МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна (урок-лекция, урок-дискуссия, урок-консультация, урок-путешествие, урок-диалог и др.):
- Использование различных видов работы поддерживает внимание курсантов на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких занятий.
- Они снимают утомляемость, перенапряжение курсантов за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей обучаемых.
5.Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения курсантов в различных предметах.
При использовании межпредметных связей в обучении иностранному языку в военном вузе, было разработано и проведено интегрированное занятие по иностранному языку и истории Внутренних войск. Военная история и история внутренних войск стали предметом внимания преподавателей кафедры иностранных языков Саратовского Краснознаменного военного института внутренних войск, так как важность этих предметов в деле воспитания и образования будущих офицеров очевидна.
Изучение таких дисциплин способствует расширению военного кругозора курсантов и развитию их тактического мышления и способности применять накопленный опыт в служебно-боевой деятельности войск, повышая тем самым мотивацию к изучению иностранного языка, без знания которого сейчас не обходиться ни один квалифицированный специалист. Список использованной литературы:
1. Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании // Педагогика. 1991. №2. С. 77-80.
2. Думина И.В. Педагогические технологии в обучении географии./Современный урок географии Ч.2 - М.: Школа-Пресс, 2001. (География в школе. Библиотека журнала. Вып. 5)
3. Кларин М. В.Развитие "педагогической технологии" и проблемы теории обучения - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.bim-
bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1629&binn_rubrik_pl_articles=12 (дата обращения 14.02.13)
4. МаксимоваВ.Н., Груздева Н.В. Межпредметныесвязи в обучении биологии. М.: «Просвещение», 1987.- 192 с.
5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1980.
6. Философский словарь онлайн - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/i/integratsija.html / /(дата обращения 19.02.2013)
7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга дляучителя. - М.: «Просвещение», 1988.
8. Якиманская С. Личностноориентированное обучение в современной школе/ - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.
© Евдокимова Ю.Н.,2016
УДК 372.854
И.Т. Евстафьева
К.х.н., доцент ПИ ИГУ, г. Иркутск, РФ
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Рассмотрены некоторые общие направления формирования у студентов компетенций, связанных с выполнением исследовательской работы по химии, а также организацией и сопровождением исследовательской деятельности школьников в области химии в соответствии с требованиями ФГОС. Среди
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
них отмечены курсы «Основы научно-исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования» и «Методология и методика научного исследования»; введение элементов исследования в лабораторный химический практикум на примере курса «ХОС»; изучение курса «Теория и методика обучения химии»; выполнение курсовых и дипломных работ (бакалавриат) и магистерских диссертаций на базе УНЦ.
Ключевые слова
Федеральный государственный образовательный стандарт, деятельность, структура деятельности,
исследовательская деятельность по химии.
Одной из важных особенностей образовательного стандарта общего среднего образования нового поколения (далее ФГОС) является то, что в нём акцентируется необходимость формирования у школьников навыков исследовательской деятельности как универсального способа освоения действительности. В его основу положен системно-деятельностный подход, который декларирует, наряду с прочими важными положениями, необходимость становления таких личностных характеристик выпускника как способность осуществлять, в частности, учебно-исследователь-скую деятельность. Стандарт, устанавливая требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, делает акцент на владении навыками учебно-исследовательской деятельности [2, 4].
В связи с этим в тексте ФГОС отмечается, что у педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения умения организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся [2, 4].
Таким образом, задачей современного педагогического вуза является подготовка такого учителя, который сам владеет навыками исследовательской (как учебной, так и научной) работы и способен формировать эти умения у своих учеников.
В контексте обсуждаемой темы основными задачами подготовки бакалавров (и особенно магистров) в педагогическом вузе выступают, на наш взгляд, следующие:
- направленность образовательного процесса на овладение будущими учителями структурой деятельности вообще и исследовательской, в частности;
- создание условий для развития исследовательских способностей и умений (компетенций) у студентов;
- создание условий для овладения студентами умений организовывать исследовательскую деятельность обучающихся в будущей профессиональной деятельности.
