ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ БИЗНЕС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СРЕДСТВАМИ GOOGLE DOCS
В.В. Кисуркин
Аннотация. Статья раскрывает возможность построения модульного курса обучения деловому письму. Основное внимание в работе автор акцентирует на возможности применения сервиса Google docs при подготовке к межкультурному бизнес-взаимодействию. При этом достаточно подробно описана схема интеграции Google docs в обучающие модули.
Ключевые слова и фразы: дистанционное обучение, межкультурное бизнес-взаимодействие, дистанционный курс делового английского языка, модульный курс, сервисы Веб 2.0, Google docs.
Summary. The article reveals the possibility of constructing a modular course of teaching business writing. The author focuses on the possibility of using Google docs in preparation for intercultural business- interaction. Besides, the integration of Google docs into training modules is described in details.
Keywords: distance learning, intercultural business- interaction, distance learning course of Business English, modular course, Web Services 2.0, Google docs.
чр тремительное вхождение России
76 в мировое сообщество, интегра-
ционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Естественно, что все это не может не отразиться на методике обучения иностранному языку.
В условиях обновления языкового образования технология подготовки обучающихся к межкультурному бизнес-взаимодействию, в частности обучение официально-деловой письменной речи на английском языке, должно быть ор-
ганизовано с учетом потребностей студентов, а также предусматривать создание психолого-педагогическихусловий, ориентированных на развитие умений обучающихся анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, причем в оптимальные сроки. Усиление контекстной связи образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности предполагает как формирование профессиональной компетентности, так и развитие необходимых профессиональных качеств у обучающихся в вопросах:
• заполнения аутентичных официальных бланков, анкет, формуляров (включая СV данные, сопроводительные письма, бланки заказов);
• написания официальных и неофициальных писем;
• следования социокультурным нормативам письменного вежливого общения на английском языке в условиях формального и неформального общения;
• нахождения адекватных языковых средств для выражения в письменной речи различных коммуникативных функций;
• выбора лексико-граммати че ско-го оформления коммуникативных намерений, которое уместно с коммуникативной точки зрения и правильно в языковом плане.
В настоящее время во многих странах наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества. Основаниями для такого процесса являются интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды, в результате чего применение технологий Web 2.0 распространяется и на образовательный процесс. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы обучения.
Если говорить о дистанционном обучении, то большинство сразу же подразумевает использование оболочек дистанционного обучения. Однако использование специализированных оболочек дистанционного обучения, на наш взгляд, является нецел е-сообразным из-за трудностей при освоении, а также цены за лицензионное использование. В связи с этим приоритетным вариантом является использование бесплатных сервисов Web 2.0. При этом при моделирова-
нии педагогического общения на основе Интернет возможностей следует уделить особое внимание качеству методик и методических продуктов, потому что некачественные методики могут привести к нежелательным последствиям, а именно [1]:
• «информационной» перегруженности в языковом образовании;
• стимулированию развития «кли-кового» сознания и приучение индивида к «кликовому» стилю поведения в образовании и не только;
• насаждению ложных стереотипов об изучаемом культурно-языковом сообществе и стиле жизни различных представителей его социальных страт.
Из всевозможного разнообразия сервисов Веб 2.0. целесообразнее всего, по-нашему мнению, использовать возможности сервиса Google docs (https://drive.google.com - хранилище для документов разных форматов в общем доступе для совместного редактирования отдаленных пользователей), разделенного на три группы электронных ресурсов:
а) ресурсы, предназначенные для преподавателя (методические элек- '' тронные ресурсы);
б) ресурсы, предназначенные для студентов (обучающие, учебные программы);
в) ресурсы общего назначения (сло-варно-энциклопедические, аутентичные ресурсы).
При этом использование сервиса Google docs позволяет повысить роль самостоятельной работы учащихся, что выражается в выборе приемов работы, которые являются для них наиболее предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке программы обучения. Студенты получают в этом случае возможность формирова-
78
ния и развития способностей к самоучению, самосовершенствованию, саморазвитию и самоактуализации.
