Практика медиаобразования
Подготовка электронной научной библиотеки «Медиаобразование» *
А.В. Федоров,
доктор педагогических наук, профессор
* Данная статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект N 08-06-12103 в - «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование»).
«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993, с.555) определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».
Однако, несмотря на важность и актуальность медиаобразовательных задач, в настоящее время в российской науке ощутим явный недостаток всесторонних, фундаментальных проектов, посвященных подготовке и созданию электронной научной библиотеки «Медиаобразование». Между тем, дальнейшее развитие медиаобразования кране нуждается в реализации такого рода комплексного проекта, который впервые в российской науке ставит перед собой цель решения проблемы подготовки, систематизации, структурирования и представления в электронном виде (на CD и в компьютерной сети с размещением в сети Интернет) информации (полные тексты монографий, авторефератов диссертаций, научных сборников, учебных пособий, научных статей и т.д.) по всем направлениям теории, истории и методики медиаобразования, включая создание электронного энциклопедического словаря по медиаобразованию, базы данных адресов основных сайтов медиаобразовательной тематики.
На сегодняшний день в России можно встретить лишь фрагментарно составленные электронные информационные ресурсы по медиаобразованию, в которых представлены, как правило, отдельные работы ведущих медиапедагогов (см., например, сайты www.mediaeducation.ru , www.mediaeducation.boom.ru,www.ifap.ru,www.fio.ru и др.). Только в 2008 году МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приступает к реализации крупного интернет-портала «Информационная грамотность и медиаобразование» (www.mediagram.ru).
Российские ученые Е.С.Полат (1998, 2001 и др.), Е.Н.Ястребцева, Я.С.Быховский (1994, 1995, 1999, 2000, 2001 и др.), В.В.Гура (2007) и др. в своих трудах разработали концепции теории и практики создания электронных ресурсов, ресурсов дистанционного обучения, медиатек и т.д., однако они также не ставили своей целью разработку полноценной электронной библиотеки научных и научно-методических трудов по медиаобразованию (включая создание энциклопедического словаря по медиаобразованию). Таким образом, до сих пор не разработаны формулировки и обоснование совокупности теоретических положений, составляющих методологическую основу создания электронной библиотеки по медиаобразованию; нет четкого определения ее существенных признаков, качеств и свойств, не разработаны ее структура, цели и задачи, содержание.
Попытки создания информационных ресурсов (сначала в бумажном виде) по медиаобразованию предпринимались еще в начале 1990-х годов -А.В.Шариковым был подготовлен первый в России краткий каталог литературы по медиаобразованию (1991). В дальнейшем такого рода попытки были продолжены Ю.Н.Усовым (составление 3-х страничного словарика терминов медиаобразования), А.В.Спичкина (составление 3-х страничного словарика медиаобразования, 1999), Н.Ф.Хилько (публикация словаря аудиовизуальных терминов, 2000) и др.
В целом можно отметить, что большинство современных публикаций по теме словарной терминологии, списков медиаобразовательной литературы, диссертаций и т.д. принадлежит научной школе под нашим руководством «Медиаобразование и медиакомпетентность» (на сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation, в опубликованных нашим коллективом трудах в «бумажных» изданиях (с 1987 по 2008 годы).
Зарубежные исследователи, посвятившие проблеме медиаобразования немало трудов (Л.Мастерман, Э.Харт, К.Тайнер, Р.Кьюби, А.Силверблэт и др.) продвинулись в этом направлении в гораздо большей степени. Так под редакцией проф. А.Силверблэта в США (1997) был опубликован энциклопедический словарь по медиаобразованию. Аналогичные издания (правда, только на аудиовизуальном материале) были опубликованы во Франции в 1991 году под редакцией М.Мартино.
