Всё для бухгалтера
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ годового ОТЧЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Л.П. КУРОЧКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Костромского государственного технологического университета
Вот уже практически год бюджетные учреждения работают по новому плану счетов и формируют принципиально новые формы отчетности. Отчеты за 9 мес показали неполную готовность учреждений к условиям реформы бюджетного учета. Так, ряд учреждений составляли отчетность при отсутствии компьютерной техники, нет пока еще глубокого осознания тех изменений, которые произошли, следствием чего явился ряд допущенных в отчетности ошибок. Да и нормативная база по формированию отчетности находится только в стадии становления, и в свете предполагаемых изменений в учете будет подвержена изменениям в дальнейшем. Вместе с тем следует отметить все же «надежный» кадровый потенциал бюджетного учета. Несмотря на все сложности реформирования, все учреждения перешли на новый план счетов, и отчетность за 9 мес была сдана.
Процесс формирования отчетности учреждений за 2005 г. несколько облегчен появлением различных компьютерных программ, позволяющих осуществить этот процесс, бухгалтеры уже имеют навыки работы с ними, уточнен порядок формирования отчетности посредством появления новых нормативных актов Минфина России. Так, при формировании годового отчета следует руководствоваться следующими нормативными документами:
• Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н;
• письмом Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250 «Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство»;
• приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности,
утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н».
Для формирования годового отчета следует провести ряд процедур, которые отражены на схеме (см. рисунок). Обращаю особое внимание на то, что все формы отчетности заполняются до заключения счетов учета, после закрытия которых формируются баланс и справка к балансу по заключению счетов.
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в прежней Инструкции № 107н был регламентирован. В новой Инструкции № 70н этот порядок не отражен. Поэтому следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
Результаты инвентаризации отражаются в формах, утвержденных приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» и приказом Минфина России от 10.11.2005 № 135н «О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета»», к которым отнесены:
• ф. 0504081 «Инвентаризационная опись ценных бумаг»;
• ф. 0504082 «Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств»;
• ф. 0504083 «Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам)»;
• ф. 0504084 «Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах»;
• ф. 0504085 «Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям»;
• ф. 0504086 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов»;
ф. 0504087 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов»;
ф. 0504088 «Инвентаризационная опись наличных денежных средств»; ф. 0504089 «Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»; ф. 0504091 «Инвентаризационная опись расчетов по доходам»;
ф. 0504092 «Ведомость расхождений по результатам инвентаризации».
По результатам инвентаризации выявленные отклонения должны быть отражены в учете:
1. При обнаружении излишков:
• основных средств: Д 10100310 К 40101180;
• материальных запасов: Д 10500340 К 40101180.
2. При выявлении недостач:
• списание недостачи по балансовой стоимости: основных средств:
Д 10400410 К 10100410 (списание амортизации),
Д 40101172 К 10100410 (списание остаточной
стоимости);
материальных запасов:
Д 40101272 К 10500440 (в пределах норм естественной убыли),
Д 40101172 К 10500440 (сверх норм естественной убыли);
• отражение сумм недостач по рыночной стоимости:
Д 20901560 К 40101172 (основных средств),
Д 20904560 К 40101172 (материальных запасов).
Следует обратить внимание на следующие аспекты отражения результатов инвентаризации, которые не регламентированы в Инструкции по бюджетному учету:
1. Если обнаружены излишки основных средств на складе (не находящиеся в эксплуатации), то правомерно ли принять их к учету как объекты основных средств с отражением на счете 10101000? Можно в таких случаях рекомендовать использовать счет 10601000.
2. Как следует отражать в учете недостачи и излишки в кассе? Можно рекомендовать использовать следующую корреспонденцию счетов:
• отражение излишков, выявленных в кассе:
Д 20104510 К 40101180;
• отражение недостачи в кассе: Д40101172 К 20104610;
• отнесение сумм недостач на виновных лиц: Д 2090556 К 40101172.
Особое значение при проведении инвентаризации имеет выявление задолженности, подлежащей списанию.
