УДК 7.036+782
Андреев Михаил Александрович, доцент, кандидат исторических наук, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Россия e-mail: mixandreev@yandex.ru
ПОДГОТОВКА К ПУБЛИКАЦИИ МОНОГРАФИИ «ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА П/У П. КОГАНА» И ПРОБЛЕМА ПОДБОРА ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Аннотация: В статье представлены результаты деятельности автора по поиску и подбору иллюстративных материалов к публикации научной монографии. Определена концепция подбора материалов, их состав. Автор статьи подробно рассматривает процесс подбора иллюстративных материалов в конкретных федеральных архивах и музеях, а также в личных архивах музыкальных деятелей.
Ключевые слова: иллюстративные материалы, оркестр, художественный руководитель, главный дирижер, программы концертов, афиши.
Andreev Mikhail A., Associate Professor, Candidate of History,Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia) e-mail: mixandreev@yandex.ru
PREPARATION FOR PUBLICATION OF THE MONOGRAPH "THE HISTORY OF THE MOSCOW STATE SYMPHONY ORCHESTRA" AND THE PROBLEM OF SELECTION OF ILLUSTRATIVE МATERIALS
Annotation: the article presents the results of the author's activity in search and selection of illustrative materials for the publication of scientific monograph. The
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 concept of selection of materials, their composition is determined. The author of the article considers the process of selection of illustrative materials in specific federal archives and museums, as well as in personal archives of musical figures.
Keywords: illustrative materials, orchestra, music director, chief conductor, concert programs, posters.
Прологом к подготовке монографии стала встреча с руководством Московского государственного академического симфонического оркестра п/у П. Когана (далее - МГАСО) три года назад и обсуждение вопроса о праздновании предстоящего в 2018 году 75-летнего юбилея Оркестра. К этому моменту руководство МГАСО планировало издать научную монографию, в которой раскрывалась сложная и непрерывная история Оркестра на протяжении столь длительного по российским меркам исторического периода. Исходя их общей концепции и необходимости обоснования перед руководством Министерства культуры Российской Федерации 75-летнего стажа деятельности Оркестра, требовался именно труд историка, а не труд музыкального критика или музыковеда. На основании архивных документов, архивных справок и других подлинных исторических доказательств требовалось провести нить сохранения жизни и деятельности Оркестра несмотря трудности Великой Отечественной войны, постоянные реорганизации, смены художественных руководителей и главных дирижеров, кадровый дефицит, отсутствие репетиционной базой и т.п.
Подготовка монографии было осложнена еще одним важнейшим обстоятельством - отсутствовал архив Оркестра. А если быть более точным, то после одного из выселений Оркестра с места его репетиционной базы в 1993 году этот архив с содержащимися важнейшими административными, отчетными и иными документами по деятельности Оркестра был буквально рассыпан по улице [1]. Восстановить его уже не удалось. Единственной возможностью хоть как-то воссоздать историю МГАСО стало планомерное изучение архивных фондов вышестоящих учреждений, которые руководили
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 Оркестром в разные периоды времени, и поиск в них документов, относящихся к деятельности МГАСО. Такими учреждениями в разное время были: Московская областная филармония, Московское областное управление культуры, Всероссийское гастрольно-концертное объединение, «Росконцерт», Министерство культуры РСФСР, Министерство культуры Российской Федерации.
Однако работа в федеральных архивах по поиску необходимых документов (прежде всего, в РГАЛИ, ГА РФ, ЦГАМО) позволила отобрать большой объем документации Оркестра, связанной с его административной деятельностью - планы, отчеты, бухгалтерские документы, штатные расписания и т.п. Документация по основной деятельности Оркестра (т.е. концертной) не отложилась в фондах вышестоящих учреждений. Единственным исключением из этого правила стал архивный фонд главного дирижера и художественного руководителя Оркестра Н.П. Аносова, который был на этом посту с 1948 по 1951 гг. Этот фонд хранится в РГАЛИ под номером 2795 и в его первой описи содержится несколько дел с программами и афишами концертов, в которых он участвовал (д. 54, 57,58) [2].
Публикация монографии, охватывающей всю историю организации и деятельности МГАСО, безусловно, не могла ограничиться лишь текстом и приложенными копиями архивных документов. Поэтому параллельно автор статьи совместно с руководством Оркестра стали продумывать концепцию отбора иллюстративных материалов. Первоначальной задумкой автора статьи стал подбор и включение в состав монографии отдельным блоком нескольких фотографий художественных руководителей и главных дирижеров Оркестра разных периодов для формирования обобщенного портрета руководства МГАСО.
