Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к организации исследовательской деятельности учащихся в условиях информатизации образования'

Подготовка будущих учителей к организации исследовательской деятельности учащихся в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / METHODICAL TRAINING OF TEACHERS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Галина Аркадьевна

В статье анализируются аспекты методической подготовки будущих учителей к организации исследовательской деятельности учащихся. Особое значение уделяется дидактическим возможностям информационных и коммуникационным технологий в такой подготовке. Представлен опыт привлечения студентов к организации научно-исследовательской деятельности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical training of future students to the organization of research activities with the use of ICT

This article analyzes aspects of methodical training of future teachers to the organization of research activities of students. Particular importance is given to the didactic possibilities of information and communication technologies in such training. It is shown the experience in attracting students to the organization of research activities of students using distance learning technology.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к организации исследовательской деятельности учащихся в условиях информатизации образования»

УДК 371.134 ББК 689.1

Федорова Галина Аркадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра информатики и методики обучения информатике Омский государственный педагогический университет,

г. Омск Fedorova Galina Arkadievna Candidate of Pedagogical science, Assistant professor Department of Computer science and Methods of teaching science Omsk State Pedagogical University Omsk

Fedorova_tmoi@rambler.ru Подготовка будущих учителей к организации исследовательской деятельности учащихся в условиях информатизации образования Methodical training of future students to the organization of research activities

with the use of ICT В статье анализируются аспекты методической подготовки будущих учителей к организации исследовательской деятельности учащихся. Особое значение уделяется дидактическим возможностям информационных и коммуникационным технологий в такой подготовке. Представлен опыт привлечения студентов к организации научно-исследовательской деятельности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий.

This article analyzes aspects of methodical training of future teachers to the organization of research activities of students. Particular importance is given to the didactic possibilities of information and communication technologies in such training. It is shown the experience in attracting students to the organization of research activities of students using distance learning technology.

Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, методическая подготовка учителей, информационные и коммуникационные технологии.

Key words: research activities of students, methodical training of teachers, information and communication technology.

В современной системе школьного образования в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов большое внимание уделяется активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Важнейшими задачами современной школы является развитие у учащихся познавательного интереса, формирование универсальных умений самостоятельной учебной деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется поиск дополнительной учебной информации; изучение различных точек зрения на учебные проблемы;

самооценка собственных образовательных возможностей. Школа на современном этапе развития общества должна не столько давать учащимся определенный объем знаний, сколько готовить выпускников к тому, чтобы в будущем они умели самостоятельно решать разнообразные задачи. Данные требования определяют необходимость широкого внедрения в образовательный процесс форм и методов организации учебной деятельности учащихся, с учетом их индивидуальных возрастных, психологических, интеллектуальных особенностей.

Учебно-исследовательская деятельность является важной формой получения и осмысления углубленных знаний учащимися, способствует приобщению обучающихся к научным ценностям, которые необходимы для успешной самореализации человека, развитию его познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания, умения выделять, формулировать и решать проблемы [1]. Это актуализирует специальную методическую подготовку будущих учителей, основанную на компетентостном подходе, что в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» является актуальным [3].

Дидактической основой учебно-исследовательской деятельности учащихся является активная самостоятельная работа, следовательно, профессиональная компетентность педагога в процессе ее организации проявляется в умении планировать, организовывать, контролировать продуктивную самостоятельную работу; мотивировать учащихся к проведению учебного исследования; показывать возможности информационных технологий в организации исследования [1]. Для успешного выполнения данных функций методическая подготовка будущих учителей должны проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: дидактические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся и информационно-коммуникационные технологии в организации учебного исследования. Рассмотрим некоторые аспекты такой методической подготовки.

1. Формирование представлений будущих учителей о дидактической специфике учебно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность учащихся отличается от деятельности ученых области науки. Цель научного познания - открытие и обоснование новых научных законов, получение новых для человечества знаний. Цель научной деятельности учащихся - научиться самостоятельно проводить исследование. Будущий учитель должен понимать, что для ученика новые знания так же значимы, как новые открытия для ученого. Главная задача учителя в этом аспекте научить ребенка формулировать проблемы и гипотезы, высказывать предположения, обосновывать выводы.

