Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ, КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ, КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
подготовка кадров / инновационная экономика / экономическая безопасность / высшее образование / финансирование / экономическое развитие / инновации / технологический прогресс / конкурентоспособность / инвестиции / стабильность / специалисты / образовательные программы / экономические преступления / устойчивое развитие / personnel training / innovative economy / economic security / higher education / financing / economic development / innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эфа А.Д., Колотай И.А.

В настоящей статье рассматривается важность подготовки кадров для инновационной экономики в России как фактора обеспечения экономической безопасности страны. Исследована связь между экономической безопасностью и системой подготовки кадров для инновационной сферы, показано, что высококвалифицированные специалисты способны способствовать экономической стабильности и устойчивому развитию. Также проведен анализ государственных расходов на финансирование высшего образования в России за период 2016-2022 гг. и выявлено, что инвестирование в подготовку кадров способствует увеличению объемов инновационных товаров и снижению рисков. Подготовка высококвалифицированных специалистов и инновационные образовательные программы играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности России и укреплении ее позиций на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эфа А.Д., Колотай И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING FOR THE INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA AS A FACTOR OF RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY

This article examines the importance of personnel training for the innovative economy in Russia as a factor in ensuring the economic security of the country. The relationship between economic security and the system of personnel training for the innovation sector is investigated, it is shown that highly qualified specialists are able to contribute to economic stability and sustainable development. An analysis of government spending on financing higher education in Russia for the period 2016-2022 was also carried out and it was revealed that investing in training contributes to an increase in the volume of innovative products and reducing risks. The training of highly qualified specialists and innovative educational programs play a key role in ensuring Russia's economic security and strengthening its position in the global market.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ, КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 33 Эфа А.Д., Колотай И.А.

Эфа А.Д.

студентка 1 курса института экономики и управления Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)

Научный руководитель: Колотай И.А.

кандидат экономических наук, доцент Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ, КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация: в настоящей статье рассматривается важность подготовки кадров для инновационной экономики в России как фактора обеспечения экономической безопасности страны. Исследована связь между экономической безопасностью и системой подготовки кадров для инновационной сферы, показано, что высококвалифицированные специалисты способны способствовать экономической стабильности и устойчивому развитию. Также проведен анализ государственных расходов на финансирование высшего образования в России за период 2016-2022 гг. и выявлено, что инвестирование в подготовку кадров способствует увеличению объемов инновационных товаров и снижению рисков. Подготовка высококвалифицированных специалистов и инновационные образовательные программы играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности России и укреплении ее позиций на мировом рынке.

Ключевые слова: подготовка кадров, инновационная экономика, экономическая безопасность, высшее образование, финансирование, экономическое развитие, инновации, технологический прогресс, конкурентоспособность, инвестиции, стабильность,

специалисты, образовательные программы, экономические преступления, устойчивое развитие.

В современном мире, где технологический прогресс и инновации играют ключевую роль в развитии экономики, подготовка кадров для инновационной сферы становится все более важным аспектом обеспечения экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью понимают комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики государства, защиту экономических интересов и обеспечение стабильности финансовой системы [6]. Она включает в себя защиту экономической инфраструктуры от внешних угроз, обеспечение финансовой устойчивости, привлечение инвестиций, развитие конкурентоспособных отраслей экономики и защиту интересов на международном уровне. Экономическая безопасность зависит от эффективности государственного управления, уровня инвестиций и развития бизнес-среды, состояния финансовой системы, квалификации и доступности кадровых ресурсов, уровня конкурентоспособности экономики и инновационной активности [8]. Только обеспечивая все эти аспекты взаимосвязанными и сбалансированными, можно обеспечить стабильное и устойчивое развитие экономики, что является ключевым элементом обеспечения экономической безопасности государства в целом. Этим и занимаются инновационные кадры. Они играют важную роль в стабилизации экономической безопасности путем развития новых технологий, стимулирования инноваций, создания адаптивной среды, разработки устойчивых стратегий и повышения эффективности процессов [9]. Благодаря своему творческому мышлению, способности к видению сложных проблем с нестандартных ракурсов и быстрой адаптации к изменениям на рынке, инновационные кадры способствуют развитию компаний, увеличению их конкурентоспособности, минимизации рисков и обеспечению устойчивого и стабильного развития экономики в целом. Внедрение новых технологий, создание новых продуктов и услуг, улучшение бизнес-процессов и формирование инновационной среды являются ключевыми

