты трудоустройства выпускников МАДИ в 2010 г. Проведена оценка качества высшего образования на основе анализа спроса, составлен рейтинг факультетов.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования целью высшего профессионального образования в России является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Исходя из данного подхода кобразованию, результатом деятельности системы образования должно быть трудоустройство выпускников.

Вопрос о судьбе выпускников после окончания вуза актуален и интересен для многих. Во-первых, для абитуриентов. Выбирая вуз, вчерашние школьники рассчитывают получить хорошее образование и найти высокооплачиваемую работу после его окончания. Во-вторых, для работода-

телей. Компании, заинтересованные в развитии своего кадрового потенциала, готовы выстроить взаимодействие с высшими учебными заведениями, исходя из знания реально достигаемых конкретным вузом результатов образовательной деятельности, в том числе уровня востребованности его выпускников на рынке труда. В-третьих, для государственных органов исполнительной власти, органов управления образованием, учредителей высших учебных заведений. Решение вопросов трудоустройства важно для принятия управленческих решений, направленных на: оптимизацию сети образовательных учреждений высшего профессионального образования в зависимости от результатов образовательной деятельности; корректировку плановых цифр приёма на 1-й курс, исходя из результатов востребованности выпускников на рынке труда; принятие кадровых решений; модернизацию содержания образования по ряду образовательных программ высшего профессионального образования; разработку и реализацию программ занятости, основанных на данных о результатах трудоустройства молодых специалистов. И, на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.