2. Формирование представлений будущих учителей о структуре учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учебно-исследовательская деятельность связанна с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования; сбор собственного материала; анализ и обобщение исследовательского материала; научный комментарий и собственные выводы.

Планируя проведение научного исследования учащегося, будущий учитель должен знать его методологические характеристики, такие как актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, методы, теоретические основания и т.д. Учитель должен так организовать работу ученика, чтобы он смог согласованно описать данные характеристики в своей научной работе. Поэтому в методической подготовке целесообразно на различных примерах учебно-исследовательских работ организовать тренинг по формулированию основных компонентов исследования.

3. Формирование представлений будущих учителей о возможностях информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся связана с поиском необходимой информации, сбором данных, изучением теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. На данном этапе исследования учащиеся изучают теоретические материалы, представленные в соответствующей литературе и в Web-ресурсах, проводят опросы, анкетирование по изучаемой проблеме, обращаются к удаленным базам данных, осуществляют поиск проводимых по изучаемой тематике телеконференций. Главная задача учителя помочь учащимся организовать эффективный поиск необходимой информации. При рассмотрении учебно-исследовательских работ в методической подготовке студентам целесообразно давать задание по формированию аннотированного списка полезных ресурсов по теме исследования.

На итоговом этапе учебного исследования определяются способы обработки полученных данных. Например, для обработки статистических данных, определения зависимостей полученных результатов и построения диаграмм можно использовать средства для работы с электронными таблицами. Подготовка текстовых материалов сопровождается соответствующими иллюстрациями. Оформить результаты исследования для дальнейшего представления их перед аудиторией можно в виде мультимедийной презентации. Такая презентация включает план проведения исследований учащихся, фото и видео материалы, результаты обработки статистических данных в виде диаграмм и таблиц, анимационные эффекты, привлекающие внимание слушателей, гиперссылки на текстовые документы и дополнительные источники, которые использовались в ходе реализации проекта. Если результатом деятельности учащихся является печатное издание (газета, журнал, бюллетень), то в данном случае можно использовать программные средства для издательской деятельности, предоставляющие возможность подготовки текстовых материалов к изданию. Презентации и публикации учащихся могут быть размещены на страницах специально созданного Web-сайта.

В ходе методической подготовки студентам целесообразно давать задания по выполнению и оформлению исследовательских работ учащихся. Реализуя учебное исследование с позиции ученика, будущие учителя осваивают необходимые средства ИКТ, оценивают эффективность их применения.

В настоящее время в рамках учебного процесса в Омском государственно педагогическом университете большую актуальность приобретает использование смешанных технологий обучения. В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» содержание дисциплин предметной и профессиональной подготовки представлено на образовательном портале. При такой организации учебного процесса создаются эффективные условия для развития профессиональной компетентности будущих педагогов в области применения форм и методов дистанционного и смешанного обучения, в том числе и при организации исследовательской деятельности учащихся [2].

На образовательном портале «Школа» ОмГПУ (http://school.omgpu.ru/) студентами разработан информационный ресурс, обеспечивающий дистанционную поддержку научно-исследовательской деятельности учащихся по информатике. Структура данного ресурса состоит из двух частей - инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть содержит следующие электронные ресурсы: требования к научно-исследовательской работе, положения о научном обществе учащихся, ссылки на полезные Интернет-ресурсы, посвященные дидактическим основам организации исследовательской деятельности учащихся и Интернет-библиотеки, форум, где можно задать вопросы по оформлению работ.

Электронный глоссарий содержит основные термины и их определения, раскрывающие теоретические основы научно-исследовательской деятельности учащихся.

В инвариантной части ресурса размещены анкеты с автоматизированной обработкой результатов, позволяющие определить уровень профессиональной

подготовки учителей, студентов педвузов к организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Данная часть информационного ресурса может быть полезна учителям и учащимся при подготовке исследовательской работы по любым предметам.

