УДК 372.881.1 ББК 74.00
С.Ю. Богданова, Е.В. Белькова, Е.С. Шильникова
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УМК НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовка к единому государственному экзамену по английскому языку должна начинаться уже на первой ступени общего образования, поскольку Федеральный образовательный стандарт предусматривает сдачу обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по учебному предмету «Иностранный язык». В статье проанализированы учебно-методические комплексы, действующие в общем образовании, на предмет подготовки обучающихся к выполнению определенных типов тестовых заданий.
Ключевые слова: Единый государственный экзамен (ЕГЭ); учебно-методический комплекс (УМК); общее образование; английский язык
S.Yu. Bogdanova, E.V. Belkova, E.S. Shilnikova
PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAM IN THE ENGLISH LANGUAGE IN THE CURRENT SCHOOL TEXTBOOKS
The preparation for the Unified state exam in the English language should start at the earliest stages of language learning, as according to the Federal educational standard this exam will from optional become compulsory. The article deals with the analysis of school English textbooks.
Key words: the Unified state exam; teaching materials; general education; the English language
Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., направленного «на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства» [Ц^ : Ы*р://президент.рф/аС^/17251], поставило новые задачи перед работниками образовательной сферы всех уровней, в том числе и перед преподавателями высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку педагогических кадров в области преподавания иностранных языков. Утвержденный немногим ранее Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования закрепляет важную роль иностранного языка в жизни каждого выпускника организации, осуществляющей образовательную деятельность (ранее - «средней общеобразовательной школы». Напомним, что понятия «школа» в новом законе об образовании нет). Признание важнейшей роли иностранного языка заключается во введении обязательного экзамена по
учебному предмету «Иностранный язык»,
наряду с экзаменами по учебным предметам «Русский язык и литература» и «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия». В Федеральном стандарте указано, что «обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная (итоговая) аттестация в форме единого государственного экзамена». Обучающиеся по ФГОС впервые будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку в обязательном порядке в 2022 г. - это нынешние второклассники (рисунок).
Собственно говоря, констатация того, что можно будет выбрать базовый уровень проведения государственной аттестации, не должна вводить в заблуждение руководителей организаций, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогических работников (ранее - «учителей» иностранного языка. Напомним, что понятия «учитель» в новом законе тоже нет). По опыту сдачи ЕГЭ по иностранным языкам в Иркутской области в период с 2006 по 2012 гг. можно утверждать, что задания В1, В4-В10, С1 (критерий 3), от-
© Богданова С.Ю., Белькова Е.В., Шильникова Е.С., 2013
несенные разработчиками к «базовому уровню», по-прежнему представляют сложность для выпускников (табл. 1).
В Иркутской области отмечается ряд серьезных проблем, связанных с преподаванием иностранного языка, включающих проблему нехватки учителей, решать которую необходимо, в первую очередь, путем введения дистанционного обучения. Нельзя допустить, чтобы из-за отсутствия преподавания данного учебного предмета в полном объеме на протяжении всех предусмотренных программой лет обучения обучающиеся не получили аттестат, не сдав один из обязательных государственных экзаменов. Подробнее о проблемах
Таблица 1
Процент выполнения заданий по уровню сложности в ЕГЭ-2012 (английский язык)
Уровень Задание Процент выполнения
Базовый (ср. 69,45 %) В1 58,47
В2 86,6
В4-В10 46,99
В11-В16 66,45
С1 (Критерий1) 85,31
С1 (Критерий2) 83,44
С1 (КритерийЗ) 58,86
Реализация ФГОС по учебным годам
и путях их решения см., например, [Живо-коренцева, 2011]. В их решении, совместно с органами образования Иркутской области, должны участвовать преподаватели высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку педагогических кадров в области преподавания иностранных языков.
Как нам представляется, начать нужно с анализа УМК как основного средства обучения иностранному языку. Их содержание должно быть нацелено на подготовку к ЕГЭ с уровня начального общего образования (напомним, что в «Законе об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование).
