№ 1 - 2006 г. 13.00.00 Педагогические науки
УДК 378:373] :39
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В. В. Мирошниченко
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Проводниками инновационных процессов в образовательную сферу, которые являются необходимым условием развития образования, являются учителя, обладающие необходимым набором профессиональных качеств. Проведен анализ исследований по проблемам организации педагогического процесса в вузе. Установлено, что фундаментом педагогической технологии являются теоретические знания; обучение разносторонним видам работы на лабораторно-практических занятиях, в процессе различных деловых и ролевых игр; отработка своего поведения в разноплановых фрагментах урока, воспитательных мероприятиях с национальным и поликультурным содержанием; изучение имеющегося опыта и собственная деятельность на педагогической практике; научно-исследовательская работа. Выделено четыре этапа подготовки педагога. Таким образом, сочетание теоретической работы, педагогической практики и самостоятельной исследовательской работы студентов обеспечивают положительную направленность на совершенствование инновационной деятельности в национальной школе.
Ключевые слова: педагогическая технология, национальное, поликультурное содержание, этнопедагогический опыт
Анализ литературы по проблемам обновления национального образования занимает значительное место в исследованиях отечественных ученых. Неизбежно все возрастающая динамика инновационных процессов в национальных образовательных учреждениях привела к необходимости более пристального внимания к этому направлению.
Анализ инновационной проблематики занимает значительное место как в исследованиях зарубежных авторов (Э. Роджерс, М. Барер, В. Браун, К. Пэвитт и др.), так и отечественных (М. С. Бургин, М. В. Кларин, А. Г. Кругликов, А. Я. Найн, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин и др.).
Инновационные процессы являются необходимым условием развития образования. Они возникают как результат противоречия между устаревшей нормой и возросшими требованиями действительности. В истории развития отечественной школы можно найти немало примеров внедрения инноваций в образовательный процесс.
Судьба любой инновации зависит от того, кто является ее носителем. Как правило, проводниками инновационных процессов в образовательную сферу являются учителя, обладающие необходимым набором профессиональных качеств.
Анализ сложившейся системы национального образования показывает, что традиционное национальное образование не всегда адекватно требованиям современного поликультурного общества к развитию конкурентоспособной личности. Поэтому необходимо скорректировать профессиональную подготовку будущих учителей в рамках этого направления.
Подготовку будущих учителей к инновационной деятельности в национальной школе можно рассматривать как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность. Это предполагает стимулирование активной деятельности студентов по овладению общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в национальной школе, развитие навыков педагогического творчества, осуществления анализа актуальных проблем и определения эффективных путей их решения.
Конечной целью подготовки к инновационной деятельности выступает готовность как ее результат. Движущей силой формирования готовности будущих учителей национальной школы к инновационной деятельности выступают противоречия. В первую очередь, это противоречия между пониманием будущими учителями необходимости активно внедрять самые лучшие достижения в образовательный процесс национальной школы и невысокой степенью готовности к инновационной деятельности. Следовательно, можно констатировать необходимость коррекции существующей системы подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в национальной школе.
Анализ исследований по проблемам организации педагогического процесса в вузе позволяет выделить наиболее эффективный способ подготовки студентов к работе в национальной школе. Таким способом, на наш взгляд, является педагогическая технология. Фундамент педагогической технологии составляют: теоретические знания; обучение разносторонним видам работы на лабораторно-практических занятиях, в процессе различных деловых и ролевых игр; отработка своего поведения в разноплановых фрагментах урока, воспитательных мероприятиях с национальным и поликультурным содержанием; изучение имеющегося опыта и собственная деятельность на педагогической практике; научно-исследовательская работа.
Разработанная технология должна обеспечить качественное формирование готовности студентов к работе в национальной школе, решая в ходе этого следующие задачи:
• давать достаточные знания о специфике работы в национальной школе;
• развивать личностные качества, необходимые для проведения инновационной деятельности в образовательном процессе национальной школы;
• давать необходимые знания и формировать практические умения для успешного осуществления инновационной деятельности с учетом национально-психологических особенностей школьников и специфики региона;
• формировать практическую готовность к творческому использованию передового этнопедагогического опыта обучения и воспитания школьников.
Структура данной технологии обусловлена взаимосвязью между числом ее этапов и достижением определенного уровня подготовки студентов, что позволяет обеспечить в педагогическом процессе вуза необходимые условия для самовыражения и самореализации.
Можно выделить четыре этапа профессиональной подготовки учителей к инновационной деятельности в национальной школе.
1 этап - подготовительный. В этот период совершенствуется профессиональная направленность студентов, расширяется понимание ими содержания и требований избранной специальности, социального статуса учителя и особенности его работы в национальной школе.
