УДК 614.8.015 EDN: NJPMCS
Подготовка кадров для государств СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях цифровизации образования
ISSN 1996-8493
D0I:10.54234/CST. 19968493.2023.20.S © Технологии гражданской безопасности, 2023
А.Н. Калайдов, А.А. Рюкина
Аннотация
В статье приводятся исторические сведения о подготовке по всем направлениям и уровням специалистов в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера для стран, входящих в Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера; раскрываются некоторые аспекты особенностей национально-ориентированного подхода при обучении с учетом частичного или полного перехода на дистанционную форму освоения основных образовательных программ. С целью реализации формирующе-оценивающей функции балльно-рейтинговой системы оценивания проводится педагогический эксперимент по применению методики расчета Grade Point Average для организации образовательного процесса при работе с иностранными слушателями.
Ключевые слова: Межгосударственный совет; национально-ориентированный подход; балльно-рейтинговая система; образовательный процесс; компьютерная деловая игра.
Personnel Training for the CIS Countries
in the Field of Emergency Prevention and Response
in the Context of Digitalization of Education
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.S © Civil Security Technology, 2023
A. Kalaidov, A. Ryukina
Abstact
The article provides historical information on training specialists in all areas and levels of the population and territories protection from natural and man-made emergencies for the countries that are members of the Interstate Council for Natural and Man-made Emergencies, reveals some aspects of the nationally-oriented approach to training, taking into account partial or complete transition to the remote form of basic educational programs grasp. In order to implement the formative-evaluating function of the mark-rating evaluation system, pedagogical experiment is being conducted on the application of the Grade Point Average calculation methodology for the organization of the educational process when working with foreign students.
Key words: Interstate Council; national-oriented approach; mark-rating system; educational process; computer business game.
27.02.2023
Введение
Более чем 30-летнее самостоятельное существование стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), в той или иной степени наложило отпечаток на ряд проблем, которые, в силу многолетних и даже многовековых связей, не только не перестают быть актуальными, но даже приобретают острое, актуальное содержание. Значительный отпечаток на взаимоотношения наших государств накладывают геополитические процессы, отражающиеся в действиях по разрешению их противоречий и соответствующих образовательных функциях [1].
При этом государства выполняют весь спектр накладываемых на них обязательств, задач, решение которых не всегда в полной мере может быть целесообразно осуществлять в одиночку, без привлечения соответствующих служб и формирований дружественных стран.
К числу проблем, решаемых государствами-членами СНГ, можно отнести, в числе прочих: разработку и реализацию наукоемких производств; обеспечение безопасности государства, общества и каждой личности в отдельности, причем в самых разнообразных сферах, а также организацию системы высшего образования.
Каждой стране в связи с этим нужны высококвалифицированные специалисты, способные в ограниченные сроки и с большой эффективностью решать нетривиальные проблемы современности, появляющиеся как в результате проявления побочных негативных эффектов развития научно-технического прогресса, так и в силу политических, территориальных, ресурсных и экономических проблем, возникающих в мире и проецируемых на локальные проблемы в конкретных регионах. Эти специалисты должны быть высокомотивированными, всесторонне подготовленными к выполнению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [2].
Несомненным достижением в сохранении и упрочении интегративных связей между странами, входящими в СНГ, можно в полной мере считать создание и успешное функционирование Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (МСЧС), в рамках которого созданы две рабочие структуры:
Корпус сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее—Корпус сил);
Научно-координационный совет базовой организации государств-участников СНГ в области науки и высоких технологий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций1.
Нормальное, эффективное функционирование обеих рабочих структур немыслимо без привлечения к работе в их составе специалистов, способных к решению стоящих перед ними задач и глубоко мотивированных на достижение целей, решаемых МСЧС, в первую очередь — на уровне местных пожарно-спасательных
гарнизонов (ПСГ) [3]. При этом опыт применения методов психологического тестирования необходимо оптимизировать для повышения качества подготовки кадров в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [4].
Обеспечение подготовки таких специалистов проводится в ходе совместной отработки практических мероприятий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, мероприятий оперативно-тактической и служебной подготовки органов управления и формирований различного уровня и ведомственной принадлежности, участии в научно-практических и научно-методических мероприятиях (конференциях, выставках, семинарах, совместных разборах крупных пожаров, ЧС и других деструктивных событий и т.д.). Однако базовая подготовка профессионалов, изначально посвятивших свою жизнь и преданных делу предупреждения, спасения и помощи, ложится на образовательные организации высшего образования, в том числе на Академию ГПС МЧС России (АГПС) [5].
Целью исследования является обобщение опыта организации образовательного процесса с иностранными слушателями АГПС в условиях цифровизации образования.