Плюс сервиса заключается в том, что:
• преподаватель может использовать его для контроля выполнения заданий студентов в режиме реального времени, при этом в режиме реального времени преподаватель сможет отмечать неправильные ответы и тут же объяснять в чем заключалась ошибка;
• сервис может быть использован практически для любого типа упражнений (подстановочные, упражнения на дополнение и т.д.);
• интерфейс сервиса интуитивно понятен и схож с программами Microsoft Office, Excel и т.д., что благотворно повлияет на работу студентов и преподавателей).
При этом, как представляется, использование Google docs должно быть интегрировано с очным обучением. Под моделью интеграции мы должны понимать целостный учебный процесс, при котором часть учебного процесса проводится на уроке под непосредственным руководством преподавателя, а часть - выносится на дистанционную форму, где будут преобладать самостоятельные виды работ (согласно индивидуальному плану) или коллективные формы сотрудничества [2]. В рамках дистанционной формы обучения преподаватель может проводить консультации, частично контролировать деятельность учащихся.
При этом при построении инте-гративной модели обучения следует обратить внимание на следующие пункты [3]:
1. организация учебного материала в курсе;
2. организация процесса обучения;
3. организация учебной деятельности учащихся в курсе.
В результате интеграции очного и дистанционного обучения у нас возникает модульная технология обучения. Для организации модульного обучения нужно определить, какие виды деятельности целесообразно проводить в очной форме и какие виды деятельности можно перенести на дистанционные формы. Здесь надо четко распределить функции каждой из этих форм обучения [3].
Очная форма курса предусматри-ва ет:
• объяснение студентам наиболее трудного материала;
• дискуссии, работа в группах, которые требуют живого очного общения;
• итоговые контрольные работы.
Дистанционная форма курса преду сматривает:
• самостоятельную поисковую и исследовательскую работу с помощью сети Интернет;
• выполнение тестов, практических работ с использованием дополнительных справочных материалов;
• совместное выполнение заданий творческого характера;
• консультации преподавателя по электронной почте, Skype и т.д.;
• промежуточное тестирование.
Исходя из разделения на очную и
дистанционную форму обучения и специфики обучения деловому письму студентов (нами разрабатывается курс обучения деловому письму студентов старших курсов неязыковых вузов), нами сделана схема модульного курса (см. схему):
При этом мы считаем, что дистанционную форму целесообразнее всего строить с использованием возможностей Google docs.
Модули
Очная форма
Организационный/ методический модуль
Дистанционная форма
Модуль изучения нового материала/ содержательный модуль
Схема
модульного курса
Организационно-методический модуль вынесен в очную форму, так как знакомство с сервисом Google docs целесообразнее всего объяснять в очной форме. Однако сведения о курсе, цели и задачи курса, структура курса, учебно-тематический план, расписание занятий по индивидуальным планам размещаются в Google документах онлайн, что позволяет иметь доступ к этой информации в любое время. При этом в организационно-методическом модуле происходит интеграция с Google-ка-лендарем, в котором отображается индивидуальный план обучения и видны
даты и задания, которые необходимо выполнить.
Модуль изучения нового материала/ содержательный модуль также интегрируется с Google docs. Преподаватель может выкладывать в сеть текстовые документы, таблицы, презентации, изображения. При этом в режиме реального времени он может их редактировать, а студент скачивать к себе на компьютер. Есть возможность создавать отдельные папки, в которые в дальнейшем будут помещаться созданные документы. Эта функция очень удобна, так как под каждого студента и под каждый модуль можно создавать отдельные папки. Помимо этого преподаватель может также настроить доступ к выкладываемым файлам. Таким образом, студент, не прошедший успешно один модуль, не сможет перейти к изучению другого модуля. При этом мы можем не только предоставить доступ к своим файлам и папкам, но и указать, что другие пользователи могут с ними делать: просматривать, редактировать или комментировать.
Справочный модуль интегрируется в Google docs так же, как модуль изучения нового материала.
