Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ДОПРИЗЫВНИКОВ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ПОДГОТОВКА ДОПРИЗЫВНИКОВ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ СПОРТА / MOBILISATION OF SPORT / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-CONSCRIPTION TRAINING / ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ КОМИТЕТЫ / MILITARY-AND-SPORTS COMMITTEES / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / FIRST WORLD WAR / ПСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / PSKOV PROVINCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белюков Дмитрий Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы становления и развития допризывной подготовки в царской России в годы Первой мировой войны на примере Псковской губернии. Раскрываются проблемы организации и деятельности военно-спортивных комитетов на территории Псковской губернии.The article addresses formation and development of pre-conscription training in tsarist Russia during the First World War as exemplified by the Pskov Province. It reveals the issues of organization and activities of the military-and-sports committees in the territory of the Pskov Province.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ДОПРИЗЫВНИКОВ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

БЕЛЮКОВ Дмитрий Анатольевич — декан социально-гуманитарного факультета Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, кандидат

исторических наук

(E-mail: da197@yandex.ru)

ПОДГОТОВКА ДОПРИЗЫВНИКОВ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Военное обучение молодёжи допризывного возраста в целях её подготовки к военной службе на государственном уровне получило системный характер в России с началом Первой мировой войны. В предлагаемой вниманию читателей статье автор рассматривает военно-спортивную подготовку учащихся средних учебных заведений Псковской губернии в 1914—1917гг.

15марта 1914года* на первом заседании Временного совета по делам физического развития народонаселения России рассматривался вопрос о физическом развитии молодёжи, прежде всего учащейся, её подготовке к военной службе1. Особую актуальность этот вопрос приобрёл с началом войны. Главнонаблюдающим за физическим развитием народонаселения Российской империи являлся генерал-майор свиты его величества В.Н.Воейков. По его поручению было разработано «Положение о мобилизации спорта», утверждённое 8декабря 1915года императором Николаем!!. Документом предусматривалась допризывная подготовка лиц, подлежавших призыву в армию и на флот, при содействии и под наблюдением военно-спортивных комитетов, спортивных и гимнастических обществ или соответствовавших им организаций, а также в средних и низших учебных заведениях, если в них имелись учащиеся старше 16лет. Программа обучения утверждалась военным министром. Юноши, прошедшие курс обучения, проходили испытания в комиссиях, создававшихся при военно-спортивных комитетах, после чего получали удостоверение установленной формы. При этом лица, успешно подготовившие не менее 10человек, получали свидетельство инструктора. Общество, организация или учебное заведение получали денежное вознаграждение: за каждого успешно сдавшего испытания — 20рублей, за инструктора — 50.

Прохождение курса допризывной подготовки не освобождало от военной службы и не давало отсрочек, но окончившие его получали преимущество при отступлении в школы прапорщиков пехоты или в учебные команды.

Основная работа по организации допризывной подготовки ложилась на военно-спортивные комитеты, которые создавались в городах и местностях, где имелись спортивные и гимнастические общества или соответствовавшие им организации или учебные заведения. В.Н.Воейков отвечал как за создание военно-спортивных комитетов, так и за их деятельность. В состав комитетов входили представители различных обществ и организаций, местной администрации, Военного министерства, ведомств, в ведении которых находились местные учебные заведения, а также представители местных городских общественных управлений и земств и другие лица, чьё участие могло оказать пользу делу. Во главе каждого местного военно-спортивного комитета стояли председатель и два его товарища (заместители), выбиравшиеся на первом заседании. Труд членов комитетов был безвозмездным.

На комитеты возлагались следующие обязанности: объединение обществ, организаций, учебных заведений и отдельных лиц в данном районе по мобилизации спорта; выяснение числа желающих принять участие в допризывной подготовке; подыскание соответствующих мест и помещения для занятий. Комитет наблюдал за правильной организацией допризывной подготовки, назначал испытательные комиссии, выдавал соответствующие свидетельства и удостоверения, имел право приобретать, закладывать и продавать имущество, вести иную хозяйственную деятельность. Средства, необходимые для работы комитетов, поступали из добровольных пожертвований и сумм, отпускавшихся главнонаблюдающим2. Перед ним комитеты раз в месяц отчитывались о проделанной работе. О встретившихся затруднениях они должны были сообщать незамедлительноЗ.

