Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся начальных классов'

Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / TEACHER ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искакова Маржан Оразгалиевна

Экологическое воспитание призвано непосредственно воздействовать на личность учителя, формируя его духовно-нравственные качества, готовить к проведению воспитательной работы по экологическому воспитанию учащихся. В экологическом образовании и воспитании участвуют государственные образовательные учреждения и общественные формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological education serves both to influence directly on teacher personality forming spiritual and moral qualities, and prepare teacher to educational work implementation on students’’ ecological education. Ecological education serves to develop ecological and ethical standards and values, acquire professional skills and form such lifestyle that is necessary for stable region development provision. State education institutions and public organizations tak e part in ecological education.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся начальных классов»



^ Образование в сфере культуры

ОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕМ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УДК 378

М. О. Искакова

Московский педагогический государственный университет

Экологическое воспитание призвано непосредственно воздействовать на личность учителя, формируя его духовно-нравственные качества, готовить к проведению воспитательной работы по экологическому воспитанию учащихся. В экологическом образовании и воспитании участвуют государственные образовательные учреждения и общественные формирования.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура учителя, непрерывное экологическое образование, экологизированная образовательная среда.

Ecological education serves both to influence directly on teacher personality forming spiritual and moral qualities, and prepare teacher to educational work implementation on students'' ecological education. Ecological education serves to develop ecological and ethical standards and values, acquire professional skills and form such lifestyle that is necessary for stable region development provision. State education institutions and public organizations tak e part in ecological education.

Keywords: ecological education, teacher ecological culture, continuous ecological education, ecology educational environment.

В современных условиях повышения требований к личности учителя и качеству подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности особое значение приобретает проблема становления и развития профессионализма будущего учителя в процессе обучения в вузе [2, с. 246].

Необходима профессиональная подготовка учителя начальных классов к овладению содержанием, формами и методами профессионально-педагогической деятельности, в нашем случае — в экологическом воспитании учащихся начальных классов.

Осуществление такой подготовки дает возможность косвенного, опосредованного влияния на формирование экологических взглядов и убеждений студентов, что усиливает педагогический эффект первой подси-

стемы — экологического воспитания будущих учителей.

Сущностью данной подготовки как специально организуемой и сознательно осуществляемой деятельности преподавателей и студентов является освоение будущими учителями общественно-педагогического опыта по экологическому воспитанию подрастающего поколения, усвоение соответствующих знаний, формирование умений и навыков на основе активной деятельности [1, с. 371].

Опираясь на праксиологическую теорию деятельности, мы выделяем следующие педагогические закономерности подготовки студентов к экологическому воспитанию учащихся [1, с. 372]:

1) уровень готовности будущего учителя к экологическому воспитанию учащихся за-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 179-182 179

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^

висит от качества знаний обучаемых, достаточности их связей с жизнью, практикой. Знания составляют неотъемлемый компонент образования в целом и профессионального образования в частности. Процесс подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся включает обеспечение обучаемых знаниями методологического, теоретического, методического, технологического характера;

2) уровень готовности будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся зависит от степени включения их в различные виды деятельности. Овладение профессиональными знаниями не обеспечивает успеха педагогической деятельности. Для этого необходимы и умения, которые, базируясь на теории, формируются только на практике. Причем чем разнообразнее деятельность обучаемых, тем эффективнее формируются необходимые умения;

3) результативность подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся зависит от степени интеграции ее элементов на всех уровнях, согласованности педагогических воздействий на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях;

4) эффективность подготовки студентов зависит от разнообразия форм и методов образовательного процесса. Использование различных организационных форм, методов обучения и воспитания способствует развитию интереса студентов к соответствующей деятельности.

Выявленные закономерности позволяют сформулировать принципы подготовки студентов педвуза к экологическому воспитанию учащихся: научность, системность и целостность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, взаимодействие общего, особенного и индивидуального в содержании и методах подготовки, единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения, оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, создание положительного эмоционального фона, соответствующей характеру деятельности

мотивации.

Принцип научности подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся предполагает опору на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета и требует ознакомления студентов с объективными научно-педагогическими фактами, понятиями, законами, теориями из основных разделов педагогической науки.

Важными принципами организации подготовки студентов к экологическому воспитанию учащихся являются системность и целостность. Система становится целостностью, когда ее отдельные части находятся в функциональной зависимости и каждый элемент является следствием состояния другого элемента.

Вышеизложенный принцип сочетается с принципом взаимодействия общего, особенного и индивидуального в содержании и методах подготовки. Данный принцип предполагает взаимосвязь трех компонентов.

К первому относятся знания методологии педагогики, теории целостного педагогического процесса, общепедагогические умения и навыки; ко второму — знание особенностей экологического воспитания учащихся в современных условиях, его сущности, принципов, форм и методов, умения осуществлять воспитательное воздействие на школьников различного возраста; к третьему — знания и умения, способствующие формированию индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей.

Одним из основных принципов подготовки студентов к экологическому воспитанию учащихся является принцип систематичности и последовательности. В современных условиях этот принцип получил освещение в работах С.П. Баранова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, Н.А. Сорокина и др. Значимость данного принципа обусловливается потребностями профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, развитием их профессиональной направленности, закономерностями процесса усвоения педагогической теории, основами научной организации деятельности студентов.

^ Образование в сфере культуры

Принцип систематичности и последовательности тесно связан с принципом единства теоретической и практической подготовки. Связь теории с практикой — один из основных принципов современной дидактики.

Важным принципом в подготовке будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся является единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения. Реализация данного принципа предполагает организацию комплексного воздействия на личность будущего учителя в учебно-воспитательном процессе.

Следующий принцип — сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности студентов. Данный принцип основывается на философском положении о том, что активность личности является одним из ведущих факторов ее развития. Успех процесса подготовки специалиста основывается на активной познавательной деятельности студентов, которая должна включать как репродуктивную, так и продуктивную деятельность.

Еще один принцип — создание положительного эмоционального фона, мотивации в подготовке студентов к экологическому воспитанию учащихся.

Вышеназванные принципы отражают педагогические закономерности подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся.

К принципам, отражающим специфические закономерные связи подготовки студентов к экологическому воспитанию учащихся, мы относим адекватность содержания подготовки требованиям современного общества, спиральность, алгоритмичность [3, с. 373].

Выделение принципа адекватности содержания подготовки требованиям современного общества обусловлено изменениями во всех сферах жизни общества, в системе образования, концептуальных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Принцип спиральности означает сочета-

ние принципов линейности и концентричности построения учебных планов и программ и реализуется в учебно-воспитательном процессе таким образом, что будущие учителя первоначально знакомятся с основными понятиями экологического воспитания, приобретают элементарные педагогические умения и навыки, а затем поэтапно расширяют круг знаний на основе взаимосвязанного изучения предметов общекультурного и психолого-педагогического циклов, совершенствуют общепедагогические умения и навыки, необходимые для экологического воспитания учащихся.

Принцип алгоритмичности предполагает освоение будущими учителями различных алгоритмов педагогической деятельности, соответствующих разнообразным педагогическим ситуациям. Для этого в процессе подготовки предусматриваются занятия, где студенты учатся решать педагогические задачи с жесткими, а затем и стохастическими алгоритмами, проигрывать ситуации с изменяющимися условиями, требующими применения стохастических и эвристических алгоритмов.

Таким образом, реализация процесса подготовки студентов к экологическому воспитанию учащихся опирается на совокупность общепедагогических и специфических принципов.

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза — это многогранный, динамичный, многоступенчатый процесс, исследование которого возможно с различных позиций.

Социальный заказ общества системе образования включает сегодня как требования к идеальной модели личности, так и тенденцию к всемирному сотрудничеству в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей.

Все это существенно меняет цели и задачи образования, задачи и функции педагога, базовые профессионально-педагогические ценностные ориентации и направленность профессионального становления личности, ее мировоззренческие основы.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^

Примечания

1. Артамонова, Е. И. Экологическое воспитание будущего учителя как образовательно-воспитательная система / Е. И. Артамонова, М. О. Искакова // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : [сб. ст. международной научно-практической конференции]. — Москва : МАНПО ; Ярославль : Ремдер, 2013. — Ч. 1. — С. 363—378.

2. Панин, М. С. Профессиональная культура как содержание профессионализма учителя / М. С. Панин, А. А. Молдажанова // Материалы Юбилейной международной научно-практической конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития». — Москва : МПГУ, МАНПО, 2005. — Ч. 2. — С. 246—250.

3. Панин, М. С. Казахстанское образование: взгляд ученого, педагога, руководителя / М. С. Панин ; под ред. Е. Б. Сыдыкова. — Алматы : Раритет, 2009. — С. 364—380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.