Научная статья на тему 'Подготовка ИТ-консультантов в ВУЗах'

Подготовка ИТ-консультантов в ВУЗах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИТ-КОНСАЛТИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ / КОМПЕТЕНЦИИ ИТ-КОНСУЛЬТАНТА / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ИТ-КОНСАЛТИНГУ / IT-CONSULTING / INFORMATION SYSTEMS STRATEGIC MANAGEMENT / IT-CONSULTANT COMPETENCES / IT-CONSULTING QUALIFICATION WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калянов Георгий Николаевич, Лёвочкина Галина Александровна

Рассматриваются вопросы подготовки консультантов в области информационных технологий в рамках высших учебных заведений. Анализируется программа подготовки магистров ИТ-консультантов, апробированная в течение шести лет на кафедре стратегического управления информационными системами факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калянов Георгий Николаевич, Лёвочкина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF IT-CONSULTANTS IN UNIVERSITIES

The questions of high school IT-consultant education are discussed. The education program approbated on department of Information Systems Strategic Management (faculty of Business Informatics of Higher School of Economics) during six years is analyzed.

Текст научной работы на тему «Подготовка ИТ-консультантов в ВУЗах»

ПОДГОТОВКА ИТ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ВУЗАХ

УДК 378, 004

Георгий Николаевич Калянов

д.т.н., проф., зав. лабораторией ИПУ РАН, зав. кафедрой системного анализа и управления информационными технологиями ФИБС МФТИ E-mail: [email protected], Тел.: (495) 334-91-01

Галина Александровна Лёвочкина

к.т.н., доц., зам. зав. кафедрой стратегического управления

информационными системами факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ E-mail: [email protected], Тел.: (495) 334-91 -01, 772-95-90

Рассматриваются вопросы подготовки консультантов в области

информационных технологий в рамках высших учебных заведений. Анализируется программа подготовки магистров - ИТ-консультантов, апробированная в течение шести лет на кафедре стратегического управления информационными системами факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.

Ключевые слова: ИТ-консалтинг, стратегическое управление

информационными системами, компетенции ИТ-консультанта, выпускная квалификационная работа по ИТ-консалтингу.

George N. Kalyanov

Dr., Head. Laboratory ISP RAS, Head. Department of Systems Analysis and management of information technology Phibbs MIPT

E-mail: [email protected], Tel.: (495) 334-91-01

Galina Levochkina

PhD., Deputy. head. Department of Strategic Management Information Systems Faculty of Business Informatics HSE E-mail: [email protected], Tel.: (495) 334-91-01, 772-95-90

PREPARATION OF IT-CONSULTANTS IN UNIVERSITIES

The questions of high school IT-consultant education are discussed. The education program approbated on department of Information Systems Strategic Management (faculty of Business Informatics of Higher School of Economics) during six years is analyzed.

Keywords: IT-consulting, information systems strategic management, IT-consultant competences, IT-consulting qualification work.

1. Введение

Несмотря на то, что на сегодняшний день в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» отсутствуют виды должностей, непосредственно отражающие ИТ-консалтинг, консалтинговые компании и системные интеграторы активно принимают на работу ИТ-консультантов. Должностные требования, как правило, следующие:

• Высшее образование (техническое и/или экономическое).

• Знание функциональности программных продуктов определенных классов, сферы их использования и методологии внедрения.

• Знание бизнес-процессов предметной области и отраслевой специфики.

• Владение инструментами моделирования бизнес-процессов.

• Владение методиками ведения проектов.

• Умение разрабатывать проектную и техническую документацию.

• Знание английского языка.

• Опыт работ или наличие законченных проектов

• Хорошие коммуникативные качества, способность к логическому мышлению, нацеленность на результат, высокая обучаемость, способность работы в команде, стрессоустойчивость и др.

2. Организация подготовки ИТ-консультантов

Для обеспечения потребностей рынка отечественные ВУЗы должны обеспечить подготовку ИТ-консультантов. В этой связи необходимо ответить на два вопроса: чему учить? и как учить?

На первый вопрос ответ по существу уже дан в рамках следующих деятельно-стей:

• разработка образовательных стандартов, включающих требования к соответствующим компетенциям [1];

• создание соответствующих программ и дисциплин в рамках традиционного ВУЗовского процесса [2];

• разработка специализированных магистерских программ и формирование в ВУЗах выпускающих кафедр на их основе [3 ];

• создание базовых кафедр консалтинговых компаний в ВУЗах [4].