факторами, благодаря которым инновационные кадры способствуют укреплению и стабилизации экономической безопасности [10].

Экономическая безопасность — это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей [6]. Экономическая безопасность, с точки зрения подготовки кадров для инновационной экономики в России, означает совокупность утвержденных взглядов на цели и стратегию государства по обеспечению безопасности личности, общества и государства от различных угроз, таких как политические, экономические, социальные, военные, техногенные, экологические, информационные и другие, учитывая имеющиеся ресурсы и возможности. Также подразумевается разработка методов и подходов к обеспечению экономической безопасности через подготовку специалистов, способных эффективно действовать в условиях инновационной экономики, с учетом поставленных перед ней задач и целей.

Экономическая безопасность тесно связана с системой подготовки кадров. Устойчивое экономическое развитие напрямую зависит от наличия высококвалифицированных кадров, способных создавать и поддерживать функционирующие экономические системы. Это не только обеспечивает экономическую стабильность и безопасность, но также улучшает управление ресурсами и участие в международных экономических взаимодействиях. С другой стороны, стимулирование инноваций и развитие технологий через инновационные программы обучения играют ключевую роль в формировании экономической безопасности. Создание новых технологий и продуктов, благодаря развитию креативности среди кадров, укрепляет конкурентоспособность страны и обеспечивает ее экономическую устойчивость. В целом, подготовка высококвалифицированных специалистов и инновационные образовательные программы способствуют сокращению

случаев экономических преступлений и потерь, что обеспечивает предотвращение экономических проблем, снижение уровня рисков и повышение эффективности деятельности организаций.

Подготовка кадров для инновационной экономики России - это стратегическая задача, заключающаяся в обеспечении обучения и развития высококвалифицированных кадров, способных работать в инновационной сфере и обеспечивать технологический прогресс и экономический рост [7].

Связь между экономической безопасностью и подготовкой кадров для инновационной экономики заключается в том, что подготовка кадров для инновационной экономики играет важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. Высококвалифицированные специалисты способны создавать новые технологии, повышать производительность труда и стимулировать экономический рост. Поэтому инвестирование в образование и подготовку кадров для инновационной экономики является важным компонентом обеспечения экономической безопасности России, способствует укреплению конкурентоспособности страны на мировом рынке и снижению зависимости от внешних факторов.

Большую роль в подготовке квалифицированных кадров играют высшие учебные заведения, осуществляющие образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Подготовка кадров для инновационной экономики в России тесно связана с государственными расходами на финансирование учреждений высшего образования. Суммы расходов государства на образование в динамике за 7 лет приведены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели динамики расходов учреждений высшего образования в России с 2016 по 2022 гг в миллиардах рублей.

Год уь, млрд.руб Абсолютный прирост Коэффициент роста Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1% прироста

Ац Аб Кц Кб Тц Тб ТцА ТбА А

2016 505,3 - - - - - - - - -

2017 512,5 7,2 7,2 1,014 1,014 101,4 101,4 1,4 1,4 5,053

2018 519,7 7,2 14,4 1,014 1,028 101,4 102,8 1,4 2,8 5,125

2019 585,2 65,5 79,9 1,126 1,158 112,6 115,8 12,6 15,8 5,197

2020 644,3 59,1 139 1,101 1,275 110,1 127,5 10,1 27,5 5,852

2021 649,7 5,4 144,4 1,008 1,286 108,8 128,6 8,8 28,6 6,443

2022 712 62,3 206,7 1,096 1,409 109,6 140,9 9,6 40,9 6,497

Среднее 589,8 34,5 98,6 1,1 1,2 107,3 119,5 7,3 19,5 5,7

Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики [3].

