Научная статья на тему 'Подготовка инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса в двухуровневой (бакалавр- магистр) системе высшего технического образования'

Подготовка инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса в двухуровневой (бакалавр- магистр) системе высшего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОПК / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА / ФГОСЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борейшо А. С., Иванов К. М., Страхов С. Ю.

В статье проведен анализ двухуровневой системы подготовки специалистов с позиции кадровых запросов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и современных инновационных предприятий. Предложена новая схема подготовки профессиональных инженеров, основанная на сочетании базового бакалаврского образования и последующего дообучения в процессе работы на производстве по системе специальных курсов. Обсуждаются организационно-правовые и методические вопросы функционирования такой схемы, анализируется многолетний практический опыт ее реализации на базе Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова и научно-производственного предприятия «Лазерные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борейшо А. С., Иванов К. М., Страхов С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса в двухуровневой (бакалавр- магистр) системе высшего технического образования»

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

Подготовка инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса в двухуровневой (бакалавр-магистр) системе высшего технического образования

К. М. Иванов,

д. т. н., профессор, ректор

А. С. Борейшо,

д. т. н., профессор, зав. кафедрой лазерной техники, научный руководитель НПП «Лазерные системы» e-mail: boreysho@lsystems.ru

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

С. Ю. Страхов,

д. т. н., доцент, декан факультета информационных и управляющих систем

e-mail: strakhov s@mail.ru

В статье проведен анализ двухуровневой системы подготовки специалистов с позиции кадровых запросов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и современных инновационных предприятий.

Предложена новая схема подготовки профессиональных инженеров, основанная на сочетании базового бакалаврского образования и последующего дообучения в процессе работы на производстве

Ключевые слова: Болонский процесс, ОПК, стандарты качества, инженерная школа, ФГОСы третьего поколения.

по системе специальных курсов. Обсуждаются организационно-правовые и методические вопросы функционирования такой схемы, анализируется многолетний практический опыт ее реализации на базе Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова и научно-производственного предприятия «Лазерные системы.

Введение

2011 год является поворотным в системе российского образования, прежде всего, высшего. Именно в этом году набор студентов в российские вузы будет осуществляться по двухуровневой схеме «бакалавр-магистр», которая ранее проходила апробацию и была лишь дополнением к классической схеме подготовки специалистов.

Идеологической, организационной и правовой основой для фактического отказа от сложившейся в СССР и в России системы высшего профессионального образования и перехода к двухуровневой подготовке является присоединение России к активной деятельности по интеграции высшего образования в Европе — так называемому Болонскому процессу [1, 2].

Важнейшая цель Болонского процесса — создание гармоничной, совместимой и конкурентоспособной общеевропейской системы высшего образования. Для достижения этого должны быть решены следующие задачи: создание в Европе системы сопоставимых образовательных циклов, академических степеней и квалификаций, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей высших учебных заведений и, в конечном счете, объединение образовательных ресурсов Европы в целях повышения стандартов качества и конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Конкретно для России одним из ключевых моментов в рамках ее присоединения к Болонскому процессу является повышение экспортного потенциала российского образования.

Указанные задачи, безусловно, важны и актуальны, особенно, сейчас, когда государством намечен курс на модернизацию, техническое перевооружение экономики и инновационное развитие страны. Однако, если для гуманитарных и большинства естественнонаучных направлений подготовка в рамках двухуровневой системы действительно является оптимальной, то для вузов технического профиля, готовивших ранее инженеров-разработчиков, технологов, «командиров производств» в различных отраслях народного хозяйства, указанный подход может негативно сказаться на качестве подготовки и привести, по сути, к постепенной деградации советской и российской инженерной школы [3]. Попробуем сформулировать проблему.

