Научная статья на тему 'Подготовка к межкультурному бизнес-взаимодействию средствами Google docs'

Подготовка к межкультурному бизнес-взаимодействию средствами Google docs Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ БИЗНЕСВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERCULTURAL BUSINESSINTERACTION / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / DISTANCE LEARNING COURSE OF BUSINESS ENGLISH / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / MODULAR COURSE / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / WEB SERVICES 2.0 / GOOGLE DOCS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисуркин В. В.

Статья раскрывает возможность построения модульного курса обучения деловому письму. Основное внимание в работе автор акцентирует на возможности применения сервиса Google docs при подготовке к межкультурному бизнес-взаимодействию. При этом достаточно подробно описана схема интеграции Google docs в обучающие модули.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the possibility of constructing a modular course of teaching business writing. The author focuses on the possibility of using Google docs in preparation for intercultural businessinteraction. Besides, the integration of Google docs into training modules is described in details.

Текст научной работы на тему «Подготовка к межкультурному бизнес-взаимодействию средствами Google docs»

ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ БИЗНЕС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СРЕДСТВАМИ GOOGLE DOCS

В.В. Кисуркин

Аннотация. Статья раскрывает возможность построения модульного курса обучения деловому письму. Основное внимание в работе автор акцентирует на возможности применения сервиса Google docs при подготовке к межкультурному бизнес-взаимодействию. При этом достаточно подробно описана схема интеграции Google docs в обучающие модули.

Ключевые слова и фразы: дистанционное обучение, межкультурное бизнес-взаимодействие, дистанционный курс делового английского языка, модульный курс, сервисы Веб 2.0, Google docs.

Summary. The article reveals the possibility of constructing a modular course of teaching business writing. The author focuses on the possibility of using Google docs in preparation for intercultural business- interaction. Besides, the integration of Google docs into training modules is described in details.

Keywords: distance learning, intercultural business- interaction, distance learning course of Business English, modular course, Web Services 2.0, Google docs.

чр тремительное вхождение России

76 в мировое сообщество, интегра-

ционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Естественно, что все это не может не отразиться на методике обучения иностранному языку.

В условиях обновления языкового образования технология подготовки обучающихся к межкультурному бизнес-взаимодействию, в частности обучение официально-деловой письменной речи на английском языке, должно быть ор-

ганизовано с учетом потребностей студентов, а также предусматривать создание психолого-педагогическихусловий, ориентированных на развитие умений обучающихся анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, причем в оптимальные сроки. Усиление контекстной связи образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности предполагает как формирование профессиональной компетентности, так и развитие необходимых профессиональных качеств у обучающихся в вопросах:

• заполнения аутентичных официальных бланков, анкет, формуляров (включая СV данные, сопроводительные письма, бланки заказов);

• написания официальных и неофициальных писем;

• следования социокультурным нормативам письменного вежливого общения на английском языке в условиях формального и неформального общения;

• нахождения адекватных языковых средств для выражения в письменной речи различных коммуникативных функций;

• выбора лексико-граммати че ско-го оформления коммуникативных намерений, которое уместно с коммуникативной точки зрения и правильно в языковом плане.

В настоящее время во многих странах наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества. Основаниями для такого процесса являются интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды, в результате чего применение технологий Web 2.0 распространяется и на образовательный процесс. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы обучения.

Если говорить о дистанционном обучении, то большинство сразу же подразумевает использование оболочек дистанционного обучения. Однако использование специализированных оболочек дистанционного обучения, на наш взгляд, является нецел е-сообразным из-за трудностей при освоении, а также цены за лицензионное использование. В связи с этим приоритетным вариантом является использование бесплатных сервисов Web 2.0. При этом при моделирова-

нии педагогического общения на основе Интернет возможностей следует уделить особое внимание качеству методик и методических продуктов, потому что некачественные методики могут привести к нежелательным последствиям, а именно [1]:

• «информационной» перегруженности в языковом образовании;

• стимулированию развития «кли-кового» сознания и приучение индивида к «кликовому» стилю поведения в образовании и не только;

• насаждению ложных стереотипов об изучаемом культурно-языковом сообществе и стиле жизни различных представителей его социальных страт.