Как видим, расходы на финансирование учреждений высшего образования в России за рассматриваемый период постоянно растут. С 2016 по 2022 год показатель увеличился на 41%, что эквивалентно 206,7 млрд. руб. прироста. В номинальном выражении, а с учётом индекса дефлятора ВВП затраты на высшее образование в России выросли с 505,3 млрд. руб. (в 2016 году) до 649,3 млрд. руб. (в 2022 году), что показывает увеличение затрат в реальном выражении на 143,8 млрд. руб.

В 2019 году наблюдается наибольший прирост рассматриваемого показателя - на 12,6%, что составляет 65,5 млрд. руб.. прироста, по сравнению с предыдущим годом. В среднем с каждым годом расходы учреждений высшего образования увеличиваются на 7,3 % или на 34,5 млрд рублей.

Для составления прогноза на будущие годы, с помощью пакета Exel, была построена модель линейного тренда, представлена на рисунке 1.

800 700 600 500 400 300 200 100 0

Рисунок 1. Сглаживание ряда динамики расходов учреждений высшего образования (млрд. руб.) методом аналитического выравнивания по прямой.

Уравнение линейного тренда yt = 603,9 + 20,67^ показывает, что с каждым годом расходы учреждений высшего образования растут в среднем на 20,67 млрд рублей. Коэффициент аппроксимации равен 0,938, это значит, что модель объясняет 93,8% вариации данных. Модель точна и может использоваться для точечного прогноза данных:

603,9+20,67*7 = 748,59 млрд. руб. на 2023 год.

603,9+20,67*9 = 789,93 млрд. руб. на 2024 год.

С вероятностью 0,954 прогнозируемый объём расходов на 2023 будет находится в пределах от 727,14 до 770,04 млрд. рублей, а на 2024 ожидается что расходы могут варьировать в пределах от 768,48 до 811,38 млрд. рублей.

Таким образом, исходя из проведённых расчетов, можно сделать вывод, что финансирование высшего образования на территории Российской Федерации за рассматриваемый период, с 2016 г. по 2022 г., имеет постоянный рост. Если в 2016 году государственные расходы на подготовку кадров в номинальном выражении достигали 505,3 млрд. рублей, то на конец 2022 года величина таких расходов составила 712 млрд. рублей (0.48 % от ВВП страны), что на 41% больше 2016 года. Для сравнения, за 2022 год можно привести аналогичные данные по другим странам, например, в США - 1.1 % от ВВП, в Германии - 1.0 %, во Франции - 1.4 %, в Великобритании - 0.9 %, в Китае - 0.8 %, в Японии - 0.6 % от ВВП. Это говорит о том, что в России одна из самых низких

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

долей расходов на высшее образование по сравнению с другими странами. В России с каждым годом расходы на учреждения высшего образования в среднем увеличиваются на 7,3 % или на 34,5 млрд рублей.

Стоит отметить, что всего по данным Росстата объем инновационных товаров, работ, услуг по Российской Федерации составил сумму 132 011, 988,6 млрд. рублей в 2022 г., а расходы на высшее образование составили лишь 712 млрд. рублей (0,5% от объёма инновационных товаров).

По полученным данным, можно предположить, что вложение денежных средств в высшее образование, как ключевой подход в подготовке кадров для инновационной экономики в России, увеличивает объемы инновационных товаров и выручку организаций. Эта гипотеза нами была проверена методом корреляционно-регрессионного анализа. Объем инновационных товаров, работ, услуг и расходы на подготовку кадров для инновационной экономики в разрезе субъектов РФ приведены ниже в таблице 2.

Таблица 2. Объем инновационных товаров, работ, услуг и расходы учреждений высшего образования субъектов РФ в миллиардах рублей.

