7. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
8. Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 624 с.
9. Вержицкий Г. А., Вержицкая Е. Н., Щеголенкова Е. С. Исследование социально-психологических факторов готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда // Учитель Кузбасса. - 2010. - № 2 (13). - С. 48-55.
10. Козлова Н. В., Вержицкая Е. Н. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования // Вестник ТГУ. - 2010. - № 341. - С. 178-180.
11. Кузяева Ю. М. Акмеологический аспект в структуре профессионализма педагогов. // Вестник Удмурд-ского университета. Философия. Психология. Педагогика.
- 2008. - Вып. 2. - С. 149-152.
12. Максимова В. Н., Полетаева Н. М. Акмеология последипломного образования педагога. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - 227 с.
13. Сосновских Н. В. Развитие акмеологической позиции ученика // Вестник Научной школы педагогов «АКМЕ». - Вып. 2. Акмеологическое моделирование
школьной образовательной среды: сборник научных статей / под ред. М. И. Лукьяновой. - Ульяновск: УИпКпРО, 2009.
- С. 19-28.
14. Акмеология: учебник. - 2-е изд., перераб. / А. А. Деркач [и др.] / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 424 с.
15. Манюкова Е. С. Акмеологическое консультирование в повышении квалификации педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: АПКиПРО, 2004. - 24 с.
16. Деркач А. А, Зазыкин В. Г., Маркова А. М. Психология развития профессионала: учебное пособие - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 121 с.
17. Кабаченко Т. С. Психология управления: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
18. Машков В. Н. Психология управления: учебное пособие - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
19. Козлова Н. В. Психолого-акмеологические основания высшего образования: учебное пособие. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 147 с.
20. Щеголенкова Е. С. Акмеологический подход в повышении квалификации как фактор психологического здоровья субъектов образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №6. - С. 141-147.
УДК / UDC 378:331.5 В. Ф. Торосян,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования Юргинского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, Юрга, Кемеровская область, Россия, [email protected] А. В. Тищенкова,
старший преподаватель кафедры естественно-научного образования Юргинского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, Юрга, Кемеровская область, Россия, [email protected]
Ve^ Torosyan,
associate professor of the Department of Science Education, Yurginsky Institute of Technology of National Research Tomsk Polytechnical University, Yurga, Kemero region, Russia, [email protected] Anna Tishchenkova,
senior lecturer of the Chair of Science Education, Yurginsky Institute of Technology of National Research Tomsk Polytechnical University, Yurga, Kemero region, Russia, [email protected]
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАК ВЗАИМОВЫГОДНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ ВУЗА И ПРОИЗВОДСТВА TRAINING FOR REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM AS MUTUALLY BENEFICIAL PROCESS FOR HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND PRODUCTION
В данной статье представлены некоторые элементы подготовки кадров для региональной социально-экономической системы как один из механизмов достижения конкурентоспособности и востребованности выпускников в совре-
менных производственных условиях России.
Особенностью интегрированной модели подготовки бакалавров в Юргинском технологическом институте (НИТПУ ЮТИ) является максимальная интеграция учебного процесса,
производственной деятельности и научно-исследовательской работы.
This work provides some elements of training for regional social and economic system as one of mechanisms of achieving competitiveness and demand of graduates in modern working conditions of Russia. A specific peculiarity of the integrated model of bachelors training at Yurginsky Institute of Technology (NRТPU YuTI) is the maximum integration of educational process, production and research work.
Ключевые слова: инженерно-производственная практика, сотрудничество, интеграция, профессиональная подготовка.
Keywords: engineering work practice, cooperation, integration, vocational training.
В настоящее время общепризнано, что научно-технические разработки, высокие технологии, наукоёмкая продукция и образовательный потенциал кадров являются главными движущими силами устойчивого экономического роста каждого региона и в целом страны. Поэтому технические университеты, готовящие для этого кадровую элиту и создающие инженерный потенциал, призваны научить своих выпускников инновационной культуре, инновационному мышлению и основам инновационной деятельности.
Одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона, являются трудовые ресурсы, включающие подготовку рабочей силы, качество образования, предоставляемого профессиональными учебными заведениями региона, а также квалификации, получаемые специалистами. Именно наличие в регионе сети промышленных предприятий требует от вузов подготовки кадров высшей квалификации для обеспечения развития и модернизации производства, что способствует сохранению научно-технического потенциала региона, обеспечивает интерес и безопасность региона в сфере сохранения и приумножения интеллектуального потенциала. А успешное трудоустройство молодых специалистов на внутреннем рынке региона позволяет решать проблему трудовой миграции в другие регионы страны.