Из всевозможного разнообразия сервисов Веб 2.0. целесообразнее всего, по-нашему мнению, использовать возможности сервиса Google docs (https://drive.google.com - хранилище для документов разных форматов в общем доступе для совместного редактирования отдаленных пользователей), разделенного на три группы электронных ресурсов:

а) ресурсы, предназначенные для преподавателя (методические элек- '' тронные ресурсы);

б) ресурсы, предназначенные для студентов (обучающие, учебные программы);

в) ресурсы общего назначения (сло-варно-энциклопедические, аутентичные ресурсы).

При этом использование сервиса Google docs позволяет повысить роль самостоятельной работы учащихся, что выражается в выборе приемов работы, которые являются для них наиболее предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке программы обучения. Студенты получают в этом случае возможность формирова-

78

ния и развития способностей к самоучению, самосовершенствованию, саморазвитию и самоактуализации.

Плюс сервиса заключается в том, что:

• преподаватель может использовать его для контроля выполнения заданий студентов в режиме реального времени, при этом в режиме реального времени преподаватель сможет отмечать неправильные ответы и тут же объяснять в чем заключалась ошибка;

• сервис может быть использован практически для любого типа упражнений (подстановочные, упражнения на дополнение и т.д.);

• интерфейс сервиса интуитивно понятен и схож с программами Microsoft Office, Excel и т.д., что благотворно повлияет на работу студентов и преподавателей).

При этом, как представляется, использование Google docs должно быть интегрировано с очным обучением. Под моделью интеграции мы должны понимать целостный учебный процесс, при котором часть учебного процесса проводится на уроке под непосредственным руководством преподавателя, а часть - выносится на дистанционную форму, где будут преобладать самостоятельные виды работ (согласно индивидуальному плану) или коллективные формы сотрудничества [2]. В рамках дистанционной формы обучения преподаватель может проводить консультации, частично контролировать деятельность учащихся.

При этом при построении инте-гративной модели обучения следует обратить внимание на следующие пункты [3]:

1. организация учебного материала в курсе;

2. организация процесса обучения;

3. организация учебной деятельности учащихся в курсе.

В результате интеграции очного и дистанционного обучения у нас возникает модульная технология обучения. Для организации модульного обучения нужно определить, какие виды деятельности целесообразно проводить в очной форме и какие виды деятельности можно перенести на дистанционные формы. Здесь надо четко распределить функции каждой из этих форм обучения [3].

Очная форма курса предусматри-ва ет:

• объяснение студентам наиболее трудного материала;

• дискуссии, работа в группах, которые требуют живого очного общения;

• итоговые контрольные работы.

Дистанционная форма курса преду сматривает:

• самостоятельную поисковую и исследовательскую работу с помощью сети Интернет;

• выполнение тестов, практических работ с использованием дополнительных справочных материалов;

• совместное выполнение заданий творческого характера;

• консультации преподавателя по электронной почте, Skype и т.д.;

• промежуточное тестирование.

Исходя из разделения на очную и

дистанционную форму обучения и специфики обучения деловому письму студентов (нами разрабатывается курс обучения деловому письму студентов старших курсов неязыковых вузов), нами сделана схема модульного курса (см. схему):

При этом мы считаем, что дистанционную форму целесообразнее всего строить с использованием возможностей Google docs.

Модули

Очная форма

Организационный/ методический модуль

Дистанционная форма

Модуль изучения нового материала/ содержательный модуль

Схема

модульного курса

Организационно-методический модуль вынесен в очную форму, так как знакомство с сервисом Google docs целесообразнее всего объяснять в очной форме. Однако сведения о курсе, цели и задачи курса, структура курса, учебно-тематический план, расписание занятий по индивидуальным планам размещаются в Google документах онлайн, что позволяет иметь доступ к этой информации в любое время. При этом в организационно-методическом модуле происходит интеграция с Google-ка-лендарем, в котором отображается индивидуальный план обучения и видны

даты и задания, которые необходимо выполнить.

Модуль изучения нового материала/ содержательный модуль также интегрируется с Google docs. Преподаватель может выкладывать в сеть текстовые документы, таблицы, презентации, изображения. При этом в режиме реального времени он может их редактировать, а студент скачивать к себе на компьютер. Есть возможность создавать отдельные папки, в которые в дальнейшем будут помещаться созданные документы. Эта функция очень удобна, так как под каждого студента и под каждый модуль можно создавать отдельные папки. Помимо этого преподаватель может также настроить доступ к выкладываемым файлам. Таким образом, студент, не прошедший успешно один модуль, не сможет перейти к изучению другого модуля. При этом мы можем не только предоставить доступ к своим файлам и папкам, но и указать, что другие пользователи могут с ними делать: просматривать, редактировать или комментировать.