В специальной инструкции от 1марта 1916года военно-спортивным комитетам предписывалось рассматривать свою деятельность как патриотический долг, поддерживать непосредственную связь с населением, с местными спортивными обществами и организациями.

Чтобы придать больший вес военно-спортивным комитетам, министр внутренних дел А.Н.Хвостов рекомендовал губернаторам назначать в губернский комитет своего представителя, а его заместитель С.П.Белецкий разослал губернаторам и градоначальникам послание, в котором обосновывалась необходимость допризывной подготовки. «Доблестная русская армия нуждается в непрестанном пополнении убыли новыми людьми, — писал товарищ министра. — Между тем вновь призываемые люди по своему физическому развитию, выносливости и дисциплине не всегда стоят на высоте требований, предъявляемых современными условиями войны. Поэтому... введена допризывная подготовка молодых людей»4. Руководство МВД поддержал и министр народного просвещения граф П.Н.Игнатьев. В письме на имя попечителей учебных округов от 23декабря 1915года он также разъяснял необходимость предварительной военной подготовки. В частности, начальникам учебных заведений предлагалось немедленно создавать военно-спортивные комитеты, принимать в их деятельности непосредственное участие.

Допризывная подготовка по программе, утверждённой военным министром, вводилась в двух старших классах средних учебных заведений и должна была проводиться три часа в неделю, положенных на гимнастику, по два урока в неделю (полтора часа) и в последние часы занятий. Учащиеся выпускных классов в воскресные дни должны были заниматься «военным строем» в продолжение двух часов. В течение зимы предписывалось проводить лишь такие занятия, которые не требовали большого помещения, остальные занятия откладывались до весны, когда можно было заниматься на воздухе упражнениями, требовавшими военных построений. При этом выпускные классы средних учебных заведений (8-й класс гимназий и 7-й класс реальных училищ) освобождались от выпускных экзаменов, которые заменялись ежемесячными репетициями, а аттестаты выдавались на основании годовых отметок. Таким образом, учебные занятия в выпускных классах заканчивались, как обычно, в конце апреля, а время, предназначенное для экзаменов, до 1июня использовалось только для занятий по допризывной подготовке.

Главнонаблюдающий рекомендовал примерный план недельного расписания занятий по допризывной подготовке. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.650. Оп.1. Д. 162. Л. 4—21.

2 Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемых при Правительствующем Сенате. 1915. 20декабря; ГАПО. Ф.20. Оп. 1. Д. 3226. Л. 53, 54; Ф. 37. Оп. 1. Д. 8. Л. 1—5.

3 Там же. Л. 48.

4 Там же. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3236. Л. 6, 7, 67.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЕЧСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ФАТОВА Александра Сергеевна — преподаватель кафедры иностранных языков Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М.

Василевского

(г. Смоленск) (214027, г. Смоленск, ул.Котовского, д. 2)

"НЕТ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ"

Тенденции развития современного российского общества отличаются многообразием, сложностью и динамичностью. Последние полтора десятка лет российскому обществу навязывали модель духовной свободы, активно пропагандирующей индивидуализм вместо коллективизма, эгоцентризм вместо соборности, агрессивную предприимчивость и жажду наживы вместо активной трудовой деятельности, низкопробную развлекательную массовую культуру вместо художественной классики. Эта модель противоречит национальному менталитету российского народа и ведёт к падению духовности, размыванию нравственного и патриотического сознания общества. В связи с этим назрела проблема возрождения духовного состояния российского общества, которая напрямую связана с разработкой единой общенациональной идеи, способной стать основой формирующейся государственно-патриотической идеологии. Идеология призвана упорядочить процессы духовной жизни общества, определить его единую направленность на развитие страны и сохранение её стержневых и основополагающих духовных традиций. Об этом в своё время писал К.Д. Ушинский: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека...»1. Осуществление же государственно-патриотической работы с обществом предполагает активизацию военно-патриотической работы с молодым поколением.

2001 год в России стал этапом нового понимания огромной социальной значимости проблемы патриотического воспитания граждан, что выразилось в принятии специальной Федеральной программы. В рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг.» особо актуальной была названа задача развития гражданственности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.