Подготовка кадров для региональной социально-экономической системы представляет собой процесс выгодный как для вуза, так и для производства. Предприятия не только способны обеспечить рабочие места для молодых специалистов, но и оказать помощь в процессе практической подготовки молодого специалиста в течение всего образовательного процес-
са. Интеграция отдельных элементов трудового процесса в систему обучения позволяет сформировать такую образовательную среду, которая удовлетворяет всем качественным критериям модернизированной экономики. Кроме того, возможно обеспечить соблюдение количественного баланса, т. е. обеспечить такое количество специалистов, которое реально необходимо региональному рынку труда.
Взаимодействие системы высшего профессионального образования с системой регионального производства - это единый процесс, целью которого является соблюдение баланса кадрового потенциала и дальнейшее развитие социально-экономической системы. Участие региональных предприятий и производств в процессе подготовки кадров формирует эффективный механизм, позволяющий обеспечить быстрый переход молодых специалистов от процесса обучения к трудовому процессу. Таким образом, процесс обучения становится системой, трансформирующейся в соответствии с запросами и потребностями экономики региона.
Подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с реальными критериями рынка способствует повышению престижности получения высшего образования, предоставляемого учебными заведениями региона. Это в свою очередь способствует притоку молодежи, желающей обучаться в вузах региона.
Таким образом, подготовка кадров для региональной социально-экономической системы представляет собой многокомпонентный процесс, в котором задействованы представители бизнеса и промышленности, вузы региона и представители структур власти.
Реальная оценка сегодняшней системы инженерного образования заставляет искать новые подходы к качественному её изменению.
Отечественной и зарубежной высшими техническими школами разработаны и адаптированы многочисленные технологии подготовки инженерных кадров. Наиболее эффективными и перспективными являются такие системы подготовки специалистов, которые ориентируют студентов на выполнение определенных предприятиями конкретных инженерных функций (конструктора, оператора, инженера-тех-нолога, технического руководителя и т. п.). При этом сотрудничество между предприятиями и вузами может осуществляться по различным направлениям деятельности:
- совместные научные исследования проблем современного и будущего производства;
- совместная корректировка содержания и
структуры профессиональной подготовки;
- совместное планирование непрерывного профессионального совершенствования специалистов предприятия;
- совместная целевая подготовка специалистов для производства и др.
Основной целью высшего технического образования является необходимость обеспечить как профессиональную квалификацию, так и научить справляться с социально-профессиональными ситуациями.
Одной из основных задач для каждого региона является обеспечение условий для ускоренного вхождения выпускников профессиональных учебных заведений в общественное производство, их востребованность и повышение конкурентоспособности на рынке труда. Данное обстоятельство требует создания такой модели обучения, эффективность которой зависит не только от формируемых в результате её применения конкретных компетенций, но и от заложенной в самой модели степени гибкости и адаптивности по отношению к динамично развивающейся организационной среде.
Функциональная структура и содержание инженерной деятельности специалистов порождаются и формируются исторической практикой разделения и дифференциации инженерного труда на основе приобретенного в вузе научного базиса, а также умений и владения разнообразными инженерными функциями в соответствующих областях техники или отраслях производства.
На наш взгляд, решение проблемы качества профессиональной подготовки студентов технического вуза, их профессиональной адаптации и трудоустройства должно базироваться на новых принципах и подходах, отвечающих сложившимся в стране и регионах социальноэкономическим условиям.
В структурном подразделении Национального исследовательского Томского политехнического университета. в Юргинском технологическом институте, обеспечивающем реализацию конкретных образовательных программ, используется интегрированная модель подготовки бакалавров технических направлений. Основой такой модели является инженерно-производственная подготовка (ИПП), представляющая собой особую форму и неотъемлемую часть учебного процесса, основанную на личном участии студентов в производственном процессе предприятий города.
ИПП приобретает особую значимость в связи с изменениями, которые внесены в ФГОС ВПО-3 согласно приказу Министерства об-
разования и науки Российской Федерации от 18.05.2012 №1 657: «По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается звание «бакалавр-инженер». Целью инженерно-производственной подготовки является овладение профессиональными компетенциями ещё в процессе обучения, приобретение практического опыта работы на предприятии. Инженерно-производственная подготовка предполагает изучение отдельных разделов общеинженерных и специальных дисциплин на аудиторных занятиях (лекции, практике, лабораторных занятиях, семинарах, мастер-классах и др.).
