Научная статья на тему 'Подготовка бухгалтеров и аудиторов: пути гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов'

Подготовка бухгалтеров и аудиторов: пути гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ / ЦЕНТР ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / АУДИТОР / ВНУТРЕННИЙ АУДИТОР / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЕР / БУХГАЛТЕР / БИЗНЕС-АНАЛИЗ / QUALIFICATION / LABOR FUNCTION / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROGRAM / QUALIFICATION ASSESSMENT / THE COUNCIL ON PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / QUALIFICATION ASSESSMENT CENTERS / AUDITOR / INTERNAL AUDITOR / INTERNAL INSPECTOR / ACCOUNTANT / BUSINESS ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булыга Роман Петрович

В статье рассматриваются основные инструменты и субъекты, формирующие квалификацию работника, обусловливающие необходимость тесного взаимодействия образовательных организаций, профессиональных сообществ и конкретных работодателей. Дана характеристика новых элементов единой системы формирования квалификации работника органов независимой оценки квалификаций (совета по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций). Рассмотрены специфические особенности процесса гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов по видам деятельности, связанным с бухгалтерским учетом, анализом и аудитом. Как характеристика лучших практик рассмотрен опыт Финансового университета по участию представителей вузовского сообщества в разработке профессиональных стандартов и создании на этой основе образовательных программ, сопряженных с профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING ACCOUNTANTS AND AUDITORS: HOW TO HARMONIZE EDUCATIONAL PROGRAMS AND PROFESSIONAL STANDARDS

The article focuses on the main tools and subjects which form a qualified employee and which call for the close cooperation between educational institutions, professional communities and employers. The author describes such new elements of the joint system to form the employee’s qualification as the bodies of independent qualification assessment (i. e. the Council on Professional Qualifications, Qualification Assessment Centers). The article also considers the peculiarities of the process of harmonization between educational programs and professional standards related to such types of activities as accounting and audit. Best practices are exemplified by theexperience of the Financial University under the Government of the Russian Federation in faculty representatives’ participating in the development of professional standards and further development of educational programs linked to professional standards.

Текст научной работы на тему «Подготовка бухгалтеров и аудиторов: пути гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов»

УДК 657

Подготовка бухгалтеров и аудиторов: пути гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов

БУЛЫГА РОМАН ПЕТРОВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по стратегическому развитию и практико-ориентированному образованию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: arpr@fa.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные инструменты и субъекты, формирующие квалификацию работника, обусловливающие необходимость тесного взаимодействия образовательных организаций, профессиональных сообществ и конкретных работодателей. Дана характеристика новых элементов единой системы формирования квалификации работника - органов независимой оценки квалификаций (совета по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций). Рассмотрены специфические особенности процесса гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов по видам деятельности, связанным с бухгалтерским учетом, анализом и аудитом. Как характеристика лучших практик рассмотрен опыт Финансового университета по участию представителей вузовского сообщества в разработке профессиональных стандартов и создании на этой основе образовательных программ, сопряженных с профессиональными стандартами.

Ключевые слова: квалификация, трудовая функция, профессиональный стандарт, образовательная программа, оценка квалификаций, совет по профессиональным квалификациям, центр оценки квалификаций, аудитор, внутренний аудитор, внутренний контролер, бухгалтер, бизнес-анализ.

Training Accountants and Auditors: How to Harmonize Educational Programs and Professional Standards

ROMAN P. BULYGA,

Ph.D., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Vice-Rector for Strategic Development and Practice-Oriented Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: arpr@fa.ru

ABSTRACT

The article focuses on the main tools and subjects which form a qualified employee and which call for the close cooperation between educational institutions, professional communities and employers. The author describes such new elements of the joint system to form the employee's qualification as the bodies of independent qualification assessment (i. e. the Council on Professional Qualifications, Qualification Assessment Centers). The article also considers the peculiarities of the process of harmonization between educational programs and professional standards related to such types of activities as accounting and audit. Best practices are exemplified by the

experience of the Financial University under the Government of the Russian Federation in faculty representatives' participating in the development of professional standards and further development of educational programs linked to professional standards.

Keywords: qualification, labor function, professional standard, educational program, qualification assessment, the Council on Professional Qualifications, Qualification Assessment Centers, auditor, internal auditor, internal inspector, accountant, business analysis.

