Научная статья на тему 'Подготовка кадров для военно-охранительных учреждений России'

Подготовка кадров для военно-охранительных учреждений России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для военно-охранительных учреждений России»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ДЛЯ ВОЕННО-ОХРАНИТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

Доктор пед. наук, профессор В.Н. Казанцев

Барнаульский юридический институт МВД России

Е.А. Животягин,

зам. начальника Учебного центра

ГУИН Минюста России по Алтайскому краю, г. Барнаул

Исследование профессиональной подготовки в процессе обучения невозможно без анализа и обобщения прогрессивного опыта, накопленного педагогической теорией, того, что прошло испытание практикой и стало педагогически целесообразно. Эта проблема в педагогической теории не нова. Она ставилась и разрабатывалась еще во времена Древней Греции и Рима, где образование служило удовлетворению не только философских, естественно-научных, но и политических интересов правящего класса, готовило подрастающее поколение умению на высоком профессиональном уровне управлять государством, отстаивать его интересы. В трудах выдающихся мыслителей эпохи рабовладельческого общества также немалое место занимали вопросы разработки путей и средств профессиональной подготовки обучаемых.

Несмотря на теологические догмы, господствовавшие в средневековье, в университетах того времени настойчиво проводилась линия на повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся юношей в духе феодальной идеологии, для чего использовался весь арсенал средств как церковного, так и светского образования.

Многосторонний подход к проблеме профессиональной подготовки в процессе обучения определился и в русской прогрессивной педагогической мысли. Основоположником этого процесса можно считать М.В. Ломоносова, возглавившего борьбу за создание отечественной науки и просвещения. Его идеи и мысли нашли продолжение в трудах таких замечательных педагогов России, как В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев. Обучение стало рассматриваться как фундамент профессиональной подготовки. Повышение эффективности профессиональных качеств у обучаемых передовые представители педагогической науки видели, прежде всего, в содержании занятий, в личных качествах и педагогическом таланте преподавателя, способного, соответственно, построить преподавание своего предмета. Оптимальные методики преподавания, обусловливающие эффективность профессиональной подготовки, нашли отражение в военных и полицейских учебных заведениях Российской империи.

Так, еще со времен Петра I одним из важнейших был принцип "учить войска тому, что необходимо на войне". Содержание этого принципа объективно включало прежде всего профессиональную подготовку личного состава, выработ-

ку у него высоких боевых качеств. Такие специальные образовательные учреждения, как школа при Преображенском полку, школа математических и навигационных наук, Морская академия, артиллерийские и инженерные школы носили преимущественно практический характер, выполняли четко выраженную унитарную функцию, чтобы "...из школы во всякие потребы люди, благоразумно учась, происходили в церковную службу и в гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачебное искусство" (10, 51). Эта практическая направленность способствовала решению необходимых образовательных целей, исходя из политики российского государства. Развивая данные идеи, A.B. Суворов считал офицеров, занимающихся военной деятельностью, истинными наставниками солдат. По его мнению, высокие боевые качества личного состава могут быть сформированы только в процессе правильно организованной воинской деятельности. Его стремление максимально приблизить условия учений к обстановке реального боя, выработать у каждого военнослужащего инициативу, смекалку, понимание своего маневра в бою, выносливость и уверенность в силах говорит о том, что великий русский полководец видел в учении могучее средство повышения эффективности профессиональных навыков. Многие суворовские положения находили в той или иной степени отражение в жизни создаваемых военно-учебных заведений дореволюционной России.

Их, например, активно внедрял в практику М.И. Кутузов, возглавлявший с 1794 г. Сухопутный кадетский корпус и лично читавший в нем лекции по тактике. Путем четкого определения целей и задач обучения кадетов, выделения главных видов занятий, тщательной и рациональной организации процесса обучения он преследовал решение задач профессиональной подготовки.