Специально для этой цели автор статьи в первую очередь стал активно просматривать фонды и описи РГАЛИ на предмет наличия фотографий художественных руководителей и главных дирижеров Оркестра. В результате поисков было обнаружено сразу несколько фотографий Н.П. Аносова, В. Б.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 Дударовой (руководила Оркестром с 1960 по 1989 гг.) и одна фотография М.Н. Тэриана (руководил Оркестром с 1955 по 1960 гг.). Однако их качество и формат далеко не всегда отвечал интересам столь важной публикации. Например, на одной из фотографий была сфотографирована лишь часть лица В.Б. Дударовой, а на другой - В.Б. Дударова была вместе с коллективом другого оркестра на гастролях [3]. В этой связи пришлось отказаться от их использования в монографии.
Качество выбранной фотографии Н.П. Аносова и фотографии М.Н. Тэриана также весьма отличается, что несколько осложняет задачу формирования у читателей монографии обобщенного портрета художественного руководителя Оркестра. Для наглядности приведу их в качестве иллюстрации к своим словам (фотография №1, №2) [4]:
Фотография №1. Аносов Николай Павлович
Фотография №2. Тэриан Михаил Никитич.
В дополнение к указанным фотографиям автор статьи также внимательно изучил дела описи номер один фонда 2795 («Николай Аносов») РГАЛИ и выяснил, что большая часть программ и афиш концертов, включенная в дела фонда, относится не к деятельности Н.П. Аносова в качестве художественного руководителя и главного дирижера Оркестра, а к его деятельности в качестве приглашенного дирижера с участием других оркестров, а также к его деятельности по основному месту работы - Московской государственной консерватории. В результате было отобрано 17 подходящих программ концертов и одна афиша в указанном фонде. В виду того, что по внешним характеристикам программы концертов не сильно отличались между собой (черно-белые цвета, отсутствие фотографий и логотипов, одинаковое расположение информации), то было принято решение отсканировать только одну программу концерта 23 мая 1951 г. с участием П.Н. Аносова и Симфонического оркестра Московской государственной областной филармонии (так назывался МГАСО в тот период) [5]. Вот так выглядит данная программа (документ №1):
Документ №1. Программа концерта от 23.05.1951
Что же касается афиши концерта Оркестра с участием П.Н. Аносова от 1 июня 1950 года, то она представляла собой отдельный лист формата А0, причем достаточно плохой сохранности [6]. Еще одной проблемой стало отсутствие в РГАЛИ большеформатного сканера, что не позволило отсканировать афишу одним снимком и потребовало бы сканирования 16 её частей с последующей пересылкой всех этих частей отдельными файлами по электронной почте заказчику. Последнее обстоятельство даже при наличии хорошей техники и редакторов заметно осложнило бы возможности соединения всех 16 кусочков афиши в один цельный по качеству, освещению и контрастности файл. Из-за
этих обстоятельств пришлось отказаться от сканирования единственной отобранной афиши.
Итак, промежуточный результат был следующим - 2 фотографии художественных руководителей и главных дирижеров Оркестра, а также одна программа Оркестра 1951 года. Конечно же, это было недостаточно для монографии и пришлось расширять зону поисков иллюстративных материалов.
С помощью связей и контактов руководства Оркестра автору статьи удалось договориться и встретиться с сыном художественного руководителя и главного дирижера Оркестра В.Б. Дударовой, а также объяснить цель и задачи написания монографии. После достаточно длительного общения и нескольких встреч автору статьи удалось заручиться поддержкой сына В.Б. Дударовой и получить несколько распечатанных фотографий В.Б. Дударовой, негативы полного состава Оркестра в 1980-е гг., программы концертов Оркестра с участием В.Б. Дударовой как в ранний период (1948 г.), так и в период ее руководства Оркестром. Более того, благодаря данным контактам удалось еще раз вычитать третью главу монографии («Московский государственный симфонический оркестр под управлением В.Б. Дударовой (1960 - 1989 гг.)»), исправив в ней целый ряд ошибок и опечаток. В подтверждение вышесказанному можно привести одну из фотографий В.Б. Дударовой из ее семейного архива (фотография №3) [7]:
Фотография №3. Дударова Вероника Борисовна.
В результате проведенной работы у автора статьи в коллекции иллюстративных материалов оказалось (помимо фотографий В.Б. Дударовой) большое количество программ концертов Оркестра и две коллективные парадные фотографии Оркестра (с негативов), что предопределило изменение первоначальной концепции подбора иллюстративных материалов. Вместо создания обобщенного портрета художественного руководителя и главного дирижера Оркестра разных периодов было предложено уже подбирать различные иллюстративные материалы (фотографии руководства, фотографии коллектива Оркестра, программы концерта), характеризующие различные периоды деятельности Оркестра.