Справочный модуль интегрируется в Google docs так же, как модуль изучения нового материала.

Интерактивный модуль подразумевает использование электронной почты и Skype для связи преподавателей и студентов. Помимо этого «портфель ученика» также интегрируется в Google docs. В любой момент преподаватель и студент сможет в режиме реального времени

79

80

увидеть все результаты прохождения учебных модулей.

Модуль контроля также интегрируется в Google docs. Средства Google docs позволяют проводить промежуточное тестирование практически со всеми типами упражнений: подстановочные упражнения, упражнения на дополнение, вопросно-ответные, проблемно-информативные и т.д. При этом при выполнении студентом заданий преподаватель в режиме реального времени видит продвижение по выполнению заданий и может оставлять комментарии к ответам. В случае исправления студентом ошибки, на которую указал преподаватель, преподаватель сразу же может внести это в свой лист комментариев. Помимо этого преподаватель может видеть все изменения, вносимые студентом при выполнении заданий и тем самым видеть логику принятия студентом решений. Преподаватель также может создавать вопросные формы заданий. При ответе студентом на эти вопросы вся информация автоматически присылается преподавателю для проверки в формате Excel.

В модульной технологии используются следующие формы контроля:

• самоконтроль,

• контроль преподавателя.

Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента. После завершения работы с модулем осуществляется выходной

контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

В результате контроля преподаватель [4]:

• получает информацию о качестве своей работы и о том, насколько эффективны те или иные приемы обучения;

• своевременно исправляет методические ошибки в случае не удовлетворительных результатов;

• получает сведения о результатах работы студентов, в результате чего можете индивидуализировать процесс обучения.

Для студента значение контроля заключается в том, что контроль:

• стимулирует учебную деятельность;

• позволяет студенту корректировать свою учебную деятельность на основе полученных результатов.

В целях контроля обучения каждого учащегося составляется план-график различных контрольных мероприятий, которые проводятся в течение всего обучения (этот график прописывается в индивидуальном плане студента).

Отличительной особенностью модульной технологии обучения является оценка выполнения каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в листе контроля, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку - одна из главных мотиваций при модульной тех-

нологии. Студент четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

В заключении можно сказать, что модульная технология обучения имеет ряд серьезных достоинств [5; 6]:

• цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами студента;

• задается индивидуальный темп учебной деятельности;

• обеспечивается высокий уровень активизации учащихся;

• развиваются умения самообра-зо вания;

• достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление;

• обеспечивается развитие личности учащегося, создаются условия для самореализации каждого студента;

• учитывается уровень подготовленности каждого студента, его индивидуальные особенности;

• поэтапный контроль знаний и умений дает определенную гарантию эффективности обучения, а также позволяет быстро выявить пробелы в знаниях;

• общение студента и преподавателя проходит на субъект-субъектной основе;

• экономит учебное время без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала;

• достигается определенная «тех-нологизация» обучения, оно в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.

Что же касается использования Google docs, то этот сервис зареко-

мендовал себя с хорошей стороны. А это значит, что применение этого сервиса может быть полезным не только при обучении студентов деловому письму, но и другим видам речевой деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения РКИ: проблемы, тенденции и перспективы развития / XII Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русский язык и литература во времени и пространстве», 10-15 мая 2011. -Шанхай, КНР: НИЦ «Еврошкола», 2010.

2. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат.

- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бутенкова Е.В. К вопросу об организации профильного курса по модели интеграции очного и дистанционного обучения в старших классах общеобразовательной школы. - URL: http://www.emissia.org/ offline/2007/1186.htm (дата обращения -25.04.2012).

4. Фоменко T.M. Французский язык. Тесты как форма контроля. Книга для учителя. Щ

- URL: http://www.prosv.ru/ebooks/ Fomenko_Testi_franc/2.html (дата обращения - 09.08.2011).

5. Горев П.М., Кузьмина Н.Н. Модульный принцип построения элективного курса по обобщающему повторению планиметрии в 10-11-х классах // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Февраль 2012, ART 1207. - Киров, 2012.

6. Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. - М.: Высшая школа, 1987. -174 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.