Прогрессивные идеи, выдвигаемые видными военачальниками, нашли отражение в официальных документах, регламентирующих учебный процесс в военно-учебных заведениях царской армии. В этих документах указывалось на то, что будущим офицерам необходимо прививать соответствующие профессиональные навыки и умения, и одним из важнейших средств достижения данной цели является учебный процесс. "Преподавание таких предметов, как тактика, военная теория, военная администрация, законоведение, в весьма высокой степени обеспечивает решение поставленной задачи по повышению уровня профессионализма обучаемых" (5,54-55).

Многие из данных документов оказались актуальными и для государственных охранительных органов и учреждений. Они успешно использовались в процессе профессиональной подготовки кадров для этих органов, прежде всего, потому, что их строительство происходило на основе общеармейских законоположений. Так, например, комплектование конвойной стражи России осуществлялось на общих основаниях, и срок службы в ней был такой же, как в армии. Офицерский состав относился к категории нестроевых с зачислением по армейской пехоте. Кроме того, конвойные команды находились в двойном подчинении: по хозяйственной части они подчинялись Военному министерству, а по службе - Главному тюремному управлению МВД.

"Обучение конвойных команд производилось по специальной программе, высочайше утвержденной 16 мая 1883 года" и приближенной по содержанию к программе обучения в военно-учебных заведениях (6,95).

Особый интерес представляет специфика профессиональной подготовки кадров именно для охранительных учреждений России. "Для обозначения этих органов был введен термин полиция, применяемый с XVII в. в западноевропейских странах к государственным органам охраны правопорядка и борьбы с преступностью" (11. 81-84).

Процесс создания полиции начинался с образования в столице в 1715 г. полицмейстерской канцелярии. На службу в нее для ведения переписи с другими учреждениями, подготовки распоряжений и т.д. поступали чиновники из других ведомств, зачастую не имевшие профессиональных навыков и умений, не обладавшие теми моральными качествами, которые необходимы для работы в полиции (8,1075).

Вопросы о деловых и моральных качествах, а также некоторые профессиональные аспекты прохождения службы полицейскими были остро поставлены в период реорганизации органов городской и создания сельской полиции при Екатерине II. В "Наказе Главной полиции'' 1766 г. говорилось о необходимости определения на полицейскую службу лиц из знатных фамилий, которые должны быть освобождены от всякого недостатка, чтобы могли избежать того, "что может повредить чистоте их совести". Подробнее требования, которым должны отвечать служащие полиции, были изложены в "Уставе благочиния, или полицейском" 1782 г. (7, 15 379). Полицейским "предписывалось" иметь: 1) здравый рассудок; 2) добрую волю в отправлении порученного; 3) человеколюбие; 4) верность службе Его императорского величества; 5) усердие к общему делу; 6) радение к должности; 7) честность и бескорыстие.

В годы царствования Павла I (1796-1801 гг.) и Александра!, особенно в период с 1807 по 1823 гг., пристальное внимание уделялось укреплению дисциплины в армии и в деятельности государственного аппарата, ужесточались требования к его служащим. Коснулось это и полиции. Стали издавать подборки нормативных документов, инструкций, относящихся к деятельности полиции. Полицмейстерам, частным приставам вменялось в обязанность обучать своих подчиненных.

В 1811 г. было принято и утверждено Положение для внутренней службы. На внутреннюю службу, кроме специальных обязанностей, которые состояли "в действиях на исполнение закона и приговора суда и на охранение либо восстановление внутреннего порядка", включая "поимку воров, преследование и истребление разбойников", а также "усмирение неповиновений и буйств", "отряжение часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам, принятие и провожание рекрутов, преступников, арестантов и пленных", возлагалось и "обучение запасных рекрутских делу военной эк-зерциции" (подготовка рекрутов) (6, 75-76).