Однако даже с учетом изменения концепции наличие фотографий лишь трех художественных руководителей и главных дирижеров можно было бы признать неудовлетворительным результатом. И специально для решения данной проблемы автор статьи существенно расширил зону поиска фотографий. В частности, автор обратился в отдел по информационной политике и рекламе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и в ответ достаточно быстро удалось получить по электронной почте несколько фотографий пятого по счету художественного руководителя и главного дирижера Оркестра Л.М. Гинзбурга (руководил Оркестром с 1953 по 1955 гг.). Среди данных фотографий для публикации была выбрана только одна, более подходящая с точки зрения возраста Л.М. Гинзбурга на фотографии (фотография №4) [8].
Фотография №4. Гинзбург Лео Морицевич.
Вслед за этим автор статьи обратился в Музей им. Н.Г. Рубинштейна с целью возможного получения дополнительных фотографий. Однако в ходе обсуждения этих возможностей выяснилось, что большая часть документов, характеризующих музыкальную историю страны первой половины и середины XX века, была передана в Российский национальный музей музыки. Соответственно, именно там могли и оказаться фотографии художественных руководителей и главных дирижеров Оркестра ранних лет.
Обратившись в Российский национальный музей музыки автор статьи совместно с сотрудниками читального зала указанного музея смогли отобрать из всех фондов несколько фотографий первого художественного руководителя и главного дирижера Оркестра - Л.П. Штейнберга (руководил Оркестром с 1943 по 1945 гг.). Причем первоначальный выбранный негатив не удалось использовать и пришлось заказывать дополнительный снимок Л.П. Штейнберга чуть более раннего периода времени (1936 г.) [9].
Наконец, автор статьи благодаря сотрудничеству с руководством Оркестра ознакомился с личным архивом текущего художественного руководителя и главного дирижера Оркестра (П.Л. Когана) и отобрал несколько
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 программ и афиш концертов Оркестра за 1990-е гг. для включения в состав иллюстративных материалов публикации. Руководство МГАСО, в свою очередь, отобрало несколько фотографий П.Л. Когана и всего коллектива МГАСО, завершив тем самым общий подбор иллюстраций.
Подводя краткий итог вышесказанному, автору статьи хотелось бы еще раз отметить, что подбор иллюстративных материалов к научным публикациям является несколько отличным от остальной научной работы процессом. Данный процесс далеко не всегда предсказуем и во многом носит черты творческого поиска. В случаях, когда отсутствует ярко выраженный один фонд или один источник информации об объекте исследования, тогда для получения необходимого результата приходится взаимодействовать с большим количеством людей и учреждений. Но даже при всех сложностях данный процесс является важной и интересной составляющей подготовки к изданию научной публикации.
Список источников:
1. Акт Московского государственного симфонического оркестра «Об уничтожении архива МГАСО» от 23 июня 1993 г. // Документ взят из текущего делопроизводства МГАСО п/у П. Когана.
2. РГАЛИ. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 54. Л. 87, 89-97. Д. 57. Л. 3. Д. 58. Л. 7, 8, 17, 18, 21-23 об., 39 - 41 об., 47-48, 55-57, 79-82, 89, 90.
3. Фотография Дударовой Вероники Борисовны. С дарственной надписью Максимову Евгению Ивановичу. 20 декабря 1960 // РГАЛИ. Ф. 3082. Оп. 1. Д. 237. Л. 1; Фотографии коллектива Симфонического оркестра Венгерского радио и телевидения на гастролях в Москве. На фото: В.Б. Дударова, Д. Лехель и др. Ноябрь 1970 // РГАЛИ. Ф. 3068. Оп. 3. Д. 559. Л. 1.
4. Фотография Аносова Николая Павловича [1940-е] // РГАЛИ. Ф. 2620 Оп. 1. Д. 2416. Л. 1; Фотография Тэриана Михаила Никитича [1940-е] // РГАЛИ. Ф. 2325. Оп.1. Д. 486. Л. 1.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018
5. Программа концерта Симфонического оркестра Московской государственной областной филармонии. 23 мая 1951 // РГАЛИ. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 58. Л. 18.
6. РГАЛИ. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 57. Л. 3.
7. Фотография Дударовой Вероники Борисовны [1970-1980-е гг.] // Из личного архива М.Б. Вайнштейна.
8. Фотография Гинзбурга Лео Морицевича [1940-1950-е гг.].
9. Фотография Штейнберга Льва Петровича [1936] // Российский национальный музей музыки. Ф. 140. № 386. Л. 1.