Научная статья на тему 'Подготовка кадров для энергоэффективной экономики: опыт кафедры "Энергетический сервис и управление энергосбережением"'

Подготовка кадров для энергоэффективной экономики: опыт кафедры "Энергетический сервис и управление энергосбережением" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY SAVING / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ENERGY MANAGEMENT / ЭНЕРГОСЕРВИС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / EDUCATIONAL MODEL / СТРЕЛА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ENERGY SERVICE / ENERGY EFFICIENCY COMPETENCY BOOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплышев В.Ю.

Статья посвящена проблеме подготовки кадров для энергосбережения. Автором проводится анализ предпосылок к развитию области энергосбережения и повышения энергоэффективности через призму современного состояния экономики России. В рамках исследования разрабатывается уникальная образовательная модель «Стрела энергоэффективных компетенций», которая включает в себя подготовку студентов по таким блокам, как энергоэффективное строительство, проектирование энергоэффективных инженерных систем, системы водоснабжения, энергоэффективные технологии отопления, автоматизация и моделирование процессов энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL FOR AN ENERGY-EFFICIENT ECONOMY: THE EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT "ENERGY SERVICE AND ENERGY EFFICIENCY MANAGEMENT"

The article is devoted to the problem of training personnel for energy saving. The author analyses the preconditions for development of energy conservation and energy efficiency through the prism of the modern state of the Russian economy. The study developed a unique educational model,“the Arrow of energy efficient competencies”, which includes the preparation of students in such units as energy efficient construction, energy efficient design of engineering systems, water systems, energy efficient heating technology, automation and simulation of energy saving.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для энергоэффективной экономики: опыт кафедры "Энергетический сервис и управление энергосбережением"»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ КАФЕДРЫ

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕРВИС

И УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ»

TRAINING OF PERSONNEL FOR AN ENERGY-EFFICIENT ECONOMY: THE EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT

«ENERGY SERVICE

AND ENERGY EFFICIENCY

MANAGEMENT»

В.Ю. ТЕПЛЫШЕВ

Заведующий кафедрой «Энергетический сервис и управление энергосбережением» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», д.тех.н., профессор

448

V.YU. TEPLYSHEV

Head of the Department «Energy Service and Energy Saving Management» FGBOU VO «Moscow Aviation Institute (National Research University)», D. Sc. in Engineering

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме подготовки кадров для энергосбережения. Автором проводится анализ предпосылок к развитию области энергосбережения и повышения энергоэффективности через призму современного состояния экономики России. В рамках исследования разрабатывается уникальная образовательная модель «Стрела энергоэффективных компетенций», которая включает в себя подготовку студентов по таким блокам, как энергоэффективное строительство, проектирование энергоэффективных инженерных систем, системы водоснабжения, энергоэффективные технологии отопления, автоматизация и моделирование процессов энергосбережения. ABSTRACT

The article is devoted to the problem of training personnel for energy saving. The author analyses the preconditions for development of energy conservation and energy efficiency through the prism of the modern state of the Russian economy. The study developed a unique educational model, "the Arrow of energy efficient competencies", which includes the preparation of students in such units as energy efficient construction, energy efficient design of engineering systems, water systems, energy efficient heating technology, automation and simulation of energy saving.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Энергосбережение, подготовка кадров, энергетический менеджмент, энергосервис, образовательная модель, стрела энергоэффективных компетенций.

KEYWORDS

Energy saving, personnel training, energy management, energy service, educational model, energy efficiency competency boom.

Системный кризис, охвативший большинство отраслей экономики в последние годы, обуславливает растущую необходимость экономии всех видов ресурсов как частными, так и государственными структурами. Компании и предприятия испытывают дефицит свободных средств, в связи с этим они стремятся максимально сокращать собственные расходы, значительную часть из которых составляет оплата за энергию и энергоресурсы. Подобная ситуация наблюдается и в государственном секторе. Государство также стремится к сокращению энергопотребления для подконтрольных ему министерств, ведомств и подведомственных учреждений. Стереотип «дешевой энергии», которую можно тратить бесконтрольно, уходит в прошлое. В этом смысле Россия постепенно приближается к европейским государствам с их бережным и рациональным отношением к энергии как к ценному и дорогостоящему активу. Комплексное развитие отечественного энергосбережения пока не обладает продолжительной историей, многие цели еще предстоит достичь. Среди таких целей — развитие рынка энергетического сервиса, его институционализация и полноценная интеграция в экономическую систему и др.