Проблема подготовки кадров для ОПК в рамках двухуровневой системы

Как было указано, схема подготовки студентов в технических вузах РФ сегодня по большинству направлений ориентируется на двухуровневую схему бакалавр-магистр. Бакалаврская подготовка является базовой основой технического образования, она содержит основные циклы дисциплин — общеобразовательных, естественнонаучных и профессиональных, необходимых для подготовки квалифицированного инженера. В этой связи бакалаврский уровень, безусловно, является необходимой ступенью технического образования.

Однако выпускник-бакалавр по сути является лишь промежуточным звеном в системе вуз-предприятие, так как базовый уровень подготовки не позволит ему осуществлять полноценную деятельность на позициях современного инженера, будь то работа конструктора-разработчика, технолога или менеджера производства. Для достижения уровня, достаточного для самостоятельной эффективной деятельности по созданию (синтезу) новых технических объектов, освоению сложных технологических процессов в условиях современного производства выпускнику-бакалавру потребуется длительная практика на реальном производстве, что далеко не всегда возможно из-за нехватки времени, отсутствия необходимых методик подготовки и заинтересованных в обучении молодежи инженеров-наставников, либо ему можно предоставить возможность получения дополнительного образования по специализированным программам инженерной подготовки.

Казалось бы, именно для такого обучения в технических вузах предусмотрена магистратура, в которую планируется для поступления 10-30% выпускников-бакалавров.

Однако задача и основное предназначение магистратуры состоит в воспроизводстве научнопедагогических кадров, которые в ходе обучения должны получать подготовку, необходимую для анализа сложных процессов и систем, работы на наукоемком исследовательском оборудовании, выполнения НИР на современном уровне. Магистратура в техническом вузе, как и во всей высшей школе должна обеспечить воспроизводство педагогических кадров высшей школы и готовить исследователей и ученых, ориентированных на дальнейшую работу в университетах,

НИИ и научных центрах, с чем, как показывает опыт, она и справляется достаточно успешно.

При этом вообще не решается задача подготовки высококвалифицированных инженеров-разработчиков, технологов, руководителей производства, т. е. как раз таких специалистов, в которых наши высокотехнологичные отрасли промышленности испытывают наибольшую потребность.

Разумным решением на сегодня является сохранение так называемого, специалитета, задачей которого является непосредственный выпуск инженеров (специалистов) для предприятий ОПК. Однако в современных ФГОС специалитет сохранился лишь для ограниченного числа специальностей (направлений подготовки) и в значительной степени копирует традиционный подход к подготовке инженеров, сложившийся ранее. Кроме того, если проанализировать ФГОСы третьего поколения и соответствующие образовательные программы подготовки специалистов, то становится понятным, что специалитет в сегодняшних условиях — это лишь в значительной степени синтез бакалаврской и магистерской подготовки в рамках непрерывного образовательного процесса от поступления в вуз до диплома.

Существенные идеологические, да и методические отличия современного специалитета от подготовки по схеме «бакалавр плюс магистр» по родственным группам специальностей выявить сложно, и нет никаких гарантий, что его выпускники сразу смогут справиться с ролью инженера-разработчика, технолога, организатора производства. Полученные ими знания в рамках ФГОС не являются достаточными, а точнее — не соответствует тем знаниям, умениям, навыкам (компетенциям), которые необходимы в современных проектном и производственном циклах, особенно при разнообразии современных технических направлений. Однако следует отметить, что на сегодняшний день, несмотря на указанные недостатки, именно специалитет в системе высшей школы обеспечивает лучшую подготовку инженерных кадров для ОПК, чем магистратура.

Система дополнительной подготовки бакалавров

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что современная двухуровневая схема обучения в рамках технического образования с сохранившимся по ряду направлений специалитетом не является оптимальной основой подготовки компетентных инженеров, способных не только к анализу пусть даже сложных процессов и систем, но и к синтезу современных технических объектов. Что же можно предложить в качестве дополнения к современным схемам обучения для устранения указанного пробела?