После окончания Отечественной войны 1812 г. открылись новые учебные заведения, повышался уровень грамотности населения, ощущался подъем национального самосознания и культуры, раздавалась критика недостатков, злоупотреблений со стороны власти, в том числе и полиции. Главной причиной роста недостагков и злоупотреблений являлся принцип комплектования кадрами низших полицейских должностей. Желающих служить в городской полиции на этих должностях по вольному найму было немного, и они комплектовались по наряду от воинских частей местного гарнизона. Среди направляемых на службу в полицию было много проштрафившихся, "неспособных" солдат, от которых таким образом избавлялось воинское начальство. "Министерству внутренних дел правительство в качестве исполнительных чинов для городской полиции дает одно отребье армии" (12, 24). Не уделялось должного внимания и их общей и профессиональной подготовке. На фоне роста грамотности городского населения это становилось все более заметным и не могло не беспокоить правительство.

Стали приниматься решения, запрещающие отправлять на службу в полицию проштрафившихся, имевших взыскания и неблагонадежных солдат. Были приняты меры по организации в полиции общей и профессиональной специальной подготовки, от успеха в которой должно было стать зависимым условие продвижения по службе. В 1838 г. унтер-офицерам предоставлялась возможность после сдачи соответствующего экзамена получить первый классный чин, т.е. чиновника четырнадцатого класса по табели о рангах. Экзаменующийся должен был показать знания краткого катехизиса, т.е. основных положений норм морали и христианского учения, умения бегло и грамотно читать и писать, выполнять арифметические действия. Он обязан был знать инструкции для квартального надзирателя, правила ведения служебной переписки и статистического учета правонарушений, а также "порядок, соблюдаемый при отыскании людей, укрывающихся от полиции" и "правила первоначальных следственных действий". Порядок отбора кандидатур и программа экзаменов полицейских унтер-офицеров были утверждены императором. Не сдавший экзамен в первый раз имел право на вторую попытку. Сдача экзамена в третий раз запрещалась.

В 1832 г. император Николай I обратился к дворянству, чтобы оно не уклонялось от службы в уездной полиции, избирало бы на эти должности "людей истинно достойных имени блюстителей общественного порядка" (1,24).

Для поднятия авторитета полиции в 1857 г. была введена административная и уголовная ответственность за оскорбление полицейских во время выполнения ими служебных обязанностей. Одновременно с этим ставились вопросы о преобразовании полиции, об общем и профессиональном уровне подготовки ее сотрудников. Руководство МВД, губернаторы отмечали, что важность и многообразность функций, выполняемых полицией, предъявляют высокие требования к профессионализму ее служащих.

Реформы 60-х годов XIX в. в России и, прежде всего, отмена крепостного права способствовали ускорению социально-экономического, промышленного развития страны. Судебная реформа 1864 г. ознаменовала укрепление права в жизни общества и деятельности государственных учреждений, в том числе полиции и тюремной системы. Все это повышало важность проблемы отбора и обучения данной категории служащих. Был введен принцип их вольного найма на службу, вводились надбавки к жалованию в зависимости от срока службы. Прослужив без перерыва 30 лет, полицейский получал право на пенсию.

Вместо моральных сентенций о необходимости полиции "вкоренять в сердца подданных страх божий", правительство на первый план выдвигало требования высокого профессионализма. Для этого руководителям, старшим чинам и офицерам полиции вменялось в обязанность, используя различные формы и методы, больше внимания уделять обучению и подготовке своих подчиненных. В крупных городах стали формироваться так называемые "сверхштатные полицейские команды", или резерв, в которые принимались кандидаты на службу. В этом подразделении они проходили первоначальную подготовку под руководством опытных служащих.

Первое такое подразделение - школа для подготовки городовых и околоточных надзирателей было образовано в Санкт-Петербурге еще в 60-е годы XIX в. и послужило образцом для организации подготовки полицейских в других городах. Первые обучались в течение двух недель, знакомясь за это время с правами и обязанностями городового. Подготовка вторых длилась более месяца и рассматривалась в то время "как в своем роде специально-полицейский университет" (2, 8-9). Программа их подготовки, утверждаемая обер-полицмейстером, предусматривала изучение законов, нормативных актов МВД, распоряжений местных властей - градоначальника, городской думы, определявших права и обязанности полиции.

