Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ГИДРОГРАФОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ГИДРОГРАФОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / ГИДРОГРАФ / ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / ВОЙНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулов С. В., Постников Н. А., Косаренко Д. А.

Статья посвящена подготовке инженерных кадров для Военно-морского флота СССР. Особенности подготовки специалистов в годы войны - это ускоренные курсы, преобладание практических занятий и минимум теории. При подготовке главным было качественное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING HYDROGRAPHIC ENGINEERS IN YEARS GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the training of engineering personnel for the USSR Navy. Features of training during the war are accelerated courses, the predominance of practical exercises, and a minimum of theory. In the preparation, the main thing was a quality education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ГИДРОГРАФОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 9.93/94

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ГИДРОГРАФОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2021 С. В. Федулов1, Н. А. Постников2, Д. А. Косаренко

1докт. ист. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин е-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru)

Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского

2канд. ист. наук, доцент, научный сотрудник Патриотического центра

e-mail: istor_kgu@mail.ru

Курский государственный университет

3 нач. учебной части - зам. нач. кафедры общевоенной подготовки Военно-

учебного центра e-mail: 3kafedra@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена подготовке инженерных кадров для Военно-морского флота СССР. Особенности подготовки специалистов в годы войны - это ускоренные курсы, преобладание практических занятий и минимум теории. При подготовке главным было качественное образование.

Ключевые слова. Военно-морской флот, гидрограф, подготовка, обучение, война.

TRAINING HYDROGRAPHIC ENGINEERS IN YEARS GREAT PATRIOTIC WAR

© 2021 S. V. Fedulov1, N. A. Postnikov2, D. A. Kosarenko3

1Doctor of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Socio-Economic Disciplines e-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru)

Military Space Academy named after A. F. Mozhaysky (Saint Petersburg)

2Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Russian History, researcher of the Patriotic Center e-mail: istor_kgu@mail.ru

Kursk State University

3Beginning of the training part-deputy head of the Department of General Military Training of the Military Training Center e-mail: 3kafedra@mail.ru

St. Petersburg State University

The article is devoted to the training of engineering personnel for the USSR Navy. Features of training during the war are accelerated courses, the predominance of practical exercises, and a minimum of theory. In the preparation, the main thing was a quality education.

Keywords. Navy, hydrograph, training, training, war.

Накануне Великой Отечественной войны, на основании ходатайства командования ВМФ, руководством страны было принято решение о формировании Военно-морской академии военного кораблестроения и вооружения (ВМА КВ) им. А.Н. Крылова. Готовясь к ее формированию, руководство ВМА произвело реорганизацию инженерных факультетов. На основе трех ранее существующих инженерных факультетов были созданы шесть: военного кораблестроения, минно-торпедный, артиллерийский, химический, связи, гидрографический, а также общеакадемическая кафедра тактических свойств боевых средств.

Война поставила перед академией ряд новых задач. Все кафедры факультетов академии включились в работу по обобщению опыта войны и использованию его в учебной и научной работе, при разработке ТТЗ на корабли и оружие, при разработке официальных руководящих документов для флота [1]. А для этого, несмотря на отрыв от основной, оборудованной базы и два переезда, имелись условия, так как академия по праву оставалась мощным научным центром, и прежде всего благодаря тому научно-педагогическому потенциалу, который был аккумулирован в ней накануне Великой Отечественной войны и сохранен в ходе ее.

Вместе с тем решение о формировании ВМА КВ им. А.Н. Крылова оставалось в силе, и она была сформирована в 1945 г. Надо отдать должное руководству ВМА, что, несмотря на суровые испытания войны, на две передислокации, оно заботилось

0 будущем высшей военно-морской инженерной школы. С этой целью в июле 1943 г. начальник академии контр-адмирал В.А. Петровский поставил задачу начальникам инженерных факультетов представить доклады, в которых указать о положении дел на факультетах (постоянный и переменный состав, организация учебного процесса, учебно-материальная база, нерешенные проблемы и предложения по развитию факультетов). Важно отметить, что содержание докладов доводилось до начальников управлений НК ВМФ, выступающих заказчиками высококвалифицированных инженерных кадров по подведомственности.