В связи с изложенной целью в ходе исследования решаются следующие задачи:
охарактеризовать качественный и количественный состав категории иностранных слушателей АГПС;
исследовать особенности применения национально-ориентированного подхода при балльно-рейтинговой системе оценивания иностранных слушателей АГПС;
оценить особенности организации педагогического контроля иностранных слушателей АГПС с применением дистанционных технологий;
показать возможности компьютерной деловой игры в обучении иностранных слушателей АГПС.
1. Из истории формирования
Института подготовки иностранных граждан АГПС
В целях решения задач гармонизации образовательных стандартов и практического их воплощения в жизнедеятельность соответствующих национальных служб в АГПС создан Институт подготовки иностранных граждан (ИПИГ), к преподаванию учебных дисциплин на котором привлекаются наиболее опытные и мотивированные сотрудники и работники.
Исторически деятельность ИПИГ АГПС МЧС России основывается на традициях, сформированных еще в прошлом веке.
Так, начиная с 1960 года, на факультете противопожарной техники и безопасности Высшей школы МООП РСФСР, затем на Специальном факультете Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД
1 Информация о деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ. Пространство интеграции. URL: https://e-cis.info/ cooperation/2959/77485/ (дата обращения: 18.04.2023).
СССР, далее в Институте подготовки иностранных граждан Академии прошло обучение 5023 иностранных курсанта и слушателя из 27 стран мира. В числе этих стран представлены: Народная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Республика (ГДР), Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), Монгольская Народная Республика (МНР), Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Народно-Демократическая Республика Йемен (НДРЙ), Демократическая Республика Афганистан (ДРА), Гвинейская Республика, Республика Гвинея-Бисау, Республика Куба, Республика Ангола, Республика Никарагуа, Республика Сербия и др.
Необходимо отметить, что выпускники специального факультета Академии занимали руководящие посты и возглавляли национальные противопожарные службы Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Монголии, Кубы, Абхазии и ряда других стран.
Научно-педагогические заслуги Академии не остались незамеченными на международном уровне: в 2008 году она за большой вклад в дело подготовки национальных кадров и укрепления дружбы между народами была награждена «Орденом Дружбы» Социалистической Республики Вьетнам.
Устойчивые, научно и методически обоснованные преподавательские традиции, заложенные в период существования СССР, продолжают быть основой дальнейшего развития тесных связей между народами государств, входящих в СНГ. Так, в Академии ГПС МЧС России проходят обучение представители Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Абхазия, Республики Таджикистан, Республики Армения, Республики Южная Осетия, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики и других государств.
В период с 2017 по 2022 год в Академии было проведено 13 курсов повышения квалификации, где 371 представитель иностранного государства прошел обучение и получил документ о дополнительном профессиональном образовании.
В 2021 году впервые за 30-летнюю историю существования МЧС России в Академии состоялся выпуск
12 кубинских специалистов, а также первый выпуск 12 иностранных граждан подготовительного отделения.
В рамках международного сотрудничества Академия поддерживает контакты более чем с 30 организациями зарубежных государств.
Если количество обучающихся иностранных граждан в 2010 году составляло 76 человек, в 2015 году — 172 человека, то на сегодняшний день в Институте подготовки иностранных граждан проходит обучение 234 представителя иностранных государств, в числе которых адъюнкты, слушатели и курсанты из 14 стран (по очной форме обучения — 189 человек, по заочной форме обучения — 45 человек) (рис. 1).
Вместе с изменением количественного состава обучающихся профессорско-преподавательский состав постоянно работает над повышением качества обучения, заключающемся в формировании такого уровня обученности, который позволит выпускникам Академии достойно и эффективно выполнять должностные обязанности в соответствии с их предназначением.
На эту сферу деятельности большое влияние оказали педагогические процессы, запущенные фактом вступления Российской Федерации в Болонские соглашения. Обучение проводилось по учебным планам и рабочим программам дисциплин, составленным в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Вместе с тем при обучении граждан СНГ возникла насущная потребность обязательного учета национальных особенностей обучающихся [6].
2. Применение национально-ориентированного подхода при балльно-рейтинговой системе оценивания иностранных слушателей АГПС
Особенности национально-ориентированного подхода при реализации основных образовательных программ следует учитывать в свете рассмотрения непрерывного снижения уровня владения обучающимися русским языком (о чем свидетельствуют результаты
2020 г. 2021 г. 2022 г.
Рис. 1. Изменение количества обучающихся в Академии ГПС МЧС России по годам: с 2020 по 2022 годы
ежегодно проводимого для иностранных слушателей всех уровней обучения входного тестирования, где более 70% интересующей нас категории иностранных слушателей магистратуры показывает знания, не отвечающие требованиям даже первого сертификационного уровня владения русским языком как иностранным), поскольку преподавание ведется именно на нем. Кроме того, русский язык является языком межнационального общения обучающихся в пределах одной группы или различных учебных групп [6].