Фактически для ГГ-консалтинга наиболее близкими специальностями (направлениями) являются «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика». Базовая площадка для подготовки специалиста по ГГ-консалтингу заложена в стандартах обучения по этим специальностям (направлениям).

Отличие заключается в том, что при подготовке ИТ-консультанта большое внимание должно уделяться фундаментальной теоретической подготовке, а также выработке умений и навыков обследования, описания и оценки объектов предметной области, разработке рекомендаций по решению имеющихся проблем.

Таким образом, речь может идти о дополнительной подготовке в виде дисциплин по выбору ВУЗа и дисциплин специализации, а также по магистерским программам. Например, в работе [2] предлагается блок дисциплин, включающий такие темы, как:

• теория систем и системный анализ,

• основы теории управления,

• структурный системный анализ,

• объектно-ориентированный анализ,

• исследование предметной области,

• исследование систем управления,

• методики анализа проблемных объектов,

• методы инжиниринга/реинжиниринга объектов предметной области,

• проектирование информационных систем,

• управление ИТ-проектами,

• маркетинговые исследования.

В качестве примеров магистерских программ по подготовке ИТ-консультантов можно привести следующие:

• магистерская программа «Стратегическое управление информационными системами» для направления 080700.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистров, поставленная в 2004 году одноименной кафедрой факультета бизнес-ин-

форматики ГУ-ВШЭ (в настоящее время указанная программа входит в магистерскую программу «Бизнес-информатика»), ее детальное описание приведено ниже;

• магистерская программа «Системный анализ и управление информационными системами» для направления 220100.68 «Системный анализ и управление» подготовки магистров, поставленная в 2007 году кафедрой системного анализа и управления в области информационных технологий факультета информационных бизнес-систем МФТИ.

Ответ на второй вопрос связан со сменой парадигм учения при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, в частности [5]:

• в части ценностей - от учения для общественного производства к учению для самореализации и личной карьеры;

• в части мотивов - от учения как обязанности к заинтересованности в учении и удовольствии от достигнутых результатов;

• в части целей - от направленности учения на приобретения научных знаний к направленности на овладение компетенциями, а также от учения в молодости для "запаса на всю жизнь" к учению в течение всей жизни;

• в части форм и методов - от авторитарных к демократическим методам, от стабильных структуры дисциплин и формы организации учебного процесса к динамичным структуре и форме, от акцента на аудиторные занятия к акценту на самостоятельную работу и т.д.

3. Магистерская программа «Стратегическое управление информационными системами»

Целью магистерской программы «Стратегическое управление информационными системами» [3] является подготовка высококвалифицированных менеджеров для занятия руководящих позиций в ИТ-службах предприятий и государственных учреждений, а также позиций ведущих консультантов и руководителей проектов в ИТ-компаниях.

Необходимость подготовки специалистов такого профиля обусловлена объективными потребностями бизнеса и сферы госуправления - современный бизнес требует наличия стратегии управления развитием информационных систем, обеспечивающей поддержку реализации стратегии развития самого бизнеса, а также руководителей, способных разрабатывать и осуществлять соответствующие планы. Объектами

№6, 2010

профессиональной деятельности специалистов такого профиля являются:

• информационные системы;

• службы ИТ;

• ИТ-проекты;

• проекты в области ИТ-консалтинга.

Стратегическое управление информационными системами [6] представляет собой комплекс теоретических основ и методов, которые обеспечивают целостный, процессно-ориентирован-ный подход к принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности владения и развития информационных систем для достижения бизнес-целей организаций и создания новых конкурентных преимуществ. Изучение этих методов позволит выпускнику:

• анализировать и формировать показатели эффективности использования информационных технологий для организации стратегического и оперативного управления их развитием;

• разрабатывать стратегии развития информационных систем;

• организовывать ИТ-службу и управлять ее деятельностью;

• эффективно управлять портфелем ИТ-проектов;

• рационально организовывать взаимодействие с вендорами и партнерами;

• руководить проектами в области ИТ-консалтинга;

• организовывать переход к аутсорсингу и контролировать его выполнение.

Решение перечисленных задач обеспечивается следующим набором специальных дисциплин:

1) Системная диагностика организации - цели и задачи системной диагностики, степень соответствия информационных систем бизнес-целям, бизнес-процессам и информационным потребностям организации, методы проведения диагностики, обработка результатов и анализ пробелов, оценка квалификации персонала, оценка деятельности службы ИТ, структура и содержание итогового отчета.