Мы проанализировали содержание и структурные компоненты современных действующих УМК по английскому языку (New Millennium, Enjoy English, Happy English.ru) на соответствие содержанию, структурным компонентам и характеру заданий контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по иностранным языкам (КИМов ЕГЭ) [URL :
http://fipi.ru/view/sections/226/docs/627]. При этом, исходя из концепции поэтапного формирования речевых навыков и умений, в центре нашего внимания находились как задания, полностью соответствующие формату ЕГЭ, так и сопутствующие задания, способствующие формированию отдельных навыков и умений, соответствующих рассматриваемому виду деятельности.
Первый раздел экзамена - аудирование (табл. 2). В первом задании обучающиеся должны установить соответствие между услышанными текстами и предложениями, выражающими их основное содержание. Объектом контроля выступает умение понимать основное содержание аутентичных текстов. Этот вид аудирования «предполагает обработку смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения» [Колесникова, 2001, с. 103]. В ходе анализа УМК нам практически не удалось найти задания, полностью соответствующие заявленному формату и нацеленные на контроль умений в данном виде аудирования. Вместе с тем, в отдельных анализируемых УМК представлены задания, нацеленные на формирование умений определять тему текста в целом, выделять основные пункты содержания текста и ключевые слова, опускать второстепенные детали, игнорировать трудности, не влияющие на понимание основного смысла звучащего текста.
Во второй части раздела необходимо установить соответствие утверждений содержанию прослушанного текста (табл. 3). Объектом контроля выступает умение извлекать из прослушиваемого текста запрашиваемую информацию или определять в нем ее
отсутствие. Последнее предполагает, что к обычным вариантам True (соответствует содержанию текста) и False (не соответствует содержанию текста), в задании имеется вариант ответа Not stated (т. е. на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа), что обеспечивает параметр надежности теста. Таким образом, задания, составленные с учетом данного параметра, могут считаться полностью соответствующими формату экзамена, в то время как задания, содержащие только одну/две возможности ответа (True/False/Not stated) носят подготовительный характер. В целом, задания как первой, так и второй группы представлены во всех УМК достаточно широко.
В третьей части раздела (табл. 4) обучающимся предстоит ответить на семь вопросов по содержанию диалога, выбрав правильный ответ из числа предложенных. В качестве объекта контроля выступает точное (полное) понимание всей содержащейся в тексте информации. Для данного вида аудирования важны умения понимать структуру текста, прослеживать развитие темы сообщения, выделяя не только главную информацию, но и второстепенные детали. Формированию перечисленных умений будут способствовать подготовительные упражнения, в том числе упражнения на множественный выбор.
Второй раздел экзамена - чтение (табл. 5) - по многим параметрам совпадает с предыдущим разделом (аудирование). Основным отличием выступает форма текста, из которого предстоит извлекать информацию: устная - при аудировании - и письменная - при чтении. Так, в первом задании данного раздела обучающиеся должны установить соответствие между шестью небольшими по
Таблица 2
Задания на аудирование с пониманием основного содержания
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ:
УМК Задание
Enjoy English-9 Listen to the people speaking about their future careers. Match the number of each speaker (1, 2, 3) with the sentence (a, b, c, d, e) that reflects his or her idea most accurately.
Happy English.ru-10 Listen to the conversations and select the title for each one. There is one extra title which you should not use.
Упражнения, способствующие формированию умений аудирования с пониманием основного содержания:
Enjoy English-10 Listen to four people speaking about their experiences of doing dangerous sports and match the speaker with the kind of sports.
New Millennium English-8 Listen to the radio programme and say which of these problems people have discussed.
Таблица 3
Задания на аудирование с выборочным пониманием содержания.
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ, с соблюдением параметра надежности:
УМК Задание
New Millennium English-10 Listen to a local resident of Cambridge telling some funny stories about student life there and say if the following statements are true (T), false (F) or not stated (NS).
