Научная статья на тему 'Подготовка кадров для решения проблемы защиты объектов экономики и инфраструктуры городов от высокоточного оружия'

Подготовка кадров для решения проблемы защиты объектов экономики и инфраструктуры городов от высокоточного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING / ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ / ECONOMY OBJECTS / ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ / PRECISION WEAPONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баринов Александр Васильевич

В статье ставится проблема подготовки кадров для защиты объектов экономики и инфраструктуры городов от высокоточного оружия. Показана актуальность проблемы, обусловленная необходимостью сохранения объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, и подготовки высококвалифицированных кадров, способных организовать решение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баринов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING FOR SOLVING A PROBLEM CONCERNING WITH THE OBJECTS OF ECONOMY AND INFRASTRUCTURE PROTECTION AGAINST A PRECISION WEAPON

The article faces an issue of training the personnel for the protection of objects of economy and infrastructure against a precision weapon. This actual question conditioned by the necessity of saving the objects of economy steady functioning and population surviving in war time and for training a highly-qualified personnel capable to organize and solve this problem.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для решения проблемы защиты объектов экономики и инфраструктуры городов от высокоточного оружия»

УДК 78.19.11; 355.58.001

А.В. Баринов

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ ОТ ВЫСОКОТОЧНОГО ОРУЖИЯ

В статье ставится проблема подготовки кадров для защиты объектов экономики и инфраструктуры городов от высокоточного оружия. Показана актуальность проблемы, обусловленная необходимостью сохранения объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, и подготовки высококвалифицированных кадров, способных организовать решение данной проблемы.

Ключевые слова: подготовка кадров, объекты экономики, высокоточное оружие.

A. Barinov

PERSONNEL TRAINING FOR SOLVING A PROBLEM CONCERNING WITH THE OBJECTS OF ECONOMY AND INFRASTRUCTURE PROTECTION

AGAINST A PRECISION WEAPON

The article faces an issue of training the personnel for the protection of objects of economy and infrastructure against a precision weapon. This actual question conditioned by the necessity of saving the objects of economy steady functioning and population surviving in war time and for training a highly-qualified personnel capable to organize and solve this problem.

Keywords: personnel training, economy objects, precision weapons.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2013 года № 167) мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Основные нормативные документы и акты в области гражданской обороны:

1. Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61 в статье 21 «Гражданская оборона» устанавливает, что задачи и организация гражданской обороны определяются федеральным законом [1].

2. Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28 в статье 2 «Задачи в области гражданской обороны» устанавливает, что одной из основных задач в области гражданской обороны является проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки [2].

3. Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 03.09.2011 года) [3]: Статья 16 «Сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время», предполагает:

разработку и осуществление мероприятий по комплексной маскировке критически важных и потенциально опасных объектов, подлежащих в условиях военного времени защите от современных средств поражения.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2013 года № 167) [4].

Статья 11 и 20 «Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, а также мероприятия, необходимые для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное вр е-мя»; одной из важнейших задач гражданской обороны является защита объектов экономики и инфраструктуры городов от поражения высокоточным оружием.

Устойчивая работа объектов экономики имеет важнейшее значение для обороноспособности государства и обеспечения его потребностей в мирное время, поэтому с позиций защиты государственных интересов одной из важнейших проблем является проблема защиты объектов экономики, с целью сохранения экономического потенциала страны на уровне, обеспечивающем устойчивое функционирование экономики государства в условиях ведения войны.

Военные действия, и особенно, с применением высокоточного оружия (далее по тексту - ВТО) будут направлены, в первую очередь, на поражение жизненно важных объектов страны в целом, населения и Вооружённых Сил России, при этом потери мирного населения в ходе боевых действий значительно возрастают. Например, в первую мировую войну они составляли 5 %, во вторую мировую войну - 50 %, в войнах Кореи и Вьетнама - около 90 %.