Авторами статьи за последние несколько лет проводился ряд исследований и обобщения опыта педагогической деятельности, осуществляемой по подготовке кадров для государств СНГ, причем рассматривались различные аспекты. В первую очередь внимание было обращено на повышение мотивации обучающихся к приобретению задаваемого уровня знаний, умений, навыков, т.е., пользуясь современной терминологией, компетенций [7].
Так, Авакова О. В. отмечает, что «основным фактором, который затрудняет процесс адаптации, все студенты <.. .> назвали языковой барьер» [9, с. 57].
В условиях необходимости одновременного синхронного обучения русскому языку в рамках дисциплины «Иностранный язык (русский язык) в профессиональной сфере» и овладения профессиональными компетенциями в рамках учебной дисциплины «Техногенный риск объектов экономики и территорий», являющейся базовой для обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 25 мая 2020 года № 6782, авторы провели естественный педагогический эксперимент, при котором его участники не знали о проводимом эксперименте и своей роли в качестве испытуемых. Участников ознакомили с заданиями, но им не сообщали о том, когда начнется эксперимент и в качестве кого они будут выступать.
Результаты эксперимента выражены в описательной форме в [7, 8].
В качестве инструментария сбора данных эксперимента была выбрана адаптированная разновидность балльной оценки слушателей — средний балл Grade Point Average (GPA). Математическая суть его представляет среднее арифметическое оценок, полученных за темы дисциплины, с учетом затраченного на них времени.
Таблицы, представленные на рис. 2, 3, 4 [7, 8], являются по сути промежуточным результатом обработки данных, собранных при обучении слушателей—представителей различных языковых групп по изучению одной учебной дисциплины, при непосредственном общении между ними на русском языке как языке международного общения.
Принятая в Академии балльно-рейтинговая система предопределила выбор в качестве критерия оценки работы обучающихся балльного ряда, согласно которому различным видам занятий присваивается своя система показателей, исходя из степени сложности материала [7, 10].
По наблюдениям А. Н. Ременцова и М. Н. Кожевниковой, в настоящее время «большинство исследователей рассматривает иностранный контингент обобщенно, без учета национальной специфики учащихся» [11, с. 8].
После обработки данных можно резюмировать, что в результате констатирующего эксперимента было установлено реальное состояние объекта исследования (обучающихся в многонациональных группах с низким первичным уровнем владения русским языком) в его естественной деятельности.
Роль исследователя в этом эксперименте—это констатация фактов, зависимостей и состояний педагогической системы. Предварительный анализ результатов изучения тем дисциплины показывает, что происходит перманентное наращивание среднего значения GPA. Говорить о положительном влиянии балльно-рейтинговой системы на формирование уровня подготовки специалистов (компетенции) с учетом индивидуальных национальных
Главная Вставка Разметка страницы Формулы Данные Рецензирование
& Вырезать Ща) Копировать * Формат по образцу Буфер обмена
А* а' = S5 Перенос т<
Ж К Ч '
Шрифт
I А ■
== == tF lH Объединить и поместить в центре ' Выравнивание
Условное Форматировать Стили форматирование' как таблицу' ячеек' Стили
Вставить Удалить Формат Ячейки
В32 » (" *1
0 8 1 с О Е F СИ СЕ ГШ ш LU м N О i р LH [1] и V w ЕЖ ш Z Ш1
1
2 Среднее значение 0% 40% 43% 67% 70% 73% 77% 80% 83% 87% 90% 93% 97%
3 Буквенная оценка F 0- D D+ С- С С» 8- 8 8» А- А А»
4 Средний балл (GPAJ 0.00 0,67 1,00 1,33 1.67 2,00 2,33 2,67 о о 3,33 3,47 4,00 4,00
5 7118 Тм
6 | Название задания ил и кон-рольной роботы Л-1 С-1 л-2 С-2 Л-3 С-3 Л-4 С-4 л-5 С-5 л-6 С-4 л-7 С-7 ПЗ-7 Л-8 С-8 пз-а Л-9 С-9 ПЗ-9