Руководство МВД в 1879 г. подготовило специальную справочную книгу для полицейских урядников. В ней содержались примеры законных решений ситуаций, с которыми мог встретиться урядник в своей деятельности, образцы различных документов и другие сведения различного характера. Специальный раздел справочника был посвящен описанию образцовых действий некоторых полицейских урядников при предотвращении и пресечении преступлений и общении с населением. Справочник стал своеобразным учебным пособием для урядников, а проверка его знаний была возложена на станового пристава

В том же году в составе МВД было создано главное тюремное управление, в подчинение к которому перешли все места лишения свободы. Для заведования местными тюрьмами в 1880 г. были учреждены губернские инспекции.

Изучая проблему профессиональной подготовки тюремных служащих, русский исследователь Н.М. Ядринцев говорил: "Для всего этого мы полагаем необходимым, чтобы при назначении начальников и смотрителей тюрем был положен известный образовательный ценз или специальный экзамен. Вместе с тем желательно, чтобы у нас были применены те же заботы к специальному образованию смотрителей и наблюдающих за преступниками, как это делается в Германии и Англии... В Германии и Пруссии, как известно, хлопочут теперь об устройстве семинарий, в которых будут подготавливаться люди, готовящиеся для службы при тюрьмах... В России также желательно, чтобы с введением тюремной реформы отобраны были особые лекции для смотрителей при тюрьмах (хотя бы первоначально в Петербурге), знакомящие их с пенитенциарной и педагогической наукой, чтоб создано было образование кандидатов на тюремную службу при центральных тюрьмах и предпринято издание специальных руководств для смотрителей" (13, 78).

На местах, как правило, по инициативе губернатора и уездного начальства, с одобрения МВД, стали создаваться разнообразные полицейские школы, которые готовили служащих различных специальностей, в том числе и для тюремного ведомства.

Первая школа была открыта в 1880 г. в Перми. Срок обучения в ней был три месяца. Слушатели изучали законоведение, уставы, наставления по производству дознаний и организации расследования преступлений. Большое внимание уделялось изучению русского языка. Слушатели писали диктанты, изложения, упражнялись в составлении различных официальных бумаг, рапортов начальству и т.д. Три дня в неделю отводилось на практические занятия, которые проходили в уездном полицейском управлении, канцелярии губернатора, в губернском суде, тюрьмах, где обучаемые знакомились с деятельностью государственных учреждений.

В 1880 г. в состав МВД вошел Отдельный корпус жандармов, насчитывавший 520 офицеров и 6187 низших чинов. В задачи жандармов входила борьба с политической и уголовной преступностью, охраной общественного порядка на транспорте. Кандидаты на службу в жандармерию должны были выдержать устный и письменный экзамены, позволявшие выяснить не столько их знания конкретных учебных дисциплин, сколько общую эрудицию, политические взгляды и убеждения.

В 1895 г. распоряжением столичного градоначальника время и программа обучения низших полицейских чинов были увеличены, вводился выпускной экзамен по организации общей и специальной подготовки полицейских, жандармов, а также служащих тюремного ведомства. Меры по материальному и моральному стимулированию их служебной деятельности позволили несколько улучшить кадровый состав органов внутренних дел. В этом же 1895 г. Главное тюремное управление было переведено в состав Министерства юстиции и просуществовало в нем до свержения царизма. Можно назвать немало объективных и субъективных причин, побудивших царское правительство к подобному шагу. Представ-

ляется, что не последними из них были доводы как в пользу разукрупнения МВД, разросшегося в гипертрофированное сверхведомство, так и сомнения в наличии там достаточного количества квалифицированных, высокопрофессиональных оперативно-следственных работников. По сути, впервые в тюремном ведомстве исполнение уголовного наказания стало сочетаться с одновременной работой по раскрытию совершенных ранее преступлений.

Успеху прошедшей реорганизации в значительной мере способствовало предшествующее укрепление нормативной и материальной базы Главного тюремного управления. Для решения наиболее сложных вопросов, связанных с управлением и реформированием тюремной системы, был учрежден межведомственный совет по тюремным делам.