Так, применение ВТО по объектам экономики не только приостановит их функционирование, но, и при нанесении ударов по потенциально-опасным объектам и другим объектам экономики, вызовет возникновение вторичных поражающих факторов, например, радиоактивного и химического заражения местности и объектов, наводнений, пожаров и взрывов, чем будет создана чрезвычайная ситуация, значительно снижающая безопасность населения в условиях ведения военных действий, при этом эффективность применения ВТО будет сравнима с применением ядерного оружия.

Характерными чертами военных конфликтов, определяющими важность применения ВТО являются: массированное применения ВТО; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры страны; возрастание роли воздушно-космического нападения. Возможные последствия для населения и территории страны определяются: прямыми потерями населения; параличом экономики; появлением масштабных очагов поражения от вторичных факторов; разрушением систем жизнеобеспечения; нарушением систем управления; массированным психологическим информационным воздействием; нарушением окружающей среды.

В настоящее время существует ряд очень важных объектов экономики, например, атомная электростанция, тепловая электростанция, гидроэлектростанция, а также, промышленные объекты и телевизионные башни, узлы связи и другие объекты, вероятность поражения которых высокая, они непосредственно связаны с обороноспособностью государства и жизнедеятельностью населения.

Основой ведения боевых действий США и НАТО является:

- нанесение с помощью ВТО так называемых «обезглавливающих ударов» по объектам систем государственного управления и военного руководства для дезорганизации управления;

- «разоружающие удары» по стартовым позициям ракет, аэродромам, пунктам базирования флота, складам ядерного оружия и материальных средств, лишающие противника возможности нанести ответный удар.

Новым в стратегии НАТО, и, прежде всего, США является ставка на разгром экономики противника. Такие цели США ставили и раньше, начиная с 1949 года, однако, как показал опыт локальных войн, именно эти объекты являются первоочередными для поражения, а количество поражаемых объектов составляет от 20-35 до 100 %.

Вероятный противник рассматривает военные и государственные объекты, объекты экономики и инфраструктуры для поражения с учётом их категории важности и приоритета.

Ключевые объекты экономики характеризуются:

степенью важности;

структурой;

характером застройки и производственным процессом;

допустимым временем вывода из строя;

степенью опасности возникновения вторичных поражающих факторов.

Эти объекты, играющие решающее значение для жизнеобеспечения ВС РФ и населения в военное время, имеют 3 категории важности и 8 уровней приоритета.

Большинство объектов экономики представляют собой сложные комплексы, которые, как правило, характеризуются разной устойчивостью и их «поведение» при воздействии средств поражения будет различным. Вывод из строя важных объектов экономики осуществляется не сплошным их поражением, например, «ковровым бомбометанием», а уничтожением или сильным разрушением наиболее важных критических элементов объектов, размеры которых в десятки и сотни раз меньше размеров самих предприятий, но важность и значение каждого критического элемента влияет на функционирование объекта экономики.

Основные критические элементы типовых объектов экономики, наиболее подверженных воздействию систем ВТО, будут иметь ожидаемое время их восстановления от 1-2 недель до 36 месяцев в зависимости от степени их повреждения и технической сложности объекта.

Приведённые выше нормативные правовые документы и акты определяют и подтверждают важность и необходимость подготовки специалистов гражданской обороны, способных организовать защиту объектов экономики и инфраструктуры городов, а также спасательных воинских формирований МЧС России. Рассмотрим основополагающие документы, которые раскрывают требования, предъявляемые к системе гражданской обороны в части подготовки кадров для решения проблемы защиты объектов экономики и инфраструктуры городов, спасательных воинских формирований МЧС России от ВТО.

Так, в [3] в разделе III «Основные направления единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» приведено направление государственной политики «Сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время» где, статья 16 предполагает:

разработку и осуществление мероприятий по комплексной маскировке критически важных и потенциально опасных объектов, подлежащих в условиях военного времени защите от современных средств поражения;

развитие способов и средств повышения устойчивого функционирования производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

В следующем направлении государственной политики «Совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны» в статье 18 предлагается осуществлять проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, а также разраба-

тывать и внедрять новые программы и методы обучения с использованием компьютерных технологий и тренажёров по развитию навыков поведения и осуществления действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе, и в чрезвычайных ситуациях военного времени.

