Научная статья на тему 'Подготовка графических дизайнеров: зарубежный опыт'

Подготовка графических дизайнеров: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР / ВЕДУЩИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МИРА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GRAPHIC DESIGNER / LEADING HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE WORLD / CURRICULUM / MODERN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чвала Марина Станиславовна

В статье рассматриваются особенности подготовки графических дизайнеров в ведущих высших учебных заведениях мира. Автор подчёркивает необходимость анализа зарубежного опыта для его дальнейшего использования в практике подготовки студентов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чвала Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation graphic designer: international experience

The article deals with the peculiarities of graphic designers training in the leading universities of the world. The author emphasizes the need for analysis of foreign experience for further use in the practice of training the Russian Federation students.

Текст научной работы на тему «Подготовка графических дизайнеров: зарубежный опыт»

М. С. Чвала

УДК 37.012:371.214.1

ПОДГОТОВКА ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

¿¿дной из важнейших задач современного высшего образования является становление личности обучающегося, способной к успешной профессиональной деятельности, самосовершенствованию, инновационному мышлению.

Системы образования графических дизайнеров в различных странах имеют сходства и различия. Для подготовки в Российской Федерации дизайнеров, конкурентоспособных на мировой арене, следует проанализировать опыт подготовки таких специалистов в ведущих вузах мира и выработать стратегии достижения поставленных целей с учётом существующих реалий.

Исследованиями в области дизайн-образования занимались А. А. Белов, Н. В. Воронов, В. А. Сластенин, Н. К. Соловьев, В. Ф. Рунге и другие; по методике обучения дизайну - В. Л. Глазычев, Дж. Нельсон. В. И. Андреев, А. К. Маркова изучали способы креативного развития личности. Одна из важнейших задач дизайн-образования -подготовка конкурентноспособного специалиста, который обладает образным мышлением, высокими эстетическими свойствами, творчески подходит к решению различных задач и требований потребителей [1, с. 17].

Цель статьи - проанализировать содержание программ подготовки будущих специалистов в области графического дизайна в ведущих вузах мира.

Содержание образования графических дизайнеров в разных странах во многом подобно. Отличительной чертой систем высшего образования ряда европейских госу-

дарств является их вариативность. В англоязычных странах студенты-дизайнеры получают степень бакалавра после прохождения образовательной программы в течение трёх или четырёх лет. Дальнейшее обучение с присвоением степени магистра осуществляется сроком до двух лет. Во франкоязычных странах в течение двух лет обучения в высшем учебном заведении осуществляется начальная научная подготовка студентов, по окончании обучения присваивается диплом о естественнонаучном образовании. После трёх лет обучения присуждается степень лиценциата. Дальнейшее обучение акцентирует внимание на научно-исследовательской деятельности. В испаноязычных странах степень лиценциата присваивается после четырёх лет обучения.

Анализ учебных программ подготовки графических дизайнеров в ведущих вузах показывает, что существует большое количество курсов по выбору студентов, что способствует большему раскрытию их способностей.

Университет искусств Лондона (University of the Arts London) - один из крупнейших художественных университетов Европы. Включает в себя 6 колледжей: Камберуэлл-ский колледж искусств (Camberwell College of Arts), Центральный колледж искусств и дизайна Св. Мартина (Central Saint Martins College of Art and Design), Колледж искусств и дизайна Челси (Chelsea College of Art and Design), Лондонский колледж коммуникаций (London College of Communication), Лондонский колледж моды (London College of Fashion), Уимблдонский колледж искусств (Wimbledon College of Art). Процесс обучения графических дизайнеров в вузе направлен на приобретение студентами опыта в области дизайн-проектирования, рекламы, фотографии, иллюстрации, гравюры, типографии. Особое внимание уделяется персональному и профессиональному развитию студентов, организации вдохновляющей, доброжелательной учебной среды. Акцентируется внимание на необходимости

личностно-ориентированного обучения в вузе, поддержке оригинальных решений, а не технического выполнения заданий по шаблону для развития творческого интеллекта. Обучение происходит в процессе взаимодействия между студентами, преподавателями, внештатными лекторами и практикующими дизайнерами. В рамках курса или по окончании курса студентам предоставляется возможность пройти стажировку в различных организациях.