В последние годы на Западе были сделаны попытки разместить медиаобразовательные ресурсы (правда, как и в России - в хаотическом, неструктурированном виде) в сети Интернет. И только с 2008 года программа ООН «Альянс цивилизаций» объявила о создании первого в мире мультиязычного интернет-портала «Всемирная палата Медиаграмотности и медиаобразования» - Media Literacy Education Clearinghouse
(http://www.aocmedialiteracy.org).
Однако все зарубежные информационные (см., например, сайты http://www.nordicom.gu.se, http://www.clemi.org, http://www.mediaeducation.com и др.)_ системы в основном содержали и содержат материалы и тексты,
касающиеся медиаобразования в западных странах (или в таких отдельных странах, как Франция или Индия), никогда не затрагивая российские источники в области медиапедагогики и медиаграмотности. Конечно, мировой опыт попыток создания электронных библиотек, словарей, энциклопедий по проблемам медиаобразования в различных странах нами будет учтен и проанализирован.
Проблемами медиаобразования наш творческий коллектив, занимается уже свыше 20 лет. За это время его руководителем были успешно защищены кандидатская (1986) и докторская (1993) диссертации на тему
аудиовизуального медиаобразования школьников и студентов педагогических вузов. 7 членов нашей научной школы успешно защитили кандидатские диссертации на темы развития медиаобразования в США (2000), Канады (2007) и в России (2002, 2005, 2007). В рамках стажировок и научной работы по грантам зарубежных фондов в США (1995, 2003, 2004), во Франции (2002), Бельгии (2001), Венгрии (1998, 2006) и Германии (2000, 2005, 2006) нами также изучались проблемы медиаобразования им медиакомпетентности. неоднократно выступал с докладами на научных конференциях. Материалы исследований нашей научной школы докладывались нами на международных конференциях ЮНЕСКО по медиаобразованию и информационным технологиям (Париж, 1997, 2007; Сан-Паулу, 1998, Вена, 1999, Женева, 2000, Торонто, 2000, Страсбург, совет Европы, 2002; Монреаль, 2003, СПб, 2005; Прага, 2007; Грац, Совет Европы, 2007; Мадрид, ООН, 2008 и др.
Коллектив получил пять грантов Российского государственного научного фонда по тематике, связанной с медиаобразованием (2001-2003; 2002; 20042006; 2008; 2008-2009). Всего коллективом опубликовано 15 монографий и 7 учебных пособий, свыше 500 статей в журналах (российских, американских, британских, французских, бельгийских, австралийских, канадских, норвежских, французских, литовских, украинских - включая публикации в журналах «Педагогика», «Alma Mater», «Высшее образование в России», «Искусство и образование», «Человек», «Мониторинг», «Дополнительное образование», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Инновации в образовании», Audience, Media i Skolen, Educommunication и др.) по тематике медиаобразования. школьников и студентов.
В марте 2000 года наш авторский коллектив запустил в интернет первый в России сайт на двух языках (русском и английском) Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://www.medialiteracy.boom.ru и http://edu.of.ru/mediaeducation). В содержание сайта вошли предварительные наработки авторского коллектива по тематике медиаобразования - по истории, теории, методике, практике и т.д. С начала XXI века наш коллектив стал работать в плотном сотрудничестве с МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (www.ifap.ru) и Московским Бюро ЮНЕСКО (http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php). На сайтах этих организаций также размещены многие труды членов нашего коллектива.
Опираясь на результаты данных исследований, нами был подготовлен пакет документов для открытия новой вузовской специализации «Медиаобразование». В июне 2002 года УМО Министерства образования России официально одобрило и зарегистрировало данную специализацию (с присвоением ей гос.номера 03.13.30.). С 1.09.2002 г. в нашем Таганрогском государственного педагогическом институте нами был организован первый набор и обучение студентов по этой специализации (первые выпуски которой состоялись, соответственно, в 2007 и 2008 годах).
Сфера использования результатов проекта - подразделения/факультеты и научные библиотеки педагогических и гуманитарных вузов. Предполагается, что создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование» позволит обеспечить широкий доступ пользователей (преподавателей, аспирантов, студентов вузов, учителей и т.д.) к профессионально разработанному информационному ресурсу по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности, медиапедагогики.