В разделе «Реализация единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» отмечается, что единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной и всех органов исполнительной власти, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации. Координация деятельности всех ветвей органов власти в области гражданской обороны возложена на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации» [4] устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями, создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением защиты объектов экономики и инфраструктуры городов от ВТО, являются:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесённых в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

В наставлении [5] по организации действий подразделений спасательных воинских формирований МЧС России (временном, утверждённым в 2011 году главным военным экспертом МЧС РФ) задача проведения мероприятий по скрытию местонахождения от технических средств разведки и высокоточного оружия выделена в подраздел «Маскировка» для подразделений спасательного центра и роты, взвода и отделения.

Кроме вышеприведённых документов проблема защиты объектов экономики и инфраструктуры городов рассматривается в «Концепции комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время» [6], а также в руководстве по комплексной маскировке объектов в военное время.

Проблеме защиты объектов экономики от высокоточного оружия уделено также внимание в приказах МЧС России, в которых поставлена задача организации подготовки в системе обучения МЧС России: слушателей в Академии гражданской защиты, слушателей учебно-методических центров по ГОиЧС; в системе командирской подготовки офицеров органов управления.

Немаловажное значение для решения рассматриваемой проблемы имеет подготовка научных кадров в системе МЧС России, осуществляемая на основании паспорта специальности 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», в соответствии с которым изучаются закономерности

- 29

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3

возникновения, проявления и развития чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого -социального и военного характера на предприятиях промышленности, строительства и на транспорте, разрабатываются научно обоснованные стратегические, тактические, технологические и технические мероприятия для предотвращения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, и на основании паспорта специальности 20.02.24 «Гражданская оборона. Местная оборона», в соответствии с которым проводится исследование теоретических и практических проблем подготовки страны к защите населения, экономики страны и окружающей среды от военных угроз и опасностей в условиях современных войн и военных конфликтов, а также поддержания готовности государства, органов управления, сил и средств к предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Таким образом, вышеупомянутые нормативные правовые акты и документы требуют выполнения задач, возлагаемых на гражданскую оборону, а именно:

сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны.

Заключение

1. Для обеспечения эффективной защиты объектов экономики от ВТО необходимо иметь подготовленных специалистов в системе гражданской обороны России, способных организовать эту работу и функционирование спасательных воинских формирований МЧС России.

2. Анализ рассмотренных нормативных актов и документов показывает, что проблеме защиты объектов экономики и инфраструктуры городов, спасательных воинских формирований МЧС России от ВТО и сохранения экономического потенциала страны на уровне, обеспечивающем устойчивое функционирование экономики государства в условиях ведения войны, уделяется достаточно внимания, тем самым подчёркивается важность решаемой проблемы и отмечается, что она является одной из равных и важнейших проблем среди задач, возложенных на гражданскую оборону.

3. Итоги и уроки ведения войн с применение ВТО в Югославии и Ираке показывают, что готовность России к отражению возможной агрессии и подготовки её к отражению этой агрессии должна осуществляться в мирное время, а, как известно, решение всех проблем осуществляют подготовленные кадры.

Литература

1. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне».

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 «О гражданской обороне».

3. Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 03.09.2011 года).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации».

5. Наставление по организации действий подразделений спасательных воинских формирований МЧС России (временное, утверждено в 2011 году - Главным военным экспертом МЧС РФ).

6. Малышев В.И. Концепция комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Сб. материалов ЦСИ ГЗ, вып. 14, Москва, 1999 г., С. 53-74.

7. Руководство по комплексной маскировке объектов в военное время (проект), ЦСИ ГЗ, 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.