В лучших по сравнению с другими условиях находился гидрографический факультет. Налаженная перед Великой Отечественной войной система подготовки офицеров-гидрографов позволяла принимать в академию вполне подготовленных слушателей и готовить высококвалифицированных специалистов.

4 июля 1944 г. начальник гидрографического факультета инженер-капитан

1 ранга В.Ю. Рыбалтовский направил начальнику ГМШ ВМФ адмиралу флота И.С. Исакову (начальнику ВМА контр-адмиралу В.А. Петровскому) «Доклад о подготовке кадров гидрографической и штурманской специальности» [2].

Во главу угла своего доклада капитан 1 ранга В.Ю. Рыбалтовский поставил направления деятельности всех звеньев созданной многоуровневой системы подготовки высококвалифицированных специалистов гидрографов и штурманов, а также компетенции, которые они должны формировать.

Так, в докладе отмечалось, что начальная подготовка офицеров-гидрографов флота по-прежнему должна проводиться на гидрографическом отделе ВМУ им. М.В. Фрунзе. За время обучения курсант должен, кроме специальной гидрографической подготовки, получить общую военно-морскую и оперативно-тактическую подготовку. После окончания училища он должен проплавать 6 месяцев на боевых кораблях флота в звании «корабельного курсанта» (мичмана) на должности

дублера вахтенного командира. По результатам стажировки «корабельный курсант» должен сдать проверочные испытания по организации службы и уставам, после чего получает воинское звание лейтенанта корабельной службы по гидрографической специальности для замещения должностей производителя работ в гидрографических отрядах и экспедициях или должностей им соответствующих [3].

Для замещения должностей начальника партии отряда или экспедиции, командира манипуляторного отряда и им соответствующих офицер-гидрограф получал специальную подготовку на Специальных курсах офицерского состава (СКОС) по специальностям гидрографической и навигационного оборудования театра. На момент написания доклада, согласно решению наркома ВМФ от 30.04.1944 г., подготовка специалистов на СКОС велась по единому профилю. Прием на СКОС производился в порядке аттестования по экзамену.

Для сосредоточения педагогических кадров и лабораторной базы в одном месте было желательно СКОС по гидрографической специальности оставить при Гидрографическом отделе ВМУ им. М.В. Фрунзе, недостатком в обучении на котором, как отмечал В.Ю. Рыбалтовский, было почти полное отсутствие плавания на боевых кораблях, что могло быть устранено введением 6-месячного плавания в звании «корабельного курсанта» [4].

Вместе с тем начальник иидрографического факультета докладывал: «Вследствие того, что после реорганизации гидрографического СКОС занятия по новому учебному плану начнутся с конца 1944 года, говорить в настоящее время

0 недостатках обучения на нем - затруднительно. Однако с точки зрения системы подготовки гидрографов на СКОС представляется целесообразным создание на СКОС двух отделений: гидрографического и навигационного оборудования театров.

Подготовка кадров штурманской специальности должна проводиться на штурманском отделе СКОС. На этот отдел должны приниматься офицеры, имеющие стаж плавания на кораблях флота не менее двух лет. Отбор должен производиться в порядке аттестования по экзамену» [5].

После окончания теоретического курса обучения на СКОС и сдачи экзаменов, как предлагал В.Ю. Рыбалтовский, офицеры-штурманы должны направляться в дальнее плавание сроком на три месяца на групповую практику под руководством преподавателя, по результатам которой сдаются зачеты и выдаются аттестаты об окончании курса обучения. Окончившие штурманское отделение СКОС должны назначаться на должности командиров БЧ-1 кораблей I и II ранга, причем на корабли

1 ранга или на должности штурманов соединений должны назначаться офицеры, получившие при окончании СКОС аттестат с отличием и имеющие достаточный практический стаж.

Недостатком в комплектовании и обучении на штурманском отделении СКОС, по мнению начальника гидрографического факультета ВМА являлось следующее:

1) отсутствие тщательного отбора слушателей только с плавательным стажем;

2) отсутствие дальнего плавания после теоретического обучения;

3) нехватка опытных педагогических кадров [6].