В Вестминстерской школе искусств (University of Westminster) обучение направлено на поддержание и развитие творческого потенциала студентов, на их личностный рост. В первый год обучения студенты изучают различные исторические, теоретические и концептуальные вопросы и процессы, связанные с созданием и изготовлением дизайн-макетов. Упражнения и учебные проекты направлены на усвоение основных принципов дизайна, на осознания студентами своей важности при создании объектов визуальной коммуникации. Во второй год много времени отводится для самостоятельной работы обучающихся, на развитие их исследовательской деятельности, способности успешного поиска, отбора и анализа информации. Проекты, выполняемые в третий год обучения, развивают способности студентов анализировать, синтезировать и творчески применять знания, умения, приобретенные за предыдущий период обучения. Стратегии обучения включают в себя проектную работу, семинары, тренинги, презентации; работу в группе, направленную на приобретение навыков межличностного общения в процессе совместной деятельности; критические сессии - мероприятия, в которых студенты оценивают свои работы в дискуссии с тьютором; тестирование, используемое для определения степени освоения знаний, навыков; групповые обучающие программы; персональные обучающие программы, позволяющие оценить навыки и способности обучающегося, определить способы их дальнейшего улучшения; оценивание и др.

В Эдинбургском колледже искусств (Edinburgh College of ArtSchool of Design) акцент делается на предоставление возможностей для развития творческого потенциала студентов, поддержании смелого, нестандартного мышления. В процессе обучения студенты работают над реальными проектами, посещают предприятия, приобретают опыт работы в дизайн-агентстве.

Школа искусств Глазго (The Glasgow School of Art) направляет процесс обучения на развитие у студентов творческого и критического подхода к решению проблем визуальной коммуникации, глубокое понимание собственной специальности. Обучение студентов происходит при постоянном консультировании с тьюторами. Студентам предоставляется возможность принимать участие в различных конкурсах, посещать лекции приглашённых специалистов, дизайнеров. Все студенты обязаны посещать лекции, воркшопы, интерактивные дискуссионные группы, готовить устные презентации, писать эссе.

Йельский университет (Yale University) входит в Большую тройку («Big Three») Лиги плюща («Ivy League»), является одним из престижнейших вузов страны. Акцентируется внимание на необходимости развития у студентов творческих способностей, самостоятельного, глобального мышления. Подготовка графических дизайнеров в университете осуществляется на факультете искусств (Yale University School of Art).

Калифорнийский институт искусств (California Institute of the Arts), основанный Уолтом Диснеем в начале 1960-х годов, находится в Валенсии, Лос-Анджелес (штат Калифорния). Программа института для графических дизайнеров направлена на подготовку целеустремленных специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области современного искусства, способных выполнять широкий спектр профессиональных задач, критически оценивать собственные работы. В вузе поддерживается творческая атмосфера, акцентируется внимание на

необходимости как практических умений, так и теоретических знаний. Обучающимся предоставляется широкий выбор художественных дисциплин. Каждый последующий год обучения основан на опыте предыдущего. Последний год обучения сфокусирован на подготовке студентов к работе в профессиональной среде, повышении качества их творческих работ. Среди типовых проектов этого года можно выделить проектирование каталога выставки, выполнение дизайна для реальных клиентов, создание собственного портфолио. Программа подготовки включает в себя серию встреч с современными дизайнерами. За студентами остаётся право на созданные в процессе обучения проекты.

Задачей подготовки графических дизайнеров в ESDI (Escuela Superior de Diseno), расположенном в Мадриде, является формирование квалифицированных профессионалов, способных работать в условиях постоянно происходящих в сфере дизайна изменений и создавать современные проекты с использованием различных методов проектирования. Студент получает степень бакалавра после четырёхлетнего обучения в объёме 240 кредитов. Минимальное количество кредитов в год может составлять 35, а максимальное - 75. Кредиты набираются следующим образом: в первый год обучения изучаются основные учебные дисциплины и обязательные. В первый год обучение студенты выполняют обязательные задания (Mandatory assignments), изучают дисциплины базовой подготовки (Basic training): «Теория и история искусства» («Art theory and history»), «Социология» («Sociology»), «Рисование по представлению» («Representation drawing»), «Технический рисунок» («Technical drawing»), «Информационные технологии I» («Computing I»), «Теория и семинары» («Form theory and workshop»), «Теория и история дизайна I» («Design theory and history I»), «Основы проектирования» («Projecting basis»), «Фотография I» («Photography I»), «Введение в проекты» («Intro-