Упражнения, подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ:
Enjoy English-9 Listen to the airport announcements. Say if the infor-mation below is right or wrong. Correct the wrong in-formation.
New Millennium English-11 Listen to the interview and say which of the following ideas for village tourism development Mike does not mention.
Happy English.ru-10 Listen to the conversations and put the events in the right order. Which of these events didn’t take place?
Таблица 4
Задания на аудирование с полным пониманием содержания
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ:
УМК Задание
Enjoy English-11 Listen to a career officer telling about the importance of a person’s first job and choose the best option from the questions below.
New Millennium English-11 Listen to the story and choose the right options.
Упражнения, подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ:
Enjoy English-9 Listen to the airport announcements and choose the right variant.
New Millennium English-10 Listen to an interview given by a person in charge of an exchange programme and take notes to answer the following questions.
объему текстами и предложениями, которые могут служить заголовками к этим текстам. Объектом контроля в данном задании выступают умение понимать основное содержание текста и умение фиксировать внимание на его главной проблеме, не отвлекаясь на отступления. Особая роль в формировании рассматриваемого умения будет принадлежать, на наш взгляд, заданиям на определение предмета речи (текста), общего круга излагаемых вопросов.
Во втором задании рассматриваемого раз-
дела обучающимся предлагается установить соответствие между шестью пропусками внутри текста и семью вариантами частей предложений. В этом случае проверке подлежит понимание структурно-смысловых связей в тексте (табл. 6). Данное умение обеспечивается целым рядом механизмов и операций, включая прогнозирование лингвистического и смыслового развертывания текста, определение временных и причинно-следственных взаимосвязей событий.
Задания, полностью соответствующие
Таблица 5
Задания на чтение с пониманием основного содержания.
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ:
УМК Задание
Enjoy English-11 Read the texts and match them with the headings. There is one extra title.
New Millennium English-8 Read and match the headings and the paragraphs.
Happy English.ru-11 Choose the right heading for each paragraph of the text. Leave out one heading which doesn’t correspond to any paragraph of the text.
Упражнения, способствующие формированию умений чтения с пониманием основного содержания:
New Millennium English-10 Read the article and match these titles to the paragraphs.
Enjoy English-11 Read the text and choose the best title.
Таблица 6
Задания на понимание структурно-смысловых связей текста.
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ:
УМК Задание
Happy English.ru-11 Read the text and fill in the gaps using the parts of sentences below. There is one extra part.
Упражнения, способствующие пониманию структурно-смысловых связей текста:
New Millennium English-11 In pairs analyse the sentences from the point of view of their structure.
New Millennium English-8 Match the two parts of the sentences to make them complete.
Enjoy English-10 Match the two halves of the sentences and translate them into Russian.
Enjoy English-8 Here are six sentences which belong in ex.53. Read the text and decide where to add the sentences. Mark the places in the text where they fit in best.
Упражнение на развитие механизма антиципации (прогнозирования) :
Enjoy English-10 Use your own ideas to complete the sentences.
Happy English.ru-11 Think of a suitable way to complete the sentences.
формату ЕГЭ, удалось обнаружить только в одном из анализируемых УМК. При этом оно не носит типовой характер.
В третьей части раздела обучающиеся должны прочитать достаточно большой по объему текст и ответить на семь вопросов по его содержанию, выбирая правильный ответ из четырех предложенных. Объектом контро-
ля выступает точное (полное) понимание информации в тексте (табл. 7). Примерами заданий, нацеливающих на выполнение подобных действий с учебным материалом, являются ответы на вопросы по содержанию текста, завершение предложений с использованием информации из текста.
Следующий раздел экзамена - граммати-
Таблица 7
Задания на чтение с полным пониманием содержания.
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ:
УМК Задание
Enjoy English-9 Choose the best answer to the question and the best ending to complete the sentences.
Happy English.ru-9 Choose the correct answer.
New Millennium English-10 Read the text and choose the right options.
Упражнения, подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ:
Enjoy English-11 Read the extract from the novel. Answer the following questions.