Выходом, на наш взгляд, представляется следующий вариант. Базовым образованием для инженерного корпуса должен являться бакалавриат по выбранному направлению и профилю, что полностью соответствует требованиям Болонского процесса и текущей политике государства в сфере высшего образования. После защиты бакалаврской диссертации выпускники, ориентированные на научно-исследовательскую и педагогическую работу, продолжают свое обучение

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

в магистратуре. Их количество в инженерных вузах должно составлять не более 20% от общего числа бакалавров.

Те из выпускников-бакалавров, которые выбрали для себя проектную или производственную деятельность, приходят на конкретное предприятие, где начинают практическую специализацию.

При этом в процессе работы на предприятии они направляются на серию различных специализированных курсов или тренингов, которые проводятся с отрывом или без отрыва от производства. Тематика выбираемых курсов должна соответствовать реальным практическим интересам инженеров и нуждам конкретного работодателя. При этом содержание отдельных курсов и методический уровень их проведения должны обеспечивать получение максимально детализированных практических знаний при минимальном отвлечении на теоретические вопросы, чтобы сертификаты, полученные после окончания различных курсов, являлись гарантией некого единого минимального образовательного уровня их выпускников, а не просто красивой бумагой.

Пройдя набор курсов (блок), объединенных конкретным профилем деятельности инженера, бакалавр получает необходимый объем практических знаний и навыков, дополняющих программу бакалаврской подготовки и существенно отличающихся от подготовки магистра.

В этой связи для бакалавров, прошедших дополнительную подготовку на курсах и практикующихся на предприятии, целесообразным представляется введение соответствующей квалификации, например, инженер-разработчик, инженер-технолог, инженер по организации производства, со специализацией, например «приборостроение», «1Т», «машиностроение», в зависимости от конкретного набора успешно освоенных курсов.

Если за основу учебного блока взять четыре-шесть недельных курсов по 40 часов, то это составит в целом 160-240 часов аудиторной нагрузки. Совместно с конкретной производственной практикой на реальном рабочем месте в течение одного-двух лет суммарное время дообучения бакалавра составит не менее 1000 часов (27 зачетных единиц), что соизмеримо с количеством аудиторной нагрузки при подготовке магистра. При необходимости на предприятия, где начинают свою трудовую деятельность выпускники-бакалавры, могут приглашаться кураторы от вуза для помощи в адаптации выпускников на предприятии, изучения реальных потребностей и требуемого набора знаний и компетенций, которыми должны будут соответствовать выпускники.

С точки зрения связи образования и конкретных кадровых запросов промышленности, о чем в последнее время говорится с самых высоких трибун, содержание курсов и тренингов по инженерной подготовке, их учебные планы, состав блоков, а также их лицензирование следует поручать профессиональным инженерным сообществам, региональным образовательным и промышленным структурам (в отличии от бакалаврских и магистерских программ, определяемых исключительно Министерством образования и науки).

Структура для разработки и реализации программ дополнительной подготовки бакалавров

Предложенная нами концепция дополнительного обучения не является абсолютно новой; ее корни лежат в развитии идеи курсов «повышения квалификации», столь распространенных в советское время, а также — в анализе современной системы подготовки инженерных кадров на Западе, в частности, в США.

Там существует, пожалуй, наиболее эффективный и отработанный подход к повышению квалификации бакалавров и превращения их в профессиональных разработчиков с помощью двухступенчатой системы предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Первая ступень—оценка качества образовательных программ бакалавров в области техники и технологий через процедуру их аккредитации. Вторая ступень— признание профессиональных квалификаций инженеров через их сертификацию и регистрацию [4].

Такие системы реализуются в каждой стране национальными, как правило, неправительственными профессиональными организациями—инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (США) [5], ECUK (Великобритания) [6] и др.

В отличие от Европы и в особенности США, авторитет и влияние на общественную жизнь наших российских профессиональных сообществ, за исключением Российской академии наук (РАН), существенно ниже, чем у их зарубежных аналогов. И на наш взгляд в настоящее время именно РАН может и должна иметь решающий голос в оценке уровня, наполнения и, в конечном счете, качества учебных программ дополнительного обучения и их соответствия мировым стандартам. Конечно, этот вопрос должен серьезно обсуждаться руководством Минобрнауки и самой РАН, но нам представляется, что такое взаимодействие может принести очень большую пользу, прежде всего, нашему высшему образованию.