Причинами списания кредиторской задолженности являются:
• при получении выписки о произведении записи в Едином государственном реестре юридических лиц, которая дает основание считать, что ликвидация юридического лица завершена, и юридическое лицо прекратило свое существование (ст. 63 ГК РФ);
• истечение срока исковой давности в три года (ст.196 ГК РФ) после окончания срока исполнения обязательств.
Оформить списание кредиторской задолженности следует следующей записью:
• списание задолженности перед поставщиками и подрядчиками:
Д 30200830 К 40101173;
• списание задолженности перед подотчетными лицами:
Д 20800560 К 40101173
• списание задолженности перед бюджетом (по соответствующему постановлению Правительства РФ либо местных органов власти):
Д 30300830 К 40101173;
• списание прочей задолженности: Д 30400830 К 40101173.
Во внебюджетной деятельности суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, т.е. увеличивается налогооблагаемая база расчета налога на прибыль (ст. 250 НК РФ).
Списанию подлежит дебиторская задолженность, нереальная к взысканию. Такой можно считать задолженность:
• с истекшим сроком исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ);
• задолженность ликвидированного дебитора на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или справка налогового органа о ликвидации;
• задолженность дебитора, признанного банкротом и находящегося в процессе ликвидации, на основании уведомления ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего) или решения суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации-должника;
• задолженность дебитора, которую не удалось взыскать судебному приставу, на основании акта судебного пристава о невозможности взыскания задолженности.
В целях налогообложения в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль может быть учтена задолженность, соответствующая перечню условий признания задолженности безнадежной в соответствии со ст. 266 НК РФ.
В учете можно рекомендовать следующую корреспонденцию счетов по списанию дебиторской задолженности:
Д 40101273 К 20500660 (20600660,20800660). При списании задолженности по недостаче в связи с неустановлением виновных лиц на основании справки о прекращении (а не о приостановлении) уголовного дела за давностью события оформляется корреспонденция счетов: Д 40101172 К 20900660.
Списание задолженности по истечении срока исковой давности следует производить на основании приказа руководителя учреждения.
В порядке формирования форм годового отчета наибольшие изменения (уточнения) в связи с изданием приказа № 137н произведены в форме 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета».
Отчет заполняется отдельно по бюджетной и внебюджетной деятельности. Данная форма содержит три раздела:
1. Доходы бюджета.
2. Расходы бюджета.
3. Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Раздел доходы бюджета включает 9 граф, содержание которых отражено в табл. 1.
Раздел расходы бюджета включает 11 граф, содержание которых для учреждений, обслуживающихся в органах казначейства, отражено в табл. 2.
Таблица 1
Графа Содержание графы
по бюджетной по внебюджетной
деятельности деятельности
1 Расшифровка кодов бюджетной классификации
доходов бюджета
2 код строки
3 20-й код бюджетной классификации доходов РФ,
что соответствует 1—17 и 24-бюджетного учета -26 разрядам счетов
4 Законодательно Доходы, утвержденные
утвержденные объемы сметой доходов и
доходов (заполняют администраторы доходов) расходов
5 Объемы фактически поступивших доходов на счет бюджета в органе казначейства (по дебету бюджетного счета 21002000) Не заполняется
6 Объемы фактических поступлений на банковские счета (по дебету счетов 20101000 и 20107000 с учетом информации, отраженной по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов)
7 Объемы доходов, исполненных без движения денежных средств Не заполняется
8 Сумма граф 5,6,7
9 Разница граф 4—8
Таблица 2
Графа Содержание графы
по бюджетной по внебюджетной
деятельности деятельности
1 Расшифровка кодов бюджетной классификации (функциональной и экономической классификации
расходов)
2 Код строки
3 20-й код бюджетной классификации (функциональной и экономической классификации расходов)
РФ, что соответствует 1— 17 и 24—26 разрядам счета
бюджетного учета
4 Законодательно утверж- Расходы, утвержденные
денные объемы расходов, сметой доходов и расхо-
заполняют распоряди- дов
тели на основании дан-
ных бюджетной росписи
(бюджетные учреждения
как бюджетополучатели
не заполняют)
5 Объемы утвержденных лимитов (по кредиту счета 50103000) Не заполняется
Окончание таблицы 2
1рафа Содержание графы
по бюджетной деятельности по внебюджетной деятельности
6 Суммы, отраженные по кредиту счета 30405000 по кодам экономической классификации расходов 210, 220, 230, 240, 250, 260, 290, 310,320, 340, 540; по счету 21002640 со знаком «—» Не заполняется
7 Суммы использованных средств, отраженных по кредиту счета 20101000 и 20107000 с учетом информации, отраженной по забалансовому счету 18 в разрезе кодов функциональной и экономической классификации расходов)
8 Объемы утвержденных расходов, исполненных без движения денежных средств Не заполняется
9 Сумма г раф 6,7,8
10 Разница граф 4—9, бюджетополучатели не заполняют Разница граф 4—9
11 Разница граф 5—9 Не заполняется
Содержание раздела Источники финансирования дефицита бюджетов (бюджетная деятельность) приведено в табл. 3.
