Герман Роман Борисович
кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России Герман Руслан Сергеевич слушатель 5-го курса Ростовского юридического института МВД России
(тел.: 88612231275)
Подготовка кадров для российской милиции в годы Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект)
Аннотация
В работе проведен исторический экскурс для анализа работы по подготовке кадров для российской милиции в годы Великой Отечественной войны.
Аннотация
History excursus is organized In work for analysis of the work on preparing the personnel(frames) for russian militia at years of the Great Domestic war.
Ключевые слова: право, история, органы милиции, военное время, армия.
Ключевые слова: right, history, organs to militias, wartime, army.
С началом Великой Отечественной войны большое внимание со стороны партии и правительства уделялось подготовке кадров для российской милиции. На четвертый день войны, 26 июня 1941 г., Народный комиссариат внутренних дел СССР издал приказ "О перестройке работы учебных заведений НКВД СССР на период военного времени" [1, с. 97]. В нем излагались мероприятия по перестройке деятельности школ милиции, выдвигалась задача по ускоренной подготовке командных кадров. Руководящие кадры для органов милиции готовила Высшая школа НКВД СССР. В ней имелось отделение по подготовке экспертов-криминалистов. Функционировали специальные средние школы милиции в Омске, Саратове, Ленинграде, Сталинграде, Новосибирске, Ташкенте, Новочеркасске. В 1943 г. в Москве была организована специальная средняя школа милиции [2, с. 11].
В милицейских школах срок обучения был сокращен с 2 лет до 9 месяцев. Для курсантов в учебных заведениях вводился 12-часовой рабочий день (из них не менее 7 часов ежедневных классных занятий). Был пересмотрен и учебный план, разработана специальная программа в соответствии с новыми задачами и сроками обуче-
ния. Значительно увеличивался удельный вес специальных и военных дисциплин. Особое внимание уделялось практическим занятиям.
К осени 1941 г. число учебных заведений, которые готовили кадры для работы в милиции, сократилось почти наполовину. Часть школ милиции пришлось закрыть из-за отправки личного состава в действующую армию. Наряду с этим, уменьшился и контингент переменного состава. По сравнению с довоенными годами количество обучающихся в школах милиции к сентябрю 1941 г. сократилось более чем в четыре раза. А летом 1942 г. прекратили работу Новочеркасская, Воронежская, Харьковская и Полтавская школы милиции.
Подбор кадров для службы в милиции находился в центре внимания партийных и советских органов на протяжении всей Великой Отечественной войны. Так, бюро Ростовского обкома ВКП(б) и бюро Ростовского горкома ВКП(б) постоянно рассматривали вопросы, касающиеся кадров для милиции.
В марте 1942 г. на заседании бюро горкома ВКП(б) был заслушан вопрос "О подборе кадров для органов и частей милиции УНКВД г. Ростова-на-Дону", по которому присутствующие приняли постановление. Это постановление обязывало секретарей РК ВКП(б):
11
1. Совместно с представителями горотдела УНКВД не позднее 15.04.42 г. провести отбор и направить для работы в распоряжение горотдела УНКВД контингент работников, установленный настоящим решением.
2. Отбор произвести из числа невоеннообязанных мужчин и женщин коммунистов, комсомольцев и беспартийных. Мужчин в возрасте от 22 до 50 лет, женщин от 22 до 45 лет.
Общеобразовательная подготовка отбираемых должна соответствовать требованиям:
а) для рядового состава - не ниже 4 - 5 классов средней школы;
б) для среднего, начальствующего и оперативного состава - не ниже 7 классов;
в) для старшего оперативного и начальствующего состава - не ниже 9 классов.
О выполнении настоящего решения доложить отделу кадров горкома ВКП(б) не позднее 18.04.42 г [3, л. 4,5].
В июне 1943 г. бюро обкома ВКП(б), обсуждая на заседании вопрос "Об оказании помощи в укомплектовании кадрами органов милиции НКВД по Ростовской области", приняло решение:
1. Для укомплектования недостающими кадрами органов милиции предложить Ростовскому, Шахтинскому, Новочеркасскому и Каменскому горкомам ВКП(б) отобрать из числа комсомольцев лучших беспартийных товарищей и коммунистов 400 человек и к 1.08.43 г. направить их для работы в органы милиции.
2. Обязать секретарей горкомов и райкомов ВКП(б), неперечисленных в настоящем решении, также оказать органам НКВД полное содействие в укомплектовании штатов милиции коммунистами, комсомольцами и проверенными беспартийными товарищами" [4, л. 147].