New Millennium English-11 Read the extract from a magazine article. Answer the questions beside the text.
ка и лексика - объединены общей целью: выявить уровень сформированности лексических и грамматических навыков как составляющих языковой компетенции. В первом и втором заданиях данного раздела обучающимся необходимо заполнить пропуски в тексте, преобразовав (при необходимости) слова так, чтобы они грамматически/грамматически и лексически соответствовали содержанию текстов (табл. 8). В качестве подготовительных будут эффективны любые упражнения на трансформацию слов в контексте с использованием грамматических конструкций и слово-
образовательных элементов, а также широкий спектр заданий на способы словообразования.
В третьем задании лексико-грамматического раздела экзаменующиеся должны заполнить пропуски в тексте, выбрав правильный ответ из четырех предложенных (табл. 9). В качестве способов и форм подготовки к выполнению данного задания используются клоуз-тесты, задания на подстановку и лексическую сочетаемость.
В заключительном разделе экзамена -письмо - контролируются умения создания различных типов письменных текстов: пись-
Таблица 8
Задания на заполнение пропусков в тексте (лексико-грамматические преобразования)
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ:
УМК Задание
Enjoy English-8 The word in capitals above each of the following sentences can be used to form a word that fits suitably into the blank space. Fill each blank in this way.
Happy English.ru-11 Complete the sentences with the right parts of the speech.
Упражнения, подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ:
Happy English.ru-9 К каким из этих прилагательных можно подобрать антоним с помощью суффикса -less?
Enjoy English-9 Make up adjectives from the following nouns and write them in the appropriate column.
New Millennium English-10 Use the prefixes -in, -im, -un to form the opposites of the adjectives in the box.
Таблица 9 Задания на заполнение пропусков в тексте (выбор одного варианта ответа из четырех предложенных) Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ:
УМК Задание
Enjoy English-11 Read the text and fill in the gaps with the correct op-tions. See «How to deal with multiple choice test questions» in «Learning strategies».
Happy English.ru-10 Read the story and fill in the gaps with these words.
Упражнения, подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ:
Happy English.ru-11 Complete the sentences with a suitable word or ex-pression.
Enjoy English-9 Fill in the gaps. Use the words from the box in the ap-propriate forms.
New Millennium English-10 Choose the best alternative to fill in the gaps in each of the following sentences.
Таблица 10
Задания на обучение письменному высказыванию.
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ (личное письмо):
УМК Задание
Enjoy English-11 Read Sophie's letter to the local magazine and give her some advice. Explain your reasons.
New Millennium English-8 Write a letter to your British pen friend describing the place where you live. Don’t forget to mention ...
Упражнения, полностью соответствующие формату ЕГЭ (эссе):
Enjoy English-9 Write an essay on the smoker / non-smoker conflict. Follow the structure of the essay. Use the linking words from the box.
New Millennium English-11 Write an essay «Learning foreign languages in Russian schools». Follow these steps ...
Тренировочные упражнения, подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ:
Happy English.ru-11 Change the Russian verbs in brackets into an English verb in the participle II form.
Enjoy English-10 Make questions out of the given words. The first and the last words of each question are underlined.
New Millennium English-10 Rewrite each sentence beginning or ending as shown, so that the meaning remains the same.
Речевые упражнения, подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ:
New Millennium English-11 Would you like to study any other foreign languages? Which one(s) would you prefer? Give reasons. Read the essay of Anne Proctor (a student from Britain, aged 17) and compare your reasons with Anne’s.
Happy English.ru-11 Should people sue big companies or should they take more responsibility for themselves? Why / Why not? Think of a story to illustrate your point of view. Write 8-12 sentences.
Enjoy English-9 Complete the text as seen through the eyes of a digital camera. Describe any photo / postcard of a place you’ve been to or would like to go.
ма личного характера и письменного высказывания с элементами рассуждения (табл. 10). Эффективность продуцирования письменных речевых высказываний обеспечивается целым комплексом навыков и умений, что находит отражение в критериях оценивания выполнения письменных заданий. Традиционно, обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений.