На наш взгляд оптимальной представляется следующая организационно-методическая структура для реализации предложенной системы дополнительной инженерной подготовки бакалавров.

Формировать целевой запрос и утверждать программы дополнительного образования в виде наборов определенных курсов (блоков) должны региональные администрации, непосредственно заинтересованные в подготовке кадров для местных предприятий и развитии нужных регионам направлений народного хозяйства.

Ответственность за научно-технический уровень дополнительного образования следует возложить на профессиональные научные организации (РАН, другие академии и инженерные сообщества), структуры, занятые целевой подготовкой кадров для ОПК, представителей госкорпораций, ключевых региональных промышленных предприятий и предприятий научноприкладного и инновационного кластеров.

Методическое сопровождение программ дополнительного образования могут обеспечить соответ-

ствующие учебно-методические объединения (УМО) по направлениям подготовки.

Непосредственную реализацию программ дополнительного образования следует поручить ведущим вузам инженерного профиля, имеющим признанный опыт учебно-методической работы, необходимые кадры, методическое обеспечение и наработанные связи с предприятиями ОПК. Минобрнауки будет отвечать за выдачу высшим учебным заведениям лицензий, подтверждающих их полномочия проводить постбакалаврскую подготовку и выдавать дипломы инженеров-специалистов. Рособрнадзор обеспечит общие контрольно-надзорные функции.

Рассмотренный в настоящей статье подход представляется более рациональным, чем сохраняющаяся сегодня подготовка специалистов, которая продолжается еще в течение двух лет после окончания бакалавриата и наполнена большим количеством предметов, которые могут быть и не востребованы в дальнейшей профессиональной жизни молодого специалиста. Нужно иметь в виду, что в условиях научно-технического прогресса и быстрой смены подходов, методов, технологий и оборудования практически во всех сферах современного высокотехнологичного производства конкретные знания, получаемые на старших курсах специалитета и невостребованные в течение 5-10 лет (срок обновления учебных планов — минимум 5-6 лет), могут оказаться устаревшими и ненужными вообще.

В то же время программы дополнительной послевузовской инженерной подготовки для бакалавров по предлагаемому сценарию могут обновляться и адаптироваться, а также закрываться и открываться существенно более оперативно. Другой положительной стороной такого подхода станет повышение мобильности преподавателей и студентов (слушателей), увеличение обменов преподавателями и студентами между вузами, регионами и даже странами, большая специализация и в то же время универсализация высшего технического образования.

В то же время сертификация программ профессиональными специалистами-практиками обеспечит их конкретизацию и целенаправленность, а получение дополнительного образования одновременно с реальной производственной деятельностью должно повысить мотивированность слушателей и б льшую их активность в процессе обучения.

Постоянное функционирование предлагаемой системы послевузовской дополнительной инженерной подготовки — важный шаг в обеспечении непрерывности и повышения качества процесса подготовки специалистов в условиях быстрого научно-технического прогресса. Особенно это касается оборонных отраслей промышленности, где смена технологий происходит достаточно быстро и где подготовка высококлассных специалистов имеет критически важное государственное значение.

Опыт реализации системы дополнительной подготовки бакалавров

Высказанное нами предложение по повышению эффективности инженерной подготовки имеет под

собой реальный многолетний опыт подготовки специалистов для предприятий ОПК и инновационной сферы.

В частности, в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ) «Военмех» им. Д. Ф. Устинова совместно с инновационным предприятием НПП «Лазерные системы», работающим в сфере оборонных и двойных технологий, начиная с 2002 г., по сути, проводилась апробация предлагаемой методики.