Все эти изменения в пенитенциарной системе, а также отказ от дальнейшего использования смирительных и работных домов, арестантских рот и долговых тюрем вызвали необходимость выработки новой концепции профессиональной специальной подготовки служащих тюремного управления. Кроме того, ввиду изменения социального состава преступников, среди которых все чаще встречались люди образованные, даже с университетским образованием, умевшие более тонко и изощренно совершать преступления и "заметать" его следы, возникла необходимость повышения уровня образования многими полицейскими. Недаром в "Словарь современного городового" было включено слово "образование", которое определялось, как "обязанность всякого полицейского приобретать знания, благодаря которым он только и может принести пользу и продвинуться по службе" (9, 16).

Однако реализовать планы по созданию широкой системы полицейского образования из-за неудачи полицейской реформы 1907 г., составной частью которой являлись меры по повышению уровня профессиональной подготовки и престижа служащих правоохранительных органов, не удалось. Причиной этого было ослабление реформаторского импульса правительства, особенно после гибели П.А. Столыпина, провал проекта полицейской реформы в Государственной Думе, незаинтересованность в ней местной администрации, атакже позиция определенных кругов общественности, считавших, что полицейской реформе должно предшествовать принятие законов, гарантирующих права и свободы личности.

Доводы о том, что "полицейская деятельность... наиболее тяжелая из всех гражданских служб, а по соединенной с нею опасности полицейских чинов мало чем уступает военной службе и требует профессиональной специальной подготовки" (3, 41) не были приняты во внимание.

Не осуществив широкомасштабной реформы полиции, правительство, тем не менее, принимало некоторые меры по совершенствованию профессиональной подготовки полицейских, жандармерии, сотрудников тюремного ведомства В 1908 г. были образованы курсы для подготовки специалистов различных категорий. Большая часть учебного времени на этих курсах отводилась практическим занятиям, проводимым в тюрьме, сыскных отделениях, где слушатели знакомились с методами борьбы с преступностью, развивали профессиональные умения и качества.

В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников. Общеобразовательная и правовая подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена.

Большое внимание проблемам профессиональной подготовки сотрудников полиции уделялось в журнале "Вестник полиции", выходившем с 1907 г. В нем публиковались материалы о деятельности школ, курсов по подготовке полицейских. Журнал затрагивал также социально-экономические и политические проблемы, в нем комментировались изменения в законодательстве, разбирались конкретные случаи правильных или неверных действий полиции в определенных ситуациях. Журнал знакомил своих читателей с деятельностью за-

рубежной полиции. В нем помещались очерки о полицейских, добившихся успехов в своей деятельности, что в определенной степени способствовало решению задачи профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.

В конце сентября 1916 г. в условиях роста социальной нестабильности и ухудшения оперативной обстановки в стране Совет министров принял постановление "Об усилении полиции в 50-ти губерниях России и об улучшении служебного и материального положения полицейских чиновников". В нем также предусматривались меры по совершенствованию профессиональной подготовки полицейских. Но правительство уже не успело реализовать данное положение.

После революции 1917 г. в советский период вопросы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в процессе обучения не оставались без внимания, но мы решили сконцентрировать свои усилия на изучении опыта подготовки кадров военно-охранительных учреждений именно царской России — в период их создания и активного поиска наиболее приемлемых путей развития. Этот опыт является актуальным и на современном этапе реформирования УИС Минюста России. История полицейских учреждений России, изучение ее охранительной системы имеют важное познавательное значение. История всегда чему-либо учит, хотя об опыте прошлого мы часто забываем. В. О. Ключевский, замечательный русский историк, как-то заметил; "...Теперь стали думать: чему может научить нас наше прошлое, когда мы порвали с ним всякие связи, когда наша жизнь бесповоротно перешла на новые основы? Такая диалектика была очень логична, но недостаточно благоразумна, потому что противоречила исторической закономерности, которая не любит противоречия и наказывает за него". Высказывание В.О. Ключевского по прошествии времени не стало менее ценно.