Последним и ключевым звеном в многоуровневой системе подготовки высококвалифицированных офицеров-гидрографов и офицеров-штурманов являлся гидрографический факультет ВМА. По идее, предложенной В.Ю. Рыбалтовским, на гидрографическом факультете академии обучение должно производиться по четырем специальностям:

- гидрографической;

- штурманской;

- навигационных приборов;

- навигационного оборудования театров.

Первые два отделения должны готовить офицеров корабельной службы высшей квалификации для замещения должностей помощников начальников отрядов, экспедиций и соответствующих им должностей, и флагманских штурманов соединений и соответствующих им должностей.

Вторые два отделения должны готовить инженеров корабельной службы гидрографической специальности для замещения должностей старших инженеров, начальников отделений научных институтов ГМШ и геодезического обеспечения флотов (флотилий), начальников гидрографических районов.

Кроме того, окончившие гидрографический факультет ВМА могут назначаться на должности преподавателей ВМУЗов по своей специальности, причем для занятия преподавательских должностей повышенной квалификации они предварительно должны проходить адъюнктуру при кафедрах факультета [7].

Особое внимание начальник гидрографического факультета уделил вопросу подготовки высококвалифицированных специалистов:

«Окончившие Гидрографическое отделение факультета должны быть подготовлены:

- к самостоятельному выполнению и руководству наиболее сложными видами гидрографических работ;

- уметь планировать гидрографические работы на театре; обеспечить в гидрографическом отношении отдельные операции флота;

- вести научно-исследовательскую работу в области развития и улучшения методов гидрографических работ и средств гидрографического обеспечения.

Окончившие Штурманское отделение факультета должны быть подготовлены:

- к самостоятельной разработке и внедрению на флоте новых методов кораблевождения с использованием и развитием современных средств штурманского вооружения;

- к руководству боевой подготовкой по штурманской специальности крупных соединений;

- к выполнению обязанностей флагманских штурманов больших соединений и командиров БЧ-1 на кораблях I ранга в дальних плаваниях.

Окончившие отделение Навигационных приборов должны быть подготовлены:

- уметь проводить испытания, исследование и конструирование навигационных приборов;

- руководить производством, ремонтом и технической эксплуатацией средств штурманского вооружения;

- проводить научно-исследовательскую работу в области своей специальности.

Окончившие отделение Навигационного оборудования театров военных

действий должны быть подготовлены:

- вести разработку системы вооружения и навигационного оборудования театров;

- производить испытание и конструирование средств навигационного оборудования;

- руководить технической эксплуатацией навигационных средств;

- планировать оборудование театра навигационными средствами;

- вести научно-исследовательскую работу по своей специальности» [8].

Однако, чтобы успешно подготовить специалистов, соответствующих

установленным требованиям, должен был осуществляться соответствующий отбор кандидатов для поступления на гидрографический факультет ВМА. Так, капитан 1 ранга В.Ю. Рыбалтовский предлагал следующее:

• на гидрографическое отделение должны приниматься офицеры-гидрографы, имеющие служебный стаж после окончания СКОС не менее трех лет;

• на штурманское отделение должны приниматься офицеры, окончившие штурманское отделение СКОС и занимающие затем должности командира БЧ-1 или штурманов соединений на протяжении трех лет;

• на отделения навигационных приборов и навигационного оборудования театров должны приниматься офицеры, которые по окончании СКОС имели служебный стаж не менее двух лет [9].

Итоговой отчетностью выпускников гидрографического факультета, по мнению В.Ю. Рыбалтовского, должна быть следующая: «После окончания теоретического обучения на гидрографическом и штурманском отделениях, слушатели выполняют дипломную работу, а слушатели отделений навигационных приборов и навигационного оборудования театров - дипломный проект, для разработки которого могут быть прикомандированы к частям и подразделениям Гидрографии ВМФ» [10].