26 августа 1943 г. на заседании бюро горкома ВКП(б) при рассмотре-нии вопроса "О выполнении постановлений бюро обкома ВКП(б) от
20.07.43 г. и бюро горкома ВКП(б) от 24.07.43 г. "Об оказании помощи в укомплекто-вании органов милиции НКВД в г. Ростове-на-Дону" отмечалось, что "данные постановления большинством РК ВКП(б) не выполнены". Указывалось, что Андреевским РК ВКП(б) было отобрано всего лишь 2 человека вместо установленных 30; Ленинским РК ВКП(б) - 6 вместо 40; Кировским - 8 вместо 40; Железнодорожным - 10 человек вместо 25. Аналогичное положение наблюдалось и в других РК ВКП(б) [4, л. 28-29].
А в постановлении заседания ЦК ВКП(б) от
6.10.43 года за подписью секретаря Ростовского обкома ВКП(б) Б. Двинского говорилось, что в соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 6 октября 1943 г. (протокол № 132), горкомы ВКП(б) обязаны
были отобрать для работы в органах НКГБ 20 коммунистов и комсомольцев. Отбор кандидатур необходимо было закончить к 25 октября 1943 г. и все материалы представить в отдел кадров обкома ВКП(б). При этом оговаривалось, что отбор должен был производиться из числа коммунистов и комсомольцев (мужчин), не оставшихся на оккупированной врагом территории, имеющих образование не ниже 7 классов средней школы, возраста от 19 до 35 лет и по состоянию здоровья годных для службы в органах НКГБ [4, л. 144].
Итак, укомплектование органов НКВД и НКГБ проводилось по определенным, весьма строгим критериям. В первую очередь учитывались партийность, возраст, образование, пребывание на оккупированной территории.
В военное время в органы милиции пришли тысячи женщин. Так, в Ташкенскую межобластную школу милиции направлялись на учебу только женщины. Женщины проходили обучение и на двух курсах Сталинабадской специальной средней школы милиции. По решению Московского городского комитета партии от 19 декабря 1942 г. столичная милиция пополнилась 1 тысячей женщин, служивших в государственных учреждениях и организациях. В 1944 г. 300 девушек стали работать в подразделениях охраны московского метрополитена. В органах милиции Москвы насчитывалось около 4 тысяч женщин, тогда как в довоенное время их было лишь 138 человек. В органах милиции Украины в 1944 г. женщины составляли 21,3%, в Сталинграде - 20% [5, с. 6364].
Женщины-милиционеры образцово несли службу наравне с мужчинами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры, которые приводятся в документах и работах отечественных исследователей [6].
В целях повышения боеспособности и укрепления дисциплины в милиции 9 февраля 1943 г. вышел в свет Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому для личного состава органов милиции вводились специальные звания и погоны. Данный документ предусматривал следующие звания: комиссар милиции 3 ранга, комиссар милиции 2 ранга, комиссар милиции 1 ранга (высший начальствующий состав); майор милиции, подполковник милиции, полковник милиции (старший начальствующий состав); младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, капитан милиции (средний начальствующий состав); для младшего начальствующего состава - младший сержант милиции, сержант милиции, старший сержант милиции и старшина милиции; для рядового состава - ефрейтор милиции [5, с. 64].
12
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4
С началом военного периода организационно милиция по-прежнему входила составной частью в систему Народного комиссариата внутренних дел СССР, объединившегося 20 июля 1941 г. с Народным комиссариатом государственной безопасности в единый НКВД СССР. На протяжении войны НКВД СССР создавал только те структурные подразделения, в которых была большая необходимость. Решением СНК СССР были сформированы специальные войска по охране тыла действующей Красной Армии. Для органи-за-ции охраны лагерей военнопленных в НКВД СССР создается Главное управление по делам военнопленных и интернированных.
Управление органами милиции носило централизованный характер. Главное управление милиции НКВД СССР под руководством комиссара милиции 1 ранга А. Г. Галкина являлось высшим органом милиции. Управления милиции имелись в НКВД союзных и автономных республик [7, с. 139-140]. Начальники этих управлений одновременно являлись и заместителями наркомов внутренних дел по милиции. Управления милиции также входили в состав УНКВД краев и областей. При городских и районных отделах (отделениях) НКВД были учреждены отделы (отделения) милиции. Начальники управлений милиции краев и областей являлись заместителями начальников УНКВД, а начальники райотделов (отделений) милиции были заместителями начальников РО НКВД.