На поиски путей решения проблемы профессиональной подготовки персонала уголовно-исполнительной системы Минюста России направлены усилия руководителей вузов, готовящих специалистов данного профиля, регулярно проводятся научно-практические конференции и учебно-методические сборы.

Эти проблемы актуализируются в связи с передачей некоторых образовательных учреждений, готовящих специалистов для уголовно-исполнительной системы, в ведение Министерства юстиции. Возникает жизненная необходимость в приведении профессиональной подготовки персонала в соответствие с действительными нуждами практики, пересмотре существующих учебных программ, тематических планов, учебников и учебных пособий. Это мнение подтверждается и возросшими требованиями к персоналу УИС Минюста России (4).

Изучение и анализ исторического опыта профессиональной подготовки сотрудников военно-охранительных органов и учреждений, а также анализ широкого спектра мнений по исследуемой проблеме в ее современном состоянии помогли авторам определить пути и условия совершенствования профессиональной подготовки курсантов (слушателей) в учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов A.B., Сизиков Н.И., Скрипилев А.Е. История полиции России. - М., 1992. - Вып. 2.

2. Борисов A.B., Сизиков Н.И., Скрипилев А.Е. Подготовка и воспитание кадров полиции дореволюционной России: Психология и идеология профессиональной подготовки сотрудников ОВД. - М., 1992. - Ч. 5.

3. Вестник полиции. - СПб., 1910. - № 13.

4. Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность. - М., 1998.

5. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. -СПб., 1900.

6. Некрасов В.Ф., Борисов A.B., Детков М.Г. и др. Органы и войска МВД России. - М., 1996.

7. Полное собрание законов Российской империи. - М., 1908. - Т. 21.

8. Русский архив. - СПб., 1872. - № 6.

9. Словарь современного городового. - Варшава, 1915.

10. Суворов A.B. Полковое учреждение. - М.: Воениздат, 1949.

11. Сыромятников Б.И. Регрессивное государство Петра Первого и его идеологии. - М., 1943. - Ч. 1.

12. Тарасов Н. Полиция в эпоху реформ. - СПб., 1888.

13. Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. -СПб., 1872.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА БАЗЕ ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Канд. техн. наук В.П. Сизиков, ст. науч. сотрудник

Омский филиал Института математики СО РАН

Канд. физико-матем. наук, доцент Л. Г. Сизикова,

Омский государственный технический университет

И. Г. Тростников, начальник гпсм,

Тогучинский РОВД Новосибирской области

О. II. Тростникова, преподаватель-методист,

Горновская средняя школа № 1 Новосибирской области 1. Введение

Задача построения правового государства остается одной из главных в Российской Федерации. Надо признать, что одним из существенных препятствий на этом пути является широкий спектр расхождений во взглядах политиков на роль и форму организации правоохранительных органов (ПрО). С одной стороны, такое положение кажется вполне естественным, так как история знает много различных форм организации ПрО. Но с другой стороны, это ставит под сомнение сам факт построения правового многонационального государства, в котором не были бы ущемлены права значительной части граждан, в первую очередь, национальных меньшинств.

Однако есть основания думать, что ключевой проблемой построения правового государства является отсутствие онтологического подхода (ОП) в научных разработках данной темы. Не составляет в этом исключения и процесс обучения (Поб), включая психопедагогику в ПрО. Именно выявлению онтологических оснований (ОО) правового поля (ПП) и IlpO уделено главное внимание в данной работе. С учетом полученных результатов даются соответствующие рекомендации по организации Поб.

В свою очередь, ОО реалий часто не ''лежат на поверхности", а требуют предварительной разработки соответствующих онтологически обоснованных концепций. Здесь мало почерпнуть сведения из уже наработанных материалов, но необходим ОП с достаточно глубокой их проработкой и возможными возвратами к их основам. При этом не обойтись без достаточно богатого когнитивного методологического и теоретического аппарата. В роли такого аппарата выступают со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.