duction to projects»). Во второй год обучения студенты также изучают базовые дисциплины, выполняют обязательные задания: «Теория и история искусства» («Art theory and history II»), «Коммуникация» («Communication»), «Бизнес I: организация и процессы» («Business I: organization and processes»), «Информационные технологии» («Computing II»), «Теория и история дизайна» («Design theory and history II»), «Литература и коммуникация» («Literature and communication»), «Проекты I» («Projects I»), «Комплексные проекты» («Comprehensive projects»), «Профессиональная этика» («Profession ethics»), «Материалы и технологии I» («Materials and technology I»). В третий год студенты выполняют обязательные задания и изучают факультативные предметы (Elective subjects). Среди обязательных - «Проекты» («Projects II»), «Комплексные проекты» («Comprehensive projects II»), «Предметный дизайн» («Design subjects»), «Бизнес II: экономика и маркетинг» («Business II: economy and marketing»), «Материалы и технологии II» («Materials and technology II»). Факультативные предметы: «Обработка цифрового изображения» («Image digital processing»), «Выразительные средства» («Expression techniques»), «Фотография» («Photography II»), «Видео» («Video»), «Иллюстрация» («Illustration»), «Концептуальная каллиграфия» («Calligraphy Conceptual»), «Информационные технологии» («Computing III»). В четвертый год студенты выбирают любые факультативные предметы (Elective subjects) в объёме 56 кредитов, проходят стажировку на предприятии (Enterprise internships), выполняют квалификационный проект (Degree final project). Факультативными предметами являются «Книга и презентация проектов» («Book and projects presentation»), «Каллиграфия» («Calligraphy»), «Индустриальная упаковка» («Industrial packaging»), «Проекты» («Projects IV»), «Дизайн веб-страниц» («Web pages design»), «Типография» («Typography II»), «Документальная фотография» («Documentary photo-graphy»), «Проекты III» («Projects III») [3].

Европейский университет Кипра (European University Cyprus) определил следующие цели учебного процесса, направленного на подготовку графических дизайнеров: развивать творческие и управленческие способности, способности эффективно мыслить, писать и говорить, коммуникативные навыки студентов, необходимые для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности; способствовать развитию профессиональных рабочих отношений, позволяющих студентам осознавать их собственные способности и ответственность перед другими людьми; совершенствовать у студентов способности принятия решений, грамотно организовывать процесс своей работы, свободно использовать принципы визуального дизайна, разрабатывать дизайн-макеты, точно передающие необходимое послание конкретной целевой аудитории; развивать у студентов такие качества, как самодостаточность, ответственность, самосознание, необходимые для достижения желаемых результатов [4].

В Новой миланской академии изящных искусств (Nuova Accademia di Belle Arti Milano), расположенной в Милане, осуществляется подготовка бакалавров в области графического дизайна продолжительностью три года, объём обучения составляет 180 кредитов. При преподавании учебных дисциплин активно используются новые цифровые технологии. Программы подготовки носят междисциплинарный характер. Процесс обучения направлен на подготовку самостоятельных, стратегически мыслящих специалистов, способных использовать различные технические навыки. Обучение включает в себя лекции, семинары, внеклассные мероприятия со студентами и современными дизайнерами, встречи, конференции, создание студентами собственного порт-фолио. Академия поддерживает партнёрские отношения с различными компаниями и учреждениями, в том числе и международными, предоставляя студентам возможность совершенствовать свои умения. В трёхлетнем учебном плане предусмотрено изучение

около 22 дисциплин, в том числе обязательных и факультативных. В первый год обучения студенты изучают следующие дисциплины: «Компьютерная графика» («Computer graphie I»), «История современного искусства» («Storia dell'arte moderna»), «История графики и рекламы» («Storia della grafiea e dell'advertising»), «Арт-директор» («Art direction I»), «Графический дизайн» («Graphie design I»), «Внешний вид и техники визуализации» («Layout e tecniche di visualizzazione I»), «Семиотика» («Semiotica»). Во второй год изучается «История современного искусства» («Storia dell'arte moderna»), «Цифровые технологии и приложения» («Tecnologie e applicazioni digitali»), «Арт-директор» («Art direction II»), «Графический дизайн» («Graphic design II»), «Маркетинг» («Marketing»), «История кинематографа и видео» («Storia del cinema e del video»). Среди факультативных дисциплин второго года: «Фотография» («Fotografia»), «Иллюстрация» («Illustra-zione») и «Креативность в написании» («Scrittura creativa»). Дисциплины третьего года обучения: «Компьютерная графика» («Computer graphic II»), «Феноменология современного искусства» («Fenomenologia delle arti contemporanee»), «Методология и способы коммуникации» («Metodologia e tecniche della comunicazione»), «Методология проектирования визуальных коммуникаций» («Metodologia progettuale della comunicazione visiva»). К факультативным дисциплинам третьего года относятся «Проектирование бренда» («Brand design»), «Языки и техники аудио видения» («Linguaggi e tecniche dell'audiovisivo»), «Эстетика» («Estetica»), «Фотография» («Fotografia»), «Внешний вид и техники визуализации» («Layout e tecniche di visualizzazione II»), «Урбанистический и территориальный дизайн» («Progettazione interventi urbani e territoriali»), «Техники цифровой анимации» («Tecniche dell'animazione digitale»), «Теория и методика СМИ» («Teoria e metodo dei mass media») [6].

