Научная статья на тему 'Подготовка к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ'

Подготовка к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ЕГЭ / ВЫПУСКНИК / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малюга А. Н.

Каждый учитель-предметник неоднократно задавался вопросом, как подготовить учащегося к ЕГЭ? Весь объем информации для успешной сдачи экзамена невозможно дать на уроках, поэтому будущие выпускники должны понимать ответственность и уметь самостоятельно готовиться к экзамену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ»

50

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ного проекта; поиск партнеров; создание сайта проекта; проведение презентаций проекта; проведение семинаров для родителей; внедрение проекта.

В результате реализации проекта дошкольники освоят и будут применять методы наблюдения и эксперимента, расширят кругозор по изучению природных явлений окружающего мира, смогут научиться выявлять причинно-следственные связи между явлениями природы, приобретут новые знания о физических особенностях природных явлений, повысится образовательный потенциал семьи, детский коллектив будет более сплоченным.

Список литературы:

1. Штрекерт О.Ю. Пропедевтический курс физики в вузе [Электронный ресурс] // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы Международной научно-практической конференции. - Электрон. дан. -Омск: СибАДИ, 2015.

2. Штрекерт О.Ю., Корнейчук С.К. Преемственность в физическом образовании // Материалы Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования». г. Москва / Под ред. проф. Г.Г. Спирина. - М.: АИР, 2015. - 278 с.

ПОДГОТОВКА К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

© Малюга А.Н.*

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 Щелковского муниципального района Московской области, г. Щёлково

Каждый учитель-предметник неоднократно задавался вопросом, как подготовить учащегося к ЕГЭ? Весь объем информации для успешной сдачи экзамена невозможно дать на уроках, поэтому будущие выпускники должны понимать ответственность и уметь самостоятельно готовиться к экзамену.

Ключевые слова: информатика, ЕГЭ, выпускник, интернет-ресурсы, самостоятельная работа.

Для всех выпускников школ Российской Федерации с 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал единственной формой государственной итоговой аттестации по завершению среднего общего образования. С помощью ЕГЭ проверяется уровень освоения курса школьной программы выпускником, по итогам которой он претендует на получение аттестата об

Учитель информатики и ИКТ.

Педагогика и психология

51

окончании среднего общего образования. Результаты ЕГЭ рассчитываются по стобалльной шкале и в пятибалльную систему не переводятся, в отличие от аттестата, в котором сохранена пятибалльная шкала [1].

На данный момент обязательными для всех выпускников являются два экзамена в виде ЕГЭ - русский язык и математика. Всего в 2015 году в списке ЕГЭ по выбору 14 предметов [2]: русский язык, математика, физика, химия, история, обществознание, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, география, английский язык, немецкий язык, французский язык, испанский язык, литература.

ЕГЭ по информатике сдается по выбору учащихся 11 классов. По итогам сдачи экзамена становится очевидно, что, несмотря на успешность сдачи экзамена по информатике и поступление в ВУЗы, предмет выбирают крайне малое количество учеников, в отличие от обществознания и истории.

Это объясняется тем, что ЕГЭ по информатике необходим для поступления на факультеты, не пользующиеся большой популярностью: космонавтика, ракетные комплексы, ядерная физика и другие. Стоит отметить, что сдача этого экзамена необходима для учащихся, которые хотят получить такие перспективные специальности как нанотехнолог и программист. Вполне возможно, что ЕГЭ по информатике в следующих годах выберут гораздо больше молодых людей. Тестирование считается сданным, если выпускник получил не менее 40 баллов.

Экзамен по информатике является одним из самых сложных. Несмотря на то, что все задачи непосредственно связаны с компьютером, пользоваться им при выполнении теста не разрешается. Кроме этого, выпускникам запрещено применять калькулятор.

Содержание экзамена включает основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии», другие.

Единый государственный экзамен по информатике состоит из двух частей и содержит в себе 27 заданий. В контрольно-измерительных материалах по информатике задания имеют сквозную нумерацию для упрощения проверки компьютером.

Первая часть содержит 23 задания базового, повышенного и высокого уровней сложности [2]. В задачах необходимо произвести вычисления и записать сформулированный краткий ответ.

52

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Последние четыре задания не изменились с прошлых лет и по-прежнему являются задачами повышенной трудности, требующие развернутого решения. Для решения заданий такого типа необходимо владеть технологией программирования на высоком уровне. Не все учителя информатики берутся за решение задач второй части в силу своих возможностей, оставляя на самостоятельный разбор учащихся.

Необходимо отметить, что пробные варианты ЕГЭ по информатике

2015 года не охватывают всех тем, которые могут быть включены в экзаменационный тест. Их полный список содержится в кодификаторе, составленном ФИПИ для ЕГЭ 2016.

Для подготовки к единому государственному экзамену по информатике

2016 года рекомендуется использовать он-лайн тесты, формируемые из открытого банка заданий ФИПИ. Они позволяют ученикам познакомиться со структурой работы, оценить сложность вопросов и проверить уровень знаний. Также выпускники могут скачать задания ЕГЭ по информатике c решением и заниматься без подключения к интернет.