2) Управление развитием информационных систем - разработка стратегий развития ИС, определение роли информационных технологий в развитии бизнеса и организации управления, экономические параметры текущего состояния информатизации, анализ существующих планов развития и предлагаемых проектов в аспекте их соот-

ветствия информационным потребностям, стратегии развития бизнеса и организации управления, анализ проблемных областей, идентификация и детализация основных направлений развития информатизации, портфель инвестиционных проектов по развитию информатизации и регистр ожидаемых результатов от его реализации, оценки необходимых ресурсов, организационная модель развития информационных технологий.

3) Организация службы информационных технологий - роль современной ИТ-службы в деятельности организаций, функции ИТ-службы и модели ее организационных структур, внутренние регламенты и регламенты взаимодействия с основными бизнес-подразделениями и руководством, стратегический комитет по ИТ.

4) Управление инвестициями в ИТ - концепция реализации стратегии через проекты, сущность инвестирования как процесса, классификация инвестиционных ИТ- проектов, общие положения оценки эффективности инвестиционных проектов, модель денежных потоков ИТ-проекта, методология и методы их оценки.

5) ИТ-консалтинг - определение и виды ИТ-консалтинга, построение отношений ИТ-консультанта с предприятием-клиентом, роли и обязанности ИТ-консультантов, методы ИТ-консалтинга, организация консалтингового проекта в сфере ИТ, процесс решения проблем, формы представления результатов.

6) Практика ИТ-консалтинга -анализ примеров проектов ИТ-консалтинга по его видам, критерии оценки качества выполнения проектов, типичные ошибки консультантов, особенности выполнения комплексных консалтинговых проектов.

7) Организация перехода к ИТ-аутсорсинг у- понятие и виды ИТ-аутсорсинга, этапы перехода к ИТ-аутсорсингу, принципы заключения аутсорсинго-вого контракта, соглашение об уровне обслуживания, основные требования к поставщику аутсорсинговых услуг, совместное управление исполнением контракта, распределение ролей и сфер ответственности, примеры организационных структур управления, контроль обслуживания, администрирование исполнения контракта, процедуры выхода из ИТ-аутсорсинга.

8) Информационные технологии управления знаниями - цели создания базы знаний об интеллектуальном ка-

питале организации, содержание и структура базы знаний, технология наполнения базы знаний, организация использования и сопровождения базы знаний, обеспечение ее жизнеспособности.

Преподавание соответствующих дисциплин опирается на набор компетенций, которыми должен обладать выпускник:

• владеть специфическими методами консалтинговой профессии;

• обладать навыками установления отношений;

• владеть комплексом методов, применяемых при работе в рабочей группе ИТ-проекта, уметь их подбирать под конкретную задачу, условия и ограничения;

• обладать знанием предметной области и отраслевой специфики;

• владеть методиками управления ИТ-проектом, позволяющими жестко регламентировать фазы, этапы и шаги проведения работ, четко формулировать их результаты;

• иметь личностные характеристики, соответствующие требованиям профессии консультанта.

В ходе обучения используется комплекс современных подходов к образованию, комбинирующих лекции, деловые игры, мастер-классы, разбор кейсов и реальных проектов. Особенностью преподавания дисциплин является:

• ориентация на потребителя ИТ-услуг;

• рассмотрение актуальных отраслевых проблем и границ применимости ИТ-технологий;

• обучение навыкам анализа проблем, возникающих на предприятиях в области ИТ;

• применение полученных студентом знаний к выработке рекомендаций по устранению проблем предприятия.

Такой подход способствует формированию у студентов понимания проблем и задач, решаемых средствами информационных технологий в области экономики и менеджмента, обеспечивает приобретение необходимых компетенций ИТ-консультанта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из видов самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов является выполнение курсовой работы. Тематика курсовых работ составлена таким образом, чтобы в дальнейшем студент, развивая отдельные положения курсовой работы, смог воспользоваться подготовленным материалом для написания магистерской

диссертации.

4. Выпускные квалификационные работы

Кафедра стратегического управления информационными системами факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ за 6 лет работы выпустила более 90 специалистов, успешно работающих в ведущих отечественных ИТ-компаниях в области ИТ-консалтинга.

Выполняемые выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации) представляют собой работы научной направленности и должны содержать результаты теоретических исследований, новые методологические подходы, решение прикладных задач. Структурно каждая магистерская диссертация состоит из 3 частей: теоретической, аналитической и практической (рекомендательной).