На этом этапе большое место отводится дисциплине <Введение в педагогическую профессию>. Программа курса рассчитана на то, чтобы ввести студентов в мир их будущей профессии, познакомить с основными задачами, направлениями и особенностями работы учителя национальной школы. В процессе изучения курса ставится задача формирования целостного представления студентов об учителе как носителе народного опыта воспитания, его этнопедагогической деятельности, о требованиях, предъявляемых к учителю национальной школы в поликультурном регионе. Значительное место на занятиях отводится формированию таких понятий, как <национальная школа>, <малокомплектная школа>, <научно-исследовательская деятельность учителя национальной школы> другие.
2 этап - информационный. На этом этапе происходит приобщение студентов к педагогической деятельности в национальной школе, ознакомление их с теоретическими основами инновационных технологий, первичная апробация имеющихся знаний и умений в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность. Студенты осваивают теоретический материал, раскрывающий механизмы разработки и внедрения педагогических инноваций, накапливают материал о новых технологиях обучения и воспитания школьников в процессе самостоятельной работы с научной литературой.
На этом этапе основными средствами подготовки студентов к инновационной деятельности в национальной школе является решение вариативных задач, основанных на выборе наиболее эффективного пути педагогического воздействия и создание собственных вариантов педагогического сотрудничества.
Профессионально-педагогическое становление личности учителя национальной школы на втором этапе осуществляется через учебно-воспитательный процесс вуза, который строится на основе следующих условий:
• построение педагогического процесса как системы проблемных ситуаций и задач, связанных со спецификой региона и активизирующих мышление студентов;
• организация самостоятельной работы студентов в национальной школе для первичной апробации имеющихся знаний и умений в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность;
• включение в педагогический процесс упражнений и тренингов, направленных на развитие навыков педагогического общения;
• организация самостоятельной исследовательской работы студентов.
3 этап - моделирующий. На этом этапе происходит закрепление профессиональной готовности к инновационной деятельности в национальной школе. Студенты отрабатывают умения и навыки осмысления новых педагогических технологий, формируют умения и навыки моделирования педагогических инноваций в национальной школе.
В формировании готовности к инновационной деятельности в национальной школе существенная роль отводится педагогической практике.
Как показывает опыт, в системе профессиональной подготовки учителя национальной школы практика выполняет следующие функции:
1. углубление и расширение этнопедагогических и этнопсихологических знаний;
2. развитие познавательного интереса к собственной культуре и к культуре этносов-соседей;
3. апробация различных методов, средств воспитания и обучения школьников с учетом их национально-психологических особенностей и специфики региона;
4. совершенствование профессиональных умений (дидактических, методических, коммуникативных и других);
5. формирование творческого подхода к использованию национально-регионального компонента в содержании учебной и внеклассной работы со школьниками.
Основными требованиями, выдвигаемыми к проведению уроков в национальной школе, является, в первую очередь, оптимальный выбор средств, методов и приемов работы, умелое сочетание образовательной функции уроков с развивающей, дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных и национально-психологических особенностей. Для этого студенты должны аргументировано отобрать учебный материал, выбрать оптимальную технологию, реализовать ее на практике и проанализировать полученные результаты.
4 этап - интегрирующий. На этом этапе осуществляется структурирование теоретических знаний и практических навыков по применению инновационных технологий обучения, отражение накопленных знаний и умений в научно-исследовательской деятельности, формирование устойчивой потребности в сознательном включении инновационной деятельности в образовательный процесс национальной школы. Это достигается путем лекционных, семинарских и практических занятий, проводимых в рамках разных спецкурсов, а также глубокой научно-исследовательской работой.
Эффективность научно-исследовательской работы зависит от следующих условий:
• непрерывное участие студентов в научно-исследовательской работе в течение всего периода обучении я в вузе;
• моделирование комплекса исследовательских знаний, умений, навыков, которыми необходимо вооружить студентов на каждом этапе обучения и в процессе изучения каждой из дисциплин с учетом постепенного роста их сложности и объема;
• координация и взаимодействие всех форм и средств научно-исследовательской деятельности;
• обеспечение взаимодействия между кафедрами, готовящими учителей национальных школ, в руководстве научно-исследовательской работой студентов;
• внедрение результатов исследований студентов в практику работы национальной школы и вуза.
Таким образом, сочетание теоретической работы, педагогической практики и самостоятельной исследовательской работы студентов позволяет обеспечить устойчивую положительную направленность на совершенствование инновационной деятельности; творческий подход к решению проблем, связанных со спецификой работы в национальной школе в поликультурном регионе; развитие рефлексивно-аналитических умений, высокой ответственности, творческой активности.