Европейский институт дизайна (IED), основанный в Италии, сейчас имеет филиалы

20А//2 -

в 12 городах мира, обучение в нём направлено на развитие креативных способностей студентов. В первый год обучения студенты приобретают общие представления о дизайне, проектных методах, развивают коммуникативные навыки, учатся творить. Со второго года студенты активно развивают свои творческие способности, большое внимание уделяется изучению технологических инструментов, программы векторной и растровой графики, необходимых для проектирования объектов визуальной коммуникации, приобретают навыки управления проектом. В третий год обучения студенты начинают контактировать с компаниями, имея возможность создания собственного портфолио, разрабатывают более сложные проекты, применяя приобретённые знания; учатся планировать собственную карьеру. Во время четвертого года студенты проходят обязательную стажировку в выбранной компании, реализовывая приобретенные знания. В конце обучения студент разрабатывает проект в сотрудничестве с реальной компанией, в которой он будет изготовлен. Используется «обучение в процессе практической деятельности» («learning by doing»), активное сотрудничество с преподавателями-практиками, различными компаниями [5].

Домус академия в Милане - самая престижная школа дизайна в Италии с практическим подходом к учёбе, основанная в 1982 году. Входит в состав ассоциации Laureate International Universities. Здание академии оснащено аудиториями, лабораториями, библиотекой. Работает центр карьеры, деятельность которого направлена на повышение конкурентоспособности студентов на рынке труда.

Домус академия представляет собой динамичное учебное заведение, где большое внимание уделяется изучению протекающих в сфере дизайна процессов, развитию личностных качеств, способности эффективно общаться, дизайн-мышления, креативности и профессиональных навыков студентов, их способности выполнять работу в команде

при временных ограничениях на высоком профессиональном уровне. В процессе обучения студенты знакомятся с производством, создают портфолио, устанавливают и развивают деловые контакты. Программа обучения призвана помочь студентам достичь своих индивидуальных профессиональных целей наряду с учебной целью, включает в себя лекции, семинары, обсуждение теоретических вопросов в процессе групповых дискуссий, сессии прогрессивной работы (work-in-progress sessions), серии тьюторских проектов (tutor led-projects) и критическое оценивание, работу над проектами в процессе изучения руководства (advisory tutorial guidance) и проактивных отношений с персоналом академии (Course Staff), руководителями проектов (Project Leaders), выполнение итогового индивидуального проекта. Посещение студентами мастер-классов, встреч с дизайнерами, художниками, учёными, специалистами отрасли позволяет им обогатить свои знания. Делается упор на проблемном обучении, выполнении реальных проектов, способствующих становлению индивидуального творческого стиля и способа самовыражения [2].

В RUFFLE осуществляется трехгодичная подготовка бакалавров графического дизайна. Подготовка сфокусирована на рынке труда. Студенты оканчивают обучение с портфолио творческих работ. Основные модули (Core Modules): «Дизайн и культура 20 века» («20th Century Design & Culture»), «3D освещение и текстурирование» («3D Lighting & Texturing»), «Теория цвета» («Colour Theory»), «Информационные технологии для дизайна (мультимедиа дизайн)» («Computing for Design (Multimedia Design)»), «Дизайн, бизнес и закон» («Design, Business & Law»), «Дизайн и лидерство» («Design Leadership»), «Дизайн и маркетинг» («Design & Marketing»), «Принципы проектиования (графический и мультимедийный дизайн)» («Design Principles (Graphic and Multimedia Design)»), «Дизайн и субкультура» («Design & Subculture»), «Рисование для дизайнеров»

(«Drawing for Designers»), «Конструктивная графика» («Graphic Construction»), «Графический дизайн и студийная коммуникация» («Graphic Design & Communication Studio»), «Графический дизайн и общество» («Graphic Design & Society»), «Графика для продукции и пространства» («Graphic for Products and Spaces»), «История и философия науки» («History & Philosophy of Science»), «Комплексная визуальная система» («Integrated Visual System»), «Стажировка» («Internship»), «Главный студийный проект I» («Major Studio Project I»), «Главный студийный проект II» («Major Studio Project II»), «Главный студийный проект III» («Major Studio Project III»), «Печатные СМИ и графический дизайн» («Print Media and Graphic Design»), «Печать и допечатная подготовка порт-фолио» («Print and Pre-Press Portfolio»), «Менеджмент проекта» («Project Management»), «Визуальная коммуникация и воображение» («Visual Communication and Imaging»), «Визуальный язык прошлого и настоящего » («Visual Language Past & Present»), «Взгляд на звук» («Sight for Sound»), «Экологически рациональное проектирование» («Sustainable Design»), «Типография» («Typography»). В процессе работы над главными студийными проектами студенты приобретают опыт работы над проектами в реальных ситуациях с четко установленными сроками. Они узнают, чего ожидать от работы в дизайн-студии, как совершенствовать и продавать свои идеи, общаться с клиентами.