Интерактивный модуль подразумевает использование электронной почты и Skype для связи преподавателей и студентов. Помимо этого «портфель ученика» также интегрируется в Google docs. В любой момент преподаватель и студент сможет в режиме реального времени
79
80
увидеть все результаты прохождения учебных модулей.
Модуль контроля также интегрируется в Google docs. Средства Google docs позволяют проводить промежуточное тестирование практически со всеми типами упражнений: подстановочные упражнения, упражнения на дополнение, вопросно-ответные, проблемно-информативные и т.д. При этом при выполнении студентом заданий преподаватель в режиме реального времени видит продвижение по выполнению заданий и может оставлять комментарии к ответам. В случае исправления студентом ошибки, на которую указал преподаватель, преподаватель сразу же может внести это в свой лист комментариев. Помимо этого преподаватель может видеть все изменения, вносимые студентом при выполнении заданий и тем самым видеть логику принятия студентом решений. Преподаватель также может создавать вопросные формы заданий. При ответе студентом на эти вопросы вся информация автоматически присылается преподавателю для проверки в формате Excel.
В модульной технологии используются следующие формы контроля:
• самоконтроль,
• контроль преподавателя.
Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента. После завершения работы с модулем осуществляется выходной
контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
В результате контроля преподаватель [4]:
• получает информацию о качестве своей работы и о том, насколько эффективны те или иные приемы обучения;
• своевременно исправляет методические ошибки в случае не удовлетворительных результатов;
• получает сведения о результатах работы студентов, в результате чего можете индивидуализировать процесс обучения.
Для студента значение контроля заключается в том, что контроль:
• стимулирует учебную деятельность;
• позволяет студенту корректировать свою учебную деятельность на основе полученных результатов.
В целях контроля обучения каждого учащегося составляется план-график различных контрольных мероприятий, которые проводятся в течение всего обучения (этот график прописывается в индивидуальном плане студента).
Отличительной особенностью модульной технологии обучения является оценка выполнения каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в листе контроля, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку - одна из главных мотиваций при модульной тех-
нологии. Студент четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
В заключении можно сказать, что модульная технология обучения имеет ряд серьезных достоинств [5; 6]:
• цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами студента;
• задается индивидуальный темп учебной деятельности;
• обеспечивается высокий уровень активизации учащихся;
• развиваются умения самообра-зо вания;
• достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление;
• обеспечивается развитие личности учащегося, создаются условия для самореализации каждого студента;
• учитывается уровень подготовленности каждого студента, его индивидуальные особенности;
• поэтапный контроль знаний и умений дает определенную гарантию эффективности обучения, а также позволяет быстро выявить пробелы в знаниях;
• общение студента и преподавателя проходит на субъект-субъектной основе;
• экономит учебное время без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала;
• достигается определенная «тех-нологизация» обучения, оно в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
Что же касается использования Google docs, то этот сервис зареко-
мендовал себя с хорошей стороны. А это значит, что применение этого сервиса может быть полезным не только при обучении студентов деловому письму, но и другим видам речевой деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения РКИ: проблемы, тенденции и перспективы развития / XII Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русский язык и литература во времени и пространстве», 10-15 мая 2011. -Шанхай, КНР: НИЦ «Еврошкола», 2010.
2. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат.
- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
3. Бутенкова Е.В. К вопросу об организации профильного курса по модели интеграции очного и дистанционного обучения в старших классах общеобразовательной школы. - URL: http://www.emissia.org/ offline/2007/1186.htm (дата обращения -25.04.2012).
4. Фоменко T.M. Французский язык. Тесты как форма контроля. Книга для учителя. Щ
- URL: http://www.prosv.ru/ebooks/ Fomenko_Testi_franc/2.html (дата обращения - 09.08.2011).
5. Горев П.М., Кузьмина Н.Н. Модульный принцип построения элективного курса по обобщающему повторению планиметрии в 10-11-х классах // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Февраль 2012, ART 1207. - Киров, 2012.
6. Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. - М.: Высшая школа, 1987. -174 с. ■