ИПП призвана решать следующие задачи:
- укреплять и углублять теоретические знания, необходимые студентам технического вуза для эффективной работы в условиях современного производства;
- прививать навыки практической реализации теоретических знаний в вопросах организации управления производственными процессами и трудовыми коллективами;
- обеспечивать деятельность выпускников технического вуза на производстве в соответствии с их деловыми и личностными качествами и потребностями предприятия.
Система интегрированных связей между техническим вузом и предприятиями города предполагает, что организационно-методическое взаимодействие предприятий и вуза является многокомпонентным и непрерывным.
Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в ЮТИ НИ ТПУ включает в себя:
- учебные планы с гибкой системой профессиональной подготовки;
- рабочие программы учебных дисциплин инженерно-производственной подготовки;
- учебные пособия и методические разработки по содержанию инженерного труда и специфике инженерно-производственной подготовки;
- учебники, учебные пособия и конспекты лекций по дисциплинам инженерных направлений;
- программы инженерно-производственной практики.
В учебные планы подготовки бакалавров технических направлений в ЮТИ включена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» (7-й, 8-й семестры), аудиторные занятия в этот период проводятся в аудиториях вуза по вечерней форме. Теоретические начала производственной подготовки изучаются в курсе дисциплин «Основы инженерно-про-
изводственной подготовки», «Технология конструкционных материалов» и «Введение в машиностроительные технологии» и др.
Во время производственной подготовки студенты получают индивидуальные задания, в том числе и творческого характера. Завершающей стадией ИПП являются анализ, обсуждение и представление результатов в виде отчёта, содержащего схемы, чертежи, таблицы и др.
Важно отметить, что выпускникам технических вузов очень важно уметь находиться постоянно под давлением фактора времени, конкуренции, состояния рынка и затрат на разработку новых изделий. Осуществление целенаправленной и систематической аудиторной и внеаудиторной в интегрированной системе «вуз -предприятие» познавательной деятельности,
поощрение самостоятельности студентов позволяет получить положительную динамику формирования профессиональных компетенций студентов.
1. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования // Ю. А. Захаров, Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, Т. М. Чурекова. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 1996. - 160 с.
2. Пелевина Т. В. Студенческий коллектив как условие воспитания и обучения студентов. - Л.: ЛГУ,1980. -111 с.
3. Ростовецкая Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении. - Ростов-на-Дону, 1975. - 297 с.
4. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 101 с.
УДК / UDC 331.5 В. Л. Бибик,
кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Юргинского технологического института (филиала] Национального исследовательского Томского политехнического университета, Юрга, Кемеровская область, Россия, [email protected]
Vladislav Bibik,
PhD in Engineering Sciences, Docent, deputy director for education of the Yurga Institute of Technology (branch] of National Research Tomsk Polytechnic University, Yurga, Kemero region, Russia, [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ ON YOUTH EMPLOYMENT PROBLEM
В статье рассматриваются особенности актуальной на сегодняшний день проблемы роста молодежной безработицы, а также факторы, которыми он обусловлен. Предложены пути преодоления молодежной безработицы, в основе которого лежит социальное партнерство участников рынка труда. Ключевые роли в данной модели отводятся образовательным учреждениям и государственной службе занятости.
In article concerns urgent issues of youth employment, as well as the factors influencing rates of unemployment. It suggests ways to get over youth unemployment growth, basing on social partnership between educational institutions and labor market participants. The key part of this model belongs to educational institutions and public employment services.
Ключевые слова: безработица среди мо-
лодежи, профессиональное образование молодежи, социальное партнерство.
Keywords: youth unemployment, professional training of young people, social partnership.
Реализация государственной политики в области модернизации экономики, в т. ч. и образования, требует адекватного кадрового обеспечения и является делом не только ведомств и нескольких прорывных институтов развития, но касается всех субъектов Российской Федерации, требует безотлагательной мобилизации усилий всего общества.
Приоритет следующего десятилетия - создание инновационной экономики - это критический вызов для системы общего и профессионального образования. Правильно спрогнозировать направления развития новой структуры экономики, найти адекватные им механизмы подготовки кадров - наша главная