Объем

инноваци Расходы

-онных учреждени

Субъекты РФ товаров, работ, услуг, х1 (млрд рублей) й высшего образовани я в РФ, у1 (млрд.руб) ХУ х2 (хьх )2 (уьу)2

Центральный

федеральный 4 234 1 589 34666,

округ 2 057,9 275,2 566316 990,3 498,4 7

Северо-

Западный

федеральный

округ 855,9 71,2 60945,3 732 690,9 3 459,5 316,8

Южный

федеральный округ 253,7 31,6 8004,9 64 375,9 295 318,4 3300,5

СевероКавказский

федеральный округ 86,4 5,1 440,8 7 471,3 505 122 7039,2

Приволжский федеральный округ 2 046,1 206,9 423394,6 4 186 833,7 1 560 049,2 13905, 1

Уральский федеральный округ 668,1 80,7 53902,1 446 354,5 16 656,1 69,2

Сибирский федеральный округ 267,8 26,5 7085,3 71 757,1 280 138,4 3912,5

Дальневосточны й федеральный округ 141 14,9 2103,2 19 897 430 466,3 5489,3

1122192, 9 764 4 680 68699,

Итого 6377,3 712 4 370,8 708,4 4

1 220

Среднее 797,2 89 140274,1 546,4 585 088,5 8587,4

Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики [11].

В проведённых расчётах коэффициент корреляции принял значение равное 0,978, что по шкале Чеддока позволяет судить о том, что существует сильная прямая связь между изучаемыми переменными. Изменения в одной переменной с высокой вероятностью будут сопровождаться соответствующими изменениями в другой переменной. Это означает, что увеличение расходов на высшее образование коррелирует с увеличением производства и предложения инновационных товаров, работ и услуг.

Расчёт коэффициента детерминации показал, что на 95,6 % изменение роста объема инновационных товаров, работ и услуг, зависит от изменения расходов на высшее образование. Иными словами, примерно 95,6% изменений в объеме инновационных товаров, работ, услуг могут быть объяснены изменениями в расходах на высшее образование. Увеличение финансирования образования способствует росту инновационной активности и имеет стратегическое значение для развития регионов.

Также для наглядности, с помощью пакета Ехсе1, было построено корреляционное поле точек связи между объемом инновационных продуктов, работ и услуг и расходами учреждений высшего образования субъектов РФ, представленное на рисунке 2.

2 500,00 £ > 2 000,00 II £ « 1 500,00

I £ ® 1 000,00

о 5 а

х ^ 5 500,00

<о о.

9 ^ 0,00

5

^ £ ® ш го —

о

¡о 2

° Расходы учреждении высшего образования в РФ

(млрд.руб)

Рисунок 2. Корреляционное поле точек связи между объемом инновационных продуктов, работ и услуг и расходами учреждений высшего образования

субъектов РФ.

По поведению точек на графике видно, что при увеличении расходов учреждений высшего образования (ось У) объем инновационных продуктов, работ и услуг (ось X) также имеет тенденцию к увеличению.

С помощью пакета Ехсе1 было подобрано уравнение регрессии, описывающее связь между объемом инновационных продуктов, работ и услуг и расходами учреждений высшего образования субъектов РФ (рисунок 3).

2 500,00

£

£ > 2 000,00 I ^

о & й 500,00

го о 5 1 000,00

10 ™ >

0 & о- 500,00

1 § £—0,00

0 50 100 150 200 250 300

Расходы учреждений высшего образования в РФ (млрд.руб)

Рисунок 3. Тенденция связи расходов учреждений высшего образования и объема инновационных продуктов, работ и услуг субъектов РФ.

Уравнение регрессии имеет вид: у = 78,651 + 8,0731*x, что позволяет судить, что с увеличением финансирования образования на каждый миллиард рублей, объем инновационных товаров увеличивается на 8,073 миллиардов рублей.