Задачи проекта: сформулировать и обосновать совокупность теоретических положений, составляющих методологическую основу проекта; изучить теоретические источники и практический опыт деятелей медиаобразования и дистанционного образования в области создания информационных систем; определить существенные признаки, качества и свойства электронной библиотеки «Медиаобразование»; разработать ее структуру, цели и задачи, содержание; осуществить систематизацию информации, научных и методических трудов по медиаобразованию; разработать и создать электронный энциклопедический словарь по медиаобразованию с последующим его размещением в электронной научной библиотеке «Медиаобразование»; создать базу данных адресов основных интернет-сайтов, учреждений, организаций, имеющих отношение к медиаобразованию; написание и публикация научных статей по теме проекта; представление научной библиотеки «Медиаобразование» по всем направлениям теории, истории и методики медиаобразования, в электронном виде (на СБ и в компьютерной сети педагогического вуза) с дальнейшей размещением данной библиотеки в сети «Интернет».
Методологию проекта составляют ключевые философские положения о связи, взаимообусловленности и целостности явлений действительности, единства исторического и логического в педагогическом познании, теория диалога культур М.М.Бахтина-В.С.Библера. Проект опирается на исследовательский содержательный подход (выявление содержания изучаемого процесса с учетом совокупности его элементов, взаимодействия между ними, их характера, обращения к фактам, анализа и синтеза теоретических заключений и т.д.). При этом нами используются следующие методы: сбор информации (книг, статей и т.д.), касающейся различных направлений и концепций медиаобразования; анализ научной литературы, имеющей отношение к теме проекта, теоретический анализ и синтез;
обобщение и классификация; анализ и обобщение практического опыта ведущих деятелей медиаобразования.
Сравнительный анализ и систематизация научной литературы, правительственных постановлений, министерских инструкций, педагогической документации, учебно-методической литературы, периодики, документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского Союза, Министерства образования и науки России, материалов научных конференций по проблемам медиаобразования, на наш взгляд, наилучшим образом отвечает задачам проекта, так как без этого невозможно систематизировать, обобщить, структурировать материал для создания электронной научной библиотеки «Медиаобразование». Будут использоваться также технические методы оцифровки печатных источников для последующего размещения их в компьютерной сети вуза и на СБ, в сети Интернет, создания электронных каталогов, словаря и т.д.
Среди способов представления результатов выполнения нашего проекта научной общественности можно отметить следующие: доклады на международных, российских, региональных научных конференциях; публикации статей в научно-педагогических журналах; создание и включение в электронную библиотеку «Медиаобразование» базы данных адресов основных интернет-сайтов медиаобразовательной тематики; основных учебных учреждений и организаций, имеющих отношение к медиаобразованию; создание и включение в электронную библиотеку «Медиаобразование» электронного энциклопедического словаря по медиаобразованию. создание научной библиотеки «Медиаобразование» по всем направлениям теории, истории и методики медиаобразования в электронном виде (на СБ и в компьютерной сети педагогического вуза) с дальнейшим размещением данной библиотеки в сети «Интернет». Дополнительные возможности реализованного проекта: бесплатное распространение СБ с электронной научной библиотекой «Медиаобразование», размещение ее во внутренней компьютерной сети педагогического вуза и в сети Интернет с бесплатным доступом пользователей. После окончания срока действия проекта планируется ежегодное обновление/пополнение электронной научной библиотеки
«Медиаобразование».
В настоящее время электронная научная библиотека «Медиаобразование» уже начала наполняться материалами и открыта для свободного доступа в тестовом режиме по адресу: http://www.edu.of.ru/medialibrary и http://edu.of.ru/medialibrary
Частично материалы данной электронной библиотеки будут включены в состав библиотечного раздела сайта Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducation) на федеральном портале Министерства образования и науки РФ.