В вариативной части ресурса выделяются элементы, обеспечивающие дистанционную поддержку учащихся на всех этапах учебного исследования: подготовительный этап (выбор темы и изучение литературы), этап проведения и описания исследовательской работы, этап представления и обсуждения результатов исследовательской деятельности (рисунок).

п

Подготовка к написанию научно-исследовательской работы

Выбор тематики работы

!| Видеоматериалы конференций

Ресурсы интернет

п

Написание научно-исследовательской работы

^ Вопросы по оформлению научных работ

^Рецензирование работ

Обсуждение НИР

Результаты научно-исследовательских работ учащихся

? Голосование по поводу материалов конференции "Весна-201Х" % Архив материалов конференций

Рис. Структура вариативной части электронного ресурса дистанционного сопровождения исследовательской деятельности учащихся по информатике Рассмотрим составляющие данной части электронного ресурса.

1. Форум «Выбор тематики исследовательской работы», содержащий различные ветки вопросов, которые создают сами учащиеся, и отдельную ветку преподавателей, в которой будут публиковаться ответы на часто задаваемые вопросы; для данного элемента вариативной части информационно-образовательного ресурса используется элемент МооШе - форум, позволяющий организовать несколько диалогов по различным темам.

2. Элемент «Рецензирование работ» предназначен для отправки на рецензию или проверку учеником своей научно-исследовательской работы (НИР), для данного элемента ресурса используется элемент МооШе - «Ответ -одним файлом». С помощью него, проверяющий получает работу ученика, может написать комментарий или рецензию на исследовательскую работу ученика.

3. Ресурс «Видеозаписи конференций по предмету» представлен элементом «Страница», на котором отображаются ссылки на видео, или же видео внедряется из различных интернет источников.

4. «Архив материалов конференции» использует элемент МооШе «База данных», в которой участниками конференций указываются ФИО, презентация и тезисы доклада, ФИО научного руководителя и дата проведения конференции. Впоследствии любой участник ресурса может посмотреть доклады предыдущих конференций, и возможно использовать полученную информацию при написании своей НИР, а также проголосовать за наиболее значимую или интересную работу конференции.

5. «Ресурсы Интернет» - элемент МООДУС «-шкьстраница», которую формируют сами участники ресурса, делясь ссылками на полезные интернет ресурсы.

Кураторами научных работ учеников являются студенты 4 и 5 курсов, магистранты первого и второго года обучения, которые в период педагогической практики и при написании курсовых и выпускных квалификационных работ сопровождают учащихся в данном информационном ресурсе.

Таким образом, применение дистанционных форм работы студентов на портале, направленной на освоение методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся усиливает

практикоориентированность методической подготовки будущих учителей.

Библиографический список

1. Горский, В.А Учебно-исследовательская деятельность школьников : монография [Текст]/В.А.Горский, Г.А.Русских, Д.В.Смирнов. - Москва: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010.-151с.

2. Лапчик, М.П. От дистанционных образовательных технологий - к системе инновационного образования [Текст]/М.П. Лапчик// Современное образование в условиях реформирования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2011 г. / под общей ред. Академика РАО А.И. Таюрского. - Красноярск 2011. - С. 18-22.

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения 26.04.2014)

Bibliography

1. Gorsky, V.A. Educational and research activities of schoolchildren: monograph [Text] /V.A.Gorsky, G.A.Russkih, D.V.Smirnov. - Moscow: Establishment of RAO "Institute of content and teaching methods," 2010-151p.

2. Lapchik, M.P. From distance learning technologies - to innovative education system [Text] /M.P. Lapchik // Modern Education in the reform: Proceedings of the II All-Russia scientific and practical conference on 14 April 2011 / under the general editorship Academician RAO A.I. Tayursky - Krasnoyarsk 2011 - p. 18-22.

3. GEF HPE in the direction of preparation 050100 "Teacher education "[electronic resource] URL: http://www.edu.ru/db- mon / mo / Data / d_09 / prm788-1.pdf (date accessed 4/26/2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.