7 1 Максимальное число баллов 2 2 * 2 5 2 5 2 5 2 2 5 * 2 5 5 5 5
8 Crap, группы Молдоев К.М.
9 Дисциплина ТРОЭиТ | Общее число задани й и контрольных рабо 21
10 Год/селдес7р/че7еер7ь 1 Общее максимальн эечисло баллов: 78
11 12 13 г_ _
щдвз^Н Чопоев У.К. I 71,00% С- 1,67 1 5 I 2 I 1 2 3 2 2 2 4 2 3 4 2 3 4 2 5 4
14 Полаян А.С. 2 г65,00% ъ '1.00 1 4 I 2 I 3 2 1 1 2 2 3 2 3 4 2 3 4 2 4 4
15 Матевосян К.Г. 3 72,00% гс- г1.67 1 3 I 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 4 2 4 4 2 5 4
16 Молдоев К.М. 4 г35,00% "В г3.00 2 4 2 5 2 2 1 4 2 4 2 5 2 4 4 2 4 4 2 4 5
17
18 Успеваемость класса | Среднее знамение буквенноя оценка Средний балл (GPA) Л-1 С-1 Л-2 С-2 Л-3 С-3 Л-3 С-4 Л-5 С-5 Л-6 С-6 Л-7 С-7 ПЗ-;Л-8 С-8 С-9 ПЗ-'
19 Среднее значение ">3.2556 "с '1 г4 Г1 "3 "2 '2 г2 '3 2 '3 '2 Г4 2 г3 г5
20 Высший балл -85.00% 3.00 "2 "5 "2 "5 "2 '3 г2 '4 2 *4 '2 '5 '2 '4 г г г г г "4 2 А "4 2 г5 "5 '
21 Низший балл '65.00% ■ь '1.00 ч -з Г1 "2 Г' 5И Г1 1 '2 '2 '3 '2 '3 '4 ■■5^5 "4 "2 "4 "4 '
Рис. 2. Фрагмент таблицы оценки слушателей по среднему баллу Grade Point Average (GPA) в 2019 году [7, 8]
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2020 года № 678 «Об утверждении федерального государствен-
ного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 20.04.01
Техносферная безопасность» [Электронный ресурс] // URL: 200401_M_3_21072020.pdf (дата обращения: 13.04.2023).
https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/
Разметка страницы
Вид
Надстройки
& Вырезать -1 Щд) Копировать »
Формат по образцу Буфер обмена
Century Gothic »9 ' А* л"
ж к ч » | щ * А"
Шрифт ri
[=]' Перенос текста Общий
if: Щ §Ц Объединить и поместить в центре » Выравнивание ь
% ООО too Число
Условное Форматировать Стили форматирование » как таблицу » ячеек » Стили
Вставить Удалить Формат
Z Автосумма щ] Заполнить Q_ Очистить •
Р<
133
X
Н п I J I К | L | й | N | О | Р | а | R | S | Т | U | V | W | X | V | г | М| АВ | АС
Среднее значение 0% 60% 63% 67% 70% 73% 77% 80% 83% 87% 90% 93% 97%
Буквенная оцемка F D- D D+ С- С С+ В- В В+ А- А А+
Средний балл {GPA] 0,00 0,67 1,00 1,33 1,67 2,00 2,33 2,67 3,00 3,33 3,67 4,00 4.00
7119Тм Название задания или контрольной работы Максимальное число баллов Л-1 2 С-1 5 | Л-2 С-2 Л-3 С-3 2 5 2 5 Л-4 2 С-4 Л-5 С-5 Л-6 С-6 Л-7 5 |2 |5 ¡2 |5 12 С-7 ПЗ-7Л-8 С-8 ПЗ-8Л-9 С-9 Г Г г ^ г г г ПЗ-9 5 экз. 5
Стар, группы Жолдошов К.М
Дисциплина ТРОЭиТ Общее число заданий и контрольных работ: 22
Год/семестр/четеерть Общее максимальное число баллов: 83
Жолдошов К.М 1 72,00% с- 1,67 Л-1 2 С-1 5 Л-2 1 С-2 2 Л-3 1 С-3 1 Л-3 2 С-4 3 Л-5 2 С-5 2 Л-6 2 С-6 4 Л-7 2 С-7 3 ПЗ/ 4 Л-8 2 С-8 3 П 4 -г Л-9 2 С-9 5 ПЗ- 4 экз. 4
Сайхнаа С 2 г67,00% "D+ "1,33 2 4 2 2 1 3 2 1 1 2 2 3 2 3 4 2 3 4 2 4 4 3
Энхбайяр Б. 3 Г72,(ХЖ Гс- "1.67 2 3 1 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 4 2 4 4 2 5 4 3
Чыонг Ван Хынг 4 "86,0095 "В "3,00 2 4 2 5 2 2 1 4 2 4 2 5 2 4 4 2 4 4 2 4 5 5
Высший балл Низший балл
Средний балл (GPAJ Л-1 С-1 Л-2 С-2 Л-3 С-3 Л-3 С-4 Л-5 С-5 Л-6 С-6 Л-7 С-7 ПЗ-7Л-8 С-8 ПЗ-*Л-9 С-9 ПЗ-' Экз \92 '2 'А "2 '3 '2 '2 '2 '3 '2 '3 '2 'А '2 '3 'А '2 'А '2 J 'А ^ 'А
-2 I П I 4 i П '2 '2 I I '3 '4 I 1 'A '2 '4 'A ' I
Рис. 3. Фрагмент таблицы оценки слушателей по среднему баллу Grade Point Average (GPA) в 2020 году [7, 8]
Главная j Вставка Разметка страницы Формулы Данные Рецензирование
jt Вырезать -1 Щд) Копировать »
Формат по образцу Буфер обмена
Century Gothic »9 ' А* л"
ж к ч » | щ * А"
Шрифт ri
= ш [si ty' Перенос текста Общий Ш Ш Щ ?F =F §И Объединить и поместить в центре v ^ * % ООО *оо _Выравнивание_Q__Число_