Подготовительные упражнения нацелены на формирование вопросно-ответных умений, навыков и умений, лежащих в основе письменного высказывания: трансформация, сжатие, расширение и конструирование предложений; группировка по различным признакам; перифраза, эквивалентные замены (лексические и грамматические). В речевых упражнениях внимание направлено на содержание письменного высказывания: описание фактов, явлений, событий; выражение собственного мнения/суждения. Примечательно, что в ходе анализа удалось выявить подобного рода задания уже на уровне начального общего образования.
Таким образом, анализ действующих УМК по английскому языку на соответствие содержанию, структурным компонентам и характеру заданий КИМов ЕГЭ позволяет заключить, что современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету «Иностранный язык», в целом, ориентировано на поэтапную подготовку обучающихся различных уровней общего образования к прохождению подобного рода аттестационной процедуры. Вместе с тем, отдельные УМК нуждаются в дополнительной адаптации под параметры ЕГЭ с позиции а) включения заданий, полностью соответствующих его формату, и б) увеличения доли упражнений, способствующих формированию навыков и умений, проверяемых в ходе экзамена. Результаты проведенной работы могут быть учтены при выборе образовательными учреждениями УМК, а также при разработке методических пособий и методических рекомендаций как форм печатных изданий, дополняющих учебник.
Библиографический список
1. Живокоренцева, Т.В. Стратегия реализации идей национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» в условиях профессионально-педагогического образования [Текст] / Т.В. Живокоренцева // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. - 2011. - № 3.
- С. 175-184.
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по английскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа : fipi. ru/view/sections/226/docs/627.html (дата обращения : 27.03.2013).
3. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [Текст] / И.Л. Колесникова, О.А. Дол-гина. - СПб. : БЛИЦ; Cambridge University Press, 2001.
- 224 с.
4. Подписан закон об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://президент.рф/ acts/17251/print (дата обращения : 27.03.2013).
5. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 г. единого государственного экзамена по иностранным языкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа : fipi.ru/view/sec-tions/226/docs/627.html (дата обращения : 27.03.2013).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки РФ. - 2012. - 17.05. - № 413; за-регистр. Минюстом России: 07.06.2012, № 24480.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 2012. - от 29.12. -№ 273-ФЗ.
8. New Millennium [Текст] / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева [и др.] // 8 класс. - М. : Титул, 2013. - 240 с.
9. Happy English.ru [Текст] / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман // 9 класс. - М. : Титул, 2013. - 1б0 с.
10. Happy English.ru [Текст] / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман // 10 класс. - М. : Титул, 2012. - 192 с.
11. Happy English.ru [Текст] / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман // 11 класс. - М. : Титул, 2012. - 288 с.
12. New Millennium [Текст] / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева [и др.] // 9 класс. - М. : Титул, 2013. - 192 с.
13. New Millennium [Текст] / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева [и др.] // 10 класс. - М. : Титул, 2012. - 200 с.
14. New Millennium [Текст] / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева [и др.] // 11 класс. - М. : Титул, 2012. - 224 с.
15. Enjoy English [Текст] / М.З. Биболетова,
О.А. Денисенко [и др.] // 2 класс. - М. : Титул, 2013.
- 128 с.
16. Enjoy English [Текст] / М.З. Биболетова,
Н.Н. Трубанева [и др.] // 9 класс. - М. : Титул, 2013.
- 164 с.
17. Enjoy English [Текст] / М.З. Биболетова,
E.E.Бабушис [и др.] // 9 класс. - М. : Титул, 2013. -240 с.
18. Enjoy English [Текст] / М.З. Биболетова,
E.E.Бабушис [и др.] // 10 класс. - М. : Титул, 2012. -215 с.
19. Enjoy English [Текст] / М.З. Биболетова,
Е.Е. Бабушис [и др.] // 11 класс. - М. : Титул, 2012. -200 с.