Среди выпускников МБОУ СОШ № 8 ЩМР МО, выпустившихся из школы за последние три года, был проведен опрос об использовании интернет-ресурсов при подготовке к экзамену. Во время опроса выпускники ориентировались на свои интересы и выделили следующие критерии: соответствие примерных заданий контрольно-измерительным материалам (КИМ), актуальность заданий, присутствие объяснения решения; быстрый результат по решению примерного варианта ЕГЭ.

Из интернет-ресурсов, которые помогают проводить самостоятельную подготовку, были выделены следующие:

- Федеральный институт педагогический измерений;

- Сайт Константина Полякова;

- РЕШУ ЕГЭ;

- Яндекс ЕГЭ;

- ЕГЭ Информатика (группа в социальной сети);

- Центр обучения «Фоксфорд» (видеоресурс).

Таблица 1

Сравнительный анализ интернет-ресурсов

Критерий ценивания ФИПИ Сайт К. Полякова РЕШУ ЕГЭ Яндекс ЕГЭ ЕГЭ Информатика Фоксфорд

Соответствие примерных заданий КИМам + + + + + +

Актуальность заданий Имеется только демонстрационный вариант Задания обновлены до 2015 года включительно Задания обновлены до 2015 года включительно Задания обновлены до 2014 года включительно Задания обновлены до 2015 года включительно Разбор заданий 2014 и 2015 года

Присутствие объяснения решения + + Ссылка на ресурс ege-go.ru, где предоставлен разбор заданий + +

Быстрый результат по решению примерного варианта ЕГЭ + + + +

Педагогика и психология

53

По табл. 1 видно, что всем названным критериям соответствуют:

- Сайт К. Полякова;

- РЕШУ ЕГЭ;

- Яндекс ЕГЭ (частично, т.к. задания обновлены до 2014 г. включительно);

- ЕГЭ информатика.

Стоит заметить, что интернет-ресурсы являются помощниками в подготовке к экзамену по информатике. Также следует изучать основы информатики на уроках, консультироваться у учителя, по возможности посещать дополнительные курсы. Только в совокупности можно достичь желаемого результата.

При подготовке оставшееся время до экзамена рекомендуется выделить на повторение темы «Алгоритмизация и программирование». Для успешной сдачи экзамена учащиеся должны иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Ученик должен уметь писать правильно небольшие фрагменты программ в пределах часа. Если будет уделяться больше времени, в таком случае учащийся рискует не успеть выполнить все задания экзамена.

Существенным источником ошибок является невнимательность учащихся при заполнении бланков работы. При подготовке учащихся к экзамену надо обратить их внимание на то, что задания основной части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечисление чисел. Необходимо показать запись ответов с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведенному на бланке записи ответов. Для учителя важнейшими документами, на которые необходимо опираться при составлении календарно-тематического планирования являются:

- кодификатор элементов содержания по информатике для составления КИМ;

- спецификация экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена.

Если выпускник, сдавая предмет по выбору, не получает минимального количества баллов, то может пересдать его только на следующий год.

При составлении календарно-тематического планирования рекомендуется использовать в обязательном порядке формы работы, как тестирование, повторение пройденного материала прошлых лет обучения, решение задач из демонстрационных материалов, задавать дополнительные задания из демоверсий прошлых лет ученикам, сдающих выбранный ими экзамен. Проведение проверочных работ может быть организовано в форме пятиминуток в начале урока. В повторении используется тестирование по отработке заданий экзамена.

54

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Список литературы:

1. Поляков К. Что год грядущий нам готовит: ЕГЭ-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpolyakov.spb.ru/download/inf-2014-11.pdf.

2. Кодификатор ФИПИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru/.

АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НАД ПРИОРИТЕТАМИ В ПЕДАГОГИКЕ КАК ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

© Прохоренко А.В.*

Московская финансово-юридическая академия, г. Москва

Рассмотрены происхождение воспитания, культурологические и основные нравственные закономерности и принципы воспитательного процесса.

Ключевые слова образ, воспитание.

В религиозном типе культуры потребность в систематическом обучении у государства и общества практически отсутствовала. Главной ценностью был Бог. Все, что не относилось к религии, не относилось к культуре в том числе и сам русский язык. «В русской культурной ситуации, установившейся после крещения Руси, к культуре относилось то, что входило в сферу церковнославянского языка; то же, что входило в сферу русского языка, лежало вне пределов культуры» [1].

Ответственность за воспитание (за социализацию, приобщение к социальным ролям) лежит на главе семьи, который должен учить всех домашних -и жену, и детей, и слуг. «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке; учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст» [2].

Сам термин «воспитание» в «Домострое» употребляется в спектре социальных значений [3], хотя столетием ранее слово «воспитати» имело чисто житейский смысл - «вскормить».

Все эти значения были сохранены в русском языке и позднее зафиксированы в словаре Владимира Ивановича Даля (1801-1872): «Воспитывать, воспитать кого - заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем знач. Вскармливать, кормить и оде-

Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.