Условное Форматировать Стили форматирование» как таблицу ячеек» Стили
Вставить Удалить Формат
Z Автосумма [ф] Заполнить Q_ Очистить •
Р<
133
X
X
С | Н П | J | К | L | М | N | О | Р |a|R|S|T|U|V|W|X|Y|Z|M|AB| AG~|
Среднее значение 0% 60% 63% 67% 70% 73% 77% 80% 83% 87% 90% 93% 97%
Буквенная оценка F D- Р D+ С- С С+ В- В В+ А- А А+
Средний балл fGPAj 0,00 0,67 1,00 1,33 1,67 2,00 2,33 2,67 3,00 3,33 3,67 4.00 4,00
7119Тм Стар, группы Л-1 С-1 Л-2 С-2 Л-3 С-3 Г г г г г г С-7 ПЗ-7Л-8 С-8 ПЗ-8Л-9 С-9 Г Г г ^ г г г ПЗ-9 5
Максимальное число >аллов 2 [5 |2 |5 ¡2 |5 12 5
Жолдошов К.М
Дисциплина ТРОЭиТ Общее чис лозадании и контрольных рабо 22
Год/семестр/четверть Общее ма ссимальное число баллов: 83
Жолдошов К.М сП Л-2 С 2 Л-3 Г С4 Л5 —— _
72,00% С- 1,67 2 5 2 1 2 3 2 2 2 4 2 3 4 2 Г 4 г" 5 4 4
Сайхнаа С 2 67,00% Ъ+ 1,33 2 4 2 2 1 3 2 1 1 2 2 3 2 3 4 2 3 4 2 4 4 13
Энхбайяр Б. 3 "72,00% "С- "1,67 2 2 3 4 1 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 4 2 4 4 2 5 4 3
Чыонг Ван Хынг 4 "86,00% "В "3,00 2 5 2 2 1 4 2 4 2 5 2 4 4 2 4 4 2 4 5 5
17
18 19
Высший балл Низший балл
%.25%
'1,92
1
Л-1 С-1 Л-2 С-2 Л-3 Г2 '4 г2 '3 '2
\%Х \ \
С-3 Л-3 С-4 Л-5 С-5 Л-6 С-6 Л-7 С-7 '2 г2 3 г2 '3 г2 '4 г2 '3 "4
? ? ? 3
'2 "5 '2 '2 '3 '2
, С-» „3-_
'2 "5
'3 'А '2 "3 'А '2 '4 ' I
V,<m
Рис. 4. Фрагмент таблицы оценки слушателей по среднему баллу Grade Point Average (GPA) в 2021 году [7, 8]
особенностей иностранных обучающихся, отвечающих требованиям национально-ориентированного подхода в образовании, можно будет после изучения внутренних механизмов и свойств развития и становления объекта исследования [6].
С целью определения интенсивности и направленности динамики развития личности дополнительно может быть проведен формирующий эксперимент, в ходе которого могут быть изучены и исследованы качества, явления и характеристики объекта исследования непосредственно в процессе их формирования и развития. Поскольку при этом исследователи начинают пользоваться термином «качество», авторам видится применение адаптированных методов квалиметрии.
3. Особенности организации педагогического контроля иностранных слушателей АГПС с применением дистанционных технологий
Для формирования правильных индивидуальных структур знаний необходимо стремиться к отсутствию (минимизации) пробелов (разрывов в знаниях). По
мнению Сидаковой Н. В., «образовательный потенциал студентов технических специальностей находится в прямой зависимости от владения иностранным языком и возможности получать и перерабатывать оригинальную информацию на этом языке с помощью электронных носителей» [12, с. 155]. Уровень знаний определяется вкладом (приложением личных усилий) обучающегося в совместный процесс обучения, а также зависит от его способностей. Структура знаний находится в прямой зависимости от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, от мастерства преподавателя, от объективности контроля [11, 13].
По мнению ряда ученых-методистов, основными принципами контроля и диагностики обучающихся являются систематичность и объективность. Одним из наиболее эффективных средств поэтапного и итогового контроля в образовательном процессе является тест. В этой связи преимущество процедуры тестирования заключается в том, что она основывается на законах квалиметрии, которые гарантируют объективность и независимость системы оценивания.
В рамках преподавания русского языка как иностранного активное введение тестового контроля
началось с 1994 г. в связи с формированием и распространением Российской государственной системы тестирования (ТРКИ).