Одним из важнейших условий развития энергосбережения как полноценной отрасли является подготовка профессиональных специалистов, владеющих как инженерными, так и экономическими компетенциями. Несмотря на важность данного направления и спрос на подобных специалистов на рынке труда, до 2012 года профильные кафедры

450

по энергосбережению в России попросту отсутствовали. Ситуация изменилась с организацией кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением», действующей в настоящее время на базе ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)».

При ее создании был разработан уникальный подход к изучению новых для российской системы образования профессий, основанный на максимальной вовлеченности студентов в освоение практических инструментов и технологий энергосбережения. Для этого при разработке учебного плана весь спектр компетенций был условно разделен на базовые и профессиональные. К базовым компетенциям отнесены как компетенции из дисциплин общего профиля, так и основополагающие знания из области энергосбережения. Этот блок преподают преимущественно штатные преподаватели кафедры. Профессиональные компетенции — это прежде всего практические знания об энергоэффективных технологиях, методах их внедрения и оценке энергоэффективности. Для преподавания специальных дисциплин были привлечены эксперты из «Деловой России», а также специалисты сотрудничающих с кафедрой компаний Covestro (бывший Bayer MaterialScience), Uponor, Siemens, Stiebel Eltron, Schneider Electric, ENGEX, Profine и др. В своих лекциях и на семинарских занятиях они подробно рассматривают практические кейсы, связанные с уже реализованными их компаниями проектами. Кроме того, они регулярно организуют выезды групп студентов на объекты, в энергоцентры и на демонстрационные площадки с целью их ознакомления с реально применяемым на практике энергосберегающим оборудованием, материалами и технологиями.

Для решения задачи обеспечения студентов возможностью непосредственной работы с реальным энергосберегающим оборудованием при кафедре был организован Международный инновационный научно-образовательный центр энергоэффективных компетенций (МИЦЭК). На его базе, при участии сотрудничающих с кафедрой компаний, была создана демонстрационная площадка, на которой представлены действующие образцы оборудования.

С целью научного развития сотрудников и изучения ими зарубежного опыта подготовки специалистов для энергосбережения, а также участия в международных научных исследованиях, руководством кафедры заключены соглашения о сотрудничестве с Белорусским национальным техническим университетом и Рейнско-Вестфальским техническим университетом города Ахена. Результатом этого сотрудничества стало участие кафедры в ряде международных научных проектов, связанных с изучением российской и немецкой сфер энергосервиса, а также определением основных барьеров на пути развития энергосервисных компаний.

Цикл подготовки специалистов по энергосбережению предполагает необходимость усвоения ими широкого спектра профессиональных компетенций, включающих в себя навыки проектирования систем энергоменеджмента, выбора энергосберегающего оборудования и материалов, управления этим оборудованием, оценки энергоэффективности и т.д. Для оптимизации подачи учебного материала была разработана уникальная образовательная модель «Стрела энергоэффективных компетенций», которая позволила взаимоувязать и систематизировать отдельные блоки профессиональных компетенций в рамках единого хронологически последовательного процесса обучения (рис. 1).

«ЧРнпигеи м? ирмпетеяч"«:

1. ЭЬони а обгэс» прсекпдоезж;-систеы ЕО££ОИ5МЗ-еля Z Нэеьмл е сфере

мслалыовзния прикладного

прсгрзмшогс обеспечен!? I. Когшчтв-у« в сфере ктйнбримо ■риктг«еемй систем »г/треюаа вюэ н №

1. Каиллесже аа» а сфере современны* твинйлогин с ■ сп пеняя ¿¿энвс 2 Практические нээда разработки и прсекпфовгжя систеи стогг^муз 3. Принципы н нзаьга ъ ЬбЛЗСТН

насосов л да.

1

строительство

г. Проектирование энсзноэффслтнвятых

Э.Сметены

з«е ртосбз реже н ил

1 Зчаиаа н н.э=л1.1 е ебяэстк оче™ 1ряпэ

д=зння.

2. Хошвт-енщы е области выбора л цакшм знергоэффекмжа ■строительны* ыатеркалов.

3. Зк&аш л н^ьи е сфе^е

нет здее и,а™ азфекгн&юсти хдицлесо*!! подвдяов к »чргаэффектдасыу

строительству нвр.

1. Коилетеятвы в сфере травления каилг&чннеи пиния

2. Кошмккэ^е наеьш в облает отбора ноиемм

ссереиегаьос тр*6

3. Знание и нэзин е сфере

скс=еи возоснэбитення н др.