Управления милиции республик, краев и областей включали следующие отделы: политический, уголовного розыска, борьбы с хищениями, социалистической собственности и спекуляцией, оперативный, службы и боевой подготовки, паспортно-регистрационный, Государственной автомобильной инспекции, секретариат.
В железнодорожную милицию входили дорожные, линейные отделы, отделения, линейные пункты.
Массовая миграция советского населения из западных районов страны в восточные и юго-восточные повлекла за собой формирование городских управлений милиции на базе городских отделов милиции в крупных промышленных городах, таких как Казань, Ташкент, Горький, Свердловск, Челябинск, Пермь, Новосибирск и другие [5, с. 59].
В составе паспортного отдела ГУМ НКВД СССР было создано Центральное справочное бюро, которое занималось ведением учета лиц, эвакуированных в тыл страны. А при нем и в других управлениях милиции были организованы детские справочные столы для розыска детей, утративших связь с родителями в военных
условиях.
Такая структура органов милиции в годы Великой Отечественной войны была целиком направлена на обеспечение четкой организации их работы и оперативное управление ими.
Итак, накануне войны были допущены серьезные ошибки в оценке военно-политической ситуации, что является неоспоримым доказательством глубокой моральной ущербности "вождя", его ограниченных возможностях прогнозировать будущее, а также неспособности руководителей партийных, политических и военных органов страны в обстановке "парализации страхом" существенно повлиять на ход событий. Тем не менее, явная угроза войны потребовала принятия решительных мер в совершенствовании структур органов НКВД.
Благодаря предпринятым мерам со стороны партии и правительства, а главное, благодаря высокой сознательности и активности советских людей по их выполнению, к концу 1941 г. организационная перестройка всей страны, и милиции в том числе, на военный лад была практически завершена.
С началом военных действий были внесены заметные изменения в законодательную базу. Особенно значительное влияние на этот процесс оказали введение в стране военного положения и объявление всеобщей мобилизации. Задачи и функции органов милиции неизмеримо выросли. Правовые акты, принятые в годы Великой Отечественной войны, были направлены на обеспечение общественного порядка и государственной безопасности, укрепление дисциплины и правопорядка во всех звеньях государственного управления, повышение организованности и дисциплинированности всего населения, а военнослужащих и сотрудников милиции в особенности. Изменение правового положения органов российской милиции в военный период и было вызвано тем, что им пришлось выполнять многоплановые задачи, которые охватывали широкий спектр военно-мобилизационного, хозяйственного, общественно-политического и режимного направлений. Такая широта наглядно свидетельствует о существенной весомости действий милиции, а также войск и органов НКВД в целом, в экстремальных условиях.
В военное время органы милиции лишились значительной части своего личного состава, в основном кадрового и профессионального. Вновь пришедшие в милицию нуждались в глубокой правовой подготовке и, прежде всего, в постижении правильности выполнения имеющихся законодательных актов, основными из которых были Указы Президиума Верховного Совета
їЗ
рии Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 13. Оп.
2. Д. 1025.
4. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 302.
5. См.: История советской милиции. М., 1977. Т. 2.
6. См.: На боевом посту. 1943. 30 октября; Рокшин А. Наравне с мужчинами. //Милиция. 1995. № 3. С. 38 - 40; Павлов Н. Так было! // Будни от-важных. Сборник. Ростов н/Д, 1969. С. 149; Макеев В.В. Становление и развитие советской милиции (методическое пособие). Ростов н/Д, 1990. См.: История советской милиции. Т. 2. С. 64.
7. См.: Хвичия П. Гоузинская советская милиция в период Великой Отечественной войны. Тбилиси, 1982. С. 69; Из истории милиции советской Украины. Киев, 1965.
14
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4
СССР, предоставляющие правоохранительным органам большие права в обеспечении режима военного времени. Как видим, в тяжелейший для нашей страны период вся система государственного аппарата, войска и органы НКВД, в том числе милиция, подчинялись единой цели - обеспечить необходимый режим для действующей армии и тыла.
Литература
1. Николаев П. Ф. Омская высшая школа милиции МВД СССР! К 50-летию со дня основания. Омск, 1969.
2. Беда А. М., Янаев С. И. Московская милиция. Материалы к лекциям по курсу "Социальнополитическая историяXXв.". М., 1991.
3. См.: Центр документации новейшей исто-