Это не значит, что из учебного процесса любого образовательного учреждения полностью исключается деятельность репродуктивная, так как без репродуктивного освоения базовой предметной информации невозможен её последующий продуктивный анализ, преобразование и использование. Однако, указанные выше задачи подготовки будущих учителей напоминают, что нельзя останавливаться на репродуктивном, уровне, необходимо определить оптимальное соотношение репродуктивной и исследовательской деятельности обучающихся любого уровня.
Структура исследовательской деятельности, научной и учебной, достаточно универсальна: постановка проблемы, определение цели, изучение теории, относящейся к данной проблематике, формулирование гипотезы, подбор методик исследования (проведения эксперимента) и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы - результаты деятельности [1]. Если сравнивать алгоритмы учебного и научного исследования - их объединяет то, что источником действия является затруднение (недостаток знаний для решения какой-то задачи, какое-то несоответствие). Большое значение при этом имеет эксперимент. Он может являться источником проблемы (эксперимент - проблема -теория - вывод) , но может использоваться для её разрешения (теория - проблема - эксперимент - вывод) [3].
Изучение данного вопроса показывает, что «стихийно»-интуитивное обучение, не систематизированное специально в рамках каждой учебной дисциплины, не приводит к формированию
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
необходимой для будущего учителя компетенции. Рассмотрим один из возможных вариантов решения заявленных задач на примере подготовки учителей химии.
Фундаментом для успешного овладения исследовательскими компетенциями должны служить, прежде всего, знания, умения и навыки, формируемые при изучении всех дисциплин химического цикла, предусмотренных учебными планами бакалавриата и магистратуры. В процессе освоения этих дисциплин студенты приобретают не только теоретические знания, но учатся формулировать цели, усваивают основные закономерности структурирования и систематизации информации в предметной области «Химия», развивая и углубляя представления от бакалавриата к магистратуре. Особо следует отметить приобретение студентами навыков лабораторного химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности в различных областях химии.
В этой подготовке следует отметить несколько этапов или своеобразных центров, которые интегрируют и направляют процесс формирования исследовательских компетенций будущего учителя.
Так, формированию компетенций, связанных с учебно- и научно- исследовательской деятельностью у студентов, служат курсы «Основы научно-исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования» (бакалавриат) и «Методология и методика научного исследования» (магистратура).
В программу курса «Основы научно-исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования» входят такие разделы как «Методология научного исследования», «Понятийный аппарат научно- исследовательской деятельности», «Основные элементы и этапы научно- исследовательской работы», «Работа с научной литературой и сбор научной информации», «Оформление научных работ студентов» и т.д. Изучение курса завершается представлением устного доклада, сопровождаемого мультимедийной презентацией, по самостоятельно выбранной теме, в котором студент должен продемонстрировать свое умение работать с научной информацией по химии. Курс «Методология и методика научного исследования» расширяет и совершенствует знания и умения студентов в этом направлении, показывая особенности исследовательской работы в области химии и в области методики её преподавания; особенности химического и педагогического экспериментов.
Следующим этапом можно назвать введение элементов исследования в лабораторный практикум, который можно рассмотреть на примере изучение курса «Химия окружающей среды» (далее «ХОС»). Этот курс открывает широкие возможности введения элементов исследовательской деятельности студентов и реализации проблемного подхода. Основная задача курса «ХОС» - применение методов аналитической химии, понятий и законов классической химии к исследованию состава реальных компонентов окружающей среды. При выполнении этой задачи студенты проводят отбор проб воды и почвы из различных районов города и других населенных пунктов области, а затем применяют освоенные ими методы химического и физико-химического анализа для определения их химического состава. Определяется содержание определенных компонентов, например ионов жесткости, перманганатной окисляемости, кислорода, активного хлора, ионов железа, свинца и других ионов в воде, взятой из различных водоемов, колодцев и скважин. Исследуется также кислотность и влажность почвы, содержание гумуса, содержание ионов свинца, ртути, меди в почве. При выполнении каждой работы от студента требуется умение самостоятельно сформулировать цели и задачи исследования, обосновать выбор метода исследования, провести анализ и, наконец, самостоятельно сформулировать выводы.