Содержание раздела Источники финансирования дефицита бюджетов (внебюджетная деятельность) приведено табл. 4.
Заключение счетов бюджетного учета в конце года производится в следующем порядке. 1. Списание счетов в увеличение доходов бюджет-
ного учреждения:
Таблица 3
Графа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Расшиф- 500 20-й код бюд- Бюджето- Равняется данным по строке 450 с противоположным Бюджетополу-
ровка жетной клас- получате- знаком; сумма строк 510, 700, 800 чателями не за-
строк 510 сификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ, что соответствует 1-17 и 24-26 разрядам счета бюджетного учета лями не заполняется Данные по счету 21002000 по кодам доходов: 171, 410, 430, 620, 630, 650, 710, 720 со знаком «+»; счета 30405000 по кодам расходов: 310, 330, 520, 530, 550, 810, 820 со знаком «-» Сумма граф 5,6,7 полняется
700 Не заполняется Сумма строк 710 и 720
710 Дебет счетов 20101510, 20107510, 20401510 со знаком «-»
720 Кредит счетов 20101510, 20107510, 20401510 со знаком «+» Не заполняется
800 Сумма строк 810,820
810 Сумма строк Бюджетополучателями
811,812 не заполняется
811 Дебет счета 21002000 со знаком «-»
812 Кредит счета 30405000 со знаком «+»
820 Не заполняется Сумма строк 821,822
821 Кредит счета 30404000
со знаком «+»
822 Бюджетополучателями
не заполняется
Таблица 4
Графа
1 2 Код строки 3 4 5 6 7 8 9
Расшифровка строк 500 20-й код бюджетной классификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ, что соответствует 1-17 и 24-26 разрядам счета бюджетного учета Разница между доходами и расходами в соответствие со сметой доходов и расходов Не заполняется 700=500=-450 Не заполняется Сумма граф 5,6,7 Разница граф 4—8
510 Не заполняется Не заполняется
700 Сумма строк 710 и 720 Разница граф 4—8
710 Дебет счетов 20101510, 20107510, 20401510 со знаком «-»
720 Кредит счетов 20101510, 20107510, 20401510 со знаком «+»
800 810 811 812 820 821 822 Не заполняется
2. Списание счетов в уменьшение доходов бюджетного учреждения:
После заключения счетов формируется годовой баланс и справка к балансу.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на наличие обеспечивающих как процесс учета, так и процесс формирования отчетности компьютеризированных программ, следует, на мой взгляд, тщательно изучать показатели представляемых форм. Необходимость этого обусловлена наличием в бюджетных учреждениях достаточно многих нестандартных ситуаций, не отраженных в нормативных документах по регулированию учета и составлению отчетности в бюджетных учреждениях.
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.
Тел./факс: (495) 921-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 921-91-90 e-mail: [email protected]
V_J