В приказе Минобрнауки России3 предполагается, что «тестирование проводится в устной и письменной формах, в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий». Однако в настоящий момент в методической науке проблема организации тестирования иностранных граждан рассматривается на уровне отдельных случаев использования информационно-коммуникативных форм (аудио-, видеоряда, презентаций и т.п.) без их комплексного использования в ходе электронного тестирования.
Современная система высшего образования в значительной мере опирается на подходы, базирующиеся на рейтингово-балльной оценке обучающихся. Следовательно, преподаватель при организации контроля должен учитывать необходимость ранжирования обучающихся с учетом критериев национально-ориентированного подхода. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов.
Для достижения этих целей в ведущих вузах страны разработаны интегрированные в электронную образовательно-информационную систему программные решения, однако авторами в ряде случаев применялись такие программы, как Google Формы, Yandex Forms, Online Test Pad [14].
Все эти программы обладают схожестью настроек, позволяющих организовать проведение тестирования в различных режимах: тренировочном, обучающем, итоговом. Имеются возможности сбора ответов и идентификации обучающихся. Вопросы могут составляться по разным параметрам: текст или текстовая строка, один или несколько из списка, раскрывающийся список, множественный выбор и т.д. При этом, по нашему мнению, важным недостатком указанных программ является невозможность полной идентификации обучающегося при ответе на вопросы теста. Такая возможность наиболее полно реализована в программе Online Test Pad. Кроме того, в этой программе имеются такие решения, как «Опросы», «Комплексные задания», «Уроки», «СДО». Каждое из этих решений имеет свои настройки, позволяющие творчески организовать проведение занятия и контроля, сообразуясь с целями, поставленными на конкретном занятии, а также выстраивать последовательность их проведения в логической увязке, определенной рабочей программой дисциплины [14].
Электронные ресурсы для контроля знаний иностранных слушателей находят свое применение во всех видах контроля: входного, промежуточного, итогового, самоконтроля. В ходе оценочных процедур осуществляется дифференцирование студентов на категории по степени усвоения русского языка как иностранного, что позволяет организовать внутри многонациональной
группы работы по самотестированию и взаимотестированию. Таким образом, достигается индивидуализация процесса обучения, которая позволяет вовремя фиксировать возникающие ошибки, а также не допускать закрепления неправильных знаний и умений по специальным дисциплинам [14].
Дальнейшее повышение качества образования должно основываться на результатах исследований, посвященных изучению этого феномена. В частности, необходимо в сочетании с национально-ориентированным подходом в образовании активно применять современные модели образовательной системы, обеспечивая переход от дуальной и триальной моделей образования к пентакль-моделям, учитывающим повышающуюся роль выпускника ООВО, назначенного в будущем на руководящую должность, и не только понимающим роль науки и образования в практической деятельности пожарно-спасательных формирований, но и активно продвигающим последние достижения научно-технического прогресса [15]. А подобная модель мышления как раз и закладывается, формируется на занятиях, максимально насыщенных действиями, приближенными или наиболее верно имитирующими реальные действия подразделений.
4. Возможности компьютерной деловой игры в обучении иностранных слушателей АГПС
Одними из самых действенных видов занятий, на которых возможно привитие устойчивых навыков в проведении расчетов, обосновании оперативно-тактических действий подчиненных и взаимодействующих формирований, в выработке решений на применение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, в элементах планирования этих действий, организации управления и взаимодействия, являются деловые (командно-штабные) игры, фрагмент плана-календаря проведения одной из которых приведен на рис. 5.
Сам по себе этот вид проведения учебного занятия, являясь заключительным, итоговым, наиболее сложным в организации и проведении, апробирован в практике подготовки обучающихся довольно давно. Однако в силу причин объективного характера, безусловного следования требованиям Болонской системы, они были из учебной программы удалены, и в последние восемь лет не проводились. Авторы подчеркивают необходимость возрождения практики проведения многостепенных, многосоставных, международных компьютерных деловых игр.
В условиях частичного, но все более востребованного перехода на дистанционные формы освоения образовательных программ возможно реализовать этот вид учебного занятия в компьютерной деловой игре (КДИ). Особенности порядка разработки и проведения компьютерной деловой игры заключаются в необходимости учета ряда параметров: состав руководства
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2014 г № 667 «Об утверждении формы и Порядка проведения государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку» [Электронный ресурс] // URL: http://ivo. garant.ru/#/document/70706984/paragraph/1:0 (дата обращения: 18.04.2023).