Обосновав квалификационные требования к выпускникам и компетенции, которые должны быть у них сформированы в ходе учебы в ВМА, В.Ю. Рыбалтовский изложил в своем докладе предложения по совершенствованию структуры гидрографического факультета. Так, необходимость иметь в составе факультета двух инженерных отделений по специальностям навигационных приборов и навигационного обеспечения театров была вызвана потребностью в кадрах по этим специальностям. Недостаток данных специалистов с академическим образованием на 1944 год был следующим (табл.):

Нехватка специалистов по навигационным приборов и навигационному обеспечению театров в 1944 г. [11]

Специальность По гидрографическому управлению По центральным подразделениям гидрографического управления По гидрографическим подразделениям флотов и флотилий Всего

Навигационные приборы 6 13 12 31

Навигационное оборудование театров 5 9 13 27

Всего 11 22 25 51

Далее в своем докладе начальник гидрографического факультета предлагал вести подготовку специалистов гидрометеорологической службы для ВМФ в Гидрометеорологическом институте РККА, где создать морской отдел. Для подготовки специалистов высокой квалификации в этой области можно эпизодически осуществлять обучение 2-3 специалистов на кафедре гидрометеорологии гидрографического факультета ВМА [12].

Предполагая, что гидрографический факультет будет в составе одной академии, В.Ю. Рыбалтовский докладывал, что учебный процесс может быть обеспечен следующими кафедрами:

- гидрографии;

- кораблестроения;

- гидрометеорологии;

- навигационных приборов;

- навигационного оборудования театров.

Физико-математический цикл дисциплин на всех отделениях будет обеспечиваться общеакадемическими кафедрами, преимущественно поточным методом [13].

Акцентируя внимание на необходимости включения в состав Военно-морской академии кораблестроения и вооружения (ВМА КВ) гидрографического факультета, В.Ю. Рыбалтовский отмечал, что это диктуется следующими соображениями:

1) обеспечение учебного процесса на гидрографическом и штурманском отделах общеакадемическими кафедрами: математики, физики и теоретической механики;

2) наличие единой лабораторной базы, специализированных кабинетов и астрономической обсерватории;

3) сосредоточение педагогических кадров-специалистов в одном месте при наличии общих дисциплин на отделениях факультета;

4) обеспечение ряда дисциплин на гидрографическом и штурманском отделениях кафедрами других технических факультетов (электротехника, радиотехника, теория корабля, гидроакустика);

5) связь с кафедрами других факультетов при выполнении научно-исследовательских работ.

Обеспечение дисциплин оперативно-тактического цикла в повышенном объеме на гидрографическом и штурманском отделениях может быть выполнено общеакадемическими кафедрами оперативно-тактического цикла [14].

В заключение начальник гидрографического факультета докладывал, что намеченная организация сможет обеспечить выпуск из академии высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям ВМФ, при условии проведения следующих мероприятий:

1) командирование в академию наиболее талантливых и способных офицеров, с выраженными склонностями к физико-математическим дисциплинам и самостоятельному научному творчеству;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) усиление в учебном процессе элемента самостоятельной работы слушателей;

3) укомплектование свободных вакансий на кафедрах факультета высококвалифицированными специалистами (согласно списку);

4) согласование учебных программ ВМУ им. М.В. Фрунзе, СКОС и Академии.

Кроме того, для обеспечения учебного процесса в ВМУ им. М.В. Фрунзе

и на СКОС по гидрографической и штурманской специальностям необходимо организовать подготовку квалифицированных преподавателей в порядке прохождения адъюнктуры при кафедрах гидрографического факультета академии. Прием адъюнктов должен производиться один раз в три года, в количестве не более двух человек на каждую кафедру [15].

К рапорту, направленному начальнику ГМШ ВМФ адмиралу флота И.С. Исакову, начальник гидрографического факультета капитан 1 ранга В.Ю. Рыбалтовский приложил справку по преподавательскому составу и о тех высококвалифицированных специалистах, которыми было бы желательно укомплектовать вакансии на кафедрах факультета. В справке указывалось, что

по действующему штату на кафедрах факультета имелось 16 рабочих мест (не считая лаборантов), из которых заполнено было только 7.