К обязательным модулям (Compulsory Modules (MPU) для международных студентов относятся «Малайзийская языковая коммуникация» («Bahasa Melayu Komunikasi 2 (Malay Language Communication 2»), «Малайзийские исследования» («Pengajian Malaysia (Malaysian Studies)»), «Творческие мышление» («Pemikiran Kreatif (Creative Thinking)»), «Инновации Малайзии» («Inovasi Malaysia (Malaysian Innovation)»), «Служение сообществу» («Khidmat Masyarakat (Community Service)»). Обязательными модулями для малайзийских студентов являются

«Исламская цивилизация и цивилизация Азии» («Tamadun Islam dan Tamadun Asia»), «Этнические отношения» («Hubungan Etnik»), «Национальный язык или творческое мышление» («Bahasa Kebangsaan A atau Pemikiran Kreatif»), «Инновации Малайзии» («Inovasi Malaysia»), «Служение сообществу» («Khidmat Masyarakat») [7].

В результате исследования зарубежного опыта подготовки графических дизайнеров отметим, что ряд развитых государств (Великобритания, Италия, США и другие страны) понимает дизайн как фактор повышения качества жизни населения, в связи с чем оказывает значительную материальную помощь высшим учебным заведениям в организации учебно-воспитательного процесса, совершенствовании материально-технических баз. Кроме того, внимание уделяется всестороннему развитию личности обучающегося, способного мыслить глобально, развитию его творческих способностей, способности решать широкий спектр профессиональных задач, с чем связано активное использование индивидуальных программ, большое количество дисциплин по выбору. Приём студентов в вузы большинства европейских стран регулируется в зависимости от потребности страны в специалистах. Достаточное количество времени уделяется самостоятельной работе студентов. Следует отметить активное взаимодействие преподавательского состава с обучающимися, встречи со специалистами, практикующими дизайнерами, художниками для проведения мастер-классов, круглых столов; создание творческой атмосферы в ведущих вузах мира. Для высших учебных заведений Российской Федерации остаётся актуальным развитие материально-технической базы, формирование инновационной образовательной среды, необходимость подготовки студентов в условиях конкуренции, совершенствование учебно-методических комплексов дисциплин, разработка технологий повышения адаптивности дизайнеров на рынке труда, ориентация на создание наи-

более благоприятных условий для раскрытия способностей каждого студента.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности подготовки графических дизайнеров в ведущих высших учебных заведениях мира. Автор подчёркивает необходимость анализа зарубежного опыта для его дальнейшего использования в практике подготовки студентов Российской Федерации.

Ключевые слова: графический дизайнер, ведущие высшие учебные заведения мира, учебная программа, современное высшее образование.

SUMMARY

The article deals with the peculiarities of graphic designers training in the leading universities of the world. The author emphasizes the need for analysis of foreign experience for further use in the practice of training the Russian Federation students.

Key words: graphic designer, leading higher education institutions of the world, curriculum, modern higher education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобряшова О. В. Компаративный анна-лиз российского и зарубежного опыта развития дизайн образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: Изд-во Оренбург. ун-та, 2014. - № 2 (163). - С. 17-23.

2. Domus academy [Электронный ресурс]. URL: http://www.domusacademy.com/site/ home/master-programs/visual-brand-design/ intro. html.

3. Escuela Superior de Diseno [Электронный ресурс]. URL: http://esdmadridcampus. org/?lang=es.

4. European University Cyprus [Электронный ресурс]. URL: http://www.euc.ac.cy/ easyconsole.cfm/id/174/dep/163/program_id/27.

5. Course of graphic design in Barcelona [Электронный ресурс]. URL: http://www.ied.edu/ barcelona/visual-communication-school/official-undergraduate-degree/graphic-design/

VB01671 S#.UqY5UPRdVC4.

6. Nuova Accademia di Belle Arti Milano [Электронный ресурс]. URL: http://www.naba.it/.

7. Raffles University Iskandar [Электронный ресурс]. URL: http://www.raffles-university.edu.my/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.