Краеугольным камнем решения проблемы гармонизации структуры и содержания образовательных программ вузов и профессиональных стандартов видов деятельности является понимание диалектики единства и различия понятия «квалификация» для бизнеса и образования. В ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. от 30.12.2015) (далее - ТК РФ) под квалификацией работника понимается его уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, т.е. фактически достигнутая квалификация конкретного специалиста. Профессиональный стандарт в соответствии с этой же статьей ТК РФ выступает как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 02.03.2016) (ст. 2, п. 5) дает определение «квалификации» как уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, т.е. требуемого уровня подготовленности, которого должен достичь обучаемый, для получения права на присвоение соответствующей квалификации.

На рис. 1 представлены основные инструменты и субъекты, формирующие квалификацию работника, обуславливающие необходимость тесного взаимодействия образовательных организаций, профессиональных сообществ и конкретных работодателей.

Важным инструментом формирования квалификации обучаемого выступают образовательные программы, реализуемые на основе соответствующих образовательных стандартов. На рис. 2 представлен идеальный алгоритм формирования квалификации специалиста по законодательству Российской Федерации.

В представленном алгоритме курсивом выделен новый элемент единой системы формирования квалификации работника — органы независимой оценки квалификаций (Национальное агентство профессиональных квалификаций, советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификаций).

В настоящее время новое для Российской Федерации явление — система независимой оценки квалификаций — только формируется. Разработан и обсуждается проект нового федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [1]. В указанном законопроекте определено, что на советы по профессиональным

Образовательные организации Профессиональные сообщества Работодатели

Образовательные программы Профессиональные стандарты Трудовые функции

Требуемая Фактическая

Квалификация работника

Рис. 1. Инструменты и субъекты, формирующие квалификацию работника

Документ (регламент) Объект Субъект

Типовые должности Трудовые функции Работодатель

Профессиональный стандарт вида деятельности Обобщенные трудовые функции Профессиональные сообщества

Документ (сертификат, диплом) об аккредитации образовательной программы Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ Советы по профессиональным квалификациям

Федеральный государственный образовательный стандарт / Образовательный стандарт Минобрнауки России / Ведущие вузы

Образовательная программа высшего образования Компетенции Вуз

Учебный план, рабочий учебный план Состав учебных дисциплин Факультет вуза

Программа дисциплины Содержание дисциплины Кафедра вуза

Курс лекций, план занятий Наполнение дисциплины Преподаватель

Промежуточная и итоговая аттестация Знания, умения, навыки Студент

Диплом Квалификация Специалист

Свидетельство о профессиональной квалификации Оценка и сертификация квалификаций Центры оценки квалификаций

Профессиональный стандарт вида деятельности Обобщенные трудовые функции Профессиональные сообщества

Должностные обязанности Трудовые функции Работодатель

Рис. 2. Алгоритм формирования квалификации специалиста

квалификациям будет возложена функция по организации подготовки предложений по приведению федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и основных профессиональных образовательных программ в соответствие с профессиональными стандартами, по организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

В соответствии с названным законопроектом под независимой оценкой и сертификацией квалификаций понимается установление соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта, а в случае его отсутствия — иным квалификационным требованиям. То есть профессиональный стандарт в новой конструкции выступает своеобразной эталонной мерой для оценки качества как образовательных программ вузов, так и квалификации конкретного специалиста (выпускника

вуза). В средствах массовой информации высказываются идеи (О.Д. Прянишникова, Л.В. Козлова [2]), что для образовательных организаций успешное прохождение их выпускниками процедур оценки и сертификации может рассматриваться как независимая, а следовательно, объективная оценка качества деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости совместной плодотворной работы представителей вузов, профессиональных сообществ, организаций независимой оценки квалификаций.

Со стороны вузовского сообщества видятся следующие основные направления деятельности в данном вопросе:

1) активное участие представителей вузовского сообщества в разработке профессиональных стандартов по виду деятельности [3].

В соответствии с п. 2 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных

стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

22.01.2013 № 23 (в ред. от 23.09.2014) проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться профессиональными сообществами с участием образовательных организаций;

2) разработка образовательных программ, сопряженных с профессиональными стандартами;

3) подготовка образовательных программ к профессионально-общественной аккредитации.

Процесс гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов по видам деятельности, связанным с бухгалтерским учетом, анализом и аудитом, имеет ряд специфических особенностей. По данным видам деятельности профессиональными сообществами при участии представителей вузов (прежде всего Финансового университета) идет активная разработка и внедрение профессиональных стандартов. По состоянию на сегодняшний день ситуация следующая.

По направлению «Учет» принят один стандарт, покрывающий только сферу бухгалтерского (финансового) учета, — «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда России от

22.12.2014 № 1061н.