Как видим, подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в инновационной сфере, и инвестирование в высшее образование выступают ключевыми факторами в обеспечении устойчивого развития экономики, укреплении ее позиций на мировом рынке и экономической безопасности в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основой экономической безопасности является возможность страны самостоятельно обеспечить свои потребности без зависимости от внешних поставщиков и технологий. Подготовленные кадры способны создавать и внедрять собственные инновации, что способствует увеличению объема инновационных товаров, работ и услуг, а следовательно, увеличивает национальную безопасность.

Таким образом, подготовка кадров для инновационной экономики является ключевым фактором для обеспечения экономической безопасности России, а анализ корреляции между объемом инновационных товаров, работ, услуг и финансированием образования, позволяет судить об эффективности такой подготовки, так, например, если связь между изучаемыми признаками окажется слабой, то вложения в подготовку кадров окажутся неэффективными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калашникова О В. Финансирование высшего образования в условиях перехода к инновационной экономике: Иваново, 2021 г;

2. Экстраполяция данных с пакетом Exel [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=owIOFl45lpg (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv %3DowIOFl45lpg& post=-60135921_1761);

3. Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/science;

4. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. / Общая теория статистики: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. - (Высшее образование);

5. Статья Концептуальные подходы к пониманию экономической безопасности: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ / Шубина Н.В. [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://journalaer.ru/fileadmin/user_upload/site_15934/2017/07-02-17_SHubina.pdf;

6. Колотай И.А. Экономическая безопасность / Колотай И.А. [Электронный ресурс] // Презентация: [сайт]. — URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2024/659e384e89ffe.pdf;

7. Беляева Г.Д., Макарец А.Б., Федоренко Г.А. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования / Беляева Г.Д., Макарец А.Б., Федоренко Г.А. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7572;

8. С. М. Сапожникова, Н. В. Рейхерт Экономическая безопасность: теоретические и практические подходы [Текст] / С. М. Сапожникова, Н. В. Рейхерт. — Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2021 — 119 c;

9. Т.Н. Помазуева Инновационные кадры: критерии отбора / Т.Н. Помазуева [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2541/1/Pomazueva.pdf;

10. Инновационные кадры для инновационной экономики / [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.m/article/n/innovatsionnye-kadry-dlya-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii/viewer;

11. Объем инновационных товаров, работ, услуг, по субъектам Российской Федерации, 2010-2022 гг. / [Электронный ресурс] // Росстат: [сайт]. — URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-

browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruG4VCF0FyiSGVJVOxEXDi4Ils

WU0e0-NbnXy1uD7zhIVCIexwkSTen0mafK7SmVXNqzUqS7BS0h28AGWKj-

HnorHsrOok5TC07Ak9bKZXvn9r_FcQ9T9AOgxGHuIDjMOnQ%3D%3D%3Fsign

%3D9sP_hMY8OoXYdhdzRenMxuqD8PENdABlusvaxlmcg08%3D&name=Innov-

3.xls&nosw=1;

12. Нахождение уравнения регрессии графическим способом с помощью пакета Excel / [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://yandex.ru/video/preview/12062952213327098766

Efa A.D.

Surgut State University (Surgut, Russia)

Scientific advisor: Kolotai I.A.

Surgut State University (Surgut, Russia)

PERSONNEL TRAINING FOR THE INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA AS A FACTOR OF RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY

Abstract: this article examines the importance of personnel training for the innovative economy in Russia as a factor in ensuring the economic security of the country. The relationship between economic security and the system of personnel training for the innovation sector is investigated, it is shown that highly qualified specialists are able to contribute to economic stability and sustainable development. An analysis of government spending on financing higher education in Russia for the period 2016-2022 was also carried out and it was revealed that investing in training contributes to an increase in the volume of innovative products and reducing risks. The training of highly qualified specialists and innovative educational programs play a key role in ensuring Russia's economic security and strengthening its position in the global market.

Keywords: personnel training, innovative economy, economic security, higher education, financing, economic development, innovation.

Efa A.D., Kolotai I.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.