СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
УДК 37
Л.П. Феталиева
К.ф. н., ст. препод. ФГБОУ ВО «ДГПУ» Е-mail: laura-p888@mail.ru г.Махачкала, Российская Федерация З.А. Асланова Магистрант 2 года обучения ФНК ФГБОУ ВО «ДГПУ» Е-mail: laura-p888@mail.ru г.Махачкала, Российская Федерация
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Аннотация
В статье обоснована необходимость специальной подготовки учителей начальных классов к профессиональной деятельности в инклюзивной школе. Выявлены профессиональные качества, необходимые будущему учителю начальных классов для успешной реализации программ инклюзивного обучения. Выведен сравнительный анализ их сформированности у групп студентов-выпускников и учителей начальных классов с опытом работы 5-10 лет.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, компетентность, компетенция, профессиональные качества, дети с ограничениями здоровья, инклюзивная школа, эмпатия, эмоциональная устойчивость.
В настоящее время образовательные организации испытывают острую потребность в учителях, которые могут профессионально работать с разными категориями учащихся: детьми с ограничениями здоровья, аутистами, одаренными детьми и др. Необходимость в учителях, способных работать одновременно с учащимися разными образовательными потребностями возрастает, поскольку в общеобразовательных организациях реализуются положения закона об образовании РФ, открываются и будут открываться инклюзивные классы. Требования этого же порядка содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога. Отсюда возникает вопрос о профессиональных качествах педагога, реализующего образовательные программы с инклюзивным обучением. И прежде всего, о компетенциях учителя начальных классов, которому первым приходится сталкиваться со всей проблематикой организации инклюзивного обучения. Поэтому у него должны быть сформированы профессиональные качества, позволяющие ему преодолеть сложности одновременного обучения детей с разными образовательными потребностями, и осуществлять успешную педагогическую деятельность.
В нормативно-правовых документах результатом современного высшего педагогического образования рассматриваются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые в педагогической литературе рассматриваются как сплав знаний, умений, знаний и качеств личности.
В ФГОС основные виды профессиональной деятельности учителя начальных классов сосредоточены в следующих направлениях:
- педагогическая (осуществление обучения и воспитания, обеспечение просветительской деятельности с учетом особых образовательных потребностей, формирование образовательной среды и
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
др.);
- проектная (проектирование содержания, моделирование индивидуальных маршрутов);
- исследовательская (подготовка и решение исследовательских задач, использование в профессиональной деятельности методов научного исследования);
- культурно-просветительская (изучение и формирование потребностей обучающихся, организация культурного пространства и др.)
В профессиональном стандарте педагога эти виды деятельности педагога начальных классов дополнены новыми компетенциями:
- работа с учащимися, имеющими отклонения в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, специально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;
- работа в условиях реализации программ инклюзивного обучения.
Образовательный и профессиональный стандарты содержат требования к учителю начальной школы о необходимости формирования у него компетенций, позволяющих реализовать программы инклюзивного обучения.
В зависимости от содержания труда (цель, средство, предмет, методы и условия) меняется характер видов профессиональной деятельности.
Качество образования многие исследователи рассматривают как соответствие содержания высшего педагогического образования и процесса его реализации многообразным требованиям закона, нормам стандартов, требованиям работодателей и потребностям участников образовательного процесса. С наших позиций, основная профессиональная образовательная программа подготовки учителей начальной школы должна обеспечивать формирование профессиональных качеств, позволяющих им самостоятельно решать задачи инклюзивного образования.
Формирование профессиональных качеств напрямую связано с профессиональным становлением личности. В процессе профессионального становления перед каждым человеком возникают вопросы относительно правильности выбора профессии или её смены, самоопределения в профессии и оценки собственных достижений в профессии. Выполнение профессиональной деятельности требует специальных знаний, умений, а также профессионально обусловленных качеств.
По мнению ученых-педагогов, профессиональная составляющая педагогической деятельности, есть качественная характеристика учителя, которая оценивается степенью владения им содержанием и способами решения педагогических задач.
С позиции В.Д. Шадрикова [6] анализ педагогической деятельности целесообразно начинать с её нормативного описания. В этом анализе должны быть описаны цель деятельности, компоненты действий, из которых состоит деятельность, структура деятельности (взаимосвязи и соподчиненность компонентов действий), результат и параметры деятельности, способы текущей, промежуточной и итоговой оценки результатов деятельности.
С другой стороны, выполняя педагогическую деятельность, учитель эмоционально ее окрашивает, проявляет волевые качества, свои отношения, воспринимает действия учащихся, оценивает их, а при инклюзивном образовании ему необходимо разными способами доводит их до каждой категории учащихся. Интегративное проявление всего перечисленного, при этом адекватно педагогической ситуации, позволяет судит о наличии профессиональных качеств у учителя.
Н.В.Кузьмина [5] рассматривает профессиональные качества как фундамент профессиональной успешности. В.В.Зеер [4] отождествляет профессиональные качества с индивидуальными качествами субъекта деятельности. Он рассматривает их как многофункциональные, от которых зависит качество, результативность труда.
В.Д. Шадриков [6], рассматривая профессиональные качества как индивидуальные качества субъекта деятельности, добавляет к ним способности.
{ » }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
Вместе с тем исследователи, чьи позиции изучены выше, солидарны в том, что каждая профессия имеет свой состав этих качеств. Сказанное справедливо и в отношении набора профессиональных качеств учителя начальной школы, которому предстоит работать в инклюзивномобразвании.