«ормпдоиныя ишпипаичии:

1. и кавыщ в области

энертсыойел^юеания г. Коштеиине знания в сфере сонеюмп остей автщаипацутл дяаннн Грвкт^есаде наеысн работы

обед»»««

4. Кддьш сие»» риеюа энерчосБерегэвдцп* г рое*™ & Оиежа

жертсоффвривнос™ аданнн

Рис.1. Визуальная модель стрелы энергоэффективных компетенций

Стрела энергоэффективных компетенций по своей структуре соответствует жизненному циклу строительства энергоэффективного здания. Каждый блок включает в себя несколько специализированных энергоэффективных компетенций. В основе структуры данной модели предусмотрен интеллектуальный механизм подачи материала в соответствии с логикой реализации реальных комплексных проектов в сфере энергоэффективного строительства.

Блок «Энергоффективное строительство» предполагает усвоение учащимися следующих компетенций:

• знания и навыки в сфере оценки жизненного цикла зданий, на основе которых специалист прогнозирует сроки этапов проектирования, строительства, эксплуатации здания, его реконструкции и вероятного сноса, определяя при этом целесообразные объемы инвестиций в энергосберегающие технологии и оборудование при его постройке. Данная компетенция преподается в рамках дисциплины «Экономика и управление энергосбережением»;

• компетенции в сфере выбора энергоэффективных строительных материалов, применяя которые, специалист с учетом анализа погодных, физических, технических, социальных факторов определяет оптимальные виды и типы энергоэффективных материалов, которые будут использоваться при постройке. Компетенции входят в дисциплину «Проектный подход в энергоменеджменте и обоснование энергосберегающих проектов»;

• знания и навыки экономической оценки эффективности проектируемого энергоэффективного здания, применяемые специалистами с целью соотнести стоимость и сроки окупаемости выбранных энергоэффективных

454

материалов и оборудования с той величиной экономии энергии и энергоресурсов, которую они позволят достичь. Указанные компетенции преподаются в рамках дисциплины «Оценка энергоэффективности».

Блок «Проектирование энергоэффективных инженерных систем» включает в себя следующие компетенции:

• знания и навыки проектирования в области проектирования систем водоснабжения — компетенция позволяет энергоменеджеру принимать непосредственное участие в процессе проектирования указанных систем, прогнозируя уровень их энергоэффективности. Дисциплина, в рамках которой представлена компетенция, — «Теория и механизмы современного энергетического менеджмента»;

• навыки в сфере использования для проектирования инженерных систем (электрические сети, тепло- и водоснабжение, отопление) современных комплексных программных продуктов, позволяющих рассчитать техническую эффективность этих систем. Дисциплина, при изучении которой усваивается данная компетенция, — «Информационно-аналитические технологии энергетического менеджмента»;

• компетенции в сфере инженерного проектирования систем внутреннего климата направлены на формирование у учащихся понимания технической стороны процесса проектирования этих систем и принципов интеграции в структуру этих систем энергоэффективных технологических решений. Компетенции усваиваются при изучении дисциплины «Информационно-аналитические технологии энергетического менеджмента».

Блок «Системы водоснабжения» направлен на усвоение учащимися следующих компетенций:

• компетенции в сфере управления водоснабжением здания подразумевают знание специалистами основ конструкции водопроводных систем, их эксплуатации, монтажа и использования приборов учета, знания в сфере нештатных ситуаций с водоснабжением зданий. Дисциплина, в рамках которой учащиеся усваивают компетенцию, — «Теория и механизмы современного энергетического менеджмента»;

• комплексные навыки в области анализа и отбора труб из энергоэффективных материалов — компетенция нацелена на развитие способности учащихся к самостоятельному выбору для проектируемой водопроводной системы современных полимерных труб с высокими показателями энергосбережения. Компетенция осваивается в рамках дисциплины «Теория и механизмы современного энергетического менеджмента»;

• знания в области технологической модернизации систем водоснабжения — освоение данной компетенции позволяет специалистам самостоятельно определять потребность в модернизации, устаревшие участки систем водоснабжения, а также формировать и реализовывать целостные проекты по модернизации с учетом финансовых возможностей заказчика. Данные знания магистранты получают при изучении дисциплины «Теория и механизмы современного энергетического менеджмента».