09:00
11:30
Нзчал^тлди 0915
Повышенная готовность
/ 09:30 Тюстановка задач
гппр внии гочс
нарастание угрозы агрессии ^20
9 Оперативный скачск
о
09-0П-18-00 25 05 Пе^ый день
11:00-11:30 Частное заслушиваь
11:10 -11:20 Зэегудо»»** Руноюгит»*« ОГГУ МЧС России
11:20 • 11:30 ЗхГкЬПМ'« Гругпы ге«т*ог* ГУ МЧС Рос си
17:30 Посредники- 6 отчеты за 1 день^
СЮ
09:00-16:00 26.05 Второй день
[1:30-11:45 Доклад За^н^н.ГУ МЧС России
11:30
Начало общего заслушивания
12:00-12:15 Доклад Руководителя ГК
~Р
12:35-12:50 Доклад Руководителей
13:00
Окончание общего заслушивания
14:30
Начало общего разбора
15:00
Окончание общего разбора
Рис. 5. План-календарь проведения компьютерной деловой игры в графическом виде (вариант) [16]
и посреднического аппарата, разрабатываемые документы и др. С учетом специфики каждой конкретной КДИ необходимо вносить изменения в состав руководства и посреднического аппарата. В этом случае возникает необходимость создания специальной группы специалистов по программно-аппаратному обеспечению (ПАО), формулирования и постановки ей задач. В то же время компьютерные деловые игры обеспечивают: сокращение сроков на обучение специалистов в области гражданской обороны и защиты населения;
сокращение времени на организацию и проведение деловых игр;
уменьшение финансовых затрат на организацию и проведение обучения специалистов в области гражданской обороны и защиты населения;
развитие умения работы с компьютерными программами;
возможность моделирования вариантов развития событий при выполнении мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для проведения компьютерных деловых игр необходимо иметь:
специальные учебные компьютерные центры (классы);
автоматизированную единую (локальную) компьютерную сеть в органе управления;
Литература
1. Еремин А. В. Подходы к реализации образовательных программ при дистанционном обучении в вузах МЧС России и МЧС Донецкой Народной Республики / А. В. Еремин, О. Н. Орлова, Л. В. Краснова // Технологии гражданской безопасности. 2022. Т. 19. № 1 (71). С. 58-61.
2. Заворотный А. Г. Предложения по повышению уровня готовности личного состава сил ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению аварийно-спасательных работ на радиоактивно загрязненной местности // Технологии гражданской безопасности. 2022. Т. 19. Спецвыпуск. С. 79-88.
3. Калайдов А. Н. Проблемы повседневной деятельности пожарно-спасательных гарнизонов / Калайдов А. Н., Литвинчук Н. Н., Фирсов А. В., Давыдов Р. А. // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны в Год 90-летия со дня образования Академии ГПС МЧС России. В 5-ти ч. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. С. 113-118.
4. Талалаева Г. В. Об опыте применения методов психологического тестирования для повышения качества подготовки кадров в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Г. В. Талалаева, А. А. Кузнецов // Технологии гражданской безопасности. 2022. Т. 19. Спецвыпуск. С. 106-112.
5. Заворотный А. Г. Повышение уровня образования путем совершенствования методического мастерства преподавателя / А. Г. Заворотный А. Г., В. В. Сарычев // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2013. № 4. С. 60-63.
6. Национально-ориентированная модель преподавания русского языка как иностранного: коллективная монография /
A. А. Рюкина, Е. В. Филиппова, Т. А. Лукашова, С. А. Алиуллина,
B. В. Акимова. М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. 143 с.
7. Калайдов А. Н. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний в контексте национально-ориентированного подхода в обучении иностранных слушателей инженерных специальностей / А. Н. Калайдов, А. А. Рюкина // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 4 (38). С. 99-108.
8. Калайдов А. Н. К вопросу оценивания уровня сформированно-сти компетенций иностранных слушателей образовательных организаций пожарно-технического профиля / А. Н. Калайдов, А. А. Рюкина // Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 4-х ч.. Том Ч. IV. М.: Академия ГПС МЧС России, 2022. С. 116-123.
разработанные математические модели и компьютерные программы.
В определенных объемах материально-техническая основа для проведения КДИ уже имеется и в ООВО, и у обучающихся на местах. Поэтому значительных трудностей с организацией КДИ возникнуть не должно.
Выводы и заключение
Таким образом, цифровизация современной жизнедеятельности государственных структур, экономики, а также образовательной деятельности не только позволяет, но и должна быть учтена и применена для повышения качества освоения образовательных программ всех уровней. В особенности ее роль повышается при введении различного рода ограничений, накладываемых в связи с эпидемической, социально-политической или экономической обстановкой [17]. При этом не стоит подменять «живое» общение педагогов с обучающимися применением информационно-коммуникационных технологий, а органично и творчески встраивать их в существующую систему обучения и воспитания, открывая новые горизонты для достижения целей гармонизации образовательных процессов с требованиями времени и повышая уровень межнационального общения на благо защиты государств, обществ, населения от угроз и опасностей самого широкого спектра действия.