Обобщая, можно рассматривать профессиональные качества как индивидуальные качества педагога, влияющие на результативность и успешность деятельности.
Учитель начальной школы- специалист по обучению, воспитанию и развитию детей 6-10 лет. Специфика инклюзивного образования расширяет социальную структуру детей этого возраста, включая в него слабослышащих детей, детским церебральным параличом (ДЦП), умственной отсталостью, задержкой психического развития (ЗПР), аутистическими расстройствами и др. Этим и определяется специфика профессиональных качеств учителя начальной школы, работающего в инклюзивном образовании. Объектами его взаимодействия являются:
а) ребенок с ограниченными возможностями здоровья в классе;
б) ребенок в классе;
в) детский коллектив с разными категориями учащихся;
г) родители;
д) дети в своих семьях;
е) педагогические работники, привлеченные к работе в инклюзивном классе.
Как показал опрос учителей и родителей, основными условиями качественной работы в инклюзивном образовании, они считают:
- взаимопомощь;
- взаимное доверие;
эмпатия в принятии другого как со стороны детей, так и взрослых (учителей и родителей);
- взаимопонимание;
- конфиденциальность;
- уважение.
В качестве основных проблем совместного обучения разных категорий учащихся респонденты называют взаимоотношения между детьми, нарушения межличностного общения, коммуникативные барьеры между разными категориями учающихся.
Для решения этих проблем, как показывают опыт и анализ литературы необходимы следующие группы качеств:
- профессиональные:, любовь к детям, общительность, самоконтроль, внимательно выслушивать детей и взрослых, наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, выявлять склонности и интересы детей, нормативность поведения, добиться доверия детей и их родителей, адаптация к меняющимся условиям работы;
- организаторские: креативность, умение организовать совместную деятельность детей разных категорий, верно оценивать возможности детей, обеспечивать сеть взаимодействий детей и взрослых, принимать решение в условиях дефицита времени, динамично реагировать на возникшую ситуацию;
- нравственные: тактичность, доброта, справедливость, терпимость, умение замечать в детях положительное, доброжелательность;
- специальные: наблюдательность, эмпатия, рефлексия, дипломатичность, общительность;
- социально-психологические: быстро и правильно оценивать психологические особенности детей, чуткость к детским запросам, улавливать чувства и настроение детей, эмоциональная устойчивость.
В условиях инклюзивного образования, кроме общих функций, педагогу необходимы качества для реализации диагностической, коррекционно-реабилитационной, профилактической и посреднической функций. Осуществление данных функций связано с наличием у учителя следующих профессиональных качеств:
- учет неравномерного индивидуального психического развития детей разных категорий;
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
- уважительное и доброжелательное отношение к учащимся с ограниченными возможностями здоровья;
- готовность к взаимодействию с другими специалистами.
Формирование перечисленных профессиональных качеств в статье учителя начальной школы в образовательном процессе вуза и есть одно из условий его успешной будущей профессиональной деятельности в инклюзивном образовании.
Нами проведено исследование, в котором приняло участие более 35 учителей начальных классов со стажем работы 6-10 лет и 35 студентов-выпускников факультета начальных классов. Изучение профессионально важных качеств педагогов и будущих учителей осуществлялось с использованием теста «16PF» Кеттела. В методике есть 102 утверждений, которые имеют отношение к разным свойствам личности и позволяют получить информацию о психологической структуре личности. Были оценены выраженность таких качеств, как эмпатия, общительность, эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, дипломатичность. Анализ данных проводилось в сравнительных оценках выраженности этих качеств у групп учителей и студентов. Самые четкие показатели выраженности таких качеств «эмоциональная устойчивость», «эмпатия», «нормативность поведения», «дипломатичность», обнаружены у респондентов - учителей. Показатели качества «общительность» примерно одинаковы у обеих групп опрашиваемых.
Самое большое влияние на профессиональную деятельность, как показал опрос той же группы учителей, оказывают такие качества как общительность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, дипломатичность. Эти качества относятся к коммуникативным свойствам, которые обеспечивают межличностные взаимодействия участников образовательного процесса. Результаты исследования свидетельствуют о том, что учителя опрошенной группы легко устанавливают контакты, у них в наличии различные социальные связи, они естественны в поведении. Анализ данных тестирования говорит о наличии у учителей начальной школы таких способностей как вежливо вести диалог, умение корректно выражать мысли, умение оценивать последствия своих действий. Все эти свойства не достаточно развиты у опрошенной группы студентов. Выше результаты у педагогов и по таким показателям: как умение контролировать свои эмоции и поведение.
Среди факторов, благодаря которым эти качества приобретены, подавляющая часть опрошенных педагогов связывают с профессиональной деятельностью и опытом педагогической работы. Менее 7% указали на роль вузовского обучения в становлении профессиональных качеств.
Исследованные качества влияют и на уровень профессиональной компетентности учителей, работающих в инклюзивном образовании. Поэтому и вывод, что у выпускника педагогического вуза должны быть сформированы профессиональные качества, необходимые ему для успешной педагогической деятельности в инклюзивном образовании. Специальная учебная работа в вузе поможет его выпускнику использовать свои личностные ресурсы, возможности вуза и образовательной среды быть готовым к педагогической работе в инклюзивном образовании. Список использованной литературы:
1. Артаманова Е.И. Профессионализм педагога. М., 2014.
2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершины профессионализма. М., 1994.
3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.СПБ., 2010.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
6. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М., 2010.
7. Феталиева Л.П. Методы обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями./ 2016.
© Феталиева Л.П., Асланова З.А., 2018
{ }