Кафедра «Лазерной техники» БГТУ традиционно являлась партнером НПП «Лазерные системы», в частности, в плане пополнения кадрового состава предприятия наиболее успешными выпускниками. На предприятии, по факту, сложилась система «дополнительного образования», в рамках которой молодые специалисты НПП «Лазерные системы» проходят практическое обучение по ряду актуальных для их непосредственной трудовой деятельности направлений, в частности, «Проектирование изделий в среде Solid Works», «Газодинамические расчеты в среде CFX», «Проектирование и монтаж пневмогидравлических систем» и т. д.

Такое обучение проводится опытными специалистами предприятия с привлечением в случае необходимости профессорско-преподавательского состава БГТУ.

Нами был проведен мониторинг работников предприятия НПП «Лазерные системы», являющихся в прошлом выпускниками БГТУ (бакалаврами, магистрами, специалистами-инженерами), а также тех выпускников, которые после работы на НПП «Лазерные системы» ушли на другие предприятия, такие как НИИ «Прецизионного приборостроении», ОАО «ЛОМО» и др. Общая выборка составила 42 человека (анализировались данные выпускников, начиная с 2000 года выпуска). Инструментами мониторинга являлись специальные опросы и оценка качеств работников руководителями подразделений.

Проведенный мониторинг позволил выявить следующие моменты:

1. Лучшими сотрудниками с точки зрения готовности к самостоятельной работе в качестве инженеров-разработчиков и конструкторов являются выпускники — бакалавры, прошедшие стажировку на предприятии, и те специалисты (инженеры) и магистры, которые параллельно с обучением в вузе начали свою стажировку на предприятии с 3-4 курса.

2. Среди руководителей проектов (производственных заданий и ОКР) большую часть составляют перечисленные в п. 1 категории выпускников.

3. Количество защит кандидатских диссертаций среди выпускников-магистров, пришедших на предприятия после защиты магистерской диссертации или в процессе ее написания, на 30-40% больше, чем у категории выпускников, перечисленных в п. 1.

Результаты мониторинга подтверждают тот факт, что для подготовки кадров для промышленных предприятий, способных к самостоятельной инженерной деятельности, оптимальной представляется базовая

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

бакалаврская подготовка с последующим дообучением студентов на специализированных курсах.

В то же время, подготовка по схеме «бакалавр плюс магистр» является наилучшим вариантом для воспроизводства научно-педагогических кадров и инженеров-исследователей на производстве в области современной техники и технологий.

Список использованных источников

1. В. И. Байденко. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения// М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.// Приказ Министерства образования РФ № 393 от 11.02.2002 г.

3. Э. Н. Яковлев, Б. А. Виноградов, В. Г. Пальмов, А. С. Борейшо. Решение кадровой проблемы ОПК//Инновации, № 8, 2009.

4. Ю. Похолков, А. Чучалин, О. Боев, С. Могильницкий. Обеспечение и оценка качества высшего образования//Высшее образование в России, № 2, 2004.

5. Accreditation Board for Engineering and Technology. http://www.abet.org.

6. Engineering Council UK. http://www.engc.org.uk.

Engineering personnel training for defenseindustry complex in two-level (bachelor-master) high technical school

A. S. Boreysho, Ph. D., Professor, Baltic State Technical University «VOENMECH».

K. M. Ivanov, Ph. D., Professor, Rector, Baltic State Technical University «VOENMECH».

S. Yu. Strakhov, Ph. D., Baltic State Technical University «VOENMECH».

The article analyzes a two-tier system of high-school technical education meeting personnel demands of the defenseindustry complex and modern innovation enterprises. A new scheme for development of professional engineers, based on a combination of basic undergraduate education and additional training after in the process of the real professional work with the system of special courses is considered. We discuss the organizational, practical and methodological issues of such scheme and analyze our long-term practical experience of its implementation on the base of Baltic State Technical University «VOENMECH» and «Laser Systems» high-tech company.

Keywords: The Bologna Process, defense-industrial sector (DIS), quality standards, engineering school, third-generation Federal States Educatioal Standards (FSES).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.