9. Авакова О. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 54-61.
10. Сарычев В. В. О системе рейтинговых оценок деятельности учебных подразделений вузов и их сотрудников / В. В. Сарычев, А. Г. Заворотный // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2015. № 2. С. 55-59.
11. Ременцов А. Н. Методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан в российской высшей школе / А. Н. Ременцов, М. Н. Кожевникова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2013. № 4. С. 7-10.
12. Сидакова Н. В. Использование профессионально-ориентированных аутентичных материалов в обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 154-157.
13. Аванесов В. С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций) [Электронный ресурс] // URL: http:// charko.narod.ru/tekst/biblio/Avanesov_Teoriya_i_metod_ped_ izmer.pdf (дата обращения: 18.04.2023).
14. Калайдов А. Н. К вопросу цифровизации педагогического контроля в системе высшего образования / А. Н. Калайдов, А.А. Рюкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Цифровизация высшего образования в России: перспективы и проблемы». М.: Издательство ЧОУ ВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2022. С. 201-209.
15. Калайдов А. Н. Опыт подготовки высококвалифицированных кадров для высшего начальствующего состава в Академии ГПС МЧС России // Сб. материалов научно-практической конференции «Проблемы противодействия техногенным, биогенным, социокультурным угрозам и пути их решения», 24 ноября 2022 года. М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). С. 38-43.
16. Калайдов А. Н. Формирование профессиональных специальных компетенций в образовательных организациях высшего образования пожарно-технического профиля: Монография / А. Н. Калайдов, С. В. Подкосов, А. Г. Заворотный, О. Л. Мануйло, А. Н. Неровных. М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. 65 с.
17. Калайдов А. Н. Педагогический контроль в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровизации / А. Н. Калайдов, А. А. Рюкина // Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности» в Год 90-летия со дня образования Академии ГПС МЧС России: в 5 ч. Ч. V. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. С. 64-71.
Сведения об авторах
Калайдов Александр Николаевич: к. в. н., доц., Академия ГПС МЧС России, проф. каф. гражданской обороны, защиты населения и территорий. Москва, Россия. SPIN-код автора: 9093-0059.
Рюкина Анастасия Александровна: к. филолог. н., Московский университет им. С. Ю. Витте, зам. зав. каф. социально-гуманитарных дисциплин. Москва, Россия. SPIN-код автора: 2965-0883.
Information about author
Kalaidov Alexander Nikolaevich: PhD (Military Sc.), Associate Professor, Academy of the State Fire Service EMERCOM of Russia, Professor of the Department of Civil Defense, Protection of the Population and Territories. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 9093-0059.
Ryukina Anastasia A.: PhD (Philological Sc.), Moscow University named after S. Yu. Witte, Deputy Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 2965-0883.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции. http://elibrary.ru/item.asp?id=26496461
Акимов В.А. и др. Наземно-космический мониторинг чрезвычайных ситуаций. http://elibrary.ru/item.asp?id=27268186
Качанов С.А. и др. Стратегия развития системы-112 в Российской Федерации.Монография. 2-е изд., перераб. и доп. http://elibrary.ru/item.asp?id=27408544
Акимов В.А. и др. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф. Монография. http://elibrary.ru/item.asp?id=27562706
Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Памятники архитектуры и мемориальные ценности. https://elibrary. ru/item.asp?id=29103188
Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями. http://elibrary.ru/item.asp?id=27613062
Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы. http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Гидродинамические и транспортные аварии. http://elibrary.ru/item.asp?id=27612998
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Радиационные и химические аварии. http://elibrary.ru/item.asp?id=27612987
Аюбов Э.Н. и др. Социальные угрозы. http://elibrary.ru/item.asp?id=27613407
Аюбов Э.Н. и др. Терроризм и криминогенные угрозы. http://elibrary.ru/item.asp?id=27613403
Аюбов Э.Н. и др. Пожары и взрывы. http://elibrary.ru/item.asp?id=27613397
Аюбов Э.Н. и др. Опасности в горах. http://elibrary.ru/item.asp?id=27613393
Аюбов Э.Н. и др. Первая помощь. http: //elibrary. ru/item.asp?id=27613377
Аюбов Э.Н. и др. Действия в экстремальных ситуациях (самозащита). http: //elibrary. ru/item.asp?id=27613376
Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий (пособие для руководителей организаций). http://elibrary.ru/item.asp?id=28413973
Акимов В.А. и др. Пожарные риски России. http://elibrary.ru/item.asp?id=29013245
Белов С.В. и др. Справочник о приемах и способах защиты в чрезвычайных ситуациях. http: //elibrary. ru/item.asp?id=26363714
Афанасьева Е.В. и др. Основные направления совершенствования деятельности МЧС России в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на современном этапе. Научно-методический труд. http://elibrary.ru/item.asp?id=23508042