Особенно тяжелое положение сложилось на кафедре гидрографии, где в течение долгого времени не было ни начальника кафедры (по совместительству числился инженер-вице-адмирал Н.Н. Матусевич), ни преподавателей, так что кафедра фактически бездействовала. Общее тяжелое положение с педагогическими кадрами на факультете усугублялось:

- отсутствием преемственности в передаче педагогического опыта молодым преподавательским кадрам;

- затруднениями в выполнении научно-исследовательских работ по заданиям

ВМФ;

- проведением летней практики;

- написанием учебных пособий.

В.Ю. Рыбалтовский также сообщал: «В настоящее время основную лекционную нагрузку по ведущим кафедрам несут, несмотря на свой преклонный возраст, инженер-вице-адмирал Н.Н. Матусевич и инженер-контр-адмирал В.В. Каврайский. Между тем их глубокая эрудиция и творческие способности могли бы найти лучшее применение в руководстве и выполнении научно-исследовательских работ своих кафедр, руководстве адъюнктурой, в разработке методических пособий и написании учебных пособий.

Необходимо только привлечь к ведению учебного процесса достойных помощников, обладающих достаточно широкими знаниями для преподавания смежных дисциплин, а не одной узкой дисциплины» [16].

Докладывая вышеизложенное, начальник гидрографического факультета выражал убеждение в том, что перевод в академию нескольких крупных специалистов из Гидрографии ВМФ и других частей ВМФ очень быстро приведет к полноценному пополнению этих же частей и самой Гидрографии ВМФ отлично подготовленными молодыми кадрами высокой квалификации. При этом В.Ю. Рыбалтовский ходатайствовал об укомплектовании вакантных мест на кафедрах гидрографического факультета следующими офицерами:

• на должность начальника кафедры гидрографии - инженер-капитана 1 ранга кандидата технических наук, доцента А.П. Ющенко (главный редактор Специальных пособий Гидрографического управления (ГУ) ВМФ);

• на должность преподавателя кафедры гидрографии - инженер-капитан 1 ранга, кандидат технических наук, доцент А.Д. Козлов (старший инспектор боевой подготовки при ГУ ВМФ);

• на должность старшего преподавателя кафедры кораблевождения - инженер-капитан 1 ранга Д.С. Михайлов (преподаватель ВМУ им. М.В. Фрунзе);

• на должность начальника кафедры гидрометеорологии - инженер-капитан 1 ранга В.А. Березкин (заместитель начальника ГУ Гидрометеорологической службы СССР);

• на должность старшего преподавателя кафедры гидрометеорологии - инженер-капитан 1 ранга В.А. Снежинский (исполнявший должность начальника кафедры гидрометеорологии);

• на должность преподавателя кафедры гидрометеорологии - инженер-майор Бызов (сотрудник Гидрометеорологической службы СССР).

Всем перечисленным должностным лицам были даны исчерпывающие характеристики, включающие научные степени, звания, опыт работы и практической деятельности [17].

Необходимо отметить, что и рапорт, и справка по преподавательскому составу, приложенная к нему, командованием ВМА и руководством ВМФ были приняты со вниманием, значительным интересом к рассмотрению для оказания помощи в реализации.

Таким образом, в годы великих испытаний, находясь в эвакуации, командование Военно-морской академии, руководство гидрографического факультета занимались не только подготовкой кадров и научной работой, но и рассматривали, прогнозировали перспективу послевоенной подготовки высококвалифицированных специалистов. Предусматривалась многоуровневая система обучения, не только в организационном плане, определялись квалификационные требования к специалистам.

Изложенные в докладе начальника гидрографического факультета рекомендации не только представляют собой огромную историческую ценность, но и являются весьма актуальными, так как содержат богатый аналитический материал, необходимый для развития и совершенствования системы подготовки высококвалифицированных инженерных кадров-гидрографов.

1 Военно-морская академия (1917-1945). URL: http://allmines.net/catalog/russia/vuz/vma2 (дата обращения: 09.05.2019).

2 Филиал ЦА МО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 879. Оп. 3947. Д 6. Л. 56-63.

3 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 56

4 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 56-57.

5 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 57.

6 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 58.

7 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 59.

8 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 59-60.

9 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 60.

10 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 60.

11 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 61.

12 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 61.

13 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 61.

14 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 62.

15 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 63.

16 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 64-65.

17 Там же. Оп. 3947. Д 6. Л. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.