По направлению «Анализ» нет принятых национальных профессиональных стандартов.

По направлению «Аудит» принято четыре профессиональных стандарта, не покрывающих только сферу государственного аудита:

• «Аудитор», утвержден приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н;

• «Внутренний аудитор», утвержден приказом Минтруда России от 24.06.2015 № 398н;

• «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утвержден приказом Минтруда России от 22.04.2015 № 236н;

• «Специалист по финансовому консультированию», утвержден приказом Минтруда России от 19.03.2015 № 167н.

Что касается сферы действия и обязательности для субъектов хозяйствования принятых стандартов, ситуация следующая. Информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2015 предписано руководствоваться профессиональным стандартом «Аудитор»:

• всем аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам — работодателям при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда — начиная с 01.07.2016;

• образовательным организациям профессионального образования — при разработке профессиональных образовательных программ.

Представляется, что концептуально данный подход по сфере применения профессиональных стандартов будет распространен на другие сферы деятельности бухгалтеров, аудиторов и аналитиков.

Большое количество вузов России, реализующих образовательные программы в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, ведут активную работу по их синхронизации с принятыми профессиональными стандартами.

Учитывая активное участие в работе экспертных комиссий по разработке профессиональных стандартов, реализуемые Финансовым университетом образовательные программы (прежде всего магистерские программы) изначально формировались с учетом положений (проектов) этих профессиональных стандартов. Так, например, при разработке магистерской программы «Аудит и финансовый консалтинг» по направлению «Экономика» учтены требования профессиональных стандартов «Аудитор» и «Специалист по финансовому консультированию»; магистерская программа «Внутренний контролер» по направлению «Государственный аудит» разработана с учетом положений профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)». В разработке и реализации этих программ активное участие принимают представители профессионального сообщества, крупнейшие компании-работодатели (в том числе создавшие совместно с Финансовым университетом базовые кафедры). Они оказывают активное содействие в прохождении практики и трудоустройстве выпускников этих магистерских программ.

На ближайшую перспективу Финансовым университетом и вузами, реализующими образовательные программы в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, планируется:

• продолжение сотрудничества с профессиональными сообществами по разработке профессиональных стандартов по другим видам

деятельности, связанным с бухгалтерским учетом, бизнес-анализом и аудитом;

• актуализация образовательных программ подготовки бакалавров и магистров с учетом принятых профессиональных стандартов;

• разработка образовательных программ подготовки аспирантов, сопряженных с профессиональными стандартами.

Литература

1. Проект федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам». URL: http://www.trudcontrol.ru (дата обращения: 25.04.2016).

2. Прянишникова О.Д., Козлова Л.В. Независимая оценка и сертификация квалификаций: результаты мониторинга, проведенного НАРК в 2014 году. URL: http://www.edupolicy.ru (дата обращения: 25.04.2016).

3. Булыга Р.П. Концепция формирования профессиональных стандартов в области бухгалтерского учета и аудита // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 3. С. 75-81.

References

1. Proekt federal'nogo zakona «Ob otsenke professional'noi kvalifikatsii na sootvetstvie professional'nym standartam» [Draft of the Federal Law "On Assessment of Professional Qualification Compliance with Professional Standards"]. URL: http://www.trudcontrol.ru (accessed: 25.04.2016) (in Russ.).

2. Prianishnikova O.D., Kozlova L. V. Nezavisimaia otsenka i sertifikatsiia kvalifikatsii: rezul'taty monitoringa, provedennogo NARK v 2014 godu [Independent assessment and qualification certification the results of monitoring performed by The National Agency for Qualifications Development in 2014]. URL: http://www.edupolicy.ru (accessed: 25.04.2016) (in Russ.).

3. Bulyga R.P. Kontseptsiia formirovaniia professional'nykh standartov v oblasti bukhgalterskogo ucheta i audita [The Concept of Professional Standards Formation in Auditing and Accounting]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2015, no. 3, pp. 75-81 (in Russ.).

Ш КНИЖНАЯ ПОЛКА

Экономика и образование: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономических кадров с использованием интерактивных форм и электронного обучения» / под ред. профессора Г.Б. Тубиса. М.: Финансовый университет, 2016. 156 с.

ISBN 978-5-7942-1304-1

Сборник научных статей подготовлен по материалам Международной научно-практической конференции «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономических кадров с использованием интерактивных форм и электронного обучения», проходившей в соответствии с планом мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации в г. Краснодаре в октябре 2015 г. Для работников высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами совершенствования качества подготовки экономических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.