В состав блока «Энергоэффективные технологии отопления» включены следующие компетенции:

• комплексные знания и навыки в сфере современных технологий отопления зданий — компетентность в области

456

актуального на рынке энергосберегающего оборудования и технологий отопления, применяемых в современных зданиях. Дисциплина, в рамках которой учащиеся усваивают компетенцию: «Теория и механизмы современного энергетического менеджмента»;

• практические навыки разработки и проектирования систем отопления предполагают освоение компетенций и знаний в области управления процессом проектирования систем отопления с использованием инструментов предварительной оценки их энергоэффективности. Данная компетенция включена в состав дисциплины «Теория и механизмы современного энергетического менеджмента»;

• принципы и навыки прикладного использования тепловых насосов — важная компетенция, определяющая возможности специалиста консультировать технический персонал здания при освоении новых моделей тепловых насосов. Компетенция входит в структуру дисциплины «Энергоэффективные инновации»

И, наконец, блок «Автоматизация и моделирование процессов энергосбережения» включает в себя навыки в сфере энергомоделирования, знания в области систем автоматизации зданий, навыки оценки рисков энергосберегающих проектов и оценки энергоэффективности уже возведенных зданий. Учебный блок включает в себя следующие модули:

• знания и навыки в области энергомоделирования позволяют специалисту осуществлять программное моделирование функционирования систем энергосбережения при помощи специализированных пакетов программ. Дисциплина, в рамках которой формируется компе-

тенция, — «Информационно-аналитические технологии энергетического менеджмента»;

• комплексные знания в сфере современных систем автоматизации зданий — компетенции, позволяющие профессионалу моделировать эффективную структуру автоматизированных систем управления зданием. Данная компетенция усваивается в рамках дисциплины «Информационно-аналитические технологии энергетического менеджмента»;

• практические навыки работы с автоматическим оборудованием способствуют развитию у специалиста способностей к самостоятельному освоению высокотехнологичного энергосберегающего оборудования и обучению младшего технического персонала азам работы с подобными установками в зданиях. Усвоение компетенции происходит при изучении дисциплины «Теория и механизмы современного энергетического менеджмента»;

• навыки оценки рисков энергосберегающих проектов позволяют специалисту самостоятельно оценивать риски энергосберегающих проектов, учитывая и прогнозируя различные рисковые факторы. Дисциплина, в структуре которой интегрирована компетенция, — «Оценка рисков при внедрении энергосберегающих проектов»;

• оценка энергоэффективности зданий — комплексная компетенция, включающая в себя знания и навыки использования методических и программных инструментов оценки энергоэффективного потенциала зданий различного типа. Компетенция усваивается учащимися в рамках изучения дисциплины «Оценка энергоэффективности».

458

Рассмотренная выше образовательная модель в настоящее время успешно используется при обучении студентов кафедры по направлениям бакалавриата и магистратуры по профилю «Энергетический менеджмент», а также для подготовки бакалавров по профилю «Энергетический сервис». Опыт ее применения показал достаточно высокий уровень эффективности понимания и усвоения материала учащимися благодаря его интеграции в рамках единой понятной им конструкции цикла строительства энергоэффективного здания. По мнению авторов, принципиальная концепция стрелы компетенций, объединяющей различные курсы в рамках единого образовательного профиля, может быть экстраполирована на другие профили подготовки: производственный менеджмент, экономика, маркетинг и т.д. При этом важным при разработке подобной модели является важным наполнение отдельных ее блоков практическими кейсами и информацией о технологиях, благодаря которым обеспечивается необходимый практический кругозор обучающихся с формированием у них навыков решения реальных профессиональных задач. Результатом применения подобного подхода становится максимальное раскрытие имеющегося у студентов интеллектуального и творческого потенциала, используемого ими впоследствии для решения сложных и нелинейных задач в своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Голов Р.С., Мыльник А.В. Концептуальные основы реализации комплекса энергетического менеджмента в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Труды Вольного экономического общества России, том 174. — Москва, 2013. — С. 100-105.

2. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энциклопедия энергосбережения. — М.: Издательство: ИД «Сократ», 2002.

3. Дмитриев А.Н., Табунщиков Ю.А. Руководство по оценке экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия. — М.: АВОК-ПРЕСС, 2005.

4. Жузе В.Б., Голов Р. С., Теплышев В.Ю. Концептуальные основы инновационного развития и модернизации системы муниципального теплоснабжения (на примере Рязанской области). — Ухта, Москва, 2007. — 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.