Теоретическая часть работы служит базой для аналитической и рекомендательной частей магистерской диссертации. В ней на основе изучения литературных источников рассматривается сущность исследуемой проблемы и анализируются различные подходы к её решению. Данная часть также содержит обзор методов и методик решения проблемы, например, если в работе рассматриваются вопросы разработки или модификации методологии внедрения ИС, то теоретическая часть может содержать обзор методологий внедрения, применяемых ИТ-компаниями.

В аналитической части магистерской диссертации дается характеристика предметной области, детально анализируется состояние предметной области и приводится постановка задачи. Критически показывается действующая практика решения поставленной задачи, проводится выявление существующих недостатков. Обосновывается необходимость совершенствования существующей практики решения поставленной задачи, использования новых методологий и технологий для её решения.

Практическая (рекомендательная) часть магистерской диссертации включает результаты проведенных научных исследований и обоснование конкретных предложений и рекомендаций по решению поставленной задачи. Основное требование, предъявляемое к рекомендательной части - предложения должны быть конкретными и аргументированными, содержать рекомендации о способах их реализации, отражать данные об эффективности рекоменду-

емых мероприятий, характеризовать другие их преимущества. Например, если в работе рассматриваются вопросы создания информационной системы предприятия, то практическая (рекомендательная) часть может содержать:

• функциональные модели бизнес-процессов рассматриваемой задачи;

• разработанные требования к программному продукту на основе формализованного описания бизнес-процессов;

• обоснование выбора программного продукта;

• рекомендации по выбору стратегии внедрения;

• адаптированную методологию внедрения;

• анализ проектных рисков и рекомендации по их минимизации;

• критические факторы успеха проекта;

• новые возможности улучшения действующей практики решения поставленной задачи.

Примерными темами магистерских диссертаций являются следующие:

1) Особенности разработки стратегии развития ИС для предприятия (наименование).

2) Альтернативные подходы к организации службы ИТ на предприятии (наименование).

3) Планирование внедрения системы управления знаниями на предприятии (наименование).

4) Направления инвестиций в ИТ в отрасли (наименование).

5) Анализ эффективности ИТ-аутсорсинга для предприятия (наименование).

6) Особенности управления ИТ-проектом в условиях консорциума исполнителей.

7) Организация тендера на внедрение ИС (тип системы).

8) Планирование развития ИС на предприятии (наименование).

9) Разработка и обоснование ИТ-бюджета предприятия (наименование).

10) Планирование и проведение аудита ИС на предприятии (наименование).

11) Практические аспекты внедрения информационных систем (вид) на предприятии (наименование).

12) Организация перехода к ИТ аутсорсингу на предприятии (наименование).

13) Стратегическое обоснование передачи (наименование процесса, задачи, ....) на ИТ-аутсорсинг.

14) Управление контрактом по ИТ-аутсорсингу на предприятии (наименование).

15) Разработка квалификационных критериев оценки вендоров и партнеров.

16) Организация сопровождения и эксплуатации ИС в условиях отсутствия ИТ-специалистов на местах.

17) Разработка организационно -функциональной структуры службы ИТ предприятия (предприятие).

18) Разработка комплекта документов, регламентирующих деятельность службы ИТ предприятия (предприятие).

Практический опыт показал, что на настоящий момент выбранные студентами темы можно сгруппировать по шести блокам, приведенным в таблице 1.

Как следует из таблицы 1, наибольший интерес у студентов вызывает тематика, связанная с проблемами создания корпоративных информационно-управляющих систем предприятий. Отличительной чертой данного блока тем является широта тематики. Примерами работ, относящихся к различным направлениям этого блока, являются:

• Разработка критических факторов успеха проектов внедрения CRM-систем на базе Dynamics Nav.

• Планирование внедрения системы управления задолженностями по кредитам в банке.

• Практические аспекты внедрения информационной системы автоматизации бюджетирования Cognos EP в управляющей компании крупного холдинга.

• Выбор комплексного решения для контроля качества ПО операторов сотовой связи.

• Разработка методики оценки рисков в проектах внедрения CRM-систем.

Несомненный интерес представля-

ют магистерские диссертации, связанные со стратегическими вопросами ИТ-консалтинга. В работах данного направления разрабатываются методологические подходы к формированию ИТ-стратегии, методы проведения стратегического ИТ-аудита, критические факторы успеха консалтинговых проектов по разработке ИТ-стратегии.

В работах блока «Общие вопросы ИТ-консалтинга» анализируется состояния ИТ-консалтинга в конкретных сегментах бизнеса, исследуется влияние финансового кризиса на рынок услуг ИТ-консалтинга и даются общие рекомендации по организации консалинго-вой деятельности в сфере ИТ.

Магистерские диссертации, связанные с организационным сопровождением ИТ, посвящены вопросам организации ИТ-службы и вопросам организации перехода к ИТ-аутсорсингу. Их отличает использование новейших мировых достижений и практик к эффективному обеспечению взаимодействия между бизнесом и ИТ-службами, в частности, применение в качестве теоретической базы стандарта ISO 20000.

Выпускные квалификационные работы блока «Современные методы и средства интеграции ИС» характеризуются широким проблемным охватом и глубиной проведенного анализа в области современных методов и средств интеграции информационных систем.

В магистерских диссертациях блока «Разработка/адаптация методологии внедрения ИС» обосновывается необходимость учета специфических черт информационных систем определенных классов в методологии внедрения и предлагаются модифицированные методологии внедрения. Примерами таких работ являются:

• Сравнительный анализ методологий внедрения систем управления цепочками поставок.

Таблица 1. Группировка тем магистерских диссертаций

№ Название блока % от общего числа выполненных работ

1 Общие вопросы ИТ-консалтинга 13

2 Стратегические вопросы ИТ-консалтинга 17

3 Вопросы организационного сопровождения ИТ 14

4 Современные методы и средства интеграции ИС 7

5 Разработка/адаптация методологии внедрения ИС определенного класса 7

6 Практические аспекты внедрения систем определенного класса на предприятиях 42

№6, 2010

• Разработка технологии ускоренного внедрения CRM-систем.

Следует отметить, что общим недостатком магистерских диссертаций является недостаточная глубина проведенных научных исследований. Особенно это характерно для направления работ, связанного с практическими аспектами внедрения ИС на предприятиях. В магистерских диссертациях данного направления авторы, как правило, излагали выполненные в рамках проекта работы, отклоняясь в сторону от творческого подхода к решению проблемных вопросов и научной направленности исследований.

Литература

1. Тельнов Ю.Ф. Разработка государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения по направлению "Прикладная информатика" на основе компетентностного подхода // Труды 2-й Российской научно-методической конференции "Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика" на основе инновационных технологий и E-learning". М.: 2006, с.165-175.

2. Качала В.В. Подготовка специалистов по IT-консалтингу // Труды 2-й Российской научно-методической конференции "Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика" на основе инновационных технологий и E-learning". М.: 2006, с.92-97.

3. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Лёвоч-кина Г.А. Магистерская программа "Стратегическое управление информационными системами" // Труды 2-й Российской научно-методической конференции "Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика" на основе инновационных технологий и E-learning". М.: 2006, с.57-59.

4. Калянов Г.Н. Подготовка специалистов по направлению "Системный анализ и управление в области информационных технологий" // Труды 3-й Российской научно-методической конференции "Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика" на основе инновационных технологий и E-learning". М.: 2007, с. 116-117.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007.

6. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левоч-кина Г.А. Управление развитием инфор-

мационных систем. М.: Горячая линия - Телеком. 2009.

References

1. Telnov YF The development of state educational standards of higher education the third generation in the direction of Applied Informatics-based competency approach / / Proceedings of the 2-nd Russian Scientific and Methodical Conference "Improving the training of IT-specialists in the field of' Applied informatics "based on innovative technologies and E -learning ". M.: 2006, s.165-175.

2. Kachala VV Training in IT-

consulting / / Proceedings of the 2-nd Russian Scientific and Methodical Conference "Improving the training of IT-specialists in the field of' Applied informatics "based on innovative technologies and E-learning". M.: 2006, p.92-97.

3. Vasiliev RB, Kalyanov GN, Levochkina GA Master's program "Strategic management of information systems / / Proceedings of the 2-nd Russian Scientific and Methodical Conference" Improving the training of IT-specialists in the field of "Applied informatics" based on innovative technologies and E-learning ". M.: 2006,

p.57-59.

4. Kalyanov GN Training in the field of "System analysis and management of information technology / / Proceedings of the 3rd Russian Scientific and Methodical Conference" Improving the training of IT-specialists in the field of "Applied informatics" based on innovative technologies and E-learning ". M.: 2007, s.116-117.

5. Novikov, AM, Novikov, DA Methodology. - M.: SINTEG, 2007.

6. Vasiliev RB, Kalyanov GN, Levochkina GA Managing the development of information systems. M.: Hot Line - Telecom. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.