Важно отметить, что именно химический мониторинг окружающей среды, и вообще область химии окружающей среды, открывает большие возможности для исследовательской деятельности в школе, так как исследование качества компонентов окружающей среды является задачей, актуальной и доступной для школьников. Кроме того, эти исследования могут быть успешно адаптированы к школьным условиям и проводиться в школьном кабинете химии, не требуя сложного оборудования, труднодоступных специальных реактивов, и, что особенно важно, без нарушения строгих требований техники безопасности. Кроме того, интеграция химических, биологических, экологических знаний в курсе «ХОС» способствует формированию
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
метапредметных представлений. Таким образом, студенты приобретают умения, которые впоследствии смогут применить при организации и сопровождении исследовательской деятельности школьников.
Перенести приобретенные навыки организации и проведения исследования на работу со школьниками студентам помогают дисциплины методического цикла, которые условно можно назвать «Теория и методика обучения химии». Здесь можно отметить третий центр подготовки - педагогическую практику. Если для студентов бакалавриата в период педагогической практики можно акцентировать организацию учебно-исследовательской работы школьников, то для студентов магистратуры - научно-исследовательскую. Подобная расстановка акцентов не исключает, естественно, организацию любой исследовательской работы обучающихся в период любой педагогической практики.
Завершающим этапом в формировании навыков и компетенций, связанных с научно -исследовательской деятельностью в области химии, и приобретении собственного опыта научного исследования, безусловно, является выполнение курсовых и дипломных работ (бакалавриат) и магистерских диссертаций (магистратура), которые можно считать четвёртым центром, координирующим и интегрирующим подготовку учителей химии к осуществлению собственной исследовательской работы и исследовательской работы школьников.
Обеспечению высокого научного уровня курсовых и выпускных квалификационных работ, расширению их экспериментальной базы способствует создание учебно-научных центров (далее УНЦ) на базе соответствующих кафедр ВУЗа, средних образовательных учреждений с одной стороны, и институтов академии наук с другой стороны, нашем случае, Иркутского института химии им. А.Е Фаворского (ИрИХ) СО РАН. [5]. Благодаря УНЦ студенты имеют возможность работать в лабораториях академического института, принимая участие в синтезе и установлении структуры новых органических соединений. Используя экспериментальную базу современного исследовательского института, под руководством высококвалифицированных научных сотрудников, студенты совершенствуют навыки работы с научной литературой, специальными базами данных по химии, навыки химического эксперимента, приемы практического использования лабораторного оборудования, которое применяется для проведения синтеза новых веществ и установления их состава и строения. Выполнение курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций при сотрудничестве ВУЗа и ИрИХ СО РАН позволяет обеспечить их актуальность, высокую достоверность и истинную научную новизну полученных результатов.
Таким образом, продемонстрированы некоторые общие направления формирования у студентов компетенций, связанных с выполнением исследовательской работы по химии и методике её преподавания, а также с подготовкой студентов к реализации требований ФГОС в будущей профессиональной деятельности: организацией и сопровождением исследовательской деятельности школьников в области химии.
Список использованной литературы
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М. : Либроком, 2010. - 280 с.
2. Приказ от 29 декабря 2014 г. № 1645 о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1645.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
3. Сурин, Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии- М.: Школа- Пресс, 1998. - 141 с
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
5. Чернов Н.Ф. Роль научно-исследовательской работы студентов в создании мотивов изучения химии // Проблемы и перспективы развития химического образования: Тез. докл. Всерос. научн-практ. конф. -Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 